Особенности инновационного процесса в социальной работе

Грамотная социальная политика является важным и неотъемлемым показателем эффективной деятельности любого цивилизованного общества. Проводимые социально-экономические преобразования, начавшаяся административная реформа требуют применения новых, прогрессивных форм организации и управления социальным обеспечением. Инновационный процесс — совокупность последовательных действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений, в частности, в сфере социальной работы. Предполагает целенаправленное изменение элементов социальной работы с целью ее качественной трансформации. Имеет в основании осмысление и применение новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации социальной работы. Инновации — это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Особенно актуальна их роль в сфере охраны здоровья, где сложилась очень неблагоприятная ситуация. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

Объект социологического опроса — пожилые люди.

Предмет социологического опроса — система и содержание инновационного социального обслуживания на дому пожилых людей в КБР.

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации.

Цель позволила сформулировать задачи:

1. Рассмотреть основные понятия социальной сферы и инновации в социальной сфере.

2. Выявить механизмы реализации инноваций в КБР.

3. Проанализировать механизмы реализации инновации в социальной сфере при осуществлении социальной помощи получаемой пожилыми гражданами на дому в Кабардино-Балкарской республике.

3 стр., 1477 слов

Социальная работа как технологический процесс

... времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология. Технология социальной работы как алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Существенным компонентом технологического процесса являются операции. ...

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части и списка использованной литературы.

Глава 1. Характеристика инновационного процесса в социальной работе

1.1 Особенности инновационного процесса в социальной работе

Анализ современных подходов, а также публикаций и изданий на эту позволяет дать следующее общее определение инноваций: инновация — это реализованная творческая идея, создавшая новую ценность. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности <#»901077.files/image001.gif»>

  • Диаграмма 1. — Оказанные услуги населению КБР

Оформление социальных услуг осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Административный регламент предоставления Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики государственной услуги по организации приема несовершеннолетних, матерей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в стационарные отделения государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, отделение реабилитации женщин с детьми, комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям).

Диаграмма 2. — Возрастная структура женщин, получающих социальное обслуживание на дому

Данный факт выступает объектом дальнейших исследований в плане выявления структуры причин нуждаемости этой категории опрошенных. Тот же факт следует отметить и у мужчин. Треть из получающих помощь на дому представители возрастной категории 65-75 лет.

Значительная часть опрошенных мужчин (77%) и женщин (74,5%) представители русской национальности. Затем следуют представители других национальностей: 12% -среди мужчин, 12,6% — среди женщин. Столько же занимают представители кабардинской национальности, которые составляют 12% среди мужчин и 12% среди женщин. На последнем месте представители балкарской национальности, как среди мужчин, так и среди женщин — 3,44% и 1,3% соответственно. Данный факт подтверждает ситуацию традиционно сложившуюся в республике относительно наибольшей нуждаемости пожилых представителей русской национальности (Диаграмма 3).

По нашему мнению эта часть опрошенных является категорией риска и должна стать объектом регулярного мониторинга нуждаемости среди других групп населения. Однако следует отметить рост доли представителей кабардинской национальности среди общего числа опрошенных по сравнению с предыдущими годами.

Диаграмма 3. — Национальная структура пожилых, получающих надомное обслуживание (% от общего числа опрошенных)

Таким образом, общий социально-демографический портрет наиболее нуждающихся в социальной помощи на дому выглядит следующим образом: женщины, русской национальности в возрасте от 76 до 85 лет. Настораживающим фактором, как среди женщин, так и среди мужчин рост числа получающих помощь на дому в относительно активном периоде жизни — 65-75 лет, что нуждается в дальнейшем изучении.

Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, какие проблемы являются для них наиболее острыми (табл. 1).

Ведущее место среди проблем занимают проблемы связанные с состоянием здоровья (86,2% у мужчин и 83,2% у женщин).

На втором месте материальные проблемы — 58,6% — мужчины, 58% женщины.

Таблица 1

Структура проблем граждан, пользующихся надомным обслуживанием

Показатели мужчины, % женщины, %
проблемы со здоровьем 86,2 83,2
материальные проблемы 58,6 58
одиночество 39,7 48,6

Следует отметить актуальность проблемы одиночества для обоих полов — 39,7% мужчин и 48,6% женщин отметили на это явление. Заметим, что женщины испытывают острее одиночество. Данный факт следует учесть в дальнейшем планировании мероприятий по социальной поддержке пожилых людей, поскольку решение вопросов с одиночеством и досуга является важнейшим фактором нормального физического и психического состоянии престарелых.

Среди проблем, на необходимость решения которых указывали опрошенные самостоятельно, выделяются жилищно-коммунальные, связанные необходимостью улучшения жилищных условий, ремонта имеющегося жилья, специального оборудования в соответствии с потребностями инвалидов.

Важной задачей исследования было необходимость выявить с помощью респондентов содержания основных видов социальной помощи, получаемой ими на дому (Диаграмма 4).

На вопрос о том, как часто к ним приходят социальные работники более 75% мужчин и 74,5%) женщин указали, что их посещают в среднем 2 раза в неделю.

Среди видов социального обслуживания, получаемого на дому, выделяются доставка на дом продуктов питания (74,2% у мужчин и 71,2% у женщин) и помощь в оформлении документов (53,4% и 39,3% соответственно).

Диаграмма 4. — Структура основных видов социальной помощи, получаемой пожилыми на дому

Уход с учетом состояния здоровья отметили 17,2% мужчин и 13,2% женщин. Данный факт указывает на недостатки данного вида услуг с учетом того, что ведущее место среди проблем как мужчин, так и женщин занимают проблемы связанные с состоянием здоровья — 86,2% и 83,2% соответственно. Сюда же можно отнести услугу сопровождения в стационарные учреждения. Лишь 8,6% мужчин и 7,6% женщин указали на наличие этого вида помощи.

К числу основных надомных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях частичной и полной оплаты (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Можно констатировать тот факт, что не выполняется основной перечень гарантированных государством надомных социальных услуг.

2.2 Оценка основных направлений социальной работы с одинокими и пожилыми гражданами

Следующим этапом исследования стало изучение оценок опрошенных относительно качества получаемых на дому видов социальной помощи.

Отношение респондентов в целом к платным услугам характеризуется следующими цифрами: 72,4% мужчин и 69,9% женщин относятся крайне отрицательно в связи с имеющимися материальными затруднениями. Лишь 27,6% среди мужчин и 16,9% женщин (18,5%о общей выборки) считают это нормальным явлением в условиях рынка (Диаграмма 5).

Следует отметить, что при указанных недостатках, само качество получаемого социального обслуживания на дому в имеющихся объемах, опрошенные оценивают весьма высоко. Среди общего числа опрошенных на отлично его оценили 44,8% мужчин и 31,9% женщин. На хорошо 53,4% и 46,3% соответственно.

Диаграмма 5. -Отношение респондентов к платным социальным услугам

При этом следует отметить разницу оценок респондентов по микрорайонам города (Диаграмма 6).

Диаграмма 6.- Сравнительная диаграмма оценок респондентов качества реализуемых социальными работниками услуг на дому (по микрорайонам города)

Так, к примеру, в районах Центр, Горный, Стрелка, Искож, Александровка достаточно высоко оценили работу социальных работников. Однако при этом, в микрорайоне Искож количество затруднившихся дать какую либо оценку вообще составляет почти четверть от опрошенных по микрорайону. А в микрорайоне Александровка 20% смогли оценить лишь на удовлетворительно работу своих социальных работников. На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют о дифференцированном отношении к подопечным со стороны некоторых социальных работников. Данный факт требует необходимости обращения особого внимания к повышению профессиональной компетентности отдельных социальных работников посредством проведения различных курсов повышения квалификации.

После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ оплата, порядок и условия предоставления социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов отнесены к полномочиям субъектов РФ.

В зависимости от социально-экономического положения субъекта РФ (развитие социальной инфраструктуры, количество городского и сельского населения, малоимущих граждан, наличия коммунальных удобств, национальных особенностей и т.д.) в каждом регионе приняты свои нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления социального обслуживания, объемы и виды социальных услуг, категории граждан, которым в первоочередном порядке оказывается социальная поддержка.

Широкое распространение в стране получил принцип оплаты надомных услуг, в основе которого положена сумма равная 10 — 25% от разницы между пенсиями клиентов и размером местного прожиточного минимума. Этот принцип действует и в нашей республике.

На территории Кабардино-Балкарской Республики приняты и реализуются постановлении Правительства КБР от 27 апреля 2006г. №112-пп «О предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам надомного и полустационарного социального обслуживании» и от 27 апреля 2006г. №113-пп «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания».

В настоящее время ГУ «Центром социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития КБР по городскому округу Нальчик» охвачено надомным обслуживанием 386 граждан при наличии 60 штатных единиц в трех отделениях социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с нормативными актами один социальный работник должен обслуживать 8 граждан, проживающих в городской местности.

Эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне выявления пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому, а может и тот факт, что размер оплаты надомного социального обслуживания как частичного, так и полного завышен для нашей республики, что доказывает маленький охват нуждающихся в данной помощи.

Диаграмма 7. — Размер оплаты надомного труда по регионам ЮФО (в % от разницы между размером получаемой пенсии и величиной прожиточного минимума)

Глава 3. Общий анализ и характеристика

3.1 Рекомендации и предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому одиноких и пожилых граждан

Результаты исследования позволили нам дать общую характеристику как содержания и качества реализуемых гражданам видов социального обслуживания на дому, так и самих одиноких и пожилых, получающих эту помощь.

В связи с тем, что значительная часть опрошенных представители русской национальности следует особо указать на актуальность для опрошенных проблемы одиночества. Заметим, что женщины переживают одиночество острее (48,6% против 39,7% у мужчин).

Данный факт следует учесть в разработке и планировании мероприятий по организации досуга и неформального межличностного общения пожилых людей русской национальности с помощью либо в сопровождении социальных работников. Решением этой проблемы не следует пренебрегать в силу значительности испытывающего ее контингента.

Среди видов социального обслуживания, получаемого на дому, выделяются доставка на дом продуктов питания и помощь в оформлении документов. Однако уход с учетом состояния здоровья отметила лишь незначительная часть, как мужчин, так и женщин. Данный факт указывает на недостатки реализации данного вида услуг с учетом того, что ведущее место среди проблем как мужчин, так и женщин занимают проблемы связанные с состоянием здоровья. Сюда же можно отнести недостатки реализации услуги сопровождения в стационарные учреждения.

Можно констатировать и тот факт, что не выполняется основной перечень гарантированных государством надомных социальных услуг.

1. Отношение респондентов в целом к платным услугам характеризуется крайне негативно.

В связи с этим можно отметить ряд факторов, тормозящих внедрение системы платного социального обслуживания:

  • низкий уровень жизни населения;
  • слабая координация деятельности Центра с государственными и общественными организациями;
  • низкий уровень правосознания населения, во многом связанный со слабой просветительской работой сотрудников Центра;
  • отсутствие рекламы платных социальных услуг среди местного населения;
  • слабая методическая оснащенность работников Центра;
  • отсутствие у социальных работников материальных стимулов, спецодежды, технического инвентаря, слабые льготы при проезде на общественном транспорте;
  • завышенная самооценка труда социального работника в сфере оказания платных надомных услуг (выявлено, что социальные работники сохраняют иждивенческие настроения, не желая прилагать серьезных усилий по исправлению ситуаций, не используя для этого всех своих резервов).

Следует отметить, что при указанных недостатках, само качество получаемого социального обслуживания на дому в имеющихся объемах, опрошенные оценивают весьма высоко. По всей видимости и режим посещений 2 раза в неделю при нынешнем объеме реализуемых услуг позволяет социальным работникам реализовывать их полной мере на высоком качественном уровне.

2.Также следует обратить внимание на то, что многие опрошенные самостоятельно указывали на необходимость решения жилищно-коммунальных проблем, проблем связанных с необходимостью улучшения жилищных условий, ремонта имеющегося жилья либо специального переоборудования в соответствии с потребностями инвалидов.

3. Из-за отсутствия сведений о количестве одиноких лиц пожилого возраста невозможно установить число лиц пожилого возраста, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании, это говорит о недостаточном ведении работы по выявлению и учету граждан, нуждающихся в социально-медицинской помощи.

Плохо организованна работа по привлечению государственных и общественных организаций в совместную работу по выявлению одиноких граждан, нуждающихся в социально — медицинском обслуживании на дому.

Подводя в целом итоги исследования можно заключить, что были получены ценные исследовательские результаты, которые могут послужить основой для дальнейших системных и мониторинговых исследований рассматриваемой проблематики.

А в частности предложить:

  • внести изменения в республиканские нормативно правовые акты, регламентирующие оплату социальных услуг гражданами старшего поколения и инвалидами;
  • разработать методическое обеспечение реализации системы платных социальных услуг для граждан старшего поколения и инвалидов;
  • проводить мониторинг общественного мнения по вопросам состояния и перспектив развития системы платных социальных услуг в республике;
  • постоянно расширять перечень гарантированных социальных услуг, оказываемых на платной основе, учитывая потребительские запросы и платежеспособность граждан старшего поколения и инвалидов;
  • усилить просветительскую работу среди местного населения, проявляя при этом инициативу, волю, творчество;
  • развивать систему повышения квалификации социальных работников; обеспечить социальным работникам необходимые возможности и условия труда для оказания социальных услуг гражданам старшего поколения и инвалидам;
  • социальным работникам Центра необходимо осуществлять более тесное сотрудничество с администрацией города Нальчика, ЖЭКами, государственными и общественными организациями.

Заключение

Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

Для расширения качественных социальных услуг социального сервиса требуется серьезная государственная поддержка социальных учреждений, выступающих центром по разработке и внедрению инновационных методов и технологий в работе с разными группами населения. Однако при реализации инноваций в социальной сфере необходимо учитывать особенности, связанные некоммерческим характером отношений. Как известно, модель финансирования некоммерческой организации основана на бюджете (внешние средства), а не прибыли (собственные средства).

Кроме того, некоммерческая организация имеет большое количество заинтересованных сторон, что при социальной специфике деятельности снижает потенциал нововведений. Нацеленность деятельности некоммерческих организаций на достижение определенных идеалов затрудняет оценку их деятельности с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Именно этими особенностями определяются трудности воплощения инноваций в социальной сфере.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/innovatsii-v-sotsialnoy-sfere/

  • Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями — М.: Эксмо, 2008. — 432 с.
  • Голиченкова Е.Н.

Инновационные методы работы центра социального обслуживания // Работник социальной службы. — 2008. — № 3. — С. 49-51.

  • Еремина О.Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. — 2014. — №1, январь.
  • Жариков В.В.

Управление инновационными процессами. — Тамбов: ТГТУ, 2009. — 180 с.

  • Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2008.
  • Казанцев А.К., Миндели Л.Э.

Основы инновационного менеджмента. — М.: ЗАО Экономика, 2010 — 518 с.

  • Красникова Е.О., Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент. — М.: Окей-книга, 2009 — 184 с.
  • Морозов Ю.П.

Инновационный менеджмент. — М.: Юнити-Дана, 2010.

  • Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент — М., 2008 — 176 с.
  • Попов В.Л.

Управление инновационными проектами — М., 2009. — 336 с.

  • Тюмавина Н.Г. Современные технологии социального обслуживания различных категорий семей и детей // Социальное обслуживание. — 2009. — № 5. — С. 28-34.
  • Уварова И.

А. Инновационный подход к социальному обслуживанию // Социальная работа. — 2014.- №1. — С.2-5.

  • Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. 2-е изд. — СПб: Питер, 2009 — 384 с.
  • Фомичева З.В.

Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Работник социальной службы. — 2007. — № 3. — С. 43-45.

Приложение 1

ПЕРЕЧНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ МИНИСТЕРТСВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КБР

Министерство труда и социального развития КБР предоставляет следующие услуги:

  • Выдача гражданам удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (как труженикам тыла);
  • Выдача гражданам удостоверения инвалида Отечественной войны, удостоверения ветерана;

Великой Отечественной войны, удостоверения инвалида о праве на льготы

Выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

  • Выдача заключения о возможности быть опекуном или попечителем;
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненному здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами;
  • Назначение (освобождение от обязанностей) опекуна (попечителя), выдача удостоверения опекуна (попечителя);
  • Назначение и выплата государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений;
  • Назначение и выплата доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Кабардино-Балкарской Республики;
  • Назначение и выплата единовременного денежного вознаграждения лицам, награжденным медалью «Материнская слава»;
  • Назначение и выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • Назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка неработающим родителям;
  • Назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка;
  • Назначение и выплата единовременной адресной социальной помощи многодетным семьям на строительство или приобретение жилья при рождении (усыновлении) пятого или последующего ребенка;
  • Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка;
  • Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • Назначение и выплата ежемесячного пособия неработающему (необучающемуся) родителю по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет;
  • Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
  • Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом;
  • Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан;
  • Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»;
  • Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Семипалатинском полигоне;
  • Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
  • Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации членам семей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с расходами по оплате ЖКУ;
  • Назначение и выплата ежемесячной надбавки гражданам, удостоенным государственных наград Кабардино-Балкарской Республики;
  • Назначение и выплата инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • Назначение и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы республики;
  • Назначение и выплата социального пособия на погребение отдельных категорий граждан, имевших место жительства в Кабардино-Балкарской Республике;
  • Оказание единовременной материальной помощи семьям погибших сотрудников силовых ведомств, сотрудникам, пострадавшим от террористического акта, в ходе проведения контртеррористической операции;
  • Оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
  • Организация отдыха и оздоровления детей;
  • Организация приема несовершеннолетних, матерей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в стационарные отделения государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей;
  • Организация медико-социальной реабилитации детей на базе государственного учреждения «Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга»;

Организация приема граждан пожилого возраста и инвалидов в государственные стационарные учреждения социального обслуживания»

Организация приема несовершеннолетних, матерей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в стационарные отделения государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей;

  • Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
  • Предоставление звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда»;
  • Предоставление микроавтобуса лицам, награжденным государственной наградой Кабардино-Балкарской Республики медаль «Материнская слава»;
  • Предоставление субсидии и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;
  • Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Приложение 2

Территориальные управления

Территориальное управление труда и социального развития по городскому округу Нальчик
Департамент №1 (с.Хасанья, с.Б.Речка, с.Кенже, Ореховая роща, Телевышка, Университет) г.Нальчик, ул. Кирова, 13 74-29-40
Департамент №2 (Центр, Рынок, Стрелка, В.Аул, Колонка) г.Нальчик, ул. Шогенцукова, 5 42-54-61
Департамент №3 (с.Адиюх, Искож, Александровка, Стрелка) г.Нальчик, ул. Кабардинская, 19 42-10-74
Руководитель: Тхамоков Анатолий Хазраилович г.Нальчик, ул. Кабардинская, 19 42-05-95
Территориальное управление труда и социального развития г. Баксан
Руководитель: Аргашокова Джульетта Чамаловна г.Баксан, ул.Революционная, 225 (86634) 2-15-95
Территориальное управление труда и социального развития г.Прохладного
Руководитель: Иокерс Наталья Ивановна г.Прохладный, ул.Ленина, 110 (86631) 4-25-14
Территориальное управление труда и социального развития Баксанского района
Руководитель: Канаметов Юрислам Хачимович г.Баксан, ул.Революционная, 225 (86634) 4-13-73
Территориальное управление труда и социального развития Зольского района
Руководитель: Кушхова Масират Тембулатовна Зольский район, п.Залукокоаже, ул.Комсомольская, 85 (86637) 4-18-71
Территориальное управление труда и социального развития Лескенского района
Руководитель: Шоранов Суфьян Азреталиевич Лескенский район, с.Анзорей, ул.Хамгокова, 32 (86639) 9-55-06
Территориальное управление труда и социального развития Майского района
Руководитель: Никитина Татьяна Алексеевна Майский район, г.Майский, ул.Энгельса, 63/3 (86633) 2-19-92
Территориальное управление труда и социального развития Прохладненского района
Руководитель: Лобойко Ольга Геннадьевна г.Прохладный, ул.Головко, 52 (86631) 3-21-44
Территориальное управление труда и социального развития Терского района
Руководитель: Шомахов Хачим Уматгериевич Терский район, г.Терек, ул.Пушкина, 114 (86632) 4-12-20
Территориальное управление труда и социального развития Урванского района
Руководитель: Тохов Ислам Алексеевич Урванский район, г.Нарткала, ул.Ленина, 35 (86635) 2-34-01
Территориальное управление труда и социального развития Чегемского района
Чегемский район, г. Чегем, ул.Набережная, 3 (86630) 4-13-45
Территориальное управление труда и социального развития Черекского района
Черекский район, п.Кашхатау, ул.Мечиева, 108 (86636) 4-13-98
Территориальное управление труда и социального развития Эльбрусского района
Руководитель: Мирзоев Замрат Хизирович Эльбрусский район, г.Тырныауз, ул.Энеева, 18 (86638) 4-52-46

Приложение 3

Анкета социологического опроса

Здравствуйте!

Меня зовут _______Я от имени информационно-аналитического отдела

Министерства труда и социального развития КБР, который проводит опрос, посвященный изучению форм, методов и содержания социального обслуживания на дому пожилых людей.

Пожалуйста, просим Вас, ответить на несколько вопросов. Ваши ответы будут использоваться только в обобщенном виде для выработки предложений по совершенствованию социального обслуживания на дому.

Фамилию, имя, отчество указывать необязательно.

1. Ваш пол муж □ жен □

2. Сколько Вам полных лет —

3. Национальность —

4. В каком микрорайоне города Вы проживаете:

  • ·Центр;
  • ·Горная;
  • ·Искож;
  • ·Александровка;
  • ·В.Аул;
  • ·Кенже;

·другой микрорайон

5. Какие проблемы Вас больше всего волнуют сейчас?

·проблема одиночества;

  • ·проблемы здоровья;
  • ·материальные проблемы;

·другое

6. Сколько раз в неделю к Вам приходят социальные работники?

·1 раз;

  • ·2 раза;
  • ·совсем не приходят;
  • ·затрудняюсь ответить;

·другой ответ

7. Из нижеперечисленных видов социального обслуживания на дому, что Вы конкретно получаете?

·доставка на дом продуктов питания;

  • ·помощь в оформлении документов;
  • ·уход с учетом состояния здоровья;
  • ·сопровождение в стационарные учреждения.

·другое

8. Как Вы относитесь к платным социальным услугам?

·положительно, это нормально в условиях рынка;

  • ·отрицательно, из-за материальных затруднений;
  • ·затрудняюсь ответить;

·другое мнение

9. Как Вы оцениваете качество Вашего социального обслуживания на дому?

·отлично;

  • ·хорошо;
  • ·удовлетворительно;
  • ·затрудняюсь ответить.

10. По поднятым проблемам социального обслуживания на дому пожилых людей, что бы Вы могли рекомендовать для совершенствования этой формы социальной работы?

Благодарим Вас за сотрудничество. Здоровья Вам, долгих лет жизни.