Реформирование социального государства в Германии

Курсовая работа

актуальность

Основные цели настоящей работы: изучить теорию и практику модели «социального государства» в Германии; проследить процесс реформирования «социального государства» в Германии в начале XXI века, на примере деятельности федеральных канцлеров Г. Шредера и А. Меркель.

Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:

  • проанализировать сущность и принципы «социального государства», в целом, как политической системы;
  • применить полученные теоретические выводы к процессу становления и развития «Социального государства» в Германии XIX -XX веков;
  • исследовать кризисные процессы в системе «социального государства» Германии начала XXI века, изучить основные составляющие социальных реформ Г. Шредера, изложенные в программе «Повестка дня 2010» (2003 г.);
  • изучить социальную политику А.

Меркель, как преемника Г. Шредера на посту канцлера Германии, выявить перспективы «социального государства» в современной Германии.

структуру

При написании настоящей курсовой работы мы пользовались следующими источниками: воспоминаниями Г. Шредера, автобиографией А. Меркель, текстом Основного закона ФРГ 1949 года, а также рядом немецкоязычных публикаций, в которых освещались различные вопросы социальной политики двух указанных федеральных канцлеров. Ряд материалов мы почерпнули из периодических изданий как отечественных, так и иностранных.

При написании работы были использованы также монографии и учебные пособия следующих авторов: Н.А. Власова, В.Б. Белова, В.П. Гутника, В.П. Милецкого, С.Н. Невского, А.И. Патрушева, а также ряд интернет-сайтов.

1.1 «Социальное государство»: сущность и принципы

В настоящей части нашего изложения мы остановимся на теоретических основах «Социального государства», постараемся выделить основные принципы и сущность этой концепции.

Согласно одному из определений — «социальное государство» это политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ. Теория «социального государства» предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой .

Стремление к «социальному государству» характерно для социал-демократических партий ряда государств. Упоминания о «социальном государстве» содержатся в Конституциях ряда зарубежных стран, как то: Германии (с 1949 г.), Франции (с 1958 г.), Швейцарии (с 1972 г.), Греции (с 1973 г.) и т.д. В 90-е данный процесс затронул и ряд других государств, включая Российскую Федерацию (с 1993 г.).

12 стр., 5705 слов

Человек как субъект и объект социальной работы: ее сущность и специфика

... отклоняющимся поведением. Говоря об объекте социальной работы, имеют в виду различные группы людей, которые испытывают трудности при решении встающих перед ними проблем. 1.2 Субъекты социальной работы Социальная работа невозможна без государства, создающего для нее законодательную ...

В настоящее время большинство развитых стран в той или иной степени являются социальными государствами .

Для более подробного знакомства с описываемой концепцией, обратимся к истории. Понятие «Социальное государство» было впервые употреблено в 1850 г. знаменитым экономистом Л. фон Штейном (1815 — 1890).

Ученый полагал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве» . Идеи социальных реформ Л. Штейна, а также некоторых его последователей и оппонентов (например, А. Вагнера), нашли поддержку среди различных организаций немецкого рабочего движения, и практически сразу после появления этих идей была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии. В 1883 году было введено пособие по безработице, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Соединенное королевство, Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии [5] .

В дальнейшем, на протяжении XX века, Германия была своего рода лидером, в практике формирования моделей «Социального государства», так отдельные моменты, последнего, были видны уже во времена «Веймарской республики», а наиболее полно практическое развитие этих идей началось с 1949 года. Однако о становлении и развитии «Социального государства» в Германии, мы поговорим в дальнейшем нашем изложении. Сейчас нам важно то, что опыту Германии последовали другие страны. Мощный толчок для этого дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других странах Европы к власти пришли социал-демократы, которые стали реализовывать концепции «социального государства» на практике.

Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, а главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением. Наиболее полно концепция «социального государства» была реализована в условиях Канады, Голландии, Новой Зеландии, а также Швеции и Финляндии.

Если резюмировать мнения зарубежных и российских ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Конституциях большинства современных государств, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества .

13 стр., 6044 слов

Социальная работа

... людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». 1 Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство ...

В то же время «социальное государство» не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о кризисе социального государства и его будущем, развернувшаяся в зарубежной прессе и научной литературе в 80-90-е годы . Практической базой для теоретических дискуссий стали следующие исторические реалии: разрушение системы «Варшавского договора» и как следствие крушение социалистических систем в странах Восточной Европы; объединение ГДР и ФРГ, что привело к экономическим сложностям вызванных «освоением» правительством ФРГ новых «восточных» земель [8] ; расширение Европейского союза: все эти сдвиги обнажили всю сложность взаимодействия государства и общества и выявили главное противоречие «социального государства», а именно – противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат.

Кроме этой, основополагающей проблемы, представляют определенную значимость:

  • конфликт между личностью и государством, который проявляется в том, что, с одной стороны, жители хотят, чтобы государство знало об их проблемах и имело возможность осуществлять политику обеспечения благосостояния и поддержки, а с другой, — стремятся воспрепятствовать государству владеть информацией их личной информацией;
  • бюрократизация аппарата, который занимается социальной поддержкой населения, что ведет к росту расходов, снижению оперативности в оказании социальной .

В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках, в то же время большинство экономистов и политологов, и, что еще важнее, практикующих политиков, считают что модель «социального государства» исторически еще не исчерпала свои плюсы, так как еще ни в одном государстве эта концепция не была полностью реализована.

Таким образом, подведем некоторые промежуточные выводы:

— понятие «социальное государство» было впервые употреблено в 1850г. экономистом Л. фон Штейном, и практически сразу, после появления этих идей, была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии, которая увенчалась определенными успехами. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Великобритания и Италия. Мощный толчок развитию «социального государства» дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война и как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других европейских странах к власти пришли социал-демократы, которые попытались реализовать концепции «социального государства» на практике. В настоящее время большинство развитых стран (в том числе и Россия) в своих Основных законах имеют упоминания о «социальном государстве».

— если резюмировать мнения ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Основных законах, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества.

  • «социальное государство», не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. К основным проблемам и конфликтам социального государства, которые проявились в 80-90-е гг. XX века, относят: противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат;
  • конфликт между личностью и государством;
  • а также тенденции к бюрократизации аппарата, который занимается социальной поддержкой населения. В целом все эти проблемы показали, что модели «социального государства» нуждаются в серьезных корректировках.

В дальнейшем изложении, для подтверждения настоящих теоретических выкладок, мы подробнее ознакомимся с процессом становления и развития модели «социального государства» в Германии.

5 стр., 2162 слов

Иезуитская система воспитания

... были организованы в соответствии с Системой изучения наук (Ratio studiorum) – всеобъемлющей программой иезуитской педагогики, составленной около 1559. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и ... из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии. В Италии они постоянно служили объектом враждебных ...

1.2 Становление и развитие «Социального государства» в Германии

Модель «социального государства» в Германии имеет свою историю. Как уже было отмечено выше, именно в Германии, в середине XIX века, оформились понятие и идея «социального государства». Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху . В результате во второй половине ХIХ — начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов [11] . Так в 1871 году в Конституции Германии была обозначена забота государства «о благе немецкого народа». В 1883 году было введено пособие по безработице, в 1884 году – страхование от несчастных случаев, в 1889 году – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. В 1910 году было введено обязательное пенсионное страхование[12] .

После революции 1918 года, поражения в первой мировой войне, ряду экономических и социальных потрясений 20-х годов XX века, Германия, тем не менее, не оставляла идей социального государства. Именно в «Веймарской республике» (1919-1933 гг.) были созданы определенные институты социальной политики. В период с 1933 по 1945 гг. идеи «социального государства» в Германии, были на время забыты, в силу известных причин – нахождения у власти нацистов .

Начиная с 1949 года в послевоенной Германии на конституционном уровне произошло возвращение к идее и ценностям социального государства. Этот процесс тесно связан с именем Людвига Эрхарта, которого по настоящее время называют «отцом германского экономического чуда и «автором модели социальной рыночной экономики».

В 1949 году Германия была провозглашена «демократическим и социальным федеративным государством (статья 20 Конституции 1949 года), а в 28 статье было записано, что “Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона» .

В это же время происходит становление системы «социального государства» — определенных служб, учреждений, а также нормативно-правовой базы. В дальнейшем, в практике формирования моделей «социального государства», ФРГ была своего рода мировым лидером .

Основные положения социальной политики в Германии, во второй половине XX века можно свести к следующим пунктам:

  • социальная политика германского государства базируется на закрепленных конституционно статусе, функциях и ответственности человека перед самим собой и государством, государством перед человеком и обществом в целом;
  • социальная работа в Германии один из целевых инструментов социальной политики, к числу, которых относятся также социальное страхование и социальное обеспечение. В содержательном и финансовом балансе эти инструменты социальной политики обеспечивают выполнение функций социального государства;
  • к ряду приоритетных направлений социальной работы в Германии относятся: обязательное медицинское страхование, система социального страхования, пенсионная система, социальная помощь неимущим, меры активной и пассивной поддержки безработных и т.д.;
  • носителями социальной работы как вида деятельности в соответствии с законодательством, являются как государственные, так и негосударственные организации, а также частные лица.
  • сложившаяся система обеспечивается и контролируется непосредственным участием граждан в обсуждении, проектировании и принятии важнейших социальных решений .

В целом можно утверждать, что механизмы социальной политики и социальной работы в Германии соединили финансовыми и имущественными отношениями представителей государственных и негосударственных социальных организаций. Вследствие этого соединения развитие идеологии социальной политики и ее финансового и материального обеспечения лоббировались (и лоббируются до сих пор), многочисленными социальными организациями, ведущими политическими партиями, объединениями общественных организаций, как средство укрепления социального благополучия немецкого общества.

3 стр., 1124 слов

Социальная система Германии

... окончании средней школы иностранному ребенку необходимо проучиться в Германии минимум два года. Обучение в вузах - бесплатное. медицинский образование социальный система пенсия 5. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Сеть дошкольных детских ... - работающие люди делают отчисления, а уходя на пенсию, получают деньги от государства. Причем не те деньги, которые сами вкладывали, а те, которые на тот ...

Однако, как уже говорилась ранее, «социальное государство», не есть устоявшаяся, статичная модель, а развивающаяся система, а значит, имеет свои внутренние противоречия. К основным противоречиям, которые проявились в Германии в 80-е – 90-е годы XX века, можно отнести противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат . Данное противоречие, с особой силой, обострилось в 80-е годы XX века.

Социальные расходы, в этот период, становятся самой крупной статьей государственных расходов, доходя до 60% бюджета. Повышение цены на нефть привело к подорожанию всех товаров и услуг. Главной экономической проблемой становится инфляция. В 80- е годы повсеместно начало утверждаться мнение, будто инфляция стала итогом чрезмерных расходов на социальные нужды . Социальное государство начали откровенно критиковать (со стороны т.н. «неолибералистов»), называя «анонимным государством жизнеобеспечения …которое парализует собственную инициативу и готовность за себя и остальных нести ответственность» [19] . В результате кризиса 80-х возникли сомнения в устойчивости модели «социального государства».

Ситуация еще более ухудшилась с объединением ФРГ и ГДР, что привело к экономическим сложностям вызванных «освоением» правительством ФРГ новых «восточных» земель и вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства» в Германии.

Подведем определенные выводы по данной части нашего изложения.

  • модель «социального государства» в Германии имеет свою историю. Именно в Германии, в середине XIX века, оформились понятие и идея «социального государства». В период с 1871 по 1933 годы в Германии были созданы определенные институты и механизмы социальной политики. Работа по становлению «социального государства» в Германии прерывалась в 1933-1945 г.г., однако с 1949 года эта идея получила конституционное закрепление;
  • приоритетные направления социальной политики в Германии таковы: обязательное медицинское страхование, система социального страхования, пенсионная система, страхование по уходу за недееспособными, социальная помощь неимущим, меры активной и пассивной поддержки безработных и т.д.;
  • первоосновой формирования эффективной социальной политики Германии выступает клиенто-ориентированная технология социальной работы, социального обеспечения и социального страхования, а сложившаяся система обеспечивается и контролируется непосредственным участием граждан в обсуждении, проектировании и принятии важнейших социальных решений;

— «социальное государство», как развивающаяся система, имеет свои внутренние противоречия. К основному такому противоречию в Германии можно отнести противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. В результате возникли сомнения в устойчивости модели «социального государства»

3 стр., 1150 слов

Социальное обеспечение в Германии

... финансируется полностью за счет государства, то есть за счет налогоплательщиков. Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Его важнейшие ветви: ... Меркель) в Германии. Другая часть (Г. Шредер) осознает необходимость реформирования ее в Германии. Такое деление вызывает затяжные дискуссии о реформировании модели социальной защиты в Германии. В то ...

Таким образом, на рубеже XX-XXI веков, стало понятно, что «социальное государство» как система имеет свои достоинства и недостатки. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Другая часть осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии. Такое деление вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства в Германии.

2.1 Кризис «Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010»

В предыдущих частях нашего изложения мы рассмотрели теоретические принципы и сущность «социального государства», а также на практике познакомились с процессами становления и развития такого государства в Германии в XIX –XX вв.

Одним из основных наших выводов, было положение о том, что «социальное государство», как развивающаяся система, имеет свои внутренние противоречия. К основному такому противоречию в Германии можно отнести противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. Социальные расходы, в этот период, становятся самой крупной статьей государственных расходов, доходя до 60% бюджета. Повышение цены на нефть привело к подорожанию всех товаров и услуг. Главной экономической проблемой становится инфляция. В 80- е годы повсеместно начало утверждаться мнение, будто инфляция стала итогом чрезмерных расходов на социальные нужды.

В 1982-1998 гг. коалиция ХДС/ХСС и СвДП во главе с Гельмутом Колем пыталась сделать некоторые шаги по реформированию социальной системы Германии, однако никаких фундаментальных изменений сделано не было, даже несмотря на то, что ФРГ переживало в эти годы ряд кризисов.

Коалицию Г. Коля сменила коалиция СДПГ и партии зеленых во главе с Герхардом Шредером, которая просуществовала до 2005 г. Наиболее важной заслугой (естественно в разрезе изучаемой темы) этой коалиции, а вернее федерального канцлера, стал принятый в 2003 г. пакет реформ под названием «Повестка дня — 2010».

13 стр., 6172 слов

Социальные реформы в России: история, современность, перспективы

... проводимые социальные реформы в России - история и перспективы. Цель курсовой работы - изучить историю социальных реформ в России, современные социальные реформы, а также перспективы их проведения. Задачи: 1) раскрыть историю социальных реформ в РФ; 2) рассмотреть современные проводимые социальные реформы; ...

Итак, возглавляемая Г. Шредером коалиция социал-демократов и зелёных пришла к власти в октябре 1998 после 16-летнего пребывания в оппозиции с обещаниями модернизации экономики, поддержки предпринимательства и сохранения системы социальной защиты. Победа социал-демократов в немалой степени объяснялась обещанием СДПГ положить конец росту безработицы и справиться с экономическим застоем в стране .

Кратко опишем ситуацию в экономике Германии на рубеже веков. В этот период ФРГ явно утрачивает конкурентные преимущества на мировом рынке, уступает, как по темпам роста, так и по темпам развития, не только США но и многим своим партнерам по ЕС. За 1998-2002 годы по производству валового национального продукта на душу населения Германию обогнали Великобритания, Франция, Австрия, Нидерланды и даже Ирландия. Экономика переживает структурный кризис (выражением его, стали без сомнения низкие темпы роста экономики).

В стране высокая и долговременная безработица (с 1994 года не опускается ниже 10%).

Государственная финансовая система оказалась фактором, тормозящим развитие, вместо того чтобы его стимулировать. К изложенному добавляются демографические проблемы: старение нации, низкая рождаемость. Крупные и средние немецкие компании, регулярно выводят рабочие места за рубеж, причем главный аргумент здесь — высокие издержки на труд, высокая стоимость рабочего места .

На этом фоне правительство Г.Шредера было вынуждено начинать реформы. Перед Г. Шредером в начале этих реформ, стояла основная задача — не допустить возникновения новой бедности, деградации общества, не допустить возникновения действительно бедных, но привести в соответствие принципы социальной справедливости с реальными возможностями и вызовами XXI века .

В первые четыре года своего канцлерства Г. Шредер проводил осторожные экономические реформы и лишь в 2003 году представил комплексную программу реформ, получившую название «Повестка дня 2010» (Agen-da-2010).

Эта программа включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности. Данные реформы обосновывались предположением о том, что сложившаяся демографическая ситуация не позволяет далее стране придерживаться курса на построение государства благосостояния, а также о том, что именно государство благосостояния, которое Германия строила на протяжении десятилетий, является основной причиной неудач политики в жизненно важных сферах .

Немецкое общество практически сразу расценило эту программу как объявление войны «государству всеобщего благоденствия» и разделилось в своих крайне полярных суждениях о ее сущности – от «предательства» со стороны ведущих профсоюзов, до «половинчатости и недостаточной радикальности» со стороны либерального крыла ХДС .

Перед перечислением политических последствий принятия новой программы реформ, проанализируем ее основные положения .

  • реформы на рынке труда: предусматривали две основные меры: большую гибкость в применении защиты от необоснованного увольнения и сокращение пособий по безработице, причем как по размерам, так и по срокам. Кроме того, в случае длительной безработицы прекращалось раздельное предоставление помощи по безработице и социальной помощи — они объединялись воедино. Так если до 2003 года государство выплачивало безработным 60% их прошлой заработной платы в течение трех лет, то теперь планировалось, что они будут получать эти деньги лишь в течение года. Впрочем, подразумевалось, что государство будет предоставлять безработным займы на открытие собственного бизнеса;
  • реформа обязательного медицинского страхования: предусматривала сокращение каталога услуг, то есть видов услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования.
  • правовое регулирование ремесла: предусматривало либерализацию открытия и приобретения ремесленных предприятий, а также сокращение некоторых бюрократических регламентирующих мероприятий.
  • ступенчатая налоговая реформа: направлена на снижение в первую очередь подоходного налога, а также налога на корпорации (т.е.

смягчение налогообложения предприятий).

3 стр., 1292 слов

Революция как форма социальных изменений. Эволюционные изменения. ...

... что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка. С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве ...

Одновременно началось сокращение субсидий и финансируемых из госбюджета льгот;

— кроме того, «Повестка дня 2010» включает в себя реформирование отдельных секторов экономики, профессионального обучения, налогообложения, образования и научных исследований, рынка труда, здравоохранения и медицинского страхования, пенсионного обеспечения и помощи семьям.

Лишь краткое перечисление основных положений реформы, позволяет причислить ее к рангу «системных реформ»: в подтверждение этого напомним, что в предыдущем изложении мы останавливались на описании основных достижений модели «социального государства» в Германии. Даже поверхностное их сравнение позволяет утверждать, что реформированию оказались подвержены все основные достижения «социального государства» Германии.

С точки зрения экономических реалий, необходимо признать, что реформы Г.Шредера были более чем обоснованными, однако одновременно нельзя не признать, что они были ультра непопулярны среди ряда заинтересованных сторон – профсоюзов, безработных и т.д., т.е. всех которые оценили на себе все плюсы «социального государства» в Германии. План Шредера выбивал саму основу этой модели – социальное перераспределение.

Изначально было понятно, что анализируемая программа выглядит привлекательно только в том случае, если изначальная основная задача Г. Шредера (не допустить возникновения новой бедности, деградации общества, не допустить возникновения действительно бедных, но привести в соответствие принципы социальной справедливости с реальными возможностями и вызовами XXI века) будет неуклонно выполняться. Сам Г. Шредер неоднократно утверждал, что уверен в этом . Однако соратники Шредера по партии, профсоюзы и огромное количество рядовых немцев не разделяли этой уверенности. Как следствие — падение рейтинга социал-демократов в Германии, разногласия в самой партии вынудившие Шредера подать в отставку с поста председателя, уступив его лидеру фракции в Бундестаге Францу Мюнтеферингу, и наконец, крупное поражение СДПГ на осенних выборах в бундестаг 2005 года [27] .

12 ноября 2005 года ХДС/ХСС и СДПГ заключили коалиционный договор в результате, которого 22 ноября 2005 года 8-м федеральным канцлером Германии была избрана А. Меркель. Сам Герхард Шрёдер отказался участвовать в правительстве ФРГ и отказался от депутатского мандата в бундестаге.

13 стр., 6446 слов

Музыкальное образование и воспитание в Германии

... списка литературы, приложения. Глава 1. История музыкального образования и воспитания в Германии 1.1 Германия - страна музыкальных традиций Первоначально дадим краткую характеристику рассматриваемого государства. Германия - государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, ...

Таким образом, на основании приведенных данных, сделаем ряд промежуточных выводов:

  • социальные реформы Г. Шредера (а именно его «Повестка дня 2010») были направлены на снижение напряженности в экономике Германии, которая стала очевидна на рубеже XX-XXI веков;
  • обосновывались они предположением о том, что сложившаяся демографическая ситуация не позволяет далее стране придерживаться курса на построение государства благосостояния, а также о том, что именно государство благосостояния, которое Германия строила на протяжении десятилетий, является основной причиной неудач политики в жизненно важных сферах.
  • перед Г. Шредером в начале этих реформ, стояла основная задача — не допустить возникновения новой бедности, деградации общества, не допустить возникновения действительно бедных, но привести в соответствие принципы социальной справедливости с реальными возможностями и вызовами XXI века;
  • «повестка дня 2010» включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности;

— изначально было понятно, что анализируемая программа выглядит привлекательно только в том случае, если изначальная основная задача Г. Шредера (см. выше) будет неуклонно выполняться. Сам Г. Шредер неоднократно утверждал, что уверен в этом. Однако соратники Шредера по партии, профсоюзы и огромное количество рядовых немцев не разделяли этой уверенности. Как следствие – поражение СДПГ на выборах и уход Г. Шредера с поста канцлера.

2.2 Социальная политика А. Меркель. Перспективы «Социального государства» в современной Германии

В период выборов в бундестаг 2005 года А. Меркель в одном из своих выступлений обвинила канцлера Г. Шредера в том, что его программа «Повестка дня» нереалистична, что она изобилует обещаниями, исполнить которые правительство не в состоянии, кроме того она заявила буквально следующее: «Вы не сможете оплатить подарки, которые пытаетесь раздавать, а в вопросах, о которых вы, возможно, имеете правильное представление, вас не поддержит собственная партия, — Вы — человек из прошлого, человек, который не смог воспользоваться имевшимися у него возможностями, потому что его подвела партия и собственное представление о реальности» .

Г. Шредер, в тот же период, отвечал своему оппоненту, критикой, утверждая, что предлагаемые г-жой Меркель реформы рынка труда, а также изменения в системе медицинского и пенсионного страхования, опасно несбалансированны, в отличие от реформ его правительства. «Госпожа Меркель не поняла, что объединяет всех граждан этой страны, а именно — достаточно развитое чувство сплоченности и справедливости» .

Из приведенной мысли понятно, что Г.Шредер не видел себя в коалиции с А. Меркель и как следствие, отказался участвовать в правительстве ФРГ и отказался от депутатского мандата в бундестаге.

Таким образом, в 2005 году во главе Германии оказалось правительство, которое было настроено изначально негативно по отношению к описываемым выше реформам Шредера.

Рассмотрим подробнее действия А. Меркель в социальной сфере. Еще в 2000 году, находясь в оппозиции, Ангела Меркель, разрабатывает документ о «новой социальной рыночной экономике», который по своим положениям базировался на концепциях «социально-ориентированной рыночной экономики» Людвига Эрхарта, углубляя и развивая их . Этот документ, одобренный в декабре 2001 года съездом партии в Дрездене, стал программным документом партии. Эта программа должна была совместить преимущества капитализма с принципами социального государства, зафиксированными в немецкой Конституции [31] . Нового в этом, было немного, и даже многие деятели ХДС признавали, что в целом концепция «нового социального рынка» выглядит очень неопределенно.

Когда Меркель стала федеральным канцлером, она далеко не сразу стала проводить некие «контрреформы» по отношению к «Повестке дня 2010». Более того, аналитики неоднократно отмечали, что Меркель пришла к власти без какой-либо собственной четкой программы . Ни у нее, ни у ее правительства не было серьезной альтернативы политике Шредера в принципе (программа «нового социального рынка», как показано выше выглядела очень неопределенно).

Лишь в марте 2006 года Меркель представила свою состоящую из восьми пунктов программу деятельности на вторую половину срока полномочий. В ней намечены основные направления в сфере реформирования федеративной системы, борьбы с бюрократизмом, научных исследований, энергетической политики, бюджетной и финансовой политики, политики в сфере семьи, рынка труда и в частности реформы системы здравоохранения .

В этом же 2006 году немецкий журнал «Шпигель» проанализировал, деятельность Меркель и ее администрации, и пришел к выводу, что сделано ими было на удивление мало. Так, смысл социальной политики, проводимой Меркель, состоит в последовательной ликвидации институтов социального государства: уменьшении социальных выплат, сокращении числа детских садов, сворачивании систем бесплатного образования и медицинской помощи и т.п. Предполагается, что при этом должны сокращаться налоги, активизироваться бизнесмены, создаваться новые рабочие места и т.д. Т.е. эта политика мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником Г. Шредером. При этом курс Меркель явно усиливал имеющуюся тенденцию к увеличению разрыва между доходами богатых и бедных: по данным социологов за 1997 – 2007 годы, доходы самых богатых 10% населения выросли на 10%, а самых бедных 10% упали почти на 5%.

Ситуация несколько меняется в 2007 году. Ангела Меркель раздает ряд программных интервью о том, что «идея социальной рыночной экономики жива, и она сопровождает нас сегодня». А. Меркель утверждает, что классического разделения на внутреннюю и внешнюю политику больше не существует и не видит непреодолимых препятствий перед развитием идей Людвига Эрхарда в новых условиях. Чтобы достичь их и вывести стандарты социального государства на глобальный уровень, необходимо, по мнению канцлера Германии, консолидировать усилия всех .

Однако, резких изменений курса в 2007-2009 годах так и не было, несмотря на все заявления канцлера.

В 2009 году, Ангела Меркель сохранила пост канцлера, сформировав новое правительство. Христианско-демократический союз и его баварский политический партнер Христианско-социальный союз (ХСС) разработали программу, в основе которой лежат следующие задачи: снижение подоходных налогов, увеличение финансирования сферы образования и защита окружающей среды . Немецкий избиратель поверил этой программе.

На своей первой после выборов пресс-конференции Ангела Меркель, подчеркнула, что новое правительство будет проводить социальную политику: главной целью при этом будет рост занятости и создание социальных гарантий, но не за счет будущих поколений . «Социальная рыночная экономика — наш компас» [38] , — подчеркнула Меркель.

В настоящее время правительством А.Меркель возрождаются идеи «социального государства», в основе программы нового правительства лежат снижение подоходных налогов (наименее обеспеченные будут платить 13%, а со временем – 12%; для среднего класса предусмотрено повышение доходной ставки, после которой налагается 42-процентный налог), увеличение финансирования сферы образования и продолжение реформы здравоохранения, также в перспективе присутствуют существенные налоговые льготы для семей с детьми .

Подведем основные выводы для этой главы.

  • в начале XXI века, политическим силам Германии было понятно, что концепция «социального государства» требуется в более или менее серьезном пересмотре. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Другая часть осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии;
  • лидером той части немецких политиков, которые осознавали необходимость реформирования «социального государства» в Германии стал Г.

Шредер. Во время его канцлерства к жизни была вызвана «Повестка дня 2010», которая включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности. Однако, эти реформы, хотя и были экономически обоснованными, в то же время были ультра непопулярны среди ряда заинтересованных сторон – профсоюзов, безработных и т.д., т.е. всех которые оценили на себе все плюсы «социального государства» в Германии. Как следствие Г. Шредер потерял свой пост;

  • в 2005 году во главе Германии оказалось правительство Ангелы Меркель, которое было настроено изначально негативно по отношению к реформам Шредера;
  • А. Меркель была лидером той части немецких политиков, которые выступали за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Однако, социальная политика ее правительства мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником;

— начиная с 2007 года А. Меркель последовательно выступает за возрождение идей «социального государства» в Германии, на основе «новой социальной рыночной экономики», с учетом новых экономических реалий и тенденции к глобализации. Эта программа позволила канцлеру Меркель сохранить свой пост в 2009 году.

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, сформулируем основные выводы нашей курсовой работы.

Понятие «социальное государство» было впервые употреблено в 1850г. экономистом Л. фон Штейном, и практически сразу, после появления этих идей, была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Германии, которая увенчалась определенными успехами. Примеру Германии в начале XX века последовали Швеция, Великобритания и Италия. Мощный толчок развитию «социального государства» дали «Великая депрессия» и Вторая мировая война, как следствие в 50-е годы в Швеции, Германии, Великобритании и других европейских странах к власти пришли социал-демократы, которые попытались реализовать концепции «социального государства» на практике. В настоящее время большинство развитых стран (в том числе и Россия) в своих Основных законах имеют упоминания о «социальном государстве».

Если резюмировать мнения ученых, а также практику закрепления принципа «социального государства» в Основных законах, то можно прийти к выводу, о том, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества.

Модель «социального государства» в Германии имеет свою историю. В период с 1871 по 1933 годы в Германии были созданы определенные институты и механизмы социальной политики. Работа по становлению «социального государства» в Германии прерывалась в 1933-1945 г.г., однако с 1949 года эта идея получила конституционное закрепление. В практике формирования моделей «социального государства», ФРГ была своего рода мировым лидером. Во второй половине XX века в ФРГ происходит становление системы «социального государства» — определенных служб, учреждений, а также нормативно-правовой базы. Приоритетные направления социальной политики Германии сложившиеся за 50-70 е годы XX века, таковы: обязательное медицинское страхование, пенсионная система, социальная помощь неимущим, меры поддержки безработных и т.д.;

— «Социальное государство», суть развивающаяся система, и имеет свои внутренние противоречия. К основному такому противоречию в Германии можно отнести противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. В результате возникли сомнения в устойчивости модели «социального государства».

На рубеже XX-XXI веков, стало понятно, что «социальное государство» как система имеет свои достоинства и недостатки. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. Другая часть осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии. Такое деление вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства в Германии.

Лидером той части немецких политиков, которые осознавали необходимость реформирования «социального государства» в Германии стал Г. Шредер. Во время его канцлерства к жизни была вызвана «Повестка дня 2010», которая включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности. Однако, эти реформы, хотя и были экономически обоснованными, в то же время были ультра непопулярны среди ряда заинтересованных сторон – профсоюзов, безработных и т.д., т.е. всех которые оценили на себе все плюсы «социального государства» в Германии. Как следствие, Г. Шредер потерял свой пост.

В 2005 году во главе Германии оказалось правительство Ангелы Меркель, которое было настроено изначально негативно по отношению к реформам Шредера. Ангела Меркель вместе со своим программным документом о «новой социальной рыночной экономике», была лидером той части немецких политиков, которые выступали за сохранение сущностей «социального государства» в Германии. В то же время первые годы ее канцлерства, социальная политика ее правительства мало чем отличалась от политики проводившейся ее предшественником Г. Шредером. Ситуация меняется начиная с 2007 года, когда А. Меркель начинает последовательно выступать за возрождение идей «социального государства» в Германии, на основе «новой социальной рыночной экономики», с учетом новых экономических реалий и тенденции к глобализации. Эта программа позволила канцлеру Меркель сохранить свой пост в 2009 году.

Таким образом, можно сделать общий вывод, о том, что идеи «социального государства» в Германии актуальны уже на протяжении полутора веков. На рубеже XX-XXI веков, стало понятно, что «социальное государство» как система имеет свои достоинства и недостатки. Часть немецких политиков выступала за сохранение сущностей «социального государства» (А. Меркель) в Германии. Другая часть (Г. Шредер) осознавала необходимость реформирования «социального государства» в Германии. Такое деление вызвало к жизни затяжные дискуссии о реформировании «социального государства в Германии. В то же время можно с уверенностью утверждать, что история «социального государства» Германии еще далеко не закончена.

1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // под ред. В.В. Ванчугова. М.: РУДН, 1998.

2. Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М.: Европа, 2007. – 552с

3. Mein Weg. Angela Merkel im Gespräch mit Hugo Müller-Vogg. Hoffmann und Campe, Hamburg, 2004.

4. WACHSTUM. BILDUNG. ZUSAMMENHALT. 10 Punkte für ein starkes Deutschland. Berlin, 2009.

5. Wolfgang S. Angela Merkel: eine politische Biographie. Neuauflage. München, 2005.

II. Специальная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/germaniya-kak-sotsialnoe-gosudarstvo/

1. Власов Н.А. Германия в начале XXI века: [Учебное пособие]. — СПб.: Изд-во СПб. Унт-та, 2008. — 307 с.

2. Германия. Вызовы XXI века // Под ред. Белова В.Б. М.: Европа, 2009. – 792 с.

3. Гутник В.П. Германия: успехи и провалы социального рыночного хозяйства // Рыночная демократия в действии. Современное политико-экономическое устройство развитых стран. М.: Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2005. – 157 с.

4. Давлетшина Д.К. Политика ФРГ в Европейском Союзе: учебное пособие. — М.: МГИМО — Университет, 2006. — 151 с.

5. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция теории и практика. Автореф. дис… док. полит, наук. СПб.: 1998. – 32 с.

6. Невский С.Н. Экономика послевоенной Западной Германии: на пути к «экономическому чуду»: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2006. — 167 с .

7. Павлов Н.В. Современная Германия: учебное пособие по страноведению. — М., 2005. — 566 с.

8. Патрушев А.И. Германия в XX веке. М.: Дрофа, 2004. – 432 с.

III. Материалы периодических изданий

1. Боген А. Ангела Меркель – серая жемчужина. Дело. – 2007. — № 4.

2. Германия: в ожидании реформ [Обсуждение с участием В.Б. Белова, В.В. Ивантера, Р.С. Гринберга, С.П. Капицы и др.] // Вестник Европы. – 2005. — № 15.

3. Гиль С.С. Социальная работа в Германии. Индустрия и технология социальной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 2 (195).

4. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2000. — № 2.

5. Ланько Д. Герхард Шредер. Человек привыкший начинать заново // Дело. – 2008. — № 31.

6. Merkel glaubt an die Perspektiven des sozialen Staates // Deutsche Welle. – 15. 07. 2007

7. Merkel is short-sighted and dangerous, Schroeder is yesterday’s man // The Financial Times. – 08.09.2005.

IV. Интернет-сайты:

1. ru.wikipedia.org/wiki/

2. www.bundeskanzlerin.de

3. www.spd.de

4. www.angela-merkel.de

Павлов Н.В. Современная Германия: учебное пособие по страноведению. — М., 2005. C. 324.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция теории и практика. Автореф. дис… док. полит, наук. СПб.: 1998. С. 5.

Цит по: Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2000. — № 2. С. 48.

Милецкий В.П. Указ. соч. С. 6.

Гончаров П.К. Указ. соч. С. 51.

Гончаров П.К. Указ. соч. С. 52.

Патрушев А.И. Германия в XX веке. М.: Дрофа, 2004.С. 423.

Гончаров П.К. Указ. соч. С. 53.

Гончаров П.К. Указ. соч. С. 49.

Власов Н.А. Германия в начале XXI века: [Учебное пособие]. — СПб.: Изд-во СПб. Унт-та, 2008.

Милецкий В.П. Указ. соч. С. 7.

Гончаров П.К. Указ. соч. С. 50.

Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // под ред. В.В. Ванчугова. М.: РУДН, 1998. С. 14.

Невский С.Н. Экономика послевоенной Западной Германии: на пути к «экономическому чуду»: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2006. – С. 21.

Гутник В.П. Германия: успехи и провалы социального рыночного хозяйства» в книге: Рыночная демократия в действии. Современное политико-экономическое устройство развитых стран. М.: Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2005. С. 24-26.

Гончаров П.К. Указ. соч. С. 52.

Гутник В.П. Указ. соч. С. 27.

Цит по: Гончаров П.К. Указ. соч. С. 54.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D1%91%D0%B4%D0%B5%D1%80,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4

Германия: в ожидании реформ [Обсуждение с участием В.Б. Белова, В.В. Ивантера, Р.С. Гринберга, С.П. Капицы и др.] // Вестник Европы. – 2005. — № 15. С. 86.

Там же: стр. 88.

Там же, стр. 89.

Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М.: Европа, 2007.С. 312.

Германия: в ожидании реформ [Обсуждение с участием В.Б. Белова, В.В. Ивантера, Р.С. Гринберга, С.П. Капицы и др.] // Вестник Европы. – 2005. — № 15. С. 89-90

См. напр. Шредер Г. Указ. соч. С. 340.

Ланько Д. Герхард Шредер. Человек привыкший начинать заново // Дело. – 2008. — № 31.

Merkel is short-sighted and dangerous, Schroeder is yesterday’s man // The Financial Times. – 08.09.2005.

Там же.

Mein Weg. Angela Merkel im Gespräch mit Hugo Müller-Vogg. Hoffmann und Campe, Hamburg, 2004. S.229

Wolfgang S. Angela Merkel: eine politische Biographie. Neuauflage. München, 2005. S. 65.

БогенА. АнгелаМеркель – сераяжемчужина. Дело. – 2007. — № 4.

Там же.

Боген А. Ангела Меркель – серая жемчужина. Дело. – 2007. — № 4.

Merkel glaubt an die Perspektiven des sozialen Staates // Deutsche Welle. – 15. 07. 2007

См. подр.: WACHSTUM. BILDUNG. ZUSAMMENHALT. 10 Punkte für ein starkes Deutschland. Berlin, 2009.

www.bundeskanzlerin.de

www.angela-merkel.de

Германия. Вызовы XXI века // Под ред. Белова В.Б. М.: Европа, 2009. С. 18.