Особенности личностного развития дошкольника

Особенности личностного развития дошкольника, Аффективная сфера

Особенности эмоциональной сферы ребенка 2−6 лет

Период дошкольного детства называют возрастом познавательных эмоций , к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Эти эмоции оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальное отношение к окружающему миру, способствуют развитию креативности .

В возрасте от 2 до 6 лет эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя, прежде всего, через эмоциональную сферу.

Развитие эмоций у ребенка 2−4 лет

В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами. Выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки — ребенок всем существом выражает свое переживание.

Отличительной особенностью 3-хлеток является то, что они действуют под влиянием сиюминутно возникающих чувств и переживаний. Ребенок 3-х лет может не испытывать чувство стыда за то, что ударил сверстника, отобрал у него игрушку, разрушил постройку. Только постепенно, знакомясь с требованиями жизни в обществе людей, ребенок начинает соотносить свои поступки с этими требованиями.

В конце 3-го года жизни у детей появляется чувство юмора. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или картинку с изображением кошки со шляпой на голове. Наряду с этим можно увидеть у детей и неадекватную реакцию. Это происходит потому, что маленькие дети порой способны увидеть только внешнюю сторону происходящего. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении.

3 стр., 1092 слов

Чувства и эмоции в деловом общении

... эмоциональными переживаниями. Чувства и эмоции как коммуникативные действия Основные характеристики чувств и эмоций в общении Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на ... демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности Не чувства являются источником трудностей в отношениях с ...

Появление и усложнение чувства комического у ребенка говорит также и о развитии у него интеллектуальных способностей, накоплении им новых знаний об окружающем мире. Задача взрослых заключается не только в том, чтобы развивать у малыша радостные эмоции. Необходимо так воспитывать ребенка, чтобы ему были доступны и такие эмоции, как сострадание и огорчение при виде чужого несчастья, чувство стыда и вины за свой плохой поступок.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Заметив неодобрительный взгляд взрослого на засовывание пальца в рот, малыш тут же прекращает это запрещенное действие и краснеет. Таким образом, эмоции начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. К концу 3-го года жизни у ребенка имеется уже относительно богатая гамма эмоциональных переживаний. В этом возрасте дети начинают активно сопереживать своим сверстникам.

Развитие эмоций у ребенка 4−6 лет

В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми. Наличие способности сопереживать другому является устойчивым примерно у половины детей дошкольного возраста.

Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции. В этот же период развивается способность осознавать амбивалентные эмоции.

В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства:

  • Любовь к родителям;
  • Чувство ревности;
  • Гордость и самоуважение;
  • Себялюбие, эгоизм;
  • Эстетические чувства;
  • Интеллектуальные чувства;

— Праксические чувства, связанные с трудовой деятельностью (езда на велосипеде, забивание гвоздей завязывание шнурков и т. д. ).

Успех в деятельности вызывает у ребенка яркие положительные переживания, но они могут не проявляться бурно, а неуспех у этого же малыша вызывает, наоборот, резкое проявление неудовлетворенности. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребенка достаточно долго, тогда он начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться нового задания. У некоторых под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам.

Основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

1. Усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;

2. Формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка;

4 стр., 1944 слов

Значение эмоций в жизни человека

... отношения человека к самому себе и окружающему миру. Значение эмоций в жизни человека эмоция переживание человек Значимость эмоций в жизни и деятельности организма заключается в их функциях. В ... ресурсов организма, по прошествии времени наступает упадок сил. Неудовлетворенность совершенными действиями, чувство вины сначала вызывают понижение активности, а затем могут стимулировать рост активности, ...

3. Становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника. Ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания. Может словами хотя бы частично объяснить свое состояние: «Мне больно!», «Я обиделся», «Мне жалко», «Я скучаю», «Я радуюсь» и т. п. , что свидетельствует об ином уровне осознания им своего внутреннего мира. Постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств.

Эмоциональные нарушения дошкольников

Первая группа, Вторая группа, Третья группа

Начиная с 3 лет количество конкретных страхов уменьшается, на их смену приходит период символических страхов. Например, страх темноты в большей степени относится именно к символическим страхам. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена. С возрастом уменьшается образная составляющая страхов и увеличивается реалистическая тематика.

Формы проявления детской агрессивности различны и зависят от отношения к ним родителей или воспитателей. К открытой форме агрессивности взрослые, как правило, относятся нетерпимо, поэтому уже в двухлетнем возрасте появляются символические формы агрессивности: нытье, фырканье, упрямство, визг, шлепки. К 4-м годам фрустрация вызывает неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат, что не исключает открытой агрессии с их стороны. Иногда дети срывают свой гнев на игрушках.

Мотивационная сфера

Структура мотивации ребенка 2−3 лет достаточно аморфна, ибо доступные ребенку мотивы и потребности сменяются друг за другом в относительно случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы нередко еще не дифференцируются и приобретают иногда одинаково высокую значимость для ребенка. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь еще единому сознательно-волевому контролю ребенка. Изменение потребностей ребенка во многом зависит от обстоятельств и событий его жизни.

Примерно к 4 годам соподчиненность потребностей и желаний приобретает более или менее устойчивые формы. Появляются доминирующие установки: у одних — престижные (эгоистические), у других — альтруистические, у третьих — направленные на достижение успеха. Разнообразные интересы ребенка также начинают приобретать относительную устойчивость. Таким образом, начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка.

Кризис трехлеток: потребность в признании, уважении

он это сказал

Достаточное удовлетворение потребности ребенка в автономии на этом этапе делает ребенка уверенным в себе, помогает ему осознать свою значимость для других. Все это способствует формированию у ребенка глобального чувства самоуважения, которое является базовой потребностью каждого человека. Неудовлетворение потребности в самостоятельности приводит к возникновению у него целого ряда негативных тенденций. Среди них можно выделить пассивность, забитость, злобу, агрессивность, униженность, беспомощность, которые в своей совокупности способствуют формированию у ребенка различных компенсаторных и невротических механизмов, проявляющих себя в более позднем возрасте.

Потребность в общении

На 3-м году жизни существенно изменяется потребность ребенка в общении. Кризис 3-х лет протекает в атмосфере перестройки взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей — ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми (Л.С. Выготский).

10 стр., 4681 слов

» Психологическая проблема общения в подростковом возрасте»

... все основные особенности личности детей подросткового возраста. Цель: Выявить роль и место общения ребенка со взрослыми и сверстниками в ходе его психического развития. Объект: Личность в подростковом возрасте. Предмет: Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Задачи: Изучить теоретический материал ...

М.И. Лисина выделяет в первые 7 лет жизни ребенка четыре формы его общения с окружающими:

1. Ситуативно-личностное общение (0−6 месяцев) — общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

2. Ситуативно-деловое общение (0,6−3 года) — общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослым.

3. Внеситуативно-познавательное общение (3−4 года) — общение, которое разворачивается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром. Пример « глазистой « девочки .

4. Внеситуативно-личностное общение (4−6 лет) — общение, которое разворачивется на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.

В соответствии с этим изменяются требования ребенка к взрослому, который выступает в первую очередь как партнер по взаимодействию и от которого требуются не только внимание, любовь, но и понимание, сопереживание, уважение.

Наряду с изменениями, происходящими в отношениях ребенка со взрослыми, на 3-м году жизни наблюдается возникновение существенного и довольно постоянного интереса к другим детям, потребности в общении с ними. Постепенно развиваясь и обогащаясь, общение со сверстниками превращается в истинно социальное взаимодействие, которое приводит к созданию маленьких детских сообществ с собственными законами и правилами жизни.

В этом возрасте проявляются достаточно сильные индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Те дети, которые имеют свободные, легкие, аффективные связи с родителями или братьями и сестрами, легче приспосабливаются к общению с другими детьми. Некоторые дети, родители которых чрезмерно авторитарны, пытаются подавлять в игре других детей и третировать более слабых.

Мотивация достижения

способности к оценке собственных возможностей

Родителям, стремящимся развить мотив достижения у ребенка, необходимо чутко откликаться на растущие ожидания своего ребенка. Важно вовремя уловить момент, чтобы предложить ребенку новую, более сложную задачу взамен потерявшей свою новизну и уже освоенной задачи.

Приблизительно в 5−6 лет можно также говорить о начале проявления у детей индивидуальных различий в мотивации достижения. Это находит свое выражение в уровне сложности задания, которое дети берутся выполнить. Как утверждают многие исследователи, эти различия определяются в первую очередь поведением родителей, их одобрением, признанием успехов ребенка и собственно стилем воспитания.

Было обнаружено, что с 5−6 лет в формировании мотивации достижения существуют и половые различия. У мальчиков превалирует мотивация успеха, а у девочек — мотивация избегания неудач.

Игра и развитие мотивационной сферы

13 стр., 6444 слов

Психология общения

... Общение"; 2. Рассмотреть основные аспекты общения; 3. Изучить общение как взаимодействия. Объектом исследования является процесс общения. Предметом исследования является общение как взаимодействие. 1. Психология общения 1.1 Понятие общения в психологии Общение ... организации и общественности. В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство "паблик ...

Формирование мотивационной сферы у детей-дошкольников неразрывно связано с их игровой деятельностью, которая является ведущей в этом возрасте. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — потребность в общении, автономии, потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, удовлетворить свое любопытство, познать окружающий мир. В процессе детской игры идет формирование двух важнейших особенностей мотивационной сферы ребенка:

1. Соподчинение мотивов — подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким.

мотивации игры

Особое место в игровой деятельности дошкольников занимает ролевая игра, в ходе которой дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят их деятельность, а также их взаимоотношения.

Развитие у ребенка интересов и любопытства

Интерес к творческим видам деятельности — рисованию, лепке, конструированию, пению, музыке — начинает проявляться у детей с двух лет. Однако эти занятия еще недостаточно устойчивы и могут сильно варьироваться.

С 3-х лет наступает возраст «почемучек», когда любопытство детей достигает своего апогея и нет предела их любознательности и вопросам.

Появление способности к фаназированию является, как правило, особенностью хорошо развитых детей. С другой стороны, фантазии могут служить и сигналом фрустации различных мотивов. Поэтому при чрезмерном фантазировании ребенка следует обратить более пристальное внимание на сюжетный характер его фантазий.

Сексуальное любопытство, присущее ребенку этого возраста, начинается с интереса к собственному телу. Мастурбация и игра половыми органами являются довольно распространенными явлениями, хотя взрослые, особенно матери, стремятся контролировать это. Постепенно этот интерес ребенка принимает форму вопросов относительно половых различий мальчиков и девочек, происхождения детей и т. п. В связи с этим можно говорить, что комплексные паттерны сексуально мотивированного поведения ребенка развиваются у него на протяжении всего детства задолго до пубертата.

Особенности Я-концепции

Я-концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

отличия от других людей

В раннем детстве Я-концепция у ребенка наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ Я-концепции ребенка.

Вторая стадия развития Я-концепции длится от полутора до 3−4 лет. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Если активность ребенка не соответствует ожиданиям взрослых, то он сталкивается с их неодобрением. Раскрывая значение этого периода в становлении личности, Р. Бернс обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке окружающих взрослых. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили ребенка к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля у малыша должно происходит без ущерба для формирования у него позитивной самооценки.

7 стр., 3437 слов

Сказки для детей изрядного возраста

... Так и было использовано ставшее афористически известным заглавие – "Сказки для детей изрядного возраста": московское нелегальное издание 1884 года. Известные, ставшие хрестоматийными сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Вяленая вобла" ...

Начиная с 4 лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. На первый план выходит познавательная деятельность ребенка, движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмысливать полученные на них ответы.

Главной опасностью этого периода Э. Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, оно может подавить чувство инициативы.

Значение собственного имени в Я -концепции ребенка

Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в Я-образ и используется как средство самоактуализации. На вопрос: «Кто ты?» ребенок сообщает свое имя (до того как он запомнит свою фамилию).

Он часто негодует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения к нему. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с эстетикой и другими содержательными составляющими его имени. Порой детям нравятся красиво звучащие или редкие имена, но иногда резкое несоответствие своего имени другим (знакомым и привычным) именам заставляет ребенка отказаться от собственного и представляться другим именем.

Ребенок обычно рано усваивает, что его имя символизирует его самого. Реакция ребенка на свое имя является надежным показателем особенностей развития Я-концепции. Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Невозможно определить, является ли отношение к имени первичным или ребенок вначале имеет отношение к себе, а затем уже переносит его на имя. Однако для многих детей начало формирования Я-концепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у него есть имя.

Формирование половой идентичности Я-образа

На этапе раннего детства происходит первичная половая идентификация. Ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени, при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков. Однако дети сравнительно мало обращают внимание на различие половых органов, когда им приходится решать, кто — мужчина и кто — женщина (в частности, это видно на детских рисунках).

Дети старше 4 лет не только правильно различают пол окружающих людей, но и хорошо знают. Что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Это сказывается в тех личных сценариях, которые имеют место в представлениях детей о своем будущем.

Я-образ и опыт общения ребенка

Образ самого себя складывается у ребенка в условиях взаимодействия его индивидуального опыта и опыта его общения с другими людьми. К 3-м годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях.

Представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью и могут игнорироваться ребенком под влиянием оценочных воздействий взрослого. По мере развития детей эти представления приобретают все более основательный, устойчивый характер, и в 5−7 лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются ему лишь его личным опытом.

6 стр., 2810 слов

Профилактика кариеса у детей в возрасте от 0 до 6 лет

... всего у детей поражаются верхние передние зубы, но и остальные зубы также могут быть поражены. Временные зубы помогают вашему ребенку легко пережевывать пищу, учиться правильно разговаривать и выглядеть привлекательно. Кариес в молочных зубах ...

Общение со взрослыми служит для детей средством сравнения себя с эталоном или идеалом, к которому можно лишь стремиться. Зависимость поведения дошкольника от оценочных воздействий взрослого обратно пропорциональна возрасту детей: чем младше ребенок, тем менее критично воспринимает он мнения взрослых и тем меньше его представления о своих возможностях опираются на конкретные результаты деятельности. В старшем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка таким же авторитетом, как и для малыша, однако оценки дошкольника в большей мере преломляются через призму тех результатов и выводов, которые подсказывает ребенку его собственный опыт [«https:// «, 26].

Оценочные воздействия сверстников воспринимаются иначе, чем мнения взрослых: чем младше дошкольник, тем менее значимыми являются для него оценки сверстников.

Общение со сверстниками

У ребенка в раннем детстве параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами. Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.

Я-концепция ребенка продолжает формироваться через его взаимодействие с окружающими, например с родственниками, со сверстниками.

По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание образа-Я у ребенка является продуктом процесса социализации.

Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка на этом этапе личностного развития является удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые, в свою очередь, во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.

Поведенческие особенности

До 4−5 лет ведущей в поведении ребенка остается предметная деятельность, основным содержанием которой является познание свойств объектов и совершенствование навыков обращения с ними. В это время интенсивно развивается речь, становящаяся к 5 годам основным средством общения как со взрослыми, так и с детьми.

После 5 лет в качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой является воспроизведение и интериоризация важнейших ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

Развитие моторных умений и физической активности (развитие схемы тела)

Навыки взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира определяются прежде всего уровнем его владения своим собственным телом, степенью его включенности в социальное взаимодействие и уровнем собственной активности, инициативы и любознательности.

8 стр., 3911 слов

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

... Ваши дети младшего школьного возраста успеют освоить всю необходимую программу и сохранить здоровье и интерес к учебе. Каковы же важные физиологические особенности младшего школьного возраста? Рассмотрим более детально. 1. Глобальная перестройка организма Младший школьный возраст - время ...

Развиваясь, ребенок познает не только внешние объекты, но и свое собственное тело, и «схема тела» как психическая структура продолжает формироваться и совершенствоваться. В связи с этим наряду с сюжетно-ролевыми играми и играми по правилам дети могут заниматься бессмысленными, на взгляд взрослых, занятиями. Дети могут подолгу плескаться водой, бросать камешки в цель, пробовать на вкус растения, играть с животными, бегать, прыгать, приседать, крутиться на одном месте, «гонять» на велосипеде, возиться друг с другом, драться понарошку. Во время этих игр дети получают новые ощущения, в результате чего совершенствуется их моторика, движения становятся более координированными.

Возрастные нормы

3-летний малыш при ходьбе и беге ставит ноги гораздо ближе друг к другу, предметы берет одной рукой, он лучше удерживает равновесие, передвигается более плавно и ловко.

4-летние дети могут менять ритм бега, прыгать. Они демонстрируют большую, чем трехлетки, силу, выносливость и координацию движений. Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры; рисуют красками, делают из кубиков постройки. Могут надевать и снимать с себя простую одежду и элементарно обслуживать себя за столом.

В 5 лет дети могут ходить по гимнастическому бревну, ловко скачут, стоят на одной ноге, могут застегивать пуговицы и молнии, самостоятельно одеваются и раздеваются. Некоторые умеют завязывать шнурки.

В 6 лет некоторые дети уже настолько моторно ловки, что начинают осваивать профессиональные виды деятельности — играть на музыкальных инструментах, плавать, танцевать, кататься на коньках и т. д.

Развитие социального поведения ( в обществе сверстников)

Большую часть времени дети 2−3 лет в детском саду играют самостоятельно: строят, лепят, «рисуют», возят, катают, перекладывают, складывают. При этом они могут комментировать свои действия вслух, давать себе указания, т. е. пользоваться эгоцентрической речью. Одновременно дети наблюдают за тем, что происходит в группе, и особый интерес проявляют к взаимоотношениям между воспитателем и другим ребенком. Таким образом, количество ситуаций индивидуальной деятельности ребенка превышает количество ситуаций его общения с кем-либо приблизительно в два раза.

2−3- летние дети общаются в основном со взрослыми. Это общение ребенка имеет форму обращений ко взрослому в случае каких-либо затруднений или с игровой целью (например, протягивают игрушку, а затем прячут ее за спиной).

У 3-хлеток эти обращения связаны еще с требованием оценки результатов их деятельности.

Обращения ребенка к сверстникам носят очень редкий и кратковременный характер. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные, и в основном из-за игрушек.

Дети практически не обращаются друг к другу за сопереживанием, но в то же время уже в этом возрасте в характере и поведении ребенка можно заметить элементы сотрудничества. Так, дети могут наблюдать за предметной деятельностью другого ребенка и пытаться «помогать» — протягивают ему подходящую игрушку, деталь. Если это существенно не нарушает игры ребенка, то такое «совместное» действие проходит гладко, без конфликтов.

5 стр., 2219 слов

Энцефалопатия у детей, взрослых и пожилых

... бы ни был этот комплекс, его объединяют общим названием - энцефалопатия. У самых маленьких детей часто причиной энцефалопатии считается родовая травма или гипоксия. Однако мой опыт показывает, что ... арахноидит, сотрясение, ушиб, контузия и т. п.). Энцефалопатией страдают не только самые маленькие дети, но и подростки, и взрослые люди. Поскольку у взрослых комплекс мозговых жалоб и симптомов связан, ...

После 4 лет количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает. С развитием языка у ребенка формируется способность к целеполаганию, а также способность к оценке личностных качество других людей и чувствительность к ним. Личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенного фактора, регулирующего взаимоотношения между детьми, а одним из важнейших объектов для оценки становится поступок личности.

Дети начинают создавать свой собственный мир, свою субкультуру, в которой, конечно, воспроизводят типичные роли и отношения между взрослыми. В то же время имеются и специфические области, которые остаются незамеченными взрослыми и тщательно оберегаются от их вторжения, составляя детский «секретный мир» (М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»).

Игровая деятельность (состав группы, статус)

игровой деятельности

Игра, как и любой вид деятельности имеет свою специфику:

1. Основной единицей игры является роль.

2. В игре мотив и цель деятельности совпадают, т. е. интересным является сам процесс.

3. Игра разворачивается в мнимой, воображаемой ситуации. При этом младшие дошкольники просто играют в роль, старшие же договариваются о ролях и их распределении, разворачивают сюжет по конкретному плану, воссоздавая события в определенной, строгой последовательности.

4. Игра воспроизводит именно сферу деятельности, а не отдельное событие.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. Только 13 процентов этих детских объединений в старшем дошкольном возрасте постоянны. В 5 лет формируются микрогруппы по 4−6 человек, в основном одного пола, и только 8 процентов из них — смешанные.

Наиболее предпочтительной для успешного формирования ребенка как субъекта общения и деятельности является разновозрастная группа, где он может наблюдать и осуществлять не только горизонтальные, но и вертикальные отношения между людьми.

Факторами признания ребенка среди сверстников в дошкольном возрасте являются:

  • его успешность в индивидуальной и совместной деятельности;
  • особенности личностного поведения ребенка;
  • оценка его успешности взрослыми.

Развитие самоконтроля

Развитие у ребенка самоконтроля тесно связано с усвоением им языка. Овладевая языком, ребенок получает не только средство для эффективного общения с окружающими, но и средство для эффективного управления своим поведением. С помощью языка он может сформулировать цель своих действий, спланировать их последовательность, а также соотнести содержание и цели действий с соответствующими нравственными категориями, которые также образованы посредством языка.

Произвольное действие вначале распределяется между взрослым и ребенком, и слово в нем, выражающее команду или просьбу, принадлежит взрослому. После овладения языком, речью ребенок оказывается в состоянии уже сам себе отдавать команды для того, чтобы направить свои действия или воздержаться от выполнения каких-то из них. Именно это он и делает, когда, протягивая руку к запрещенному предмету, сам говорит себе «нельзя» и убирает руку.

Недостаточность самоконтроля у дошкольников обусловлена, во-первых, тем, что у них еще слабо развито основанное на использовании языка понятийное мышление и, следовательно, они не могут еще предвидеть всех возможных последствий своего поведения и осознанно соотнести с ними свои действия. И во-вторых, недостаточность развития самоконтроля детей в этом возрасте связана с тем, что они как раз находятся в том возрасте, когда только еще начинают усваивать основы нравственного поведения.

Развитие поведения ребенка в этом возрасте можно разделить на два этапа. Приблизительно до 4 лет это преимущественно предметная деятельность ребенка, содержанием которой является познание физических свойств предметного мира и совершенствование совей моторики. После 4 лет ведущей деятельностью ребенка постепенно становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети осваивают основные социальные нормы.

Овладение языком позволяет ребенку не только эффективно общаться с окружающими, но и произвольно управлять своим поведением. Общение детей в этом возрасте постепенно качественно изменяется: если до 3 лет дети преимущественно общаются со взрослыми и игнорируют других детей, то после 3 лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к 5−6 годам эти контакты завершаются образованием групп — детских игровых объединений с непостоянным, преимущественно однополым составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Итоги возраста

познавательных психических процессов.

восприятия

Высшие психические процессы

произвольной памяти

Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2—3 тысячи слов.

наглядно-действенное мышление

Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра , которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

эмоциональной сферы

мотивационной сферы

изменения потребностей в общении

Характерной особенностью данного возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.

Развитие поведения ребенка в этом возрасте можно разделить на два этапа. Приблизительно до 4 лет это преимущественно предметная деятельность ребенка, содержанием которой является познание физических свойств предметного мира и совершенствование своей моторики. После 4 лет ведущей деятельностью ребенка постепенно становится сюжетно-ро-левая игра, в процессе которой дети осваивают основные конвенциональные роли.

Овладение языком позволяет ребенку не только эффективно общаться с окружающими, но и произвольно управлять своим поведением. Общение детей в этом возрасте постепенно качественно изменяется: если до 3 лет дети преимущественно общаются со взрослыми и игнорируют других детей, то после 3 лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к 5−6 годам эти контакты завершаются образованием групп — детских игровых объединений с непостоянным, преимущественно однополым составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Следует отметить, что ведущими факторами развития ребенка являются: общение со взрослыми и со сверстниками; игра как специфический вид деятельности для данного возраста.

эмоциональный мотивационный память ребенок дошкольный

1. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002