Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются в поведении.
Исследовательская проблема, Актуальность темы исследования
В объективной логике онтогенетических исследований характеристики развития исходят из двух процессов — эволюции и инволюции психических функций, а период взрослости рассматривается как «некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира» [9, с.56]. Но именно в этот период человек проявляет наибольшую социальную активность и продуктивность, и опираясь на свой жизненный опыт, пересматривает весь набор своих жизненных ценностей и мотиваций пытаясь обрести себя, свое «я» — самоактуализироваться — в окружающей его действительности. От характера жизненных ценностей зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.
Исходя из выше сказанного, изучение взаимосвязи уровня жизненных ценностей и уровня личностной зрелости является одной из важнейших задач психологии.
Объект исследования данной работы: Личностная зрелость.
Предмет исследования данной работы: Уровень личностной зрелости и уровень жизненных ценностей, а также связь между ними.
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.
Задачи исследования
- Провести теоретический анализ проблем личностной зрелости и самоактуализации, а также рассмотреть их взаимосвязь с психологическими аспектами жизненных ценностей в период взрослости.
— Провести эмпирическое исследование для определения показателей связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.
Кризисы взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет
... психологический период психологический взрослость зрелость самопознание Период взрослости -- наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости: ранняя взрослость (молодость), средняя взрослость, поздняя взрослость ...
- Выявить связь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости с помощью метода математической статистики.
- Обработать и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.
Гипотеза исследования
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.
Теоретическая основа исследования:
Теоретико-методологической основой работы послужили основные положения гуманистического подхода к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев).
Методы исследования
- Методы исследования и диагностики:
- «Самоактуализационный тест» (CAT).
Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.
- Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
- Методы обработки и интерпретации данных:
Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Характеристика выборки:
Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:
- средний возраст испытуемых 38.5 лет;
- в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.
— в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.
База исследования:, Глава I. Теоретическое исследование проблем личностной зрелости и самоактуализации
1.1 Психологическая характеристика периода взрослости
Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.
Для определения возрастных границ взрослости важным являются не только биологические и социальные причины, но и конкретные социально-экономические условия, в которых рос и развивался человек. Проводились различные исследования с целью отделить период взрослости, с одной стороны, от отрочества, юности и молодости, а с другой — от старости, а также для того, чтобы разделить саму взрослость на отдельные периоды — раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Однако до сих пор сложно выделить четкие хронологические рамки периода взрослости, есть еще много неточностей в характеристиках и временных границах данного периода.
Изучение влияния удовлетворенности жизнью на её продолжительность
... особенно в переходный период. Целью исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования: изучить теоретические источники по проблеме исследования; раскрыть сущность условий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости; разработать методические рекомендации, позволяющие адаптироваться ...
Например, многие авторы отождествляют раннюю взрослость с периодом юности (ее хронологические рамки — от 15-16 до 22-25 лет); среднюю взрослость — с периодом молодости (от 20-35 лет, по Д. Векслеру) или «зрелости» (25-40 лет — Д. Б. Бромлей, 25-50 лет (Д. Биррен), до 36-60 лет по международной классификации возрастов); пожилой возраст — со старостью (от 55 лет и старше).
Обычно считается, что верхняя граница взрослости совпадает в социальном плане с окончанием школы и началом профессионального обучения (17-18 лет), а нижняя — с выходом на пенсию (55-60 лет) [11, с.132].
Физиологическая взрослость наступает, когда все системы организма могут функционировать оптимально. Что же касается юридической и социальной взрослости, то человек считается взрослым, когда он способен соблюдать социальные правила и нормы, занимать те или иные статусные позиции, когда он имеет некоторые социальные достижения (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), может отвечать за свои поступки и действия.
В психологическом плане для чувства взрослости важно, относит ли себя человек к определенной возрастной категории, для чего важную роль играет наличие семьи и родительского опыта. Также взрослость связывается с переживанием собственной жизни среди людей; отношением не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум.
Принято считать, что взрослым людям присущи следующие личностные характеристики [16, с.211]:
- способность принимать решения и брать на себя ответственность;
- наличие организаторских способностей и желания обладать властью;
- способность интеллектуально и эмоционально поддержать других людей;
- стремление к цели и уверенность в себе;
- склонность к философским обобщениям;
- умение защищать собственные ценности и принципы, способность решать возникающие в реальности проблемы посредством собственной воли;
- формирование индивидуального стиля жизни;
- желание тем или иным образом влиять на мир, передавать накопленный опыт следующему поколению;
- рационализм, реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
- наличие стабильных ролей в социуме.
Именно эти новообразования помогают взрослым к середине периода — к 40 годам — чувствовать себя уверенными в себе и испытывать устойчивость в жизни.
Несмотря на то, что взрослость кажется периодом стабильности и устойчивости, в этот период также, как и в другие, имеет место некоторая противоречивость. Наряду с переживанием чувства стабильности взрослому человеку также свойственны сомнения по поводу правильности понимания и реализации им своего настоящего жизненного предназначения. Если сам человек дает негативную оценку пройденного им пути, если считает, что ему нужно простраивать другой жизненный путь, то данное противоречие вызывает серьезные проблемы. Период взрослости позволяет человеку еще раз переосмыслить свою жизнь и повернуть ее в том направлении, которое он считает нужным для себя.
Еще одной задачей взрослости является умение преодолеть переживание того, что не все в жизни получилось так, как бы он хотел, как он представлял себе это на предыдущих возрастных этапах. У взрослого человека создается философское отношение и и возникает личностная терпимость к промахам и неудачам, он научается принимать и ценить свою жизнь такой, какой она сложилась на данный момент. Человек учится находить в своем возрасте правильное, положительное, ценностное, достойное. С помощью рефлексии человек возвращается в свое прошлое, лучше понимает свой внутренний мир.
Развитие игровой деятельности у ребенка раннего возраста
... формируются у детей в процессе сотрудничества со взрослыми. Малыши наблюдают за их деятельностью и ... -ролевой идентификации. Социальные навыки в раннем возрасте формируются преимущественно в ходе ежедневных ... его словами. Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о своем внешнем облике. ... жизни, любимых играх, игрушках. Взрослые должны чутко реагировать на все переживания ребенка, ...
В молодости человек живет ориентацией на будущее, ждет настоящей жизни, которая начнется, когда он закончит профессиональное обучение, когда дети станут старше, когда будет возможность защитить диссертацию, купить квартиру, приличную машину, поехать поработать за границу, продвинуться по карьерной лестнице и т.д. Взрослый же человек чаще всего ставит цели, относящиеся к настоящему моменту и касающиеся текущего времени личности, ее самореализации и отдачи здесь и теперь. Поэтому многие люди, достигшие середины взрослости, хотят начать жить заново, ищут новые пути и возможности самоактуализации. Взрослый человек сильно ощущает, как быстро уходит время его жизни, ему не хочется тратить его зря, он старается рационально подойти к его распределению, планированию, к выдвижению задач на будущее [5, с.177].
Важным элементом развития человека в период взрослости является смена основных видов деятельности, часто это касается профессии. Именно в это время человек наиболее полно формируется, как субъект общения, труда, познания. В современном обществе взрослому человеку просто необходимо постоянно повышать уровень своих знаний и профессиональных навыков, расширять сферу своего межличностного общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его различных проявлениях характеризуют различные фазы его развития — подготовительную, старт, кульминацию и финиш. Взрослый человек получает экономическую независимость от родителей или других людей. Разнообразные права и обязанности формируют новый статус человека в разных жизненных сферах, в обществе и деятельности, на работе и в семье. Все профессиональные и социальные роли человека объединяются. Если самым важным в период молодости было встретить любимого человека, найти верных друзей, создать крепкую семью, достичь хороших жилищных и материальных условий, то на этапе взрослости, особенно ранней (26- 30 лет), жизненные планы подвергаются изменениям, так как большинство людей к данному возрасту уже построили свою семью. Люди данной возрастной группы проявляют заботу об улучшении жилищных условий, о том, как лучше воспитывать детей, также перед ними стоят задачи получение хорошей и интересной работы, развития себя как профессионала.
Из этого можно сделать вывод, что содержательно жизненные планы взрослых людей меняются под влиянием изменений, происходящих в их социальном положении. В качестве внутренней основы возрастной динамики жизненных планов выступают изменения, происходящие в картине субъективных личностных ценностей, которые складываются под влиянием интериоризации, усвоения ценностей общества и собственной активности в социуме.
Особую важность периода взрослости многие видят в том, что человек входит во все многообразие социальных отношений, тем самым становясь их субъектом, формируя сознательное отношение к окружающей его действительности. На данном возрастном этапе интегрируются отношения человека и формируется его характер как система (сам процесс характерообразования начинается в детстве).
Мотивация и роль мотивов в развитии человека
... мотивация. Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов -- образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в ... изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются. Мотивировать человека означает ...
Важной характеристикой взрослости, в особенности завершающего ее этапа (35-45 лет), является генеративность, выражающаяся в стремлении оказать влияние на следующее поколение посредством собственных детей, внести теоретический или практический вклад в развитие общества. Генеративность показывает, насколько человек способен оглядываться по сторонам, проявлять заинтересованность другими людьми, быть продуктивным. Считается, что все это и дает человеку ощущение счастья в данном возрасте. По мнению Э. Эриксона [17], взрослый человек формулирует свое отношение к внешнему миру, его будущему развитию и собственному участию в этом развитии. Важнейшая характеристика в становлении личности как субъекта жизни — это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. Большую роль в этом процессе играет то, насколько продукты и влияния человека являются общественно ценными, в этом и определяется личностная ценность жизни. Посредством тех изменений, которые личность внесла в общественный мир, она может познать себя, раскрыть настоящий уровень собственной жизни, постичь внутриличностные противоречия, найти предпосылки для самоизменений и саморазвития.
Таким образом, мы видим, что на этапе взрослости (25-30 — 40-45 лет) усиливается социальное личностное развитие, человек по максимуму входит в разнообразные сферы общественных отношений и деятельности. Все это требует мобилизации человеческих ресурсов, в числе которых и индивидные природные задатки. В то же время процесс личностного развития зависит от того, насколько она социально активна и продуктивна. Период взрослости считается наиболее благоприятным для формирования основных личностных подструктур, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.
1.2 Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу
Можно сказать, что к середине XX века состояние психологии было таковым, что главной особенностью большинства ее направлений был предельный прагматизм, внимание исследователей было сосредоточено на механизмах адаптации, приспособления к той реальности, в которой живет человек. Теории принципиально не рассматривали ничего, выходящего за рамки обыденного (в позитивном смысле) опыта, не давали критического анализа действительности исходя из интересов развития личности, и, тем более, не призывали к социальным переменам. Именно из наличной реальности следовало человеку выбирать идеалы для попыток подражания и формирования поведенческих паттернов и ролевого репертуара.
Представления о развитии личности, личностном росте, разрабатывались академической психологией в духе психофизиологических теорий о надстройке функциональных систем над физиологическими в ходе переживания личного опыта. Практические рекомендации не выходили за рамки совершенствования образовательных и воспитательных технологий [4, с.113].
Психоаналитические школы рассматривали личностный рост в связи с проблемами преодоления тревоги, фиксаций, неврозов, комплексов. Практические рекомендации не выходили за рамки совершенствования методов лечения неврозов и психопрофилактики. Аналитическая психология К. Юнга описывала процессы развития в метафорическом, эзотерическом стиле, доступном пониманию лишь узкого круга интеллектуалов. Движение могло осуществляться только при одновременном действии «иррационального зова Самости», сознательного морального выбора и жесткого давления обстоятельств. Цели развития человека выносились за пределы действительности, их достижение предполагало уход от практической деятельности [18, с.88]. Индивидуальная психология А. Адлера рассматривала любые цели как исходно фиктивные, движение в направлении развития рассматривалось непременно в связи с борьбой с недостаточностью органов, «жизненным стилем» и «комплексом неполноценности». Неверные шаги на пути компенсации неполноценности могли привести к катастрофической «гиперкомпенсации», примером которой описывался Адольф Гитлер [2, с.62].
Период зрелости человека
... степени определяется личными, социальными и культурными событиями и факторами. Динамика и направление развития когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. Социальные ориентиры и культурные запросы достигшего взрослости молодого человека могут поддерживать, ...
Таким образом, не существовало удовлетворительной научной концепции перспектив личностного развития и роста для нормального среднего прагматичного человека, не испытывающего жесткого давления внешних обстоятельств, не страдающего от неврозов и комплексов, не слышащего «иррациональный зов Самости», решившего свои адаптационные проблемы, построившего свой дом, купившего машину, обеспечившего своих детей средствами на учебу. Ни одна из указанных теорий, кроме того, не давала «ключа» к обретению творческой инициативы и креативности, поиску и нахождению принципиально новых решений, от которых зависит значимый успех в любой сфере жизнедеятельности.
Перед новой научной теорией стояли следующие задачи [4, с.117]:
- во-первых, ей нужно было разработать концепцию развития личности, которая бы отвечала новым обстоятельствам истории, требующим творческого подхода к решению проблем, инициативы, а не только приспособления к существующей реальности;
- во-вторых, она должна была расширить утерянный в связи с обособлением от философии и религии горизонт, попытаться дать свои, основанные на достигнутых психологией результатах, ответы на «первые» и «последние» вопросы, хотя бы в гипотетической форме мета-теории;
- в-третьих, она должна была не только наметить широкую и дальнюю перспективу человечества, но и указать способы и методы развития и роста человека, наметить пути его самосовершенствования.
Именно этот вакуум и попыталась заполнить «гуманистическая» психология и теория самоактуализации.
Понятие самоактуализации появилось в гуманистической психологии. Впервые этот термин ввел Курт Гольдштейн. Он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. По К. Гольдштейну организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. Основное положение теории Гольдштейна: индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом — самоактуализацией (самореализацией).
К. Роджерс например, полагает, что в каждом есть стремление становиться компетентным и способным на столько, насколько только это возможно для нас биологически. «Как растение стремиться быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком» [15, с.45].
Один из ведущих психологов гуманистического направления Абрахам Маслоу проанализировал потребности психически здоровой личности и разделил их на две группы. Первая группа — базовые потребности, которые включают физиологические (в еде, питье) и психологические (в безопасности, любви, признании).
Особенности самоотношения личности с разным уровнем самоактуализации ...
... по развитию уверенности в себе старшеклассников. Структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1. Теоретический анализ понятий самоотношения личности и уровня самоактуализации личности ...
Вторая группа — это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации).
Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно, только при удовлетворении базовых потребностей. «Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности» [12, с.127]. Этому понятию очень трудно дать точное определение.
Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации — внутреннее, и не связано с внешним одобрением. Самоактуализация это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это — способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе, — это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения.
Психически полноценный человек, по А. Маслоу, это — самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1-4 % от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития [13, с.76].
Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого — проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д.
В начале своего исследования самоактуализации А. Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. К первой группе «весьма определенных случаев» он отнес Т. Джефферсона, А. Линкольна, У. Джеймса, Д. Адамс, А. Эйнштейна и Элеонору Рузвельт. Во вторую группу вошли «весьма вероятные случаи» — это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. В третью группу «потенциальных или возможных случаев» вошли такие известные люди, как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли.
Всех самоактуализирующихся людей объединяет следующее [13, с.88]:
- во-первых, каждый из них имеет реальные достижения в сфере социума, мира действительности, а не в борьбе «против» действительности;
- во-вторых, их достижения признаны при жизни, оценки экспертов не противоречат их самооценке, а также согласовываются с публичной положительной оценкой социума их творческой, научной, политической и общественной деятельности;
- в-третьих, никто не объясняет успех этих людей как результат долгой борьбы с невротическими состояниями, иррациональным зовом или недостаточности органов.
Маслоу выделил определенные признаки, которым должна соответствовать самоактуализирующаяся личность, именно в этих признаках и проявляется самоактуализация [12, с.167]:
Теоретико-методологический анализ психологических особенностей ...
... Студент как субъект личностно-профессионального развития в образовательном процессе 1.1 Социально-психологические особенности студенческого возраста Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. ... 234]. Проблема личностно-профессионального развития в настоящее время исследована все еще недостаточно полно, хотя общее психическое развитие и развитие личности находилось и ...
- Восприятие реальности является более эффективным.
- Принятие других людей, природы и себя.
- Естественность, непосредственность и простота.
- Центрированность на проблеме.
- Потребность в уединении, независимость.
- Независимость от окружения и культуры (автономия).
- Свежесть восприятия.
- Вершинные или мистические переживания.
- Общественный интерес.
- Умение выстраивать глубокие межличностные отношения.
- Демократический склад характера.
- Разграничение средств и целей.
- Философское чувство юмора.
- Креативность.
- Сопротивление окультуриванию.
Таким образом, под самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя.
1.3 Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов
Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармонических отношений человека с миром, является его личностная зрелость. Уровень ее развития во многом определяет мировоззренческую, научную, этическую, эстетическую, правовую и политическую культуру.
Личностная зрелость изучалась философами, психологами и педагогами с различных позиций: как результат, как процесс и как личностная черта. Неоднозначность подходов к проявлению личностной зрелости в разных философских системах не помешала нам увидеть, что объединяющим началом для каждого из них является человеческая целостность, духовность (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Пико делла Мирандола, С.Л. Франк и др.), деятельностная, событийная, «поступательная» основа этого процесса (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггер и др.).
Личность является основной психической системой регуляции взаимоотношений индивида со средой и с самим собой. Становление зрелой личности — процесс многосторонний. Можно выделить различные виды зрелости: хронологическую, физиологическую, социальную, интеллектуальную, профессиональную. И наиболее важная из них — личностная зрелость, так как именно она интегрирует все аспекты зрелости в единую систему. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста [1, с.163].
Для того чтобы определить понятие личностной зрелости, необходимо выделить два основополагающих аспекта — зрелость как жизненный этап и зрелость как уровень развития. Отмечается определенная взаимосвязь между данными аспектами. Более подробно мы рассмотрим второй из них — зрелость как уровень развития, а возраст будем считать вспомогательным критерием.
В отечественной психологии личностная зрелость рассматривается в контексте понимания личности как социального явления. Л.С. Выготский полагал, что формирование личности — это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И. Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие. Для Б.Г. Ананьева зрелая личность — это личность общественно активная, это гражданин страны в полном смысле этого слова. Пока человек функционирует как личность, он участвует в политической жизни страны, интересуется культурой, окружающими его людьми и стремиться быть среди людей. П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. У А.Н. Леонтьева показателем зрелости личности может служить сложившаяся устойчивая иерархия мотивов. Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А. Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А. Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания. Согласно И.С. Кону, зрелая личность активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций. Развитие личности может определяться уровнем самопринятия (В.В. Столин), развитием представлений о себе, совершенствованием образа «Я» (Г.Л. Исурина) [3, с.118].
Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека ...
... ценностей и моральных норм. Анализируя развитие личности в данной системе взглядов, можно сделать вывод о том, что личностные качества формируются у человека ... для формирования личностных качеств ... личностные качества человека формируются на базе удовлетворения или неудовлетворения инстинктов, возникающих на различных стадиях психосексуального развития, и определяются характером выхода жизненной ...
Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистической и когнитивной психологии. В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.
Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации» [4, с.94]. Самоактуализация — это стремление человека вырасти до своей максимальной высоты, раскрыв свой природный потенциал (А. Маслоу); стремление индивида развиваться «в направлении все большей сложности» [4, с.99], самодостаточности, зрелости и компетентности (К. Роджерс); стремление к смыслу жизни, реализация ценностей и ответственность за них (В. Франкл).
Г. Олпорт считал, что поведение зрелого человека отличается автономностью, оно мотивированно осознанными процессами [14, с.38].
З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э. Фромма — это чувство согласия, единения с миром. К. Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность.
Согласно когнитивно-генетическому подходу (Л. Колберг), личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества.
Акцентируя внимание на социальной, личностной и психологической зрелости, большинство ученых рассматривают названные аспекты синонимично. Личностная зрелость — сложное структурное образование, включающее в себя базовые и интегративные компоненты. К базовым компонентам, прежде всего, относятся ответственность; терпимость; саморазвитие; реалистическая и устойчивая самооценка; эмоциональная стабильность и т.д. [9, с.33]. Личностная зрелость характеризуется высокой степенью сформированности и связанности тех свойств личности, которые имеют первостепенное значение для полноценного функционировании человека в обществе, и одновременной невыраженностью признаков психологического инфантилизма (невротической личности).
Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и абсолютно зрелой личности, так как саморазвитие представляет собой непрерывный процесс. Поэтому для каждого возраста можно определить свой минимум личностной зрелости, а также выделить условные вертикальные уровни зрелости на пути от минимума к вершине.
Безусловно, авторы и отечественных подходов, и зарубежных концепций по-своему правы в анализе личностной зрелости, так как каждый из них «препарирует» эту проблему под своим «углом зрения», то есть исходя из собственных научных позиций. И тот факт, что в разных школах и направлениях можно наблюдать сходные представления только подтверждает объективность феномена личностной зрелости.
Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Можно сделать вывод, что взгляды на природу самоактуализации и особенности её проявления в жизни и деятельности во многом совпадают у представителей различных психологических направлений. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс осознания личностью своих потенциальных сил (личных особенностей и возможностей), смысла жизни и собственного предназначения, стремление к их развитию и реализация через ответственный свободный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство. Мы видим, что период взрослости (25-30 — 40-45 лет), когда человек усиливает социальное личностное развитие, это период для постижения внутриличностных противоречий, нахождения предпосылок для самоизменений и саморазвития, для самоактуализации. Периоду взрослости свойственны также позитивные изменения личности, продвигающейся с возрастом к более высоким уровням компетентности, более высоким стадиям морального развития. В этом возрасте активно продолжается и социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели на более реалистичные, они приобретают мудрость.
Глава II. Эмпирическое исследования уровня личностной зрелости и самоактуализации
2.1 Организация эмпирического исследования
личностный зрелость самоактуализация психологический
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.
Работа состояла из нескольких этапов:
Подбор методик;, Формирование выборки испытуемых;, Проведение методик;, Обработка полученных результатов.
На первом этапе при выполнении эмпирического исследования была использована следующая методика:
«Самоактуализационный тест» (CAT).
Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.
Этот тест был разработан М. Крозом под руководством Л.Я. Гозмана и опубликован в 1987 году под названием «Самоактуализационный тест».
Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица А. Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник POI .
Вопросник Э. Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загикой и М.В. Кроз).
Данная методика позволяет диагностировать степень самоактуализации как многомерную величину, регистрировать разные составляющие ее параметры. Вместе с тем, данная методика дает возможность определять количественный обобщенный показатель уровня самоактуализации личности. Тест состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывает различные установки и особенности отношения человека к миру, к другим людям, к себе.
Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования — определения мотивационно-ценностной структуры личности.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
- Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
- Духовное удовлетворение, т.е.
руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
- Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
- Активные социальные контакты, т.е.
установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
- Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
- Высокое материальное положение, т.е.
обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
- Достижение, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
- Сохранение собственной индивидуальности, т.е.
преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.
К каждому тестовому материалу прилагается бланк ответов. В бланке испытуемые обозначают принадлежность к своему возрасту и полу. Проведение исследования началось с инструктирования и мотивирования испытуемых. Инструкция предъявлялась как в устной, так и в письменной форме. Помимо правил выполнения теста очень важно, что инструкция напоминает о важности выражения личного мнения человека по поводу различных утверждений или вопросов. Инструкции к методикам включают в себя мотивационные компоненты. Мы дали испытуемым понять, какие возможности предоставляет ему участие в исследовании — это информация о его жизненных перспективах и отдельных качествах (мотивах, целях, ценностях).
Выполнение заданий не шло в разрез с желанием испытуемых. Процесс проведения исследования не требовал контроля над испытуемыми, так как они являются уже взрослыми людьми, имеющими свое личное мнение, которое и будут отражать в исследовании.
На втором этапе, На третьем этапе, На четвертом этапе
2.2 Результаты исследования
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.
Сначала рассмотрим результаты, полученные по методике «самоактуализационный тест». Значения, полученные по всем шкалам в группе испытуемых, приведены в табл.1.
Таблица 1 Значения по шкалам самоактуализационного теста (Т-баллы)
ШкалаИспытуемыеСреднее значение12345678910Компетентность во времени5253 505451544855505752,4Поддержка49505447,55154444647,54949,2Ценностные ориентации5153525655585059535854,5Гибкость поведения2426232731352726283328Сензитивность к себе3032383533333830373634,2Спонтанность4038384235363436374438Самоуважение5253575452535850555854,2Самопринятие5054535251555350525152,1Представления о природе человека2428282523242424253225,7Синергичность3645434340393738454441Принятие агрессии3847454542413940474643Контактность4655535350494748555451Познавательные потребности4352505047464445525148Креативность3032373433323931373534 Как мы видим из таблицы, самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение.
Далее по значимости следует шкала компетентности во времени, которая является одной из двух базовых шкал опросника.
Теперь обратимся к рассмотрению результатов, полученных по методике «морфологический тест жизненных ценностей». Значения по шкалам данного опросника приведены в табл.2.
Таблица 2 Значения по методике МТЖЦ
ШкалаИспытуемыеСреднее значение12345678910Развитие себя5353515453545155505753,1Духовное удовлетворение2932363532343531363733,7Креативность3745424140383939454441Активные социальные связи5155545352504849555452,1Собственный престиж2931383532333729363533,5Высокое материальное положение3133403735364031383836Достижение4554525249484647545350Сохранение собственной индивидуальности4038384235363436374438,1
Первые четыре вида ценностей относятся к группе духовно-нравственных ценностей, остальные — к группе прагматических.
Из таблицы мы видим, что самое высокое значение отмечается по шкале развития себя.
С помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена нами была осуществлена попытка выявить взаимосвязь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями (духовно-нравственными и прагматическими) людей в период взрослости. Для этого было выполнено:
- Ранжирование значений А (жизненные ценности) и В (данные базовой шкалы поддержки).
Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
- Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
2 );
) Подсчитана сумма квадратов;
s по формуле:
) Определены критические значения.
Взаимосвязь уровня личностной зрелости и жизненных ценностей показана в табл.3.:
Таблица 3 Взаимосвязь уровня личностной зрелости и жизненных ценностей
NЗначения АРанг АЗначения ВРанг Bd (ранг А — ранг В)d2153.1849.24.53.512.25233.7249.24.5-2.56.25341549.24.50.50.25452.1749.24.52.56.25533.5149.24.5-3.512.25636349.24.5-1.52.25750649.24.51.52.25838.1449.24.5-0.50.25Суммы 36 36042
s = 0.5
Критические значения для N = 8:
Np0.050.0180.720.88 Как мы видим из таблицы, корреляция между данными не достигает уровня статистической значимости. Мы можем сделать вывод о том, что при такой малой выборке невозможно определение взаимосвязи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями в период взрослости не подтвердилась по причине малой выборки.
3 Анализ полученных результатов исследования
Анализируя тест САТ по графику мы видим, что самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение.
Значения по шкалам теста САТ
Шкала ценностных ориентаций отражает свойство человека, показывающее в какой степени человек разделяет ценности, характерные для зрелой личности (уважающей себя, ответственной, социально активной, творческой и т.д.).
Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
Шкала самоуважения отражает такое качество, как способность ценить свои положительные качества, весь комплекс личностных особенностей, составляющих личностную неповторимость. Шкала вовсе не означает наличие простого самодовольства или некритичного самовосприятия. Высокие показатели обнаруживают люди с хорошо осознаваемой позитивной Я-концепцией, служащей источником устойчивой адекватной самооценки.
Далее по значимости следует шкала компетентности во времени, которая является одной из двух базовых шкал опросника. Это базовая шкала, представляющая собой основание, свидетельствующее о способности человека жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной, не «застревать» в прошлом и не игнорировать настоящее ради «прекрасного» будущего. Шкала показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом.
Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.
Взрослый человек уже не живет будущим, как в молодости, и еще не живет прошлым, как в старости, поэтому он может наслаждаться своей жизнью в настоящем.
Также отмечаются высокие баллы по шкале контактности, которая измеряет уровень способности человека к установлению глубоких, прочных, доброжелательных и разносторонних контактов с людьми (общительность человека).
Последней шкалой, значение которой равно выше 50%, является самопринятие. Она отражает способность человека принимать себя таким, каков он есть, понимать, что в человеке все взаимосвязано и каждое личностное качество имеет свою ценность.
По смыслу данная шкала схожа с самоуважением, высокие значения по обеим шкалам говорят об умении взрослых людей понимать, принимать и ценить свои личностные качества. Как мы уже говорили выше, именно в период взрослости люди научаются принимать и ценить свою жизнь и личность такими, какие они есть.
Значения по шкалам теста МТЖЦ
Первые четыре вида ценностей относятся к группе духовно-нравственных ценностей, остальные — к группе прагматических.
Из графика мы опять отмечаем, что самое высокое значение отмечается по шкале развития себя. Высокие баллы по данной шкале означают, что люди стремятся к познанию своих индивидуальных особенностей, к постоянному развитию своих способностей и других личностных характеристик. Это также показывает серьезное отношение к своим обязанностям и проявление компетентности в делах.
Следующим важным фактором для наших испытуемых являются активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Различными исследователями отмечается, что в период взрослости люди наиболее активно реализовывают все свои роли, в том числе и социальные.
Из группы прагматических ценностей высокое значение было получено только по шкале достижение, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом её этапе и считая, что главное добиться этих целей.
Мы проанализировали все интересующие пункты выбранных нами методик. Из них САТ был направлен на определение особенностей и содержания потребности в самореализации, а методика «Морфологический тест жизненных ценностей» — позволяет выявлять особенности жизненных ценностей в различных группах относительно их социально-психологических характеристик.
В своей работе мы изучали особенности уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.
В ходе анализа тестов мы увидели, что в период взрослости для людей особо интересными становятся стороны жизни, которые напрямую связаны в самоактуализацией. Это ценности, которые позволяют нам ориентироваться в окружающем мире стремясь к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми: истина, добро, красота, целостность, жизненность, свершения, справедливость, порядок, простота, самодостаточность. Это стремление человека жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей полноте, поддерживая глубокие, прочные, доброжелательные и разносторонние контакты с людьми. Именно в период взрослости человек готов принимать себя таким, каков он есть и ценить весь комплекс личностных особенностей, составляющих личностную неповторимость.
При рассмотрении жизненных ценностей мы отмечаем, что в этот период развития, личность человека (видно даже при такой малой выборке) обращается к духовным ценностям — развитие себя и активные социальные контакты. Первое говорит о необходимости реализовывать себя как в личностной, так и профессиональной сфере. Второе лишний раз напоминает, что индивидуальность человека проявляется через его социальные роли — дома и на работе. Чисто теоретически мы можем говорить о подтверждении нашей гипотезы, но слишком малая выборка не дает нам математических подтверждений. В ходе дальнейшего исследования данная гипотеза не была подтверждена, так как корреляция между данными не достигла уровня статистической значимости.
Заключение
В заключение проделанной работы на тему: «Личностная зрелость и самоактуализация в теории А.Маслоу», полученные в ходе исследования результаты, позволяют утверждать, что поставленные задачи не решены и гипотеза не подтверждена. Для решения поставленных задач необходимо увеличить выборку и повторить исследование.
Тем не менее, в теоретической части нами были рассмотрены различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по проблеме личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов.
Так как внимание нашей работы сосредоточенно на периоде взрослости, то первую главу мы посвятили подробному рассмотрению этой возрастной категории.
Было проведено теоретическое исследование личностной зрелости и самоактуализации и рассмотрены особенности психических процессов в период взрослости.
Анализируя итоги проведённого теоретического исследования, нами были сформулированы следующие теоретические выводы: жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности.
Таким образом, мы дали теоретическое обоснование нашему исследованию.
Во второй главе мы провели эмпирическое исследование по данной проблеме, где выяснили, что в период взрослости человек обращается к духовным ценностям — развитие себя и активные социальные контакты. Первое говорит о реализации себя как в личностной, так и профессиональной сфере. Второе показывает, что индивидуальность человека проявляется через его социальные роли — дома и на работе. Чисто теоретически можно говорить о подтверждении гипотезы, но выборка слишком мала и не дает нам математических подтверждений. В итоге не была достигнута цель нашего исследования по причине малочисленности выборки.
В исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Для исследования были использованы следующие методики:
- «Самоактуализационный тест» (CAT).
Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.
- Морфологический тест жизненных ценностей.
(МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Проведенная обработка полученных данных не позволила определить положительные связи базовых шкал самоактуализационного теста с духовно-нравственными жизненными ценностями, и отрицательные связи — с прагматическими ценностями.
Таким образом, в результате проведенного исследования не были решены поставленные задачи и не была подтверждена гипотеза.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/lichnostnaya-zrelost-cheloveka/
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер;
- Пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Боковикова. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Вахромов Е.Е.
Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 1984.
- Жизнь как творчество (социально-психологический анализ).
Киев, 1985.
- Казанская К.О.
Возрастная психология. Конспект лекций. Изд. «А-Приор». М., 2007.
- Косякова О.О. Возрастные кризисы. Уч. пособие. Изд. «Феникс». Ростов н/Д, 2007.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пособие. Изд. «Творческий центр «Сфера». М., 2006.
- Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н.Е. Покровский. М.: Прогресс, 1989.
- Маслоу А.
Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352 с.
- Олпорт Г.В.
Становление личности; М.: Смысл, 2002.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А.
Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Изд. «Речь». СПб., 2005.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996.
- Юнг К.Г.
Аналитическая психология. М., 1991.
- Л.Хьелл, д.Зиглер. Теории личности. СПб.Питер.2005.-607с.
Приложение 1, Методика САТ (самоактуализационный тест) инструкция к тесту
два варианта ответов
1. а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
2. а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
3. а ) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.
б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.
4. а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
5. а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
6. а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. б) В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.
7. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. б) Для меня не слишком важно, разделяют ли другие мою точку зрения.
8. а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других. б) Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.
9. а ) Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня. б) Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня.
10. а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей. б) Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.
11. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего. б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.
12. а) Человек должен оставаться честным во всем и всегда. б ) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.
13. а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, далее если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия. б) Нe стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.
14. а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
б) У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
15. а) Я всячески стараюсь избегать огорчений, б) Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.
16. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
17. а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны. б) Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.
18. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем. б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.
19. а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом. б) Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.
20. а) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают. б) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.
21. а) Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях. б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.
22. а) Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
б) Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
23. а) Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
24. а) Главное в нашей жизни — это создавать что-то новое, неизвестное. б) Главное в нашей жизни — приносить людям пользу.
25. а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские. б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера).
26. а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств. б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.
27. а) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы. б) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.
28. а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. б) Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.
29. а) Я уверен в себе. б) Я не уверен в себе.
30. а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа. б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.
31. а) Я никогда не сплетничаю. б) Иногда мне нравится сплетничать.
32. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.
33. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему. б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.
34. а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.
б) Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.
35. а) Меня редко беспокоит чувство вины. б) Меня часто беспокоит чувство вины.
36. а) Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. б) Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
37. а) Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики. б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.
38. а) Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
б) Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
39. а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку. б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.
40. а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
41. а) Я предпочитаю оставлять приятное «на потом». б) Я не оставляю приятное «на потом».
42. а) Я часто принимаю спонтанные решения. б) Я редко принимаю спонтанные решения.
43. а ) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям. б) Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.
44. а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь. б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь.
45. а) Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах. б) Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.
46. а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими. б ) Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.
47. а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди. б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
48. а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого. б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
49. а) При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей. б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.
50. а) Мне бывает трудно отличить любовь от простого влечения. б) Я легко отличаю любовь от простого влечения.
51. а) Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования. б) Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.
52. а) Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений. б) Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений.
53. а) Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам. б) Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.
54. а ) При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек. б) Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.
55. а) Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого. б) Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.
56. а) В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. б) Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
57. а ) Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми. б) Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.
58. а) Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз. б) Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.
59. а) Я очень увлечен учебой. б) Я не могу сказать, что увлечен учебой.
60. а ) Я недоволен своим прошлым. б) Я доволен своим прошлым.
61. а) Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду. б) Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
62. а) Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. б) Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.
63. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны. б) Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.
64. а) Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. б) Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
65. а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
66. а) Интерес к самому себе всегда необходим для человека. б) Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
67. а) Иногда я боюсь быть самим собой. б) Я никогда не боюсь быть самим собой.
68. а) Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие. б) Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
69. а) Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках. б) Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.
70. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
б) Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.
71. а) Человек должен раскаиваться в своих поступках б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.
72. а) Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств. б) Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.
73. а) В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам. б) В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.
74. а) Я стараюсь никогда не быть «белой вороной». б) Я позволяю себе быть «белой вороной».
75. а ) Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим. б) Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
76. а) Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее. б) Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.
77. а) Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. б) Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
78. а) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям. б) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.
79. а) Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. б) Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
80. а) Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно б) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно
81. а) Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья б) Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
82. а) Довольно часто мне бывает скучно. б) Мне никогда не бывает скучно.
83. а) Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно. б) Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.
84. а) Я легко принимаю рискованные решения. б). Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.
85. а) Я стараюсь во всем и всегда поступать честно. б) Иногда я считаю возможным мошенничать.
86. а) Я готов примириться со своими ошибками. б) Мне трудно примириться со своими ошибками.
87. а) Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. б) Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
88. а) Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. б) Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
89. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
90. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять б) Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
91 . а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое.
б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.
92. а) Я предпочитаю проводить отпуск, путешествуя, даже если это сопряжено с большими неудобствами. б) Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.
93. а) Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю. б) Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.
94. а) Людям от природы свойственно понимать друг друга. б) По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.
95. а) Мне никогда не нравятся неприличные шутки. б) Мне иногда нравятся неприличные шутки.
96. а) Меня любят потому, что я сам способен любить. б) Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.
97. а) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу. б) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.
98. а) Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми б) Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.
99. а) Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих. б) Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.
100. а) Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. б) Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
101. а) Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека).
б) Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.
102. а) Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо. б) Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.
103. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным. б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
104. а) Мне легко смириться со своими слабостями. б) Мне трудно смириться со своими слабостями.
105. а) Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю. б) Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
106. а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
107. а) Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо. б) Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.
108. а) Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
б) Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
109. а) Иногда я не против того, чтобы мной командовали, б) Мне никогда не нравится, когда мной командуют.
110. а ) Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями. б) Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
111. а) Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность, б) Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
112. а) Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе. б) Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.
113. а) О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой. б) Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.
114. а) Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
115. а) Люди часто раздражают меня. б) Люди редко раздражают меня.
116. а) Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг. б) Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.
117. а) Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка).
б) Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка).
118. а) Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие. б) Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.
119. а) Бывает, что я стыжусь своих чувств, б) Я никогда не стыжусь своих чувств.
120. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах. б) Мне не нравится участвовать в жарких спорах.
121. а) У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы. б) Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.
122. а) Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. б) Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
123. а) Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем. б) Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.
124. а) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области. б) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.
125. а) Я боюсь неудач. б). Я не боюсь неудач.
126. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем. б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.
Приложение 2
Текст опросника МТЖЦ
Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале, проговаривая фразу:
«Для меня сейчас (ваша оценка) … «
- если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте в бланке цифру «1»
если утверждение ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру « 2»
если утверждение ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «3»;
если утверждение ВАЖНО, поставьте цифру «4»;
если утверждение ОЧЕНЬ ВАЖНО, поставьте цифру «5» .
1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию
- Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании
- Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся
- Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности
- Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я
- Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов
- Испытывать антипатии к другим
- Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня
- Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании
- Быть лидером в моей семье
- Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью
- В своем увлечении быстро достигать намеченных целей
- Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок
- Позлословить, когда у людей неприятности
- Учиться чтобы «не зарывать свой талант в землю
- Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки
- Применять свои собственные методы в общественной деятельности
- Состоять членом какого-либо клуба по интересам
- Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость
- Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему
- Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии
- Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми
- Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом
- Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью
- Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение
- Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях
- Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры
- Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни
- В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее
- Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании
- Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде
- Иметь приятельские отношения с коллегами по работе
- Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга
- Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников
- Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность
- Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность
- Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью
- Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби
- Придумывать новые упражнения для физической разминки
- Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой
- Какое впечатление моя работа оказывает на других людей
- Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень
- Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния
- Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах
- Знать свои способности в сфере хобби
- Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки
- Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был
- В работе быстро достигать намеченных целей
- Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение
- Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи
- Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер
- Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам
- Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п.)
- Учиться, чтобы «не затеряться в толпе»
- Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах
- Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность
- Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности
- Учиться, получая при этом удовольствие
- Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье
- Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми
- Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению
- Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий
- Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах
- Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса
- Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину
- Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье — кто-то другой
- Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей
- Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия
- Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение
- Не говорить с умыслом неприятных вещей
- Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать
- В супружестве быть всегда абсолютно надежным
- Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась
- Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же
- Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство
- Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу
- Чтобы приемы моей работы изменялись
- Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей
- Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения
- Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности
- В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.)
- Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы
- Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов
- Быть полезным для общества
- Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби
- Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей
- Внимательно следить за тем, как я одет
- Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами
- Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю
- Тщательно планировать свою семейную жизнь
- Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение
- Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении
- Заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения
- Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени
- Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке
- Всегда охотно признавать свои ошибки
- Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других
- Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность
- Чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату
- Иметь собственные политические убеждения
- Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся
- Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте
- Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться
- Перед началом работы четко ее распланировать
- Чтобы мое образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы)
- В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению
- Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте
- Не завидовать удаче других
- Иметь высокооплачиваемую работу
- Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность