В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, (п.2.6), определено: содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В разнообразной деятельности происходит формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
Конкретное содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями ребенка, может реализоваться только в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка.
Актуальность: музыка как искусство, музыкальное развитие — это насущные темы для серьезных теоретических и практических разработок в области образования и воспитания. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, эмоциональный раздражитель, повод для полезных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов, музыка — это искусство, которое воздействует на ребенка уже тогда, когда он находится в утробе матери.
В первые месяцы его жизни ребенок слушает музыку и выражает свои эмоции, непосредственное влияние музыкального искусства на ребенка способствует возникновению первоначальных ответных психофизических действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных качеств личности и музыкальных способностей.
Музыкально — дидактические игры способствуют развитию личности ребенка с раннего возраста. Дети воспринимают и понимают смысл музыкальных произведений в разных видах музыкальной деятельности: в пении, в музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и в музыкально – игровой деятельности. Методику организации музыкально – игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: М. Кононова, Н . Ветлугина, О. Радынова и др.
Дети и музыка. Скачать бесплатно и без регистрации
... РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ. Одним из видов деятельности музыкальной является ритмические движения. На занятиях часть значительная времени отводится разучиванию различных под движений музыку. Дети учатся ускорять и движения замедлять, непринужденно двигаться в ...
Цель исследования: дать теоретическое обоснование процесса организации музыкально — игровой деятельности.
Задачи:
1.Проанализировать специальную и методическую литературу по данной теме.
2. Определить понятие «музыкально – дидактическая игра».
3. Выявить особенности организации музыкально – игровой деятельности.
4. Сделать выводы по теме исследования.
Методы исследования: анализ, сравнительный анализ.
Источники исследования: ФГОС, методические и учебные пособия.
1.1 Психолого — педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
Ранний и младший дошкольный возраст — период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально-дидактическим играм.
На первом году жизни, отмечают психологи, у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.
Второй год жизни: при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан).
Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни: у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно — образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию ...
... условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой; проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике. Задачи работы: 1. ... ребенка. Для понимания сущности логопедической ритмики важно знать содержание таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально ...
Пятый год жизни: он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).
Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Шестой и седьмой год жизни: это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но это не означает, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию, исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.
Таким образом, дошкольный период детства является сензитивным для восприятия музыки как искусства, для формирования первых представлений об эмоциональной природе музыки, а также для организации процесса приобщения ребенка к музыкальному искусству.
1.2. Характеристика и классификация музыкально-дидактических игр
Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх — потешках, прибаутках.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...
... отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности. Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и ...
Музыкальная игра — это самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности.
Классификация музыкальных игр
- игры, развивающие музыкальный слух;
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной
деятельности;
- музыкально-игровые композиции.
Музыкальные игры занимают важное место в жизни дошкольников как средство развития творчества и помогают решению различных задач, поставленных педагогом. Музыкально-игровая деятельность является одним из ведущих средств, при развитии у детей творческих способностей (как наиболее близкая ребенку).
Музыкально — дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
— песни, инструментальные произведения;
— набор музыкальных инструментов;
— наборы музыкальных игрушек.
Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями.
Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.
Музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
Развивающие игры детей раннего возраста
... ракете в космос и т.д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. (4; 123) 2. Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста Сенсорные игры Сенсорика (от лат. ... до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три ...
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально – образовательной деятельности показывает ее эффективность при условии правильной ее организации. Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально — ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе пения Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах.
Таким образом, игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, такой он будет и в поведении, в любой деятельности и в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре, именно в дидактической игре формируется характер и личностные качества ребенка, развивается мышление и закрепляются различные поведенческие навыки.
Игровая деятельность детей раннего возраста
... содержание игровой деятельности детей; Игры-фантазирование Знать особенности развития данного вида игр в дошкольном возрасте, влияние их на развитие личности ребенка. По возможности привести примеры. Сравнить данный вид игры с другими творческими играми детей. Режиссерские игры, ...
1.3. Особенности и формы организации музыкально — игровой деятельности.
Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Основной принцип музыкально-игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.
Значение игровой деятельности:
1)Обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков 2)Способствует всестороннему развитию ребенка
3)Расширяет сферу его интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе
4)Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий 5)Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков
Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки — сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое, очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность.
Также ребёнок, в процессе музыкально – игровой деятельности, учится применять накопленный музыкальный опыт в своей жизненной практике, сформированные музыкальные умения и навыки — в новых условиях, в самостоятельной музыкально-игровой деятельности по своим интересам и желаниям.
Музыкально – игровая деятельность ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность).
Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком – либо умении – например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально – игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы действия. Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
Пение как основной вид музыкальной деятельности детей старшего ...
... способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Пение - основное средство музыкального ...
а) сюжетно – ролевые игры;
б) игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах;
в) песенные и танцевальные импровизации;
г) театрализованные представления импровизационного характера;
Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:
а) игра с пением;
б) музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
в) сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее);
г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра);
д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры.
Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как он ее понял. В дошкольном возрасте все дети музыку понимают по разному, и в этом вся суть музыки и игровой деятельности.
1.4.Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности.
Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.
Формирование у детей музыкально сенсорных способностей
... О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, ...
Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим
3 — 4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.
Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выразительными средствами, обращают внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».
Главная задача — практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием, если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.
Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие ребенка, реализовать потенциальные возможности детей в музыкальной деятельности.
Разработана система музыкальных занятий, направленных на развитие разных видов музыкальной деятельности с использованием дидактических и музыкальных игр. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.
«Применение музыкально-дидактических игр в детском саду» (Введение ...
... цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О.П.Радыновой, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников» – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности. «Решение сенсорных задач, – как пишет Н.А. ...
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).
Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей.
Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки.
Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры. Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные, и двигательные представления детей.
Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.
Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью организации различных форм музыкальной деятельности.
Например, в музыкально — игровых вокальных упражнениях — играх «Марш» Е. Тиличеевой и «Мы идем» Р. Рустамова дети вспомннают знакомые упражнения: ритмично ходить и подпрыгивать, представляя образы различных сказочных героев. Педагог предлагает детям пройти по комнате друг за другом и говорит: «Послушайте, что теперь надо делать под музыку». Исполняется «Мы идем» Р. Рустамова. Дети вспоминают упражнение. Если они не скажут, какие движения надо выполнять, педагог говорит: «Походим и попрыгаем». Наблюдает, насколько точно дети изменяют движение в связи с музыкой.
«Осенняя песенка» Ан. Александрова — слушать новую песню спокойного характера. Педагог показывает детям осенние листья, спрашивает, какого они цвета, раздает их и предлагает послушать песенку. Затем спрашивает, о чем в ней поется, и объясняет: «Дети гуляли в садике и собрали букет из осенних листьев. Давайте мы тоже соберем листья в букет». Дети передают листья воспитателю, он ставит их в вазу. Песня исполняется еще раз.
Таким образом, методически правильно и целесообразно организованная музыкально – игровая деятельность доставляет детям удовольствие и удовлетворение, вызывает их интерес к музыкальным занятиям, а также решает многие психолого – педагогические задачи по развитию всех личностных качеств детей.
Заключение
При написании курсовой работы была изучена специальная и методическая литература, также все положения Федерального Государственного образовательного стандарта, определяющие направления художественно – творческого и музыкального развития. В работе выполнены, в целом, поставленные задачи: были исследованы и определены понятия музыкально – дидактическая игра, музыкально – игровая деятельность, были рассмотрены и описаны методические основы организации музыкально – игровой деятельности.
Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка, погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает внешний мир. В музыкально – игровой деятельности происходит активное общение со сверстниками, поиск различных приемов и способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков поведения. Долгие годы игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания стремится к использованию музыкальных игр, которые бы предусматривали развитие всех способностей ребенка, формировали художественный вкус и эстетические эмоции, приобщали к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей жизни.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/formyi-organizatsii-muzyikalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- . Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др.; Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968; Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. Монография / под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. С. 22–36.
- Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.-М., 1982. с. 250
- http:// wikipedia. ru
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/23/psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detey-rannego-vozrasta
- http://festival.1september.ru/articles/642421/
- http://studopedia.org/8-173035.html
- http://www.scienceforum.ru/2013/120/1745
- http://dohcolonoc.ru/stati/1957-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
- ?start=16
- http://5fan.ru/wievjob.php?id=14003
Приложение 1
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ДОМИНО»
Образовательная область – «Музыка», «Коммуникация».
Возраст детей — от 3 до 4 лет или разновозрастная группа детского сада
Вид игры: настольно — печатная
Цель игры: закрепление знаний о детских музыкальных игрушках; воспитание умения сравнивать музыкальные игрушки, находить сходство.
Дидактическая задача:
приобщать детей к музыкальному искусству; закрепить знания детей о детских музыкальных игрушках; упражнять в правильном произношении их названий: колокольчик, гармошка, дудочка, треугольник, бубен, погремушка, барабан; воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры.
Игровые правила: число участников – 7. Класть картинки по очереди, находя соответствующую пару к предыдущей карточке. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровые действия: если нет походящей парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка, изображенная на карточках, которые он держит в своей руке. При повторении игры карточки раздаются заново.
Ход игры.
В игре участвуют 6 детей и сам педагог.
На столе разложены знакомые детям музыкальные игрушки: колокольчик, гармошка, дудочка, треугольник, бубен, погремушка, барабан. Начинается игра рассматриванием музыкальных игрушек. Педагог выясняет знания детей о приемах звукоизвлечения и названиях представленных игрушек. Затем обращает внимание на карточки, где изображены такие же игрушки. Карточки разделены вертикальной полоской на две части и на них изображены по две музыкальные игрушки.
— Я сейчас раздам вам карточки (по 4), и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие игрушки здесь нарисованы? Правильно – дудочка и бубен. У кого на картинке есть бубен, тот положит рядом с моим. (Показывает, как надо положить.) А у кого дудочка есть, куда он положит свою карточку? («С другой стороны».) А теперь какие картинки лежат у нас по краям? («Барабан и погремушка».) У кого есть такие картинки, положите их в один ряд.
Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у детей карточек не останется. В заключение можно сказать: — «У нас получился целый оркестр, и мы можем послушать, как звучат музыкальные игрушки вместе. Давайте возьмем каждый по игрушке и вместе поиграем на них, как настоящие музыканты».
Затем все картинки перемешивают и раздают снова. Игра продолжается. Педагог говорит:
— А теперь, дети, послушайте, какие правила еще надо выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди: начнет Денис, потом будет класть свою карточку Света, а за ней – Регина. Запомнили? Если у вас не будет в руках нужной, парной картинки, тогда вы пропустите ход, скажете: «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картина. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Будьте внимательны.
Усложнением в игре может быть уменьшение числа играющих до четырех и увеличение картинок на одного играющего до семи.
После игры карточки складываются в красиво оформленную коробку с названием «Музыкальное домино».
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИГРЕ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ДОМИНО»
Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш »
Цель игры:
1. Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях.
2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой.
3.Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.
4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.
Ход игры:
1-вариант . Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок).
Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» — спящее, плачущее, весёлое).
2-вариант . Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их
Приложение 3
Музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Заиграла дудочка-
Я плясать пойду.
— В пляс за мной, ребята,-
Ду-ду-ду!
Барабан грохочет,
Будто сильный гром:
-В лес за мной, ребята,-
Бом-бом-бом!
Педагог играет за ширмой на дудочке, а потом на барабане. Дети слушают и отгадывают, какой звучит инструмент. Педагог исполняет песню о дудочке и барабане, а дети имитируют игру на этих инструментах.
(музыка Р.Рустамова, стихи Ю.Островского)
На ширме появляется Петрушка с погремушкой.
Я — весёлый Петрушка,
У меня есть погремушка.
Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.
Появляется медвежонок с бубном.
А я — Мишка косолапый,
Вот как бью по бубну лапой.
Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.
Педагог: Ни Петрушки нет, ни Мишки-
Убежали шалунишки.
Кто играет — отгадайте,
Поскорее отвечайте.
Дети отгадывают, кто играет за ширмой.
В конце Мишка и Петрушка приглашают детей потанцевать.
Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени».
Приложение 4
Игры:
«Ладушки» (русская народная мелодия, обработка Г. Фрида) — познакомиться с новой песней. Музыкальный руководитель исполняет песню. Затем поет ее без сопровождения, передавая ласковый характер песни, показывает соответствующие движения (легкие хлопки, кладет руки на голову, помахивает ими).
Песня исполняется еще раз, педагог предлагает детям повторить движения и спеть окончание фразы «да».
«Подружились» Т. Вилькорейской- осваивать движения новой пляски. Взрослые показывают движения пляски. Воспитатель помогает детям встать в пары спиной друг к другу. Движения пляски разучиваются по указанию педагога или по показу воспитателя.
«Кто хочет, побегать?» (литовская народная мелодия, обработка Л. Вшикаревой) — осваивать легкий, ритмичный бег под музыку. После, вводной ходьбы педагог играет музыку для бега, отмечает, кто из детей почувствовал изменение в характере музыки и начал двигаться. Затем предлагает всем побегать.
«Осенняя песенка» Ан. Александрова — вспомнить содержание песни, сказать, о чем в ней поется. Музыкальный руководитель показывает детям две картинки с изображением букета цветов и осенних листьев и говорит, что сейчас они услышат песенку, а затем покажут соответствующую картинку. Исполняется песня. Педагог вызывает желающих выбрать картинку. Ребенок показывает ее и говорит, о чем поется з песне. Если он затрудняется сказать, педагог помогает ему вопросами. Затем детям раздают осенние листья, они еще раз слушают песню, легко помахивая листьями, по окончании песни собирают их в букет.
«Ладушки» (русская народная песня, обработка Г. Фрида) — осваивать мелодию, учиться петь напевно, протяжно. Педагог исполняет песню с музыкальным сопровождением, затем без него разучивает с детьми мелодию; подчеркивая напевность, протяжность звучания. Дети сопровождают пение соответствующими движениями.
«Кошка» Ан. Александрова — исполнять знакомую песню. Музыкальный руководитель показывает детям игрушки (собачку, кошку, птичку) и спрашивает, про кого дети знают песенку. Дети называют. Педагог говорит, что кошечка хочет, чтобы про нее спели песню. Дети поют.
«Подружились» Т. Вилькорейской. — активно осваивать движения пляски. Педагог напоминает детям музыку пляски, предлагает встать парами и напоминает движения. Дети исполняют пляску. Воспитатель помогает им.
«Кто хочет побегать?» (литовская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева) — осваивать легкий, ритмичный бег, начинать и заканчивать его с началом и окончанием музыки, бегать в одном направлении стайкой, не наталкиваясь друг на друга. Педагог напоминает детям музыку и спрашивает, какие движения надо выполнять под нее. Дети отвечают и с началом музыки бегут стайкой. Воспитатель следит, чтобы дети точно с окончанием музыки остановились. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем дети спокойно шагают по комнате.
«Осенняя песенка» Ан. Александрова — повторно слушать песню спокойного характера. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать и вспомнить, о чем поется в песне. Исполняется музыкальное сопровождение. Опрашивают 2-3 детей. Затрудняющимся ответить педагог напоминает первую фразу песни.
«Ладушки» (русская народная мелодия, обработка Г. Фрида) -правильно исполнять мелодию песни. Исполнив песню в сопровождении движений, музыкальный руководитель вновь поет песню, подчеркивая протяжность исполнения более долгих звуков, побуждая детей к подпеванию. После двух-трех кратного повторения песня исполняется с музыкальным сопровождением и соответствующими движениями, которые показывает воспитатель.
«Птица и птенчики» Е. Тиличеевой — познакомиться с подвижной музыкально-дидактической игрой, различать высокие и низкие звуки. Музыкальный руководитель объясняет содержание игры, распределяет детей на две группы — птицы и птенчики. Каждой группе проигрывает соответствующий фрагмент и предлагает внимательно слушать музыку, чтобы угадать, кто будет летать: птицы или птенчики. Дети выполняют задание.
«Подружились» Т. Вилъкорейской- разучивать пляску, менять движения, отмечая изменение динамики. Педагог напоминает детям музыку пляски. Дети танцуют. Музыкальный руководитель отмечает хорошо танцующие пары и предлагает им показать пляску. Затем вновь танцуют все дети.
«Зашагали ножки» Е. Тиличеевой — ритмично ходить друг за другом. Вначале направление движений показывает воспитатель. Затем детям предлагают идти друг за другом самостоятельно. Педагог следит, чтобы они не поднимали в ходьбе колени.
«Кто хочет побегать?» (литовская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева) — легко, ритмично бегать. Музыкальный руководитель исполняет музыку для бега, затем вновь звучит марш. Педагог отмечает, насколько точно дети передают смену движений, кто из них выполняет правильно.
«Барабанщик» М. Красева — слушать новую песню, понимать, о чем поется в ней, отмечать ее бодрый, четкий ритм движениями. Дети слушают песню и говорят о ее содержании. Музыкальный руководитель предлагает малышам на музыку припева постукивать пальчиками. Песня исполняется еще раз.
«Птица и птенчики» Е. Тиличеевой — различать высокие и низкие звуки, отмечать это. в движении. Педагог исполняет музыку к игре и спрашивает у детей, про кого звучала музыка. Проигрывает отдельно «до 1 октавы» и «до 2 октавы», спрашивает: «Кто поет: птица или птенчики?» Затем напоминает содержание игры, которая проводится 2-3 раза.
«Подружились» Т. Вилькорейской — повторить знакомую пляску, точно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием звучания музыки. Исполняется музыка пляски, педагог напоминает движения пляски, говорит, что вначале надо сердито топать, а потом весело кружиться парами.
«Барабанщик» М. Красева — вспомнить песню, назвать, о чем в ней поется, отмечать характер музыки движениями. Педагог исполняет; музыкальное сопровождение песни и просит ее узнать и рассказать содержание. Предлагает послушать песню, на припев постукивать пальчиками.
«Гулять-отдыхать» М. Красева — отмечать в движении контрастный характер частей музыки, точно начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Педагог исполняет пьесу, объясняет ее содержание: «В песне поется о том, как дети маршируют с барабаном. А теперь мы с вами тоже промаршируем, а потом будем отдыхать». Звучит марш (первая пьеса).
Дети свободно ходят по комнате. Затем исполняется вторая пьеса. Педагог говорит: «Сядем, отдохнем». Малыши приседают, положив руки под щеку. Упражнение повторяется несколько раз.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети точно начинали и заканчивали движение с музыкой.
«Флажки» Е. Тиличеевой — слушать новую песню и подпевать ее. Музыкальный руководитель говорит детям, что скоро будет праздник Октября, все пойдут на праздник с флажками, и предлагает послушать веселую, радостную песню. Затем еще раз поясняет содержание песни, выделяя трудные для произношения фразы: «Мастерили сами», «Каждым маленьким флажком ветерок играет». Песня исполняется еще раз. Педагог побуждает детей подпевать ее.