Философия Платона и Аристотеля

I

. Философия Платона

1.1 Классический этап античной философии: Платон

Философия (греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Основным вопросом философии является проблема отношения сознания к бытию, духовного к материальному. Античная философия — совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Античная философия — единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества[ 19, c. 12].

Рассмотрим первый период античной философии, который называют классическим этапом. Он длился со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов — Сократа, Платона.

Даже те, кто очень мало слышал и знает о философии, в том числе, античной, тем не менее, хоть раз в жизни слышал такое имя, как — Платон (427-347 гг. до н.э.).

От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai — беседую), а также главное философское направление — идеализм. Платоноведы утверждают, что образы Платона и его философии, кто бы и как бы ни обрисовывал их, обречены оставаться незавершенными. По мнению некоторых авторов, трудность понимания философии Платона состоит в отсутствии ее систематического изложения. Поэтому ее приходится постоянно конструировать из множества разнообразных диалогов Платона, где спорящие стороны часто не приходят к ясно выраженному выводу[16., c. 15]. Таким образом, сама платоновская диалектика выступает здесь неким косвенным препятствием в понимании цельности философии ее автора. На протяжении веков, Платон обрел множество ликов, и именно в этой многоликости секрет обаяния платонизма, пронизывающего всю духовную историю Европы. Начиная с философов Академии, сложилась традиция чтения Платона в ключе метафизики и гносеологии, что указывало на то, что в теории и познании идей нельзя обойтись без опоры на платонизм. Впоследствии, в неоплатонизме была найдена аутентичная форма платонизма в религиозной проблематике, в предвосхищающем ожидании божественного, в мистическом измерении, в котором исполнена большая часть диалогов. Уже в ХХ столетии, по мнению Дж. Реале и Д. Антисери, возникла третья интерпретация, которая усматривает сущность платонизма в этико-политической проблематике; в том, что он отталкивается от прошлого, не принимая его почти во всем, по крайней мере, в самой ценности этого прошлого. В Письме VII Платон определенно заявляет, что его истинной глубинной страстью всегда была политика. Наконец, в последнее время ученые вновь вернулись к ландшафту устной диалектики в том смысле, что так называемые последние истины», по убеждению Платона, не могут быть выражены письменно.

9 стр., 4254 слов

Исторические типы философии

... античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия (философия природы) явилась первой исторической ... сложились общества разного типа, и различия ... античной философии ("высокая классика", вторая половина V века до н.э. - IV век до н. э) являются Сократ, его ученик Платон и ученик Платона Аристотель. Новый период в древнегреческой философии ...

Главным достижением Платона стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует еще мир сверхчувственный — мир идей, который есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. Т.е. для примера можно сказать, что существует не только предмет, но и «идея предмета» [20, c. 50].

Платон рассматривал двояко соотношение друг с другом вещи и идеи: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам[19, c. 52].

Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.

Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Платоновская космогоническая картина подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н.э. По Платону, мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии — огонь, воздух, землю; в центре Космоса — Земля. Космос — это одаренное разумом живое существо. Структура мира по его учению — это божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей [19., c. 261].

Платон одним из первых дал идеалистическое обоснование примата идеи над материей, а кроме этого, все его идеи образуют у него свой собственный мир со своими собственными законами с их всемогущей и вездесущей значимостью .

Идеи Платона можно разделить на пять пунктов, из которых только последний, пятый пункт не выдержал критики времени:

1.Идея вещи есть смысл вещи. Это является ответом на вопрос, что такое данная вещь.

2.Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество. Это подразумевает, что идея вещи есть целостность всех составляющих ее частей, неделимая на эти части.

3.Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. Можно сказать, что идея — есть закон, осмысливающий появление и проявление отдельных ее особенностей.

4.Идея вещи невещественна. Понимается это как то, что любая вещь имеет три состояния (газ, жидкость, твердое тело), а идея вещи не может иметь физических свойств.

5.Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба. С этой точки зрения Платон рассматривал три разновидности бытия (небесные идеи, земной мир, космос в целом).

17 стр., 8322 слов

Платон и Аристотель: вклад античности в современное общество

... На путях художественного осмысления действительности Аристотелю пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей, существующие где-то в недосягаемых ...

В качестве недостатков учения об идеях Платона можно сказать, что он рассматривает теории идеи в отрыве от всякого их и научного, и вообще реально-жизненного назначения. Проводя свою теорию идей, Платон доходит до того, что рассматривает идеи как некоего рода мифы. Но, тем не менее, мифология эта у него всегда продумана и далека от наивной веры в народные сказки; даже боги у него нарисованы в виде логически продуманных и научно обоснованных идей. Т. е. можно сказать, что у него надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Утопия Платона заключается в том, что, веруя в человеческий разум, уповая на всемогущую силу идеального мира и имея наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, можно добиться того, что уже вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главе проектированного им идеального государства стоят не кто иные, как именно философы, которые созерцают свои вечные идеи и на основании этого созерцания управляют всем государством.

1.2 Социально-философские взгляды Платона

Учение Платона об идеях, его объективный идеализм, воплощаются им в проблематику общественной жизни и находят продолжение в социальной философии.

В центре размышлений Платона находятся проблемы Блага, Красоты, Истины, Справедливости, Закона, Государства. Через призму этих проблем Платон рассматривает различные типы государственного устройства. В решении этого вопроса, как и во всей социальной философии, он исходит из своего идеализма.

Платон воспринимает мир как божественный порядок, где все стягивается к единой цели — к Благу. Это относится и к социально, государственно организованному миру на микроуровне, и к космосу на макроуровне. Основополагающей идеей мыслителя в целом выступает идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этой системы: во вселенной, в социальной, общественной жизни, у самого человека. Принцип порядка, пронизывающий небо и землю, богов и людей, самым непосредственным образом относится к общественному бытию, к государственности. Именно здесь возможно, с точки зрения Платона, реализация должного, «идеального».

Рассмотрение социальной проблематики тесно связывается с размышлением о справедливости, которое выводит Платона на проблему происхождения государства. Он «мысленно представляет» себе возникающее государство, чтобы увидеть там зачатки справедливости и несправедливости.

Платон «распутывает» целый клубок потребностей, взаимных обязанностей и ожиданий людей. В обществе возникает потребность в самых различных мастерах. Справедливость же индивида в отношении сограждан и самого себя усматриваются философом, прежде всего, в компетентном, честном исполнении своего дела в ценностной системе разделении труда. Само разделение труда обуславливается свойствами души человека.

С платоновской концепцией Блага связан сам смысл существования государства. Государство — это форма организации общества, устремленная к идеалу общежития людей, живущих в мире, и совместными усилиями утверждающих торжество нравственности, справедливости, духовности.

Прогресс государства, гармоническое развитие общественных отношений обусловлено не материальными успехами, а успехами духовной культуры. Большую роль в том, насколько данное государство приближается к благой цели, с точки зрения Платона, играет форма правления. Анализируя известные ему общества (спартанское, египетское, афинское и др.) философ определяет несколько форм правления, сравнивая их с созданным в теории идеалом: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.

7 стр., 3491 слов

Социальная философия Платона. «Государство» Платона

... создания в Сиракузах модели своего идеального государства. Платон создал модель аристократического общества. Он характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных - философов. Но ... выражает он явно свои собственные взгляды относительно государственного устройства. Что же тогда заставило Платона изложить свои идеи относительно государственного устройства? Ответом на ...

Самым правильным и разумным он считает первые две; остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

Аристократия, это совершенное государство, «оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо». Ему соответствует аристократический человек, обладающий этими добродетелями. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. Вырождение аристократии мудрых влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабство свободных землевладельцев из третьего сословия.

Так возникает тимократия («тиме» — честь) — крито — лакедемонское устройство, строй, основанный на честолюбии. Тимократия ещё сохраняет черты «совершенного» строя: «воздержание» воинов от земледельческих работ и ремесел, почитание правителей и т.д.), однако ей уже присущи раздор между гражданами, насилие и принуждение, характерные для всех отрицательных «порочных» форм правления. Во главе тимократического государства стоят не мудрые мужи, а люди, «рожденные скорее для войны, чем для мира». Здесь господствует соперничество, честолюбие и живет яростный дух, поэтому это государство будет вечно воевать. Стремление к обогащению приводит к постепенному утверждению «роскошного» образа жизни, что обуславливает переход к олигархии. Как и в первом случае, причина перерождения — это правитель, преследующий лишь собственный интерес, а не интересы народа

Олигархия, власть немногих, — строй, основанный на определении политических прав имущественным цензом. У власти находятся богатые. В подобного рода государстве отсутствует единство; «в нем как бы будут два государство: одно государство бедняков, другое — богачей». Власть захватывают немногие богатые, зачастую не способные к управлению, тогда как бедные, возможно более способные к государственным делам по своим качествам, от власти устранены. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к её перерождению в демократию.

Демократия — власть народа, большинства — возникает в результате восстания бедных против богатых и последующей победы бедных. Демократия характеризуется полной свободой и откровенностью. Однако, с точки зрения Платона, за откровенностью и возможностью делать все, что хочешь, скрывается презрение ко всему, дерзость, неуважение людей друг к другу. Кроме того, демократический строй ещё более усиливает разделение между бедными и богатыми слоями общества, что приводит к частым восстаниям. Борьба за власть становится особо жестокой. Таким образом, избыток свободы при этой форме правления приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы и живущего по прихоти одного человека (тирана): «из крайней свободы возникает Величайшее и жесточайшее рабство».

7 стр., 3417 слов

Учение Сократа, Платона, Аристотеля

... и мироощущение. Цель данной работы: Сократ, Платон и Аристотель - вершина греческой философии. 1. Философский смысл учений Сократа Сократ ... защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, ... вещей - индивидуальный человек, то для Сократа - человек как родовое существо. Прежние религиозные верования и нравственные нормы софисты подвергали анализу и критике, но Сократ ...

Наихудшей формой государства, по мнению Платона, является тирания, которая представляет собой беззаконное правление (здесь действует произвол тирана).

Тиран, являясь единоличным правителем, не считается ни с законами, ни с обычаями и делает вид, что хочет направить все к лучшему, нанося на самом деле вред. Выход общества из порочных состояний Платон видит в возвращении к изначальному строю — управлению мудрых.

По Платону, все существующие государственные устройства — извращение того, что должно быть, и не потому, что они основаны на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей. Платон ясно показывает, что корыстные цели правителей, падение нравов общества неизбежно ведут государство к гибели, поскольку стремление к достижению общего Блага заменяется другими, низкими целями. Такой острой критике, какой подверг существующие формы правления Платон, не подвергал ещё ни один греческий философ ни до, ни после него. Платон показал, что всякая несовершенная форма обязательно переходит в другую такую же несовершенную форму, причём переходит с логической и исторической необходимостью.

1.3 Труды Платона

философия платон аристотель античный

Перу Платона принадлежит ряд диалогов, из которых — 23 подлинных, 19 сомнительных или определенно не подлинных, 13 писем, а также речь «Апология Сократа». Есть свидетельства (Аристотель, Элиан) о лекции, прочитанной Платоном афинским гражданам. Лекция была посвящена Благу и основывалась на математических аналогиях. Главным персонажем большей части диалогов является Сократ, который описывается Платоном как идеальный нравственный и философский учитель, к тому же — как человек, показавший новый, подлинный образ жизни, которому должен следовать любой «любитель истины».

Тексты Платона вполне определенно делятся на сократические и зрелые (т.н. «поздние диалоги» мы предпочитаем не выделять в особую подгруппу).

В первых ставятся сократовские проблемы этоса, практической значимости добродетельной жизни, выявляются границы истинного мнения и продолжается разработка сократовского метода приведения при определении общих понятий. Переходными являются диалоги «Менон» и «Кратил», где формулируется концепция знания как при(вос)поминания, а также выясняются границы языковой стихии как носительницы истины вещей.

Вслед за Сократом (и мегарской школой) Платон показывает, что в познании чувственно данная реальность выступает как нечто закономерное и устойчивое, причем отличающееся от непосредственной текучей и становящейся реальности единичных вещей.

В учении о душе Платон исходит из представлений о последней как о смешении принципов тождественного и иного, чьим существенным определением является вечное движение, имеющее источник в себе.

В натурфилософии Платон рассуждает о телесном бытии как о результате оформления демиургом (умом-создателем мира) «матери-кормилицы, восприемницы сущего», то есть некой безвидной материи, получающей благодаря рассудочно-геометрической деятельности бога телесный облик и качественную выраженность.

В этике основатель Академии акцентирует внимание на недостаточности понимания блага как прагматической цели, а также сведения его к совокупности удовольствий (как это делали киренаики).

24 стр., 11636 слов

Аристотель — самая универсальная голова среди философов Древней Греции

... прижизненной философской славы. Платон высоко ценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая Аристотеля с другим своим учеником – Ксенократом, Платон говорил, что «один ... образованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367 г. до н. э. ... И скорее форма является природой, чем материя: ведь каждая вещь скорее тогда называется своим именем, когда она есть ...

В учении о государстве Платон считает политический организм как бы Большим человеком, реализующим благодаря наличию трех сословий три добродетели (которым соответствуют особые склады души) — послушание, мужество, мудрость.

Чтобы понять творчество Платона, необходимо знать, что философия Платона изменялась с течением времени и ее нельзя рассматривать как полную и совершенно законченную систему произведений, планомерно подчиненных дидактической цели. Труды Платона можно разделить на четыре группы. Первая состоит из полутора десятков диалогов, предшествующих большим произведениям, где Платон излагает теории Идеи; самые значительные из них — «Апология Сократа», «Протагор», «Горгий», «Менон» и «Кратил». Вторая группа включает в себя произведения, где теория Идеи изложена в ее первоначальной форме: «Пир», «Федон», «Государство» и «Федр». Третья группа — это труды, которые можно было бы назвать «критическими», где Платон пересматривает свою доктрину, показывая, что необходимо внести в нее некоторые изменения: это «Теэтет», «Парменид», «Софист» и «Политик». Наконец, в четвертую группу входят труды, излагающие доктрину в ее последней форме: «Филеб», «Тимей» (с незаконченным «Критием»), «Законы» и письма. Сейчас признается подлинность, по крайней мере, некоторых из писем, приписываемых Платону, в частности семи или восьми наиболее значительных.

Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его произведений. Платон — первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде.

Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

Сочинения Платона — уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность.

II. Философия Аристотеля

2.1 Аристотель: критика теории идеи, метафизика

Классический период античной философии связан также с деятельностью еще одного выдающегося греческого философа — Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.

Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный противник Платона. Он упрекал того в проповеди абсолютно изолированных идей. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.

5 стр., 2244 слов

Учение о душе Сократа, Платона, Аристотеля

... сущее. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Учение Платона об идеях есть объективный идеализм. Платон ... учениками, среди которых был и Аристотель. Платон опирался не только на идеи Сократа, но и на некоторые положения ... помощью разума. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе). По Платону в государстве люди ...

Аристотель не отрицал существования идей, но во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что они находятся внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами — активное, заявив об их неразрывности.

Определяя материю как возможность и развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделял в качестве основы первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую. К четырем стихиям Аристотель добавлял квинтэссенцию — божественный эфир, из которого состоят вечные тела — звезды и небо.

Аристотель выступил против вывода Платона, о том, что понятия — не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Теорию идей он понимал не как Платон, а подправив ее. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Он понимал это таким образом, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи.

Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью. Это понимание того, что каждая вещь состоит из каких-нибудь своих частей. Аристотель четко различает как общее и единичное, так и необходимое и случайное.

Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все ее раздельные части и потому является целостностью вещи. Значение этого он сформулировал в том, что совершенно никак невозможно отрывать общее от единичного и единичное от общего.

Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями. Явление, окрашивающее всю философию Аристотеля весьма специфически, это его формулировка понятия «организм». По нему, это такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанциально.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма. 1-й его принцип — это эйдос или форма, это эйдетический или идеальный, идеальный принцип. 2-й — материя и форма. 3-й принцип Аристотеля — учение о мере, которое оказывается нее только просто количественным и вовсе не просто качественным принципами, но, прежде всего, принципом эйдетическим, равно как и принципом причинно-целевым, не говоря уже о его материальности. 4-й принцип включает у него материю и случайность, где материя — немифологическое понятие, а именно лишь абсолютно реалистическое и случайность является здесь понятием только философским.

10 стр., 4799 слов

Критика Аристотелем платоновской теории идей. Метафизика Аристотеля ...

... именем Платона. Попробуем рассмотреть философию Аристотеля и соотнести ее с философией Платона. Центральная идея философии Платона - эйдос - перешла к Аристотелю почти целиком. Ни Платон, ни Аристотель не мыслит вещей без их идей, ... ни на что другое не сводимая. Аристотель своей теорией четырехпринципной структуры вещи исходил исключительно из того, что каждая вещь есть результат творчества. Причём ...

Сформулировав эти четыре принципа в более общей форме, можно сказать, что каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

В своем учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиден, чем Платон, хотя вместе с ним он и считает, что смысл жизни не в удовольствиях, не в счастье, а в осуществлении требований разума на пути к благу, но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (где имеется ввиду лишь польза для некоторых).

Критический пафос Аристотеля оказался настоящим философским подвигом. Но, критикуя, он не отрицал наличие идей, а, наоборот, не мыслил себе мира без их существования. Он восставал только против их отрыва и изоляции от действительности со всем бесконечным множеством и разнообразием вещей. Критика Аристотелем дуалистического существования идеи вещи и самой вещи была направлена в первую очередь против односторонней вульгаризации и упрощения теории идей Платона.

Чтобы понять метафизику Аристотеля, надо, во-первых, знать, что же такое метафизика. Это, дословно «то, что следует после физики», «мета» — предлог, обозначающий «за», «позади» [1., c. 117].

Идея какой-либо вещи находится, по Аристотелю, в самой этой вещи как общее, что присуще всем отдельным вещам. Это общее и познает наука. Он считал, что познание наиболее общего, что есть в вещах, первых причин существования вещей — задача философии. «Философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное» [2., c. 304]. Оно находится за явлениями чувственного мира, за физикой и является, таким образом, метафизикой. Данное определение закрепило за метафизикой в отличие от диалектики значение изучения бытия как выявления вечных и неизменных форм.

Для Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов. Обосновав важное значение причин и определив мудрость как «науку о первых причинах», он может считаться родоначальником науки как таковой. Утверждая, что «знание о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение научного знания.

Он систематизировал и приблизил к реальности учение Платона. В вещи Аристотеля неразрывно слиты идея и действительность, в отличие от философии Платона, ориентированной на мир мысли, идеалов.

Философия Аристотеля является ориентированной на мир реальный, действительный. Он отбросил предпосылку Платона о предсуществовании души в мире идей, и разум человека для него — продукт развития. Не возникает только начало всякого движения — Ум. Душа, по Аристотелю, принадлежит к всеобщему ряду развития форм жизни. Поэтому он определяет строение души, сходя из известной эволюции жизни на Земле, а не из мифологически-религиозных соображений, как Платон. Растительная часть души обща для растений, животных и человека; страстная присуща животным и человеку; разумная — только человеку.

По Аристотелю, как форма неотделима от самой вещи, так душа человека неотделима от тела и смертна. Страдания души в теле подобны страданию живого человека, которого привязали к мертвецу. Растительная и страстная части души находятся в постоянном становлении и умирают вместе со смертью человека, тем самым умирает его индивидуальная душа. Остается только разумная часть души как средоточие всех идей, как «форма форм». Философия Аристотеля является ориентированной на мир реальный, действительный. Она определяется тем, что для него всякая жизнь и всякое бытие до последней глубины пронизано смыслом, а этот смысл тоже всегда заряжен теми или иными жизненными потенциями.

6 стр., 2704 слов

Учения Аристотеля о бытие

... это учение о сверхчувственном бытие. Ядро всей аристотелевской метафизики составляет его своеобразное учение о идеях. Что такое идея вещи? Свою философскую деятельность Аристотель ... понять представление Аристотеля о наличии "эйдоса" в самой вещи и тем самым отличить его от "эйдоса" Платона. Та же ... момент цельности, то она перестанет быть цельностью. Например, если у стола отрезать одну из ножек, ...

Он считал, что все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой является, метафизикой.

2.2 Труды Аристотеля

Произведения Аристотеля распадаются на две группы. Во-первых, имеются популярные, или экзотерические, работы, большинство которых, вероятно, создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики. В основном они были написаны еще во время пребывания в Академии. Ныне эти работы сохранились в виде фрагментов, цитируемых позднейшими авторами, но даже их названия указывают на теснейшее родство с платонизмом: «Эвдем, или о душе»; диалог «О справедливости»; «Политик»; «Софист»; «Менексен»; «Пир». Кроме того, в античности был широко известен «Протрептик» (греч. “побуждение” ) , внушавший читателю стремление заняться философией. Он был написан в подражание некоторым местам платоновского «Эвтидема» и послужил образцом для цицероновского «Гортензия», который, как сообщает в своей «Исповеди» св. Августин, пробудил его духовно и, обратив к философии, изменил всю его жизнь.

Сохранились также немногочисленные фрагменты популярного трактата «О философии», написанного позднее, в Ассе, т.е. во второй период творчества Аристотеля. Все эти произведения написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. В античности они пользовались большой популярностью и закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо. Такая оценка Аристотеля практически недоступна нашему пониманию. Дело в том, что его произведения, оказавшиеся в нашем распоряжении, имеют совершенно иной характер, поскольку для всеобщего чтения они не предназначались. Эти сочинения должны были прослушивать ученики и помощники Аристотеля, первоначально небольшой их кружок в Ассе, а впоследствии — более многочисленная группа в афинском Лике [2., c. 203].

Наиболее важны сочиненная во второй период «Эвдемова этика», относящаяся к последнему афинскому периоду «Никомахова этика», состоящая из множества написанных в разные периоды лекций «Политика», «Риторика» и сохранившаяся частично «Поэтика». Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политии. Утрачены и несколько трактатов на исторические темы.

Аристотель нигде не говорит, что логика является частью собственно философии. Он воспринимает ее, скорее в качестве методологического инструмента всех наук и философии, а не самостоятельного философского учения. Поэтому весьма возможно, что позднейшее понятие о логике как “орудии” (греч. “органон” ) , хотя сам Аристотель ее так не называл, соответствует его собственным представлениям.

Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на две части — теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке) ; исследование бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики) ; первая философия, исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой) . Специальных работ Аристотеля о числе и фигуре не сохранилось, и ниже мы рассмотрим четыре аспекта его учения: логику, т.е. методы рационального мышления; физику, т.е. теоретическое исследование изменяющегося бытия; первую философию; наконец — практическую философию.

Аристотелевская логика изучает: 1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения; 2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении; 3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной. Согласно Аристотелю, мышление — это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение — выражение соединения таких видов бытия в действительности. Наконец, к верным заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие [11., c. 248].

Основные виды бытия и соответствующие им роды понятий перечислены в «Категориях» и «Топике». Всего их десять:

1. сущность, например, “человек” или “лошадь”;

2. количество, например, “в три метра длиной”;

3. качество, например, “белый”;

4. отношение, например, “больше”;

5. место, например, “в Ликее”;

6. время, например, “вчера”;

7. состояние, например, “ходьба”;

8. обладание, например, “быть вооруженным”;

9. действие, например, “рубить” или “жечь”;

10. претерпевание, например, “быть разрубаемым” или “быть сжигаемым”.

Впрочем, во Второй Аналитике и других произведениях “состояние” и “обладание” отсутствуют, и число категорий сокращается до восьми.

Наука в строгом смысле слова не имеет с этим ничего общего. Речь о ней идет во «Второй аналитике». Как только определенные субъекты и предикаты, полученные из опыта путем индукции, отчетливо постигнуты, ум способен заметить, что они необходимо связаны друг с другом. Это относится, например, к закону противоречия, который утверждает, что данная вещь не может в одно и то же время и в одном и том же отношении существовать и не существовать. Как только мы отчетливо постигаем бытие и небытие, мы видим, что они с необходимостью взаимно исключают друг друга. Так что предпосылки науки в строгом смысле слова самоочевидны и не нуждаются в доказательствах. Первым шагом в обосновании всякой истинной науки является обнаружение таких необходимых связей, которые не являются просто случайными и выражаются в необходимых суждениях. Далее из этих очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждения может быть выведено последующее знание.

Этот процесс описан и разобран в «Первой аналитике». Дедукция, или вывод, есть способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. Это возможно лишь благодаря обнаружению некоего среднего термина. Допустим, мы хотим доказать, что x есть z, что не самоочевидно. Единственный способ это сделать — выявить две посылки, x есть y и y есть z, о которых уже известно, что они либо самоочевидны, либо могут быть выведены из самоочевидных посылок. Мы сможем вывести нужное заключение, если будем располагать двумя такими посылками, в том числе решающим средним термином y. Так, если нам известно, что Сократ человек, а все люди смертны, мы можем доказать, что Сократ смертен, используя средний термин “человек” . Ум не успокаивается, пока не убеждается, что те или иные вещи необходимы в том смысле, что не могут быть иными. Поэтому цель всякой науки — приобретение такого необходимого знания[11., c. 214].

Первый шаг — тщательное индуктивное исследование окружающих нас смутных объектов опыта и ясное понимание и определение интересующих нас видов бытия. Следующий шаг — обнаружение необходимых связей между этими сущностями. Заключительная стадия — дедукция новых истин. Если мы обнаруживаем лишь случайные связи, их, разумеется, также можно утверждать и подвергать процедуре дедуктивного вывода. Однако они дадут лишь вероятные заключения, ибо в таких заключениях будет не больше силы, чем в посылках, из которых они выведены. В основе науки — обнаружение очевидных, не нуждающихся в доказательстве посылок.

Заключение

Из рассмотрения философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходясь в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность. Философия Платона — это источник разных исследовательских программ, вполне жизнеспособных и в наше время. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям — идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля).

К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму — богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

Основные философские принципы платонизма:

1. Идея вещи есть смысл вещи.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.

3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

4. Идея вещи невещественна.

5.Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

Ученик Платона Аристотель, развил и критически переосмыслил философию своего учителя. На путях художественного осмысления действительности Аристотелю пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей, существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Таким образом, Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, своё собственное учение об идеях пытался использовать исключительно ради чисто жизненных целей и ради понимания всей действительности как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом.

Основные положения философии Аристотеля:

1. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой.

2. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи.

3. Идея вещи находится внутри самой вещи.

4. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью.

5. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи.

6. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями.

7. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует

субстанционально.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдос (идея, или форма) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней

самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта — бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе, отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения — специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина.

В заключение можно отметить, что Аристотель критично относился в платоновской теории идей и критический пафос своей позиции он выразил, прежде всего, в учении о чувственной субстанции. Аристотель полагал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть ни причинами их существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как имманентное начало последнего. Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона. Однако, это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто «понижение» статуса идей, утверждение, что идеи есть не более чем умопостигаемое обрамление чувственного.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/filosofiya-aristotelya-i-platona/

Аристотель и античная литература. М., 1978.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/filosofiya-aristotelya-i-platona/

Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976.

Антипенко Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля. М., АН СССР, 1983 г.

Губин В.Д, Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.: Тон, 1998.

Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. — М.: ООО Изд-во ЭКСМО, 2003.

Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М.: Мысль, 1993.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука, М., 1927.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.: Искусство, 1969.

Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль 1996. Т. 1. С. 67.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М.,1991.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М.,1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность. СПб., 1994.

Философия: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1995.