Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это , характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других. |
2. Понимание предмета психологии личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) Б.Г. Ананьев . Личность – субъект общественного поведения и коммуникации. Б.Г. Ананьев пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности. В его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты личности не выступают как рядоположные. Биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они многократно опосредуются социальными свойствами личности. Рубинштейн С.Л. Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму. В отечественной психологии одна из первых теорий, которая включала систематическое рассмотрение личности – теория С.Л. Рубинштейна. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Он выступает против: Идеализации личности; Функционализации – дробления на отдельные функции; Отрыва от деятельности; Сведения личности к сознанию. Рубинштейн отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром и другими людьми. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики, где описал становление личности в онтогенезе. В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Личность, по мнению Л. С. Выготского, – образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза. У Б.Ф. Ломова личность проявляется в совокупности с направленностью. Именно направленность , подчеркивал Ломов. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Предметом исследования в этом случае являются развитие личности и социально-психологические явления. |
3. Различные подходы к пониманию личности. Подходы к личности в отечественной психологии: А. Мясищев, Смирнов, Малышев и др. Личность — это система отношений, отношения — это компоненты структуры. Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Б. Ананьев, Платонов, Мерлин… Личность — не весь человек, а лишь его социальные качества. Основные компоненты структуры личности — «некие абстрактные духовные образования». Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. С.Л. Рубинштейн. Личность — это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее. Подходы к личности в зарубежной психологии. Подход психоанализа к личности. Представитель З. Фрейд. Личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности), Эго (реальности), Супер-Эго (это моральная сторона личности, формируется последней). Индивидуальная психология. А.Адлер. На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности — социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Аналитическая психология. К.Г. Юнг. Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. личность — это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. Бихевиоризм . Б.Скиннер: личность — это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Когнитивная психология. А.Бандура Личность — результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды. Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей. Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Центральное место занимает Я-концепция. |
4. Проблема соотношения понятий «индивид», «субъект», «личность» «индивидуальность» Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, продукт развития жизни, взаимодействия со средой. Личность = индивид : это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень , способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересов, потребностях, способностях. Индивидуальность личности подчеркивают особые присущие человеку качества, выражают высокий уровень его развития. |
5. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности. Зарождающаяся в начале XX в. наука психодиагностика потребовала нового подхода к изучению личности, использовавшего «язык описания». Им стал структурный подход . Суть структурного подхода состоит в том, что ученые, изучая свойства личности, объединяли их в группы, называемые подструктурами личности. Структурный подход к исследованию личности позволял измерять так называемые универсальные базовые свойства и давал возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций. В качестве примера структурного подхода можно назвать 16-факторную модель личности, предложенную Р. Кеттелом. В отечественной психологии значительный вклад в развитие проблемы личности на основе системно-структурного подхода внесли С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и многие другие. Суть их подхода заключается в том, что личность рассматривается не как совокупность отдельных психических процессов, а ее деятельность не как совокупность отдельных действий и операций, а как некоторое целостное образование, включающее в «себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями. Причем под структурой понимается не только ее строение, но и сложные развивающиеся взаимосвязи между отдельными ее компонентами, свойствами, функциями. С.Л. Рубинштейна в качестве основных структурных компонентов личности выделил три подструктуры: 1. Направленность — проявляется в конкретных интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения. 2. ЗУН — приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности. 3. Индивидуально-типологические особенности — проявляются в темпераменте, характере, способностях. В концепции структуры и развития личности, предложенной А.Н. Леонтьевым, центральное место отводится понятию «деятельность». Развернутые структурные представления о личности содержатся в концепции Б.Г. Ананьева. Человек в его взглядах — субъект труда, общения, познания, включенный в систему общественных связей и взаимозависимостей и выступает в этом качестве как личность. |
6. Темперамент в структуре личности: определение и сферы проявления. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по , эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Выделяются три сферы появления темперамента: Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. Двигательная, или моторная , активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). Эмоциональность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращение их).
|
7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент Гуморальные теории . Учение о темпераменте заложил Гиппократ. Смешение жидкостей 4 жидкостей. Э. Кант 4 темперамента объединил в 2 группы: сангвиники и меланхолики – температуры чувства, холерики и флегматики – температуры действия. Альбрехт Галлер объяснял различие в темпераменте разной возбудимостью кровеносных сосудов. Лесгафт (1910) считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет широта просвета и толщина стенок сосудов: у холериков – малый просвет и толстые стенки, что приводит к быстрому и сильному течению крови; у сангвиников – малый просвет и тонкие стенки, что способствует быстр. и слаб. течению крови и т.д. Концептуальные теории. В начале 20 века в эту концепцию выразил Клод Сиго, французский врач. Сущность – каково телосложение, таков и темперамент. Выделил 4 типа: Дыхательный тип – узкий таз; Пищеварительный большой живой, большие челюсти; Мускульный тип средний таз; Церебральный тип узкое тело. Эти представления развил Э. Кречмер. Выпустил работу – строение тела и характер. Выделил 4 типа: Лептосоматик ; Пикник ; Атлетик ; Диспластик . Несколько позже в США приобрела популярность концепция темперамента, выдвинутая У. Шелдоном: Эндоморфный; Мезоморфный; Эктоморфный, Смешанный тип, если черты не выражены. По психическим свойствам получилось 3 типа – висцеротоники, саматотоники, церебратоники. Факторные теории. Юнг выделил два типа: Экстраверт; Интроверт. Экстрверт: Экстраверт – направлен для других. Интроверт – для себя. Юнг не остановился на двух типах, он ввёл для каждого типа ещё четыре определения: Мыслительный, Эмоциональный, Сенсорный, Интуитивный. Темперамент по Г. Айзенку, включает четыре шкалы: Экстраверт и интроверт (ориентация на объект или субъект); Стабильность лабильность эмоции (нейротизм – патология); Циклоидность, шизоидность; Пикник лептосаматик. Он объединил представления Кречмера и Юнга и вписал темпераменты Гиппократа. Нейродинамическая теория. В 1927г. И.П. Павлов разработал учение о типах н.с. и под темпераментом стал понимать тип ВНД. В оконч. варианте его классификация была следующей: холерический тип (безудержный) – сильная, неуравновешенная нервная система; сангв. тип (уравновешенный) — сильная, уравновешенная подвижная нервная система; флегматич. тип (инертный) – сильная, уравновешенная инертная нервная система; меланхолический тип (слабый) – слабая нервная система. |
8. Современные концепции темперамента 1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу . Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Разработал регулятивную теорию темперамента. Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: , уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. 2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента , которые можно наблюдать без специальных средств диагностики: 1) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность); 6) активность волевой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность — ригидность; 8) резистентность (сопротивляемость); 9) субъективация (пристрастность).
3. Теория формально-динамических свойств личности . Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость, эмоциональность (чувствительность). В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента: 1. Предметная эргичность 2. Социальная эргичность. 3. Предметная пластичность. 4. Социальная пластичность. 5. Предметный темп. 6. Социальный темп. 7. Предметная эмоциональность. 8. Социальная. На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).
Нейродинамическая теория. В 1927г. И.П. Павлов разработал учение о типах н.с. и под темпераментом стал понимать тип высшей нервной деятельности. В оконч. варианте его классификация была следующей: холерический тип (безудержный) – сильная, неуравновешенная нервная система; сангвинический тип (уравновешенный) — сильная, уравновешенная подвижная нервная система; флегматич. тип (инертный) – сильная, уравновешенная инертная нервная система; меланхолический тип (слабый) – слабая нервная система. |
9. Соотношение темперамента и характера. В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств, то речь идет о темпераменте. Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру. Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций. Характер в значительно меньшей степени описывает динамичность личности, он находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Темперамент определяет природу характера . Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. Такую точку зрения можно найти у авторов: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов. Темперамент входит в характер . Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под , на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения. Темперамент = Характер . Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности. Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у А. Ф. Лазурский. Лазурский отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. |
10. Характер и личность. Критерии патологического характера, акцентуации характера (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, К. Леонгард, А.Е. Личко) Характер — социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Психические свойства личности, из которых слагается характер, и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера. Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Свойства, черты характера во многом определяют все то, что различает нас, индивидуализирует или типизирует, дифференцирует, делает каждого из нас отдельной и по-своему яркой личностью. Иногда ряд неблагоприятных условий биологического и социального происхождения может способствовать формированию патологических вариантов характера Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям», «мешают… приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Психопатии следует рассматривать как патологические характеры, сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных (врожденных или приобретенных) факторов на основе аномалий высшей нервной деятельности. Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера (Леонгард). В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко). В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. По Леонагарду: дистимный, гипертимный, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный, педантичный, демонстративный, застревающий, возбудимый, экстравертированный, интровертированный. Личко выделил свои типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневратический, сензитивный, психостенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комфорный. |
11. Способности: проблема происхождения способностей, генетические и средовые детерминанты и механизмы их развития Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность её обучения в какой-либо деятельности и совершенствования в ней. В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить след. направления: Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей . При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности , , как развитие способов деятельности. 1. Теория о генетической природе способностей . С точки зрения этой теории способности — это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года и т. д. 2. Теория приобретенных способностей. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать: деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания. В настоящее время приверженцы этой идеи, например, в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Всякие способности в процессе развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы они была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание — задатки. |
12. Виды способностей, сенситивные периоды в развитии способностей Различают общие и специальные способности. Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, , преодолевать трудности на пути к цели. Под специальными понимают способности , которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).
Созревание органических структур. В основном происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей. Сенситивный период. Период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям среды, к освоению того или иного вида деятельности. Примеры: — у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, — в пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением — в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Каждый такой период особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчивается. Важно понимать, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности. Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное. |