Каждый из нас, людей, живущих в современном мире, является манипулятором. Наша жизнь, по сути, борьба за выживание. Своеобразный «естественный отбор», недаром в наши дни очень часто можно услышать «кто не успел, тот опоздал» и подобные фразы. Это говорит о том, что люди крайне озабочены получением выгоды, а она, в свою очередь, необходима для спокойной и размеренной жизни: стабильность на работе, в семье, в кругу друзей. Человек все чаще старается произвести впечатление, которое, по сути, нужно только ему самому, для самоутверждения.
Как это ни прискорбно, ради этого, на мой взгляд, весьма сомнительного удовольствия, многие идут, что называется, «по головам». И основным помощником в этой «прогулке» является манипулирование.
Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких.
Таким образом, целью данной работы является изучение и выявление особенностей манипуляции в педагогическом процессе.
Предметом исследования является манипулятивное общение, а объектом — является изучение особенностей манипулятивного общения в педагогическом процессе.
1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности
1.1 Понятие «манипуляция»
Манипулирование в педагогике — очень сложная и тонкая тема, ведь никто из нас не хочет стать жертвой манипуляции. Но, тем не менее, любой педагог, рано или поздно, применяет ее в работе с детьми.
Что же такое «манипуляция»?
Современные словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать»:
- управлять,
- использовать,
- контролировать,
- оперировать и др.;
Манипулятор
Стоит выяснить, откуда происходит термин «манипуляция». В переносном значении, по материалам интернета (сайт www.psycho.tpi.ac.ru), Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».
В психологической литературе, по мнению Леонтьева А. А, термин «манипуляция» имеет три значения:
- первое полностью заимствовано из техники и используется преимущественно в инженерной психологии и психологии труда,
— второе значение заимствовано из этологии: под манипуляцией понимается «активное перемещение животными компонентов среды в пространстве» (в противоположность локомоции — перемещению в пространстве самих животных) «при преимущественном участки передних, реже задних конечностей, а также других эффекторов».
Ложное воспоминание: манипуляция человеком с помощью его памяти
... и практическое исследование феномена «ложные воспоминания» (возможность манипуляции человеком при помощи внедрения ложной информации). Задачи: 1) Проведение анализа психологической литературы по теме «ложное воспоминание» (определение; способы внедрения ложных воспоминаний; факторы, влияющие на характеристику ложных воспоминаний ... подверженности ложным воспоминаниям и устойчивыми чертами личности у ...
*В этих двух значениях термин манипуляция можно встретить в психологической литературе, начиная с 20-х годов,
— А с 60-х годов он стал использоваться еще и в третьем значении, на этот раз заимствованном из политологических работ. Постепенно — уже практически без доработки — слово «манипуляция» начало использоваться и в контексте межличностных отношений.
Для того чтобы представить себе, что понимает под термином «манипуляция» психология, рассмотрим мнения различных авторов:
1. Бессонов Б.Н.
- Форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путем.
2. Волкогонов Д.А.
- Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира.
3. Гудин Р.
- Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого.
4. Йокояма О.Т.
- Обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора.
5. Прото Л.
- Скрытое влияние на совершение выбора.
6. Рикер У.
- Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать.
7. Рудинов Дж.
- Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого.
8. Сагатовский В.Н.
- Отношение к другому как к средству, объекту, орудию.
9. Шиллер Г.
- Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения.
Одно из обязательных элементов определения — указание на родовую принадлежность понятия. Поэтому необходимо указать, что манипуляция является видом психологического воздействия. Основной сущностный признак манипуляции — стремление манипулятора к получению одностороннего выигрыша.
Манипуляция возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и внедряет их в его психику. Поэтому в определение в качестве сущностного признака необходимо ввести момент привнесения манипулятором намерений, которые адресат считает своими. Поскольку обязательным условием действенности манипуляции является сокрытие, как факта воздействия, так и намерений манипулятора, необходимо отметить эту ее особенность. По возможности следует указать и искусность, и мастерство, обеспечивающие эффективность манипуляции. И наконец, следует обозначить основной эффект внесения изменений в мотивационные структуры адресата — побуждение к совершению определенных манипулятором действий.
В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
Итак, один человек решает, что с другим человеком (как с объектом) он намерен сделать, а вот как это нечто сделать, — выясняется в процессе их взаимодействия с адресатом. В случае с манипуляцией, речь идет лишь о присвоении манипулятором права решать за адресата, что ему должно делать, о стремлении повлиять на его цели.
1.2 Типы манипуляций
10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
- Провоцирование ваших защитных реакций.
- Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
- Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
- Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».
- Игра на вашем чувстве безысходности.
- Игра на чувстве жадности.
- Использование запланированных «трудных» уступок.
- Намеренное затягивание времени обсуждения.
- Провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.
На просторах всемогущего Интернета я нашла таблицу, которая вполне ясно дает понять, как и когда вами манипулируют. На мой взгляд, она очень удобна в использовании.
Типы манипуляций
№ п/п |
Тип манипуляции |
Цель манипуляции |
Анализ ситуации |
Техники контрвлияния |
|
1. |
Провоцирование ваших защитных реакций |
Ослабить вашу решимость |
Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины |
Не оправдываться. |
|
2. |
Провоцирование вашего замешательства, дезориентации |
Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам |
С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы |
Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: «Нет хладнокровия — нет преимущества» |
|
3. |
Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество |
Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения |
Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен |
Хорошие отношения не продаются и не покупаются. Можно ответить хорошим отношением |
|
4. |
Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка» |
Получить дополнительные уступки |
Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок |
Твердо отстаивайте свои интересы |
|
5. |
Игра на вашем чувстве безысходности |
Заключить сделку, не учитывая интересы партнера |
Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации |
Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность |
|
6. |
Игра на чувстве жадности |
Втянуть собеседника в рискованную игру |
Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть |
Твердо оставаться на почве реальности, не дать «жадности затмить глаза» |
|
7. |
Использование запланированных «трудных уступок» |
Побудить партнера сделать ответную уступку |
Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах |
Убедитесь, что обмен будет эквивалентным |
|
8. |
Намеренное затягивание времени обсуждения |
Получить уступки в одностороннем порядке |
Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения |
Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу |
|
9. |
Провоцирование вашего интереса к партнеру |
Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения |
Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок |
Получить информацию из других источников |
|
10 |
«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее |
Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру |
Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмерную плату |
Отказаться от предложения |
|
Современные психологи выделяют несколько типов манипуляции, наиболее часто встречающейся в педагогике:
— «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.
— «Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям и воспитателям детских садов о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или воспитателя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель — диктовать свои условия.
1.3 Типы манипуляторов
Диктатор., Тряпка, слабак., Вычислитель (калькулятор)., Прилипала.
- Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
Славный парень.
- Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
Защитник.
Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.
В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов — это «диктатор», «тряпка», «прилипала», «судья» и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.
1.4 Психологические уловки детей и подростков
Отдельным подпунктом захотелось выделить именно уловки детей, поскольку нам, как будущим педагогам, просто необходимо в них ориентироваться, дабы иметь возможность пресечь попытки учащихся нами манипулировать.
Э. Шостром определяет детей как прекрасных манипуляторов. Он различает несколько их типов:
1) Самый распространенный из них — «маленькая тряпка». Этот пассивный зависимый ребенок манипулирует родителями, используя свою крайнюю беспомощность и нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность. Довольно рано обнаружив силу своей кажущейся слабости, он выбирает роль беспомощного и глупого. Он не просто ленив, как думают многие. Он хитер, как лисица. Он достаточно умен, раз успешно манипулирует взрослыми и заставляет их все делать за него.
2) Второй тип детского манипулятора можно назвать «маленьким диктатором». Он управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, топанья ногами.
3) Третий тип детского манипулятора — это «Фредди — лисица». Он начал жизнь плаксой, и, как он обнаружил вскоре, слезы оплачиваются вниманием. Он еще сам не успел придумать, почему расплакался, а его уже утешают, ласково гладят и, кажется, больше любят. До школы он оттачивал свой слезливый механизм, а в школе получил возможность использовать свое тайное оружие по назначению. Он стал мастером по провоцированию сочувствия к себе.
4) Четвертый тип маленького манипулятора — это «жестокий Том». Его характерная черта — насильственный темперамент. Он толкает, задирает, обзывает детей, дерется и плюется. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому он стал начинающим хулиганом. Более всего на свете он ненавидит авторитеты. Его непоколебимая уверенность довольно быстро превращается в самонадеянность и абсолютную веру в свои силы.
5) Пятый тип детского манипулятора — «Карл — соревнователь», или стремящийся быть первым. Это своеобразная комбинация Тома и Фредди. Обычно Карл вырастает в семьях, где есть два мальчика, и младший с раннего возраста овладевает наукой соревнований, отвоевывая себе равное место в этом мире. Школа — лучший полигон для его упражнений в этой области.
Манипулятивные способы подростков (по Э. Шострому):
- плач,
- угроза,
- спекуляции,
- сравнение,
- вымогательство (или шантаж),
- настраивание одного родителя против другого,
- ложь,
- подавленное состояние.
2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности
В практической части моей работы было проведено исследование, задачами которого было выяснить, как учителя и учащиеся относятся к проблеме манипуляции в педагогической деятельности. Для этого был использован метод опроса. Объектом исследования являются четыре группы людей разных возрастов: учащиеся средней школы №328 (10-11 классы) в количестве 13 человек, студенты ПК №4 в кол-ве 12 человек, и преподаватели средней школы №328 в количестве 10 человек.
Также эти вопросы были заданы людям, работавшим вожатыми в детских оздоровительных лагерях в количестве 17 человек.
Анкета для вожатых и учителей средней школы.
1. Знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане?
2. Знаете ли вы какие-нибудь манипулятивные приемы?
3. Используете ли вы приемы манипулятивного воздействия на учеников?
4. Осознано ли вы это делаете?
5. Читали ли вы какую-нибудь литературу по приемам манипуляции?
6. Как вы считаете, необходимы ли учителям дополнительные знания по технике манипуляции в педагогической деятельности?
7. Как вы считаете, знают ли ученики о вашем манипулятивном воздействии на них?
8. Стараетесь ли вы воспользоваться скрытыми приемами манипуляции?
Анкета для учащихся 10-11 классов и ПК.
1. Знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане?
2. Используют ли учителя манипуляцию по отношению к вам?
3. Замечаете ли вы, когда вами манипулируют учителя?
4. Приятно ли вам ощущать манипулятивное воздействие на себе?
5. Как вы думаете, используют ли учителя скрытые приемы манипуляции?
6. Используете ли вы манипуляцию при общении со сверстниками?
7. Используете ли вы манипуляцию при общении с учителями?
8. Используете ли вы манипуляцию при общении с родителями?
Большая часть опрошенных каждой из группы понимают, что означает термин манипуляция. При этом следует помнить, что в школе, в отличие от педагогического института, не введено российским стандартом образования такого предмета как психология. Учащиеся могут изучать азы психологии только самостоятельно. Поэтому студенты более грамотны в этом отношении.
Основная масса учителей очень хорошо осведоблена о манипулятивных технологиях и активно использует их на практике, не видя в этом криминала.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в своем большинстве все опрашиваемые понимают, что такое манипулятивные технологии. Хотя они и имеют различный объем знаний по данной теме, но на поставленные вопросы отвечали адекватно.
Учителя и вожатые считают, что манипуляция в педагогической деятельности допустима. У учащихся средней школы и студентов ПК отношение к манипуляции со стороны учителей отрицательное. Причем если учащиеся еще как-то смиряются с этим, то студенты категорически отвергают применение манипуляции по отношению к ним.
В процессе проведения данного исследования, я получала и очень интересные ответы от учителей. Надо сказать, что это было крайне занимательно, поскольку большая часть вела у меня уроки в школе.
Итак, о своем отношении к манипуляции говорят педагоги со стажем:
— «Думаю, каждый из нас, манипулирует учениками. И даже тот, кто не хочет этого признавать. А манипулирование ведь значительно облегчает деятельность учителя. Возможно это эгоистичное заявление, но я отношусь к сторонникам подобного метода воздействия».
- «Что такое манипуляция? Это, я считаю, насилие над человеком. Если она еще и скрытая, то это уже крайне непристойное поведение для педагога!»
— «Почему меня так коробит фраза: «Он манипулирует детьми»? Почему смущают статьи о приемлемости и даже пользе манипуляции в педагогике, о том, что это гораздо лучше, чем авторитарный стиль? Ведь если быть честным с собой, признаешь, что ни в одной семье, ни в одном классе взрослые не обходятся без манипуляции. Я, учитель, считаю возможным в некоторых случаях использовать этот прием, но досадливо морщусь, произнося слово, его обозначающее»
- «Манипулируя, мы каждый раз приучаем детей к тому, что используем их втемную. Даем понять, что подчиняться чужой воле — нормально, это даже удобнее, спокойнее, чем принимать собственное решение»
- «Не думаю, что в манипулировании, в аспекте педагогическом, кроется некий злой умысел: мы стараемся помочь ученику осознать какие-то вещи.
Кому, как не вам, знать о нежелании школьника что-либо делать?»
Таким образом, мы можем увидеть, что нет единого мнения относительно использования манипулятивного воздействия на обучаемых.
Предлагаю проанализировать несколько ситуаций из школьной жизни.
— Ученик 7-го класса демонстративно нагрубил учительнице. Она сделала замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Обиженная учительница не нашлась, что ответить, и пригрозила, что пожалуется в милицию. Однако он, чувствуя интерес всего класса к их конфликту, расхрабрился и крикнул: «Ну и что мне будет?» Учительница ответила: «Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности!»
Анализ ситуации. Безусловно, учительница должна была прореагировать на оскорбление. Она могла сделать вид, что не слышит и вообще не хочет разговаривать с учеником, выразить обиду или удалить его с урока. Наверное, она могла бы предпринять еще какие-то действия. Но чтобы эти действия были педагогически эффективны, они должны соответствовать ситуации и направляться на конкретного школьника — нарушителя дисциплины.
В нашем примере педагог воздействовала на подростка так, чтобы вызвать у него чувство страха. На короткий период ей это удалось: ученик замолчал и весь конец урока просидел, решая только одну проблему: посадят его в тюрьму или не посадят? После окончания урока он обошел всех своих друзей, зашел в кабинет к школьному психологу, обратился к родителям. И везде получил ответ: нет, не посадят. Таким образом, избавляясь от страха, он перестал верить учительнице.
Какая педагогическая ошибка была допущена в этом случае? Преподавательница отнеслась к учащемуся отстранено, безразлично и формально, как к некоему неодушевленному предмету-помехе. Для устранения этой помехи, «выключения» ее из ситуации урока она позволила себе прибегнуть к средству, «подвернувшемуся под руку», не задумываясь о возможных последствиях.
— Одно из обязательных требований в начальных классах — это требование проявлять аккуратность. Учитель строго следит за тем, чтобы учащиеся чисто и красиво писали, правильно размещали упражнение или пример на листе бумаги. Очень часто это вполне разумное требование превращается в сверхтребование. Чтобы разместить задание посередине листа, учитель приказывает, например, отступить три клеточки слева от полей и пять клеточек сверху. Школьники старательно считают клеточки, путаются, снова считают… Острая проблемная ситуация возникает тогда, когда никак не получается равное число клеточек, а только с половиной или с четвертью. Текут слезы, возникает неуверенность: «У меня ничего не получится…», «Я не успею…».
Но вот вопрос с клеточками решен, ученик торопливо пишет упражнение или считает пример и в конце урока сдает тетрадь учителю. На другой день он открывает ее и снова плачет, теперь уже не от страха и напряжения, а от обиды: учитель поставил тройку, хотя пример решен правильно. Отметка снижена за то, что неправильно отсчитаны клеточки…
Анализ ситуации. Какую педагогическую нагрузку несет требование размещать пример или упражнение строго в центре листа тетради, по высчитанным клеточкам? Очевидно, оно не несет смыслового содержания и не связано с правильностью выполнения упражнения или примера. Функциональное значение данного требования состоит в том, что оно и ряд других аналогичных требований в своей совокупности составляют основу для реализации учителем контроля и сверхконтроля за учебной деятельностью и поведением учащихся, формулирование таких требований помогает учителю включить ученика во взаимодействие типа «Руководство-подчинение» и формирует в последнем такое качество личности, как безоговорочное послушание всегда и во всем без оценки, разумны или неразумны требования учителя.
Если переходить на терминологический слог, при помощи системы формальных требований учитель формирует новую для ученика коммуникативную позицию — позицию объекта обучения и воспитания. До школы ребенок почти никогда не находился в такой позиции: в семье его любили и баловали, в детском саду о нем заботились. И только в школе он становится объектом обучения и воспитания.
(пример взят из книги: К.Г. Митрофанов. «Учительское ученичество.»)
— В книге К. Митрофанова «Учительское ученичество» автор рассказывает, что впервые он столкнулся с манипулятивным стилем в педагогическом общении, когда проходил практику в пионерском лагере. Старший вожатый четко формулировал суть педагогического манипулирования: «Дети делают, что хотят, а хотят они… Что? Правильно! То, что нужно мне».
Анализ ситуации. Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает на результат. Он хорошо знает, чего он хочет, и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предоставляемые его профессией. Свое взаимодействие с учеником учитель строит, ориентируясь только на собственные цели. Интересы школьника из этого взаимодействия исключаются.
Учитель-манипулятор личностно закрыт от ученика: он думает одно, говорит другое, а делает третье. Он не заботится о психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению, школе и учителю. Учитель четко, организованно и в какой-то степени расчетливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели.
— Наверное, в любом классе есть так называемый «отпетый двоечник». Если это 8-9-й классы, то на него уже не обращают внимания. Он сидит на последней парте, занимается своими делами, и обе стороны (родители и учителя) по негласному соглашению ждут, когда закончится 9-й класс и нерадивого юношу возьмут в ПТУ. И все было бы хорошо, если бы школьник вел себя тихо и никому не мешал. Неразрешимая проблема возникает тогда, когда ученик начинает откровенно скучать на уроках и нарушать дисциплину. Его вызывают к директору, на педсовет и обещают «выгнать из школы». Эта угроза его искренне пугает, и чем больше он боится, тем чаще срывается. Под таким эмоциональным давлением проходит 9-й класс, который и сам юноша, его учителя и родители оценивают как самый тяжелый.
Анализ ситуации. Различные способы эмоционального давления составляют ядро, стержень манипулятивного воздействия учителя на ученика в нашей школе: «Ты должен…», «Ты обязан…», «Тебе нельзя…», «Запрещено…».
Если подросток или старшеклассник не может или не хочет выполнить этих требований, то реализуются меры административного давления: вызов родителей в школу, вызов ученика к директору и на педсовет, жалобы в милицию, исключение из школы.
Будем откровенны: если обучение в нашей школе построено на принуждении, приказах и требованиях, если учителя вынуждены почти насильно заставлять школьников учиться, значит что-то здесь не так, в чем-то главном была допущена ошибка. В чем же? Подумаем вместе.
Заключение
В своей работе я постаралась с разных сторон взглянуть на проблему манипуляции в современной системе образования. Должна сказать, что даже к концу работы я не поняла, к какому типу учителей смогу отнести себя: к тем, кто приемлет манипуляцию, или тем, кто ее резко отвергает.
В процессе изучения этого вопроса я поняла, что люди, занимающиеся проблемами манипулирования в образовании, никогда не придут к общему решению. Я думаю, что это будет продолжаться очень долго, как крайне философский вопрос о происхождении яйца и курицы — а что было раньше?. Общество никогда не сможет прийти к консенсусу и по изучаемому вопросу: всегда будут те люди, которые станут придерживаться нейтралитета, но будут использовать определенные приемы в своей работе.
Боюсь, что себя могу отнести лишь к этой категории людей.
Освещенные в моей работе аспекты являют собой лишь краткие выдержки из работ различных авторов, но необходимые, на мой взгляд, для практикующего педагога.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/manipulyatsii-v-pedagogicheskom-obschenii/
манипуляция педагогика подросток ребенок
1. Бодалев А.А. «Психология общения», Минск: 1995 г.
2. Вагин И.Г. «Психология зла», М.: Питер, 2001 г.
3. Вагин И.Г. «Уроки психологической защиты», С-П.: Питер, 2001 г.
4. Знаков В.В. статья «Макивеаллизм, манипулятивное поведение и взаимоотношение», журнал «Вопросы психологии» 2002 г. №6
5. Карнеги Д «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», М.: 2000 г.
6. Козлов Н.М. «Психология взаимоотношений», М.: АСТ-пресс, 2001 г.
7. Леонтьев А.А. «Психология общения», М.: ACT 2000 г.
8. Лепский В.Е. статья «Манипулятивное воздействие и рефлексивное поведение», Психологический журнал 1996 г. №6 с. 139-145
9. Литвак Е.М. «Командовать и подчиняться» Ростов-на-Дону: Свет, 1997 г.
10. Митрофанов К.Г. Учительское ученичество.
11. Пиз А. «Язык взаимоотношений», М.: Эксимо-пресс, 2001 г.
12. Пиз А. «Язык разговора», М.: Эксимо-пресс, 2001 г.
13. Шейнов В. П «Скрытое управление человеком», М.: АСТ-пресс, 2002 г.
14. Шостром Э. «Анти — Карнеги», г. Минск, 1999 г.
15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.
16. сайт www.eduworld.ru
17. сайт www.psycho.tpi.ac.ru
18. сайт www.5ballov.ru