Теоретический анализ и экспериментальное изучение восприятия

Введение

Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств, в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.

Во-вторых, еще одна причина тесно связанная с первой, и побуждающая изучать ощущение и восприятие, — их важность для получения системных знаний о самих себе и окружающем нас мире. Это справедливо, так как все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства — это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность.

Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Если говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы.

Изучение восприятия движения также немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика. Чтобы их движения были эффективными, животные должны быть в состоянии определять, где именно, в каком направлении, а нередко — и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов.

Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картинку окружающего нас мира.

Исследованием восприятия занимались такие ученые и исследователи, как Павлов И.П. (рефлекторная основа восприятия), Теплов Б.М., Запорожец А.Н. (этапы развития восприятия у детей), Эвклид (закон зрительного угла как закон восприятия размера), Мах Э. (механизмы восприятия движения), Вундт В. (теория восприятия движения), Вертгеймер М. (Фи-феномен) и другие отечественные и зарубежные исследователи.

9 стр., 4266 слов

Восприятие движения в психологии

... восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии ... восприятия, все же остальное составит фон восприятия. установка субъекта. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии ...

Цель курсовой работы: Изучение видов восприятия.

Предмет исследования: Восприятие движения, времени и пространства.

Гипотеза исследования: Заключается в предположении, что восприятие движения, времени и пространства являются особыми видами восприятия.

Исходя из выдвинутой гипотезы и сформулированного предмета, решались следующие задачи:

1. Раскрыть понятие восприятия.

2. Проанализировать основные существующие виды восприятия.

3. Выявить особенности восприятия движения, времени и пространства.

Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия

1.1 Понятие о восприятии

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным).

Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением.

Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;

— деятелъностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия.

Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта.

7 стр., 3423 слов

Проблема точности восприятия в процессе общения

... - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения; информационной - процесса обмена информацией; интерактивной - процесса взаимодействия людей в ... от особенностей собеседника. 5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры ... лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа ...

Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.).

В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

1.2 Основные свойства восприятия

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Свойства восприятия

1. Целостность — восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве, и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы.

Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограниченно тем, что они узнали ранее путем осязания.

Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия — благодаря ей, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).

Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное.

Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили и пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте говорят, что они видят объекты, расположенные визу, без искажений их размеров.

3. Структурность восприятия — Восприятие не является простой суммы ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию.

5 стр., 2281 слов

Общение как восприятие людьми друг друга

... общения. Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» ... ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей. Аттракция Симпатия (от греч. ...

4. Осмысленность восприятия — Восприятие тесно связанные с мышлением с понимаем сущности предметов. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.

Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что осознательно воспринимать предмет это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при видении знакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных

5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнения с другими. Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, как в то время остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Например, человек слушает лекцию или читайте книгу и совсем не обращайте внимания на то, что происходит у него за спиной. Он воспринимает или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку его восприятие направленное именно на это, но так было до тех пор, пока ему об этом не сказали.

Сказав о том, что он не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной, мы перенаправили его внимание на другой пространственный участок, и он стал воспринимать те предметы, которые находятся вокруг него, в том числе и за его спиной, т.е. те предметы, которые минуту назад небыли представлены в его сознании.

1.3 Основные виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Зрительное восприятие

Более простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов.

Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано.

Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой.

Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой.

Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение.

Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известно больше, чем о любой другой сенсорной системе.

Слуховое восприятие

Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра.

Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха.

По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и между взаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двум сенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух — уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас, а аудиальная система — одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятию звуковых сигналов».

Эволюция уникального голосового аппарата человека и большого, имеющего сложную структуру мозга создала основу для возникновения единственной в своем роде формы звуковой коммуникации с использованием языка.

Осязательное восприятие

Осязание — один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах.

Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав, как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.

К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым — собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.

Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль.

Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры.

Обонятельное восприятие

Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта.

В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными в отличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы.

Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале.

Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, — обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низших животных обоняние — жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.

Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит.

Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.

Вкусовое восприятие

Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений.

При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (После соленого, пресная вода кажется сладкой).

Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции.

Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, — это источники жизненно важной информации.

Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них.

Основой другого типа классификации видов восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения и восприятие времени.

1.4 Классификация основных видов восприятия, Глава 2. Практическая часть

2.1 Исследование

Цель: исследование индивидуальных особенностей восприятия

Необходимое оборудование: секундомер, или часы с секундной стрелкой.

Ход опыта. Испытуемым предъявляются последовательно отрезки времени, равные 5, 10, 17, 52 секундам.

Начало и конец отрезка отмечаются ударом карандаша по столу. Испытуемые, не прибегая к счету, определяют длительность отрезка и записывают результат в табл. 1.

Таблица 1

Протокол исследования восприятия времени

№ опыта

Предъявленный

отрезок времени

Показания

Испытуемого

Разность между кажущимся

Временным отрезком и реальным

1

2

3

4

Обработка данных. Определите % точность оценки времени по формуле

B=А*В/С

где А — суммарная разность между предъявляемыми отрезками и показаниями испытуемого в секундах (знак не учитывается);

  • В — сумма отрезков, заданных экпериментатором.

Если суммировать разности между предъявляемыми отрезками времени и показаниями испытуемого с учетом знаков, то можно определить, переоцениваетили недооценивает испытуемый скорость течения времени.

2.2 Методики

2.2.1 Методика «Часы»

Инструкция. Определите, какое время показывают часы.

Результат запишите в тетрадь. Время работы: 10 минут.

Обработка результатов. Подсчитайте по ключу (табл. 2) число правильных решений (ответов).

Таблица 2

Ключ к методике «Часы»

1

11.45

12.25

9.40

5.15

6.15

9.30

2

8.30

12.50

12.25

6.45

4.00

10.40

3

3.10

1.50

8.20

4.05

7.45

3.10

4

10.05

8.25

1.05

2.35

3.20

6.50

5

3.35

7.20

4.50

2.30

7.55

1.45

6

7.20

9.35

11.00

5.10

9.30

5.55

7

9.00

10.10

2.00

12.15

11.40

6.40

Интерпретация результатов. Соотнесите свой результат со стандартной шкалой баллов (табл. 3), в которой максимальный балл показывает наивысший уровень развития восприятия, а минимальный балл ? соответственно, минимальный его уровень.

Таблица 3

Оценочная шкала к методике «Часы»

Оценка в Баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

37

34-36

30-33

25-29

20-24

15-19

8-14

4-7

3

Уровень развития восприятия

Очень высокий

Высокий

Выше среднего

Средний

Средний

Средний

Ниже среднего

Низкий

Очень низкий

2.2.2 Методика «Компас»

Инструкция. Определите, какое направление показывает компас .Результат запишите в тетрадь. Время работы: 10 минут.

Обработка результатов. Подсчитайте по ключу (табл. 4) число правильных решений (ответов).

Таблица 4

Ключ к методике «Компас»

1

СВ

Ю

СВ

СЗ

СВ

2

З

Ю

ЮЗ

Ю

ЮЗ

3

З

С

Ю

СВ

С

4

СВ

Ю

СЗ

СВ

ЮВ

5

З

В

В

СЗ

С

6

СЗ

ЮЗ

СЗ

ЮВ

З

7

З

ЮВ

ЮВ

В

С

8

СВ

З

Ю

ЮВ

ЮЗ

9

ЮЗ

ЮВ

ЮВ

З

З

10

Ю

ЮЗ

ЮЗ

ЮВ

З

Интерпретация результатов. Соотнесите свой результата со стандартной шкалой баллов (табл.5), в которой максимальный балл показывает наивысший уровень развития восприятия, а минимальный балл ? соответственно, минимальный его уровень.

Таблица 5

Оценочная шкала к методике «Компас»

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

63

35-34

33-32

31-28

27-24

23-20

19-16

15-12

11

Уровень развития восприятия

Очень высокий

Высокий

Выше среднего

Средний

Средний

Средний

Ниже среднего

Низкий

Очень низкий

восприятие зрительный слуховой

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов.

Восприятие правильней всего обозначить как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в обычной жизни.

Огромную роль в восприятии движения, пространства, времени играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринимать его, волевые усилия, направленные на то, что бы добиться лучшего восприятия настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Изучение восприятия движения немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика. Чтобы движения животных были эффективными, они должны быть в состоянии определить, где именно, в каком направлении, а нередко — и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов, в том числе и человека, в наш век космических скоростей.

Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картину окружающего нас мира.

Необходимо сделать заключение, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/eksperimentalnyie-issledovaniya-vospriyatiyav-psihologii/

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания/ — М., 1960.

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений/ — Л., 1961.

3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия/ — М., 1968.

4. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие/ — М.: Изд. МГУ, 1973.

6. Вудроу Г. Восприятие времени/ Под ред. Стивенса С.С. Экспериментальная психология: в 2-х тт. — М., 1963.

7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/ — Киев:Изд. «Наукова думка», 1984.

8. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека/ — М.: Изд. «Медицина», 1990.

9. Кондаков. И. М. Психология. Иллюстрированный словарь./ — СПб.: «ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК», 2003.

10. Ланге Н.Н. Психический мир/ Под редакцией М.Г. Ярошевского. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ — М., 1972.

12. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства/ — М.: Изд.МГУ, 1985.

13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии/ — СПб.: Питер, 2004.

14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ — СПб.: Питер, 2003.

15. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. — изд. 2-е, исправленное и доп. — М.: «ЧеРо», 2002.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ — СПб.: Питер, 2003.

17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии./- Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2002.

18. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд./ — СПб.: Питер, 2003.