«Конституционная защита прав и свобод

Основные положения о правах и свободах человека и гражданина урегулированы Конституцией РФ, которая оказала свое воздействие на закреплении указанного института в конституциях и уставах субъектов РФ. Для последних она стала правовой базой. Субъекты РФ, закрепляя институт прав и свобод, не слепо повторяли нормы федеральной Конституции, а развивали, дополняли эти нормы, не искажая их смысла. Это обеспечивало единство двух уровней основных законов — Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ, составляющих каркас всего конституционного законодательства России.

Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы нашего исследования в ее научно-теоретическом и практическом смыслах.

В научно-теоретическом смысле тема актуальна в связи с недостаточной изученностью регионального уровня института прав и свобод человека и гражданина.

В практическом плане изучение предложенной темы исследования позволит выработать практические рекомендации для совершенствования закрепления в учредительных актах и законах субъектов РФ института основных прав и свобод человека и гражданина. с Объектом исследования являются общественные отношения, связанные в о с закреплением института основных прав и свобод человека и гражданина й в Конституции РФ, а также с конституционно-правовыми принципами механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования стали теоретические вопросы, касающиеся особенностей конституционно-правового института основных прав и свобод человека и гражданина в федеративном государстве, закрепления основ правового статуса личности в Конституции РФ.

Цель исследования состоит в попытке комплексного и системного исследования вопросов, связанных с закреплением конституционно-правовых механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Задачи исследования:

  • проанализировать современное содержание прав и свобод личности;
  • установить классификацию конституционных прав и свобод личности;
  • изучить конституционную систему обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Нормативной основой работы стали Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, международные и иные нормативные правовые акты.

Эмпирической основой курсовой работы являются постановления и определения Конституционного Суда РФ, касающиеся основ конституционного строя РФ, российского федерализма, соответствия учредительных актов субъектов РФ Конституции РФ, материалы социологических исследований.

11 стр., 5262 слов

Человек, гражданин, личность

... исследуемой работы является личность, право, государство. Поэтому в своей работе я попытаюсь раскрыть такие темы как человек, гражданин, личность; права человека и гражданина; институт гражданства; правовой статус личности; внутригосударственная защита прав человека и гражданина; международная защита прав человека. 1. Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение Человек -- ...

Методологической основой курсовой стали общенаучные и частнонаучные методы исследования, применяемые в юридической науке. В их числе — методы анализа и синтеза, формально-юридической, исторической, сравнительно-правовой, логической, институциональной.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка источников права и научной литературы.

1.Общая характеристика прав и свобод личности

1.1. Понятие и современное содержание прав и свобод личности

В современном мире вопрос о правах и свободах человека и гражданина

является частью проблемы фактического положения личности в государстве и

обществе. Для начала выясним, что собой представляет понятие прав и свобод

человека. «Права человека – это определенные нормативно

структурированные свойства и особенности бытия личности, которые

выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами

и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством,

другими индивидами1». В свою очередь, «свободы — права индивидов и наро дов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не

может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их

как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и

защищать их2». По существу эти определения близки к понятию «правового н

статуса» личности. Правовой статус человека и гражданина представляет

собой систему прав и обязанностей, законодательно закрепленных н н

государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах3. Эти а з самые права и обязанности, а также правосубъектность составляют основу н н а правового статуса личности. В обществе правовой статус раскрывает ч и е положение личности как представителя определенного класса, ее место в н и историческом смысле, в политической структуре общества. С установлением я К . принципа равенства всех перед законом возникает единый правовой статус. К а в

Различия в нем определяются положением субъекта прав и обязанностей как т о о человека, гражданина, иностранца, лица без гражданства. Необходимо р р и подчеркнуть, что в одном случае определенное отношение выступает правом и т е человека (в отношении государства), а в другом является обязанностью (по т у отношению к другому лицу).

В свою очередь, правосубъектность связана со п р а в р о Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2001. С. 1 в Права человека. Словарь-справочник. М.: Инфра-М, 2001. С. 204 ы 3

Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2012. С. 91 х 4 о д е к ы л способностью личности осознавать свои поступки, поведение и руководить им. Именно это свойство личности и находит правовое выражение в ее правосубъектности — закреплении правом способности личности быть носителем правового статуса, т.е. прав, свобод, обязанностей и законных интересов, способность осуществлять его и отвечать за неправомерную реализацию4.

Такие термины, как «человек», «гражданин», «лицо», «каждый» подтверждают, что объем их прав и обязанностей может быть различен. Правовая сторона общества обогатилась проблемами права и государства. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах (внутригосударственных и международных).

13 стр., 6175 слов

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека

... те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие ...

В последнее время международное право активно взяло под свою защиту человека, его достоинство, права и свободы. Оно рассматривает личность не только как объект, но и как субъект во взаимоотношениях с государством. Государство по современному международному праву обязано защитить основные права и свободы человека и гражданина. Вопросы правового положения личности в обществе и государстве перестали быть сферой исключительного регулирования и защиты национального законодательства.

Международные стандарты защиты прав и свобод человека в современном мире облечены в форму правовых норм, закрепляющих признанные в мировом сообществе правила взаимодействия человека, общества, государства.

Перечень основных прав и свобод, которые и стали теми едиными, универсальными стандартами прав человека, на которые и сегодня ориентируются страны мира, был закреплен во Всеобщей декларации прав человека, принятой третьей сессией Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря Общая теория правового положения личности/ Витрук В.Н.: Норма, 2008. 1948 г. в форме Резолюции 217 А.5 В ст. 1. Во Всеобщей декларации подчеркнуто, что определенные в ней права являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. «Все люди, — провозглашает Всеобщая декларация прав человека, — рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Принцип равенства и недопустимости дискриминации в отношении прав человека и основных свобод состоит, согласно Декларации, в возможности пользования ими, «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Всеобщая декларация прав человека выразила единодушие государствчленов ООН, принимающих Декларацию, в признании того, что от состояния прав человека во многом зависит благополучие всеобщего мира, его стабильность, безопасность, свободное и справедливое развитие. Государства согласились в том, что на защиту прав человека должно встать право как их гарант.

Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, являются необходимыми для создания благоприятных условий жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

Основные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную.

Нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах следующего: право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, N 67, 05.04.1995 образование, на участие в культурной жизни общества — явилось огромным шагом вперед в развитии гражданских прав, в расширении каталога этих прав, их обогащении.

3 стр., 1296 слов

Защита прав и свобод граждан

... курсовой работы являются отношения, возникающие в сфере владения и распоряжения правами и свободами граждан в РФ. Задачами данной работы является рассмотрение и изучение прав и свобод человека и гражданина, а так же их конституционное регулирование. Целью представленной курсовой работы послужил анализ прав и свобод, ...

Человек обладает правосубъектностью и равенством с другими людьми перед судами и трибуналами, имеет право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Международный пакт запрещает незаконное посягательство на честь и репутацию человека, гарантирует право на свободу мысли, совести и религии, свободное выражение своего мнения, включающее свободу получать и распространять информацию. Пакт также включает право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы; право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным; право на равный доступ к государственной службе; право на равную защиту закона и некоторые другие права.

Дальнейшее развитие международных стандартов защиты прав человека происходило по мере принятия других международных договоров (конвенций), разработанных как в рамках ООН, так и при участии ее специализированных учреждений. Они касаются проблем геноцида, расовой дискриминации, рабства, беженцев, лиц без гражданства, женщин, детей, молодежи, инвалидов и других потенциальных жертв нарушения прав человека. Их появлению, как правило, предшествовали декларации, которые не имели обязательной юридической силы. Принимаемые впоследствии конвенции или другие формы юридически обязательных документов конкретизировали обязательства государств, определяли параметры сотрудничества, процедуры выработки международных инструментов по тем или иным вопросам защиты прав человека.

Развитие принципов, установленных во Всеобщей декларации прав человека, нашло отражение в принятой государствами-членами Совета Европы в 1950 г. на Консультативной ассамблее Европейского совета в Риме Конвенции о защите прав человека и основных свобод.6

Принятие этих и других международных актов в очередной раз подтвердило, что определение правового статуса человека и гражданина перестало быть сферой исключительной компетенции государства и регулироваться только внутригосударственным правом. По мнению выдающегося ученого Г.И. Тункина, «современное международное право взяло человека под свою защиту… и обязало государство обеспечить права и свободы всем людям, проживающим на его территории».7 Большинство стран мира трансформируют закрепленные в универсальных международнон правовых документах в сфере защиты прав человека нормы во внутреннее а з н законодательство, обеспечивают им на национальном уровне высшую а ч юридическую защиту. Это означает, что закрепленный в ООН принцип е н защиты прав человека и международно-правовые нормы в этой сфере и я рассматриваются международным сообществом в качестве имеющих К обязательную силу для всех государств мира. Они носят общий характер и а в отступление от них недопустимо, а государства не могут действовать вопреки т о международному праву и, в частности, принимать законы, ограничивающие р и т определенные им основные права и свободы. е т

Таким образом, мы рассмотрели понятие и современное содержание у п прав и свобод личности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что как права, р а так и свободы дарованы индивиду не государством, а только регулируются им. в о Права любого гражданина носят неотчуждаемый и естественный характер. в ы Принцип свободного и эффективного осуществления прав и свобод человека х д считается одной из основных черт гражданского общества и правового е к л государства. Такое общество и государство является демократическим и а р стремится защитить своего гражданина и обеспечить ему достойную жизнь. а ц и 6

17 стр., 8154 слов

Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения ...

... Н.С в январе 2019 года в соответствии с нормативными правовыми актами для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения, ... социальных прав в Конституциях государств Статья и содержание нормы Составьте сравнительную таблицу по объему социальных прав, закрепленных в Конституциях 10 государств, за основу возьмите Конституцию Российской Федерации. Сделайте вывод об объёме социальных прав в ...

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от й о 13.05.2004)// Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163 б Тункин Г.И. Международное право: наследство XX века // Российский ежегодник международного права. ы СПб., 2004 С. 18 ч 8 н о о б

1.2.Классификация конституционных прав и свобод личности

Институт прав и свобод человека и гражданина имеет прямую связь с развивающимся в Российской Федерации гражданским обществом. В научной литературе под гражданским обществом понимается сфера за пределами семьи, государства и рынка, которая создается индивидуальными и коллективными действиями, нормами, ценностями и социальными связями и выполняет ряд специфических функций, связанных с общественным контролем над действиями государственных структур и установлением оптимальной меры государственного воздействия на общественные процессы.8

Закрепленные в Конституции РФ нормы о правах и свободах человека и гражданина входят в состав института основных прав и свобод, который традиционно относится к институтам конституционного права.9

В широком смысле в предмете конституционного права присутствует правовое регулирование всех основополагающих общественных отношений, которые могут конкретизироваться уже в иных отраслях права.

Институтами конституционного права регулируются однотипные общественные отношения в сфере публичной власти, основ правового положения личности, федерализма.

На сегодняшний день общепризнанной классификацией считают:

  • Личные права (право на жизнь, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и т.д.);
  • Политические права (право на объединения, свобода собраний, право на участие в выборах и т.д.); Мерсиянова И.

В. Права и свободы человека — базовый институт российского общества и восприятие населением //Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 35 Постников А. Е. Тенденции развития институтов конституционного права //Журнал российского права. 2011. № 10. С.27

Социально – экономические права (свобода на предпринимательскую деятельность, право частной собственности, охрана семьи, право на отдых);

  • Культурные права;
  • Экологические.

Принятая в 1993 г. Конституция РФ придала правам и свободам человека и гражданина высшую юридическую силу и силу прямого действия. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права, содержащиеся в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Статья 55 Конституции РФ оговаривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Отдельные из этих прав могут быть лишь ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

18 стр., 8806 слов

Политические права и свободы человека в Конституции РФ

... политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказал о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод. Объектом исследования данной работы являются права и свободы человека и гражданина в целом, а предметом – политические права и свободы человека и гражданина ...

Что касается личных прав, то каждый имеет право на свободу, личную неприкосновенность и уважение достоинства личности.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Провозглашенное в статье 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на свободу включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований, санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных, либо контролируемых сроков.

Уважение достоинства личности — неотъемлемый признак

конституционного демократического государства, поскольку в таком государстве каждый человек представляет собой высшую социальную ценность. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими его людьми факта обладания им высокими нравственными и интеллектуальными качествами.

Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его действительной социальной ценности и от обладания им этими качествами. Самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.

Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права.10

Одной из сторон личной неприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. В Конституции и законодательстве не содержится понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. Под частной (личной) жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, отношения к религии, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, Воронов А. А. Вопросы формирования комплексной системы правозащиты в России //Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4. С.23 которые сам человек не желает предавать гласности. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза. На основании отдельных ведомственных актов подлежат повышенной охране тайна диагноза СПИДа и тайна психического заболевания.

Уважение гражданских и политических прав является непременным условием демократии. Это право на жизнь, равенство, охрану достоинства личности, недопустимость пыток, свобода от вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища. Конституция РФ гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, право на свободное определение своей национальности и пользование родным языком, свободу мысли и слова. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы своей страны или выдан другому государству. Конституция РФ определяет ряд других, присущих демократическому обществу политических и гражданских прав, включающих право граждан России на участие в управлении делами государства, выбирать и быть избранным, на равный доступ к государственной службе, участие в отправлении правосудия. В частности, Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на объединение и собрание.11

11 стр., 5446 слов

Государственные гарантии прав граждан в области образования

... образование Конституция РФ не только провозглашает право каждого человека на образование (ч. 1 ст. 43), но также закрепляет гарантии этого права. Конституционные нормы получили развитие в нормах Закона РФ «Об образовании». Для граждан Российской ...

Следует подчеркнуть, что в политической сфере главную роль играет именно гражданин, который имеет право на осуществление государственной власти как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и опосредованно (через представительные органы).

Это закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Из этого вытекают такие права, как право на создание объединений; право на мирные сборы без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право на обращение как

Сенякин И. Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов, 2011. С.106 индивидуально, так и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления; свобода массовой информации.

К политическим обязанностям относится защита Отечества, которая характеризуется как долг каждого гражданина. Она осуществляется как путем военной, так и альтернативной службы.12

Свобода слова заключается в возможности человека публично высказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли и убеждения. Некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Деяния, направленные на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату, удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны.13

Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Статья 29 Конституции РФ устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА, 1997г. С — 206 Луковская Д. И. Гарантии прав личности //История государства и права. 2011. № 16. С.28

10 стр., 4694 слов

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

...  устных обращениях. Способы защиты прав могут исходить и от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предоставляющих обеспечение. Так, в случае нарушения гражданами своих обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению государственный орган, орган местного самоуправления, ...

Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ «О средствах массовой информации»14. В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.

Для граждан Российской Федерации социально-экономические права являются приоритетными. Этот вывод имеет свою значимость для закрепления гарантий прав и свобод человека и гражданина в конституционном и уставном законодательстве субъектов РФ, которое призвано защищать, прежде всего, именно этот вид прав граждан.

Конституция РФ к социальным правам граждан относится сдержанно, без установления принципов социального попечения для всех. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ15 государство только создает условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. В этом смысле, как отмечается в научной литературе, социальное государство в российском конституционном изложении сторонится социального попечения и сближается с государством правовым.16

Социальная роль государства в современной России закреплена в статье 7 Конституции РФ как одна из важнейших основ конституционного строя.

Другие статьи Конституции развивают ее положения о социальном государстве. В соответствии с ее частью 1 статьи 31 право на социальное обеспечение не понимается как всеобщее право каждого. Оно касается только социально незащищенных слоев населения, тех, кто самостоятельно не может создать своего благополучия и нуждается в государственной поддержке. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2015) «О средствах массовой информации»//Российская газета, N 32, 08.02.1992 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398 Арановский К. В., Князев С. Д., Хохлов Е. Б. О правах человека и социальных правах//Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4. С. 62

Часть 3 статьи 37 Конституции РФ предоставляет гражданам право на защиту от безработицы, но не на рабочее место. Государство обязано содействовать занятости населения.

Определяя экономические, социальные и культурные права, Конституция РФ следует закрепленному во Всеобщей декларации прав человека положению, что категория этих прав, как и права гражданские и политические, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Провозглашая свободный труд и запрещая принудительный труд, Конституция РФ закрепляет право каждого свободно распоряжаться своим собственным трудом и выбирать род деятельности, право на вознаграждение за труд (без всякой дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда), а также гарантированное федеральным законом право на образование. Конституция РФ закрепляет право частной собственности, которое является одним из краеугольных камней свободы личности.

Под защитой государства находятся материнство и детство, а также семья. Государство гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

4 стр., 1585 слов

Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников ...

... включает всех вышеперечисленных работников прокуратуры2 . Под прокурорскими работниками понимаются не только прокуроры и следователи, но и другие сотрудники органов и учреждений прокуратуры. К ним относятся научные и педагогические работники научно-исследовательских и образовательных учреждений системы ...

Конституционным законодательством, в частности Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»17, определены права человека в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 11 Закона указом Президента РФ предусматриваются определенные меры и временные ограничения (полное или частичное) конституционных прав и свобод на территории, на которой введено чрезвычайное положение. К таковым могут быть отнесены: ограничения на свободу передвижения (введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее), пребывание на данной территории иностранных Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014)// Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277 граждан и лиц без гражданства, запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, ограничение свободы печати и других средств массовой информации и иные меры. При этом введение государством определенных ограничений прав и свобод человека, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.18, допускается исключительно во время чрезвычайного положения, которое вводится в условиях, когда «жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется».

Подведя итог, можно сказать, что классификация конституционных прав и свобод личности значительно разветвленная. Эту классификацию государство создало для регулирования всех сфер жизнедеятельности индивида. Каждый человек представляет собой высшую ценность. Его достоинство подлежит защите, наравне с частной жизнью и неприкосновенностью. Граждане осуществляют государственную власть. Этот многонациональный народ является носителем суверенитета. Государство гарантирует своему гражданину достойные условия существования и защиту от притеснений не только внутри страны, но и на международной арене.

2. Конституционная система защиты прав личности

2.1.Конституционная система обеспечения и защиты прав и свобод

человека и гражданина в Российской Федерации

Как известно, институт основных прав и свобод человека и гражданина является центральным институтом конституционного права. По сути, указанная отрасль права сосредотачивается, в основном на двух ее основных Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994 институтах — институте прав и свобод граждан и институте органов публичной власти (органы государственной власти РФ и субъектов РФ), органы местного самоуправления.

Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой интегративный феномен, объединяющий нормативные принципы и нормы, определяющие сущность и содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также необходимые юридические механизмы для их реализации. Компонентами конституционной системы защиты прав человека являются наделенные правозащитными функциями институциональные органы, а также соответствующие методы, процедуры и средства обеспечения как конституционных прав человека и гражданина, так и международных обязательств России по правам человека.

Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом является Президент РФ как глава государства.

Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека. Согласно Конституции РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

К компонентам комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека РФ, Общественная палата РФ и др.), институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Деятельность этих органов, не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной власти, оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.

Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации; органическое взаимодействие правозащитных институтов и механизмов с другими конституционными институтами на основе учета принципов федеративного устройства, хозяйствования и управления государством; обеспечение неукоснительного следования Российской Федерацией международным стандартам в сфере защиты прав человека и исполнения международных обязательств по их обеспечению и защите.

Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина. Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»19.

Законодательные органы путем определенных в Конституции РФ процедур осуществляют юридическое оформление участия Российской Федерации в международных соглашениях по правам человека и в рамках своей компетенции контролируют исполнение вытекающих из них международных обязательств.

Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство РФ, в частности, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан».

Наряду с механизмом правового регулирования и закрепления обязанностей органов исполнительной власти по обеспечению конституционных прав и свобод, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов в этой сфере. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Конституция РФ гарантирует охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обязывает государство обеспечить доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба20. Должностные лица несут ответственность за их нарушение, в частности за неисполнение судебных решений, указывающих на конкретные нарушения индивидуальных или коллективных конституционных прав и свобод.

Конституция Российской Федерации. Ст. 55 ч. 2

Конституция Российской Федерации. Ст. 52

Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 46), судебной власти, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118).

Органы судебной власти являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.

Дополнительной юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. N 1ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»21 (ст. 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию. Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом РФ соответствия законов и других нормативных актов Конституции РФ.22 Осуществляя эти функции, Конституционный Суд РФ оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.

Одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура РФ, которая обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности надзора от имени государства за соблюдением Конституции РФ и Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447 Права и свободы человека и гражданина: проблемы вертикального разграничения законодательной компетенции /Под ред. Малого А.Ф. Архангельск, 2011.С.121 исполнением действующих на территории России законов. В деятельности прокуратуры РФ уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры становится все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.

Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. Конституция РФ (ч. 2 ст. 45) гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Закрепление в Конституции РФ права человека самостоятельно защищать свои права, которое в отечественной юридической науке определяется как право на самозащиту, стимулировало появление дополнительных способов законной правозащитной деятельности. Среди них санкционированная Конституцией РФ возможность человека обращаться лично, а также направлять коллективные обращения по поводу нарушенных прав в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Характерно, что, реализуя свое конституционное право на самозащиту, граждане Российской Федерации при обращении в российские суды все чаще ссылаются на международные нормы, а также обращаются в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Подводя итог, можно сказать, что конституционная система обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представлена обширными органами, способами и действиями. Разветвление властей контролирует каждое столкновение интересов личности с государством и обществом. И это не исчерпывающие меры защиты.

2.2.Система норм защиты прав и свобод личности в международном

праве

Как отмечалось ранее, права и свободы личности регулируются не только внутри определенного государства, но и в международном масштабе. Для этого появилась необходимость в понятие международного гуманитарного права как совокупности норм, регулирующих права и свободы личности в международном сообществе и гарантия их защиты государствами.

Как субъект международного права индивид получает определенные субъективные права от международного сообщества непосредственно, не прибегая к помощи государства, гражданином которого он является.

Актуальность проблемы прав и свобод индивида стала ясна после Второй мировой войны, в ходе которых было доказано, что принятые декларации и конвенции были проигнорированы и остались в стороне.

Вскоре после этого был принят Устав Организации Объединенных Наций, подписанный 51 государствами. Этот Устав явился первым многосторонним соглашением между государствами в отношении прав человека.

В договорной практике государств после принятия Устава ООН широкое распространение получает практика предоставления индивиду права на прямой контакт с судебными и несудебными международными органами. Этот доступ индивида стал новым явлением в международном праве, которое свидетельствует о серьезных изменениях, происходящих в его правовой природе. Получая самостоятельный статус в международных органах, индивид имеет возможность независимо от государства защищать свои права. Такой его доступ в международные органы стал одним из основных принципов современного международного права.

В соответствии с Уставом ООН в ее составе созданы специальные органы для международной охраны и защиты прав человека, имеющие межгосударственный характер. Например, Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).

Его задача – осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях для решения проблем с правами человека. Согласно ст. 62 Устава ЭКОСОС уполномочен давать рекомендации «в целях поощрения уважения прав человека и основных свобод для всех»23. Ст. 68 Устава ООН наделяет ЭКОСОС правом создавать комиссии по «поощрению прав человека», а также другие комиссии и комитеты которые могут потребоваться для выполнения его функций. Помимо Комиссии по правам человека работают комитет по населенным пунктам, решающий многие вопросы демографии, экологии, коммунального хозяйства, санитарии, архитектуры и строительства, комитет по вопросам питания в различных странах, комитет по правам ребенка, комитет по ликвидации дискриминации женщин, комитет по ликвидации расовой дискриминации и др. В соответствии с Уставом был создан Совет по опеке, осуществлявший функции ООН на территориях, которые охватываются международной системой опеки. «Основные задачи системы опеки состоят в том, чтобы способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территории под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направление к самоуправлению или независимости…».

Эти органы являются основополагающими элементами в механизме международной защиты прав и свобод. Они изучают определенные вопросы, составляют соответствующие документы. Через эти органы осуществляется контроль за исполнением правил относительно личности.

Таким образом, суть вопроса о правах личности применительно к международным отношениям и международному праву заключается в

Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г. // СЗ РФ. — 1997. — № 12. возможности и необходимости создания приемлемых для различных государств международно-правовых норм о правах человека, которые должны неуклонно соблюдаться всеми государствами как юридически обязательные. На этой основе в современном международном праве сложился соответствующий комплекс принципов и норм. Правильно отмечает И.Сабо, что «с точки зрения позитивного международного права права человека имеют такое же значение, как гражданские права с точки зрения государства»24.

Заключение

В своей работе я поставила цель исследовать и узнать о конституционной защите прав и свобод человека. В ходе этого процесса я пришла к определенным выводам, которые изложу ниже.

Современная Конституция Российской Федерации 1993г представляет собой конституцию правового демократического государства. Она довольно ясно и четко разграничивает права и свободы граждан и уделяет им большое внимание. Не менее важно, что все нормы относительно прав и свобод, прописанных в Конституции, соответствуют нормам международного права.

Большинство прав и свобод человек имеет с рождения. Все эти права государство регулирует, контролирует и защищает, обеспечивая индивиду возможность самореализации в обществе.

Права и свободы имеют широкую классификацию. Но, тем не менее, каждый вид этих прав регулирует важную сферу общества.

Конституционный статус личности в России — одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности,

Сабо И. Идеологическая борьба и права человека. М., 1981. С. 40-41. гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучным.

Конституции РФ признает соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, его компетентных органов, а их гарантом является Президент РФ как глава государства.

Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но «списывать» слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/konstitutsionnaya-zaschita-prav-i-svobod-lichnosti/