Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Для маленьких детей семья является главной и почти единственной школой воспитания. То, что ребёнок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей его последующей жизни. Важность семьи заключена в том, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности ребёнка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Но стоит отметить , что общество не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей .
Данная тема всегда была, есть и останется актуальной . Ведь именно в семье ребёнок дошкольного возраста получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как нужно вести себя в различного рода ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых слова не расходятся с делом . Главное в воспитании ребенка – это достижение гармонии , понимания и нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек. К тому же дошкольный возраст является предметом пристального внимания многих ученых, педагогов и практиков как самый важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, качеств и свойств личности, ребенок активно осваивает широкий круг различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Изучение детско-родительских отношений в семейном воспитании является чрезвычайно важным как и для понимания факторов, которые влияют на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Заинтересованность многих исследователей к данной сфере объясняется существенной значимостью роли взрослого для детского развития , и в настоящее время принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок — взрослый.
Воспитание в семье
... и другие виды развития ребенка. Методы воспитания Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать ... вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к ...
Цель исследования – изучить роль семьи в воспитании ребенка и раскрыть особенности взаимоотношений взрослого и ребенка.
Объект исследования – ребенок дошкольного возраста.
Предмет исследования – воспитание ребенка дошкольного возраста в семье.
Гипотеза: проблема семейного воспитания как наиболее важный компонент в развитии и формировании детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать психологическую характеристику личности дошкольника.
2. Выявить особенности воспитания детей в семье. 3. Изучить стили семейного воспитания.
4. Определить особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
5. Рассмотреть нравственное воспитание дошкольников в семье.
6.Выявить возможные проблемы в воспитании ребенка дошкольного возраста и пути их решения.
7.Рассмотреть на примере конкретной семьи проблему, возникшую в процессе воспитания ребенка, и найти пути решения разных сторон.
Методы исследования : изучение и анализ литературных источников, беседа, наблюдение.
База исследования : семья
Количество испытуемых : 3 человека
Глава 1. Дошкольник в семье
1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника
Согласно работам российского учёного Л.С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, как человек овладевает самим собой, научается управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию [16, с.87].
По определению В.С. Мухиной личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни. В своих работах В.С. Мухина отмечает, когда малыш появляется на свет, родителям хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. Малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких, один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее [1, с.136]
Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
... в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой ...
В своих работах А.А. Крылов говорит о том, что личность рождается постепенно и в развивающемся ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью [2, с.241]. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок. Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.
Психологи Е.О. Смирнова и Е.А. Савина полагают, что ребенок 5 — 6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера применения этой способности достаточно ограничена. Если родители поддерживают малыша, то таким образом придают ему силы для приобретения собственного опыта, поступков, внутреннего стремления. Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания [3, с.119]
Дошкольный возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание [2, с.245].
Воспитание у детей культуры поведения
... воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении. На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям ... трое детей. Одна из задач воспитания детей первой младшей группы -- формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети ...
Таким образом, на основании сопоставления различных точек зрения можно сделать вывод, что в процессе развития ребенка образуются те качества и образования, которые позволяют назвать его личностью. Личность ребенка развивается постепенно, на ее становление большое влияние оказывают родители, социальное окружение и мир в целом .
1.2. Особенности воспитания детей в семье
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов . И.С.Кон писал , что семейные условия , включая социальное положение , материальный уровень , род занятий и уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка . Помимо целенаправленного , сознательного воспитания , которое дают ему родители , на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера .
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой . Основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей . Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия . Это объясняется отличительными чертами семейного воспитания : непрерывностью , устойчивостью , продолжительностью и эмоциональностью . Кроме того на протяжении всего периода детства ребенок испытывает физическую , эмоциональную и социальную зависимость от семьи , от родителей .
Внутренняя потребность ребёнка общения с родителями проявляется в том, что дошкольник в своем поведении среди сверстников копирует движения, поведение, ценностные оценки и формы сознания, свойственные его родителям. Ребенок подражает данной модели поведения и тем самым воспроизводит образ родителей. Такое подражание часто называют отождествлением — ребенок как бы воссоздает в себе образ родителей [15, с.103].
Необходимо назвать особенности воспитательной функции семьи :
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий ;
- по мере взросления ребенка оно ослабевает ;
- но никогда не утрачивается полностью ;
- в семье формируются те качества , которые нигде кроме как в семье , сформированы быть не могут ;
- семья осуществляет социализацию личности , является концентрированным выражением ее усилий по физическому , трудовому и моральнонравственному воспитанию ;
- из семьи выходят члены общества : какая семья – такое общество ;
- семья обеспечивает преемственность традиций ;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина , патриота , будущего семьянина , законопослушного члена общества ;
- существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии .
Родителям следует помнить , что ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей . Ребенок активен . Он сам осмысливает семью и себя в ней , определяет свое поведение , отношение к семье и к самому себе . Ребенок строит свое поведение , основываясь на субъективной , подсознательной оценке происходящего вокруг . В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений с семье .
Психолог выделяет четыре обобщенные установки ребенка по отношению к родителям и к себе , которые можно наблюдать в современных семьях :
Влияние семьи на становление личности
... человека. В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них ждут члены их семьи и ...
1. Я нужен и любим , и я люблю вас тоже .
2. Я нужен и любим , а вы существуете ради меня.
3. Я нелюбим , но я от всей души желаю приблизиться к вам . 4. Я не нужен и нелюбим . Оставьте меня в покое .
Но встречается противоречивое воспитание в семьях и тогда у ребенка возникает чувство неуверенности : Я не уверен , что я нужен и любим . Иногда я вас люблю , иногда ненавижу .
Каждый ребенок в семье получает собственный уникальный опыт. На ребенка влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия , но даже в большей степени все особенности поведения родителей . А.С.Макаренко говорил , что именно « родительское требование к себе , родительское уважение к своей семье , родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания».
Не маловажную роль играет социализация. Социализация – это процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу , социальной общности и группе .
Огромное влияние родителей и всей жизни семьи на детей , а также содержание и характер этого влияния объясняются такими механизмами социализации ребенка , которые с большей эффективностью активизируются в семейном воспитании . В качестве данных механизмов приобщения ребенка к социальной действительности выступают : подкрепление , идентификация, понимание .
Подкрепление ( иногда называют имитация ) предполагает , что у детей будет формироваться тот тип поведения , который отвечает ценностным представлениям и ориентациям семьи . Ребенок усваивает моральные нормы и ценности семьи , пропуская их через свое Я , личный опыт , и тем самым формирует свой свод правил поведения .
Идентификация означает , что ребенок , любя и уважая своих родителей , признавая их авторитет , будет в той или иной степени подражать им , использовать их опыт и манеру поведения с окружающими , с действительностью .
Понимание направлено на содействие самосознания ребенка и его личности в целом.
Рассмотренные механизмы показывают только пути социализации, в то время как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи.
Воспитание – это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают[10].
Основа воспитания – это не только педагогическое искусство или какая-то необычная премудрость , это , прежде всего , любовь , взаимное доверие , симпатия воспитателя и воспитуемого .
Н.И. Шевандрин выделяет факторы , которые способствуют нарушению реализации воспитательной функции семьи :
- неполный состав семьи ;
- аморальное поведение родителей ( девиантное поведение , алкоголизм и др);
- негативность отношений между родителями ;
- конфликтность семьи ( по вопросам как воспитания , так и других проблем , касающихся жизнедеятельности семьи );
- недостаточный уровень навыков и знаний родителей по воспитанию детей;
— вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей [8,стр.108-113] . Исходя из всего вышесказанного, можно заключить , что на ребенка оказывает влияние не только целенаправленное воспитание , но и сама внутрисемейная атмосфера. Воспитательные функции семьи оказывают большое влияние на развитие ребенка , становление его как личности , формирование определенных качеств , морально-этических устоев и др. Такой процесс , как социализация также влияет на становление личности , усвоение знаний , определенных норм и правил , которые свойственны какому – либо социальному окружению.
Основные концепции воспитания родителей
... психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей. Таким образом, проблема воспитания родителей является актуальной, требующей дополнительных исследований. В связи с изложенным, целью данной работы является рассмотрение основных концепций воспитания родителей. Для достижения ...
1.3.Стили семейного воспитания
Никто не становится хорошим человеком случайно ( Платон ).
Итоговый результат воспитания во многом определен стилем семейного воспитания. В.М. Минияров под ним предлагает понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку , применяющих такие средства и методы педагогического воздействия , которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия . Стиль семейного воспитания – это индивидуальная манера обращения родителей с ребенком , способ осуществления педагогических воздействий в условиях конкретного воспитательного потенциала семьи .
На выбор стиля влияют воспитание в прародительской семье, психологические особенности отца и матери, уровень образования и педагогической грамотности родителей, система ценностей определенной семьи и др.
Стили воспитания :
1.Попустительский стиль. Ребенок имеет полную свободу действий , предоставлен сам себе , а родители заняты своими делами , проблемами , развлечениями . Методы поощрения и наказания используются неумело , и, следовательно , неэффективно . В выборе форм поведения ребенок свободен , но в обществе родители требуют от него формального соблюдения правил приличия . При этом ребенок обязан их запомнить наизусть без всякого пояснения со стороны родителей .
2.Состязательный стиль. С раннего детства родители ищут в ребенке выдающиеся черты и качества , которые отличают его от других детей . Видят в ребёнке суперличность , поощряют его любую активную деятельность . Родителей мало волнуют человеческие качества ребёнка , главное , чтобы он выделялся среди всех . С ребенком много занимаются , приучают его к демонстрации своих интеллектуальных возможностей .
3.Предупредительный стиль. Родители считают , что ребенок не должен действовать самостоятельно . Его полностью лишают активной деятельности , он лишь пассивный созерцатель , которого постоянно развлекают родители . Никогда не наказывают ребёнка , ни за какие поступки . Слепо любят ребенка , готовые отдать все , чтобы он не испытывал трудностей , неудобств , избегал проблем . Вплоть до совершеннолетия не отпускают его от себя . В семье господствует полное потакание и вседозволенность . Всё это формирует эгоистическую направленность личности ребенка , формальную ситуативную мораль .
4.Рассудительный стиль. В семье ровные, спокойные взаимоотношения как между равными личностями. С раннего детства родители предоставляют ребенку относительную свободу действий , чтобы он путем проб и ошибок приобретал личный опыт . В семье созданы условия для удовлетворения главных жизненно важных потребностей ребенка : в активной деятельности , в общении , в познании . Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в делах семьи . Родители следят за тем , чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни в семье, ни за ее пределами. Каждый неправильный поступок ребенка спокойно с ним обсуждается. Отсюда формируется внимание и уважение к другим людям .
5.Контролирующий стиль. Родители контролируют каждый шаг ребенка : строго следят за выполнением распорядка дня, закрепляют круг обязательных дел, соблюдают своевременное овладение навыками и умениями. Ребенок в такой семье все время старается уйти из под контроля родителей , избежать очередного запрета . Наказывают за неправильное поведение и иногда поощряют положительное . Родители скупы на внимание и ласку. Больше видят недостатков, чем достоинств в ребенке. Допускается и насилие в отношении ребенка. Стремятся уличить ребенка в неблаговидных поступках, формируя у ребенка неуверенность в себе. Все это делается для того , чтобы воспитать из ребенка высоконравственную личность и не допустить , что безнравственные поступки превратятся в привычки .
Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек
... матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАНИЕ. Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые осо ... курить тайком, а потом — и не боясь. Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обра ... рые свойственны и тем и другим; - половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах ...
6.Сочувствующий стиль. Такой стиль воспитания может возникнуть при следующих условиях : материальном недостатке семьи , при плохих бытовых условиях жизни , при отсутствии духовной близости между супругами или в неполной семье. У ребенка нет игрушек , он мало общается со сверстниками , все время включен в деятельность взрослых . Когда родители освобождаются от домашних дел , они с удовольствием общаются с ребенком , но только в силу имеющихся возможностей, не более . Ребенка любят , но никогда не балуют . Все тяготы жизни они делят с ребенком , но стараются уберечь его от физических и психологических перегрузок .
7.Гармоничный стиль. Этот стиль воспитания вбирает в себя все лучшее, что описано в предыдущих стилях. Детям дается самостоятельность, которая направляется умелыми действиями родителей. В семье взаимопонимание и взаимоответственность , чуткость и тактичность в отношениях между членами семьи . Ребенка развивают всесторонне. Критика воспринимается разумно . Используются методы поощрения и наказания , если возникает необходимость [8,116-117].
Подведя итог, можно сказать , что существует несколько видов стиля воспитания. Стиль семейного воспитания – это индивидуальная манера обращения родителей с ребенком. И какой стиль воспитания будет в той или иной семье зависит только от самих родителей , их воспитания , грамотности и образованности и душевных качеств.
1.4.Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного
возраста
Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства. Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей.
Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоционального развития дошкольника. Привязанность к родителям — это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет [6].
Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобная невротическая привязанность создаст инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существуют конфликты по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью поведения и повышенной возбудимостью.
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
... семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики. 3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду ...
Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с родителями, в том числе привязанности, относится к такой высшей человеческой ценности, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви в семье.
Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать прежде всего в родителях[12].
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии.
К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон).
У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку[7].
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой — эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
Воспитание в мусульманской семье
... отношения Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок ...
1.5. Нравственное воспитание дошкольников в семье
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, дисциплинированности , ответственности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в этой сфере , зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Начало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5—7 лет. Этот период благоприятен для формирования готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания. Характерной ошибкой последних является то, что, включившись в воспитание ребенка того или иного возраста, они не учитывают различные параметры его развития, не различают виды воспитания (нравственное, физическое, половое, трудовое и др.) и никак не оценивают собственно воспитательный процесс[11].
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья.
Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей , не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию[9] .
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием[5].
Научить ребенка любить людей может только тот, кто сам умеет любить. Истинная любовь – это необыкновенно трудно, потому что любовь, как и свобода, обязывает, бескомпромиссно требует отдавать самое лучшее, что есть в человеке. Истинная любовь – всегда разрешение противоречия между творческим «я» и моральной нормой[17].
Всеобщей основой воспитания Спок, как и Сухомлинский, считает потребность в другом человеке, потребность любить людей. Научить ребенка доброте – в этом главная направленность воспитательных действий родителя. Если ребенок не сумеет полюбить людей, то невозможно будет даже научить его поверхностным манерам[4 ; стр.17].
А.С.Макаренко писал : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте , что вы воспитываете ребенка только тогда , когда с ним разговариваете , или поучаете его , или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни , даже тогда , когда вас нет дома».
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственноволевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде).
Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника [5].
Итак , важным условием воспитания личности ребенка – является формирование нравственно-волевой сферы . Огромную роль в нравственном воспитании играет семья , ее любовь . Получая любовь родителей , ребенок чувствует защищенность , осознает ценность своего «Я» и все это дает ему установку быть открытым и добрым ко всему.
1.6.Выводы к первой главе
Таким образом , на становление личности ребенка дошкольного возраста существенное влияние оказывает в большей степени семья . Личностью он будет становиться в процессе развития и приобретения определенных качеств , свойств и умений. На ребенка оказывает влияние не только целенаправленное осознанное воспитание , но и сама атмосфера внутри семьи. Каждая семья в процессе воспитания ребенка придерживается того или иного стиля семейного воспитания , исходя из своих нравственных качеств , воспитания , образованности и навыков. Стиль семейного воспитания – это индивидуальная манера обращения родителей с ребенком , способ осуществления педагогических воздействий в условиях конкретного воспитательного потенциала семьи . Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Огромную роль в нравственном воспитании играет семья , ее забота , трепетность и любовь . От нравственного воспитания зависит дальнейшая жизненная позиция ребенка .
Глава 2. Проблематика семейного воспитания
2.1. Проблемы дошкольного воспитания и пути их решения
В процессе воспитания ребенка в дошкольный период имеет большое значение позиция родителей. Очень важно, чтобы родители проводили в отношении ребенка согласованную позицию. Однако зачастую у родителей возникают разногласия по методам воспитания.
Причин таких разногласий может быть очень много . В основе этих разногласий обычно лежит собственный опыт. Некоторые родители пытаются скопировать линию поведения в отношении детей с методов, которые применялись к ним в детстве их родителями. Другие же, напротив, часто, будучи несогласными с родительскими методами, выбирают иной путь, часто полностью противоположный. Это бывает, когда взрослые в детстве испытывали давление со стороны родителей. И, исходя из своего опыта, они начинают позволять детям слишком многое. Очень часто это приводит к появлению у детей эгоцентричной, безответственной модели поведения. Что впоследствии приводит к проблемам воспитания в школе и социализации ребенка в коллективе.
Серьезным фактором в выборе модели воспитания является и характер родителей. Обычно более строгий отец настаивает на беспрекословном послушании, а более мягкая мама напротив скорее будет потакать капризам и слабостям ребенка. Это может привести к двум линиям в поведении ребенка. Первый вариант — у ребенка повысится уровень тревожности за счет постоянного ожидания следующего шага со стороны родителей. И второй вариант — это появление у ребенка склонности к манипулированию родителями. Так после наказания отцом за проступок он может выпросить у матери прощения и даже компенсацию в виде подарка. Тем самым подрывается авторитет отца.
Однако за маской строгости взрослых часто скрывается мягкая натура с пониженной самооценкой. Обычно такое поведение происходит из желания уберечь ребенка от собственных ошибок. Зачастую такие люди создают настолько спартанские условия, что подвергают опасности психическое здоровье ребенка.
Решить проблемы дошкольного воспитания детей можно только через решение разногласий между родителями. Это одна из основных проблем воспитания ребенка в семье. Такие разногласия часто свидетельствуют о наличии проблем в самой семье. Ребенку приходится занимать позицию между мамой и папой. Он хочет быть любимым всеми членами семьи, и это является главным побудительным мотивом. Чтобы получить такое одобрение от всех, ему приходиться лгать, изворачиваться. У ребенка развиваются различные невротические проявления — вспышки агрессии, страхи и т.д. Эти проявления проблем дошкольного воспитания детей приводят к развитию еще более серьезных проблем в подростковый период. Такому ребенку сложно выработать моральные и нравственные установки, что мешает развитию его личности. Проблемы воспитания детей пытаются решить психологи и педагоги. Проводятся международные конференции и симпозиумы. Однако даже они не помогли решить самые актуальные проблемы воспитания. Сломаны тысячи копий, а единственно верного решения так и не было найдено. Посмотрим, что нам может предложить наука. Педагогика выделяет четыре вида воспитания: диктат, невмешательство, гиперопека и сотрудничество. Причем в воспитании ребенка важны они все. И только синтез всех методов позволит избежать большинства проблем воспитания детей. — Диктат — это постоянное подавление взрослыми или старшими детьми инициативы и достоинства младших детей. В результате в ребенке развивается реакция сопротивления. Если же ребенок слабый, у него развивается мнительность, склонность к страхам, неуверенность, понижается самооценка. Ребенок начинает настолько бояться наказания за неверный поступок, что предпочитает не делать ничего. -Невмешательство — это система воспитания, когда ребенок фактически предоставлен сам себе. Родители, практикующие этот стиль, полагают, что у ребенка происходит развитие самостоятельности, накопление опыта, ответственности и без их активного вмешательства. Делая ошибки, ребенок сам их и исправляет. Плох этот метод тем, что у ребенка развивается отчужденность от родителей, что приводит к еще большим проблемам воспитания. Недополучивший свою долю родительской заботы и ласки, такой ребенок бывает подозрительным, недоверчивым. — Гиперопека — это такие отношения, при которых родители ограждают ребенка от всех трудностей и при этом всем его обеспечивают. В результате формируется незрелая, эгоцентричная, капризная личность, неприспособленная к самостоятельной жизни. Также гиперопека способствует развитию ипохондрических тенденций. Окруженный с детства заботой, ребенок начинает чувствовать себя слабым в любой ситуации, где требуется принимать решения. Часто при взрослении происходит эмоциональный взрыв, который приводит к проблемам со сверстниками и даже к разрыву с семьей. -Сотрудничество — способ создания отношений в семье, основанных на принципах объединения интересов и целей, общей деятельности, поддержки, в том числе и взаимной, во всех начинаниях и сферах деятельности. Основа воспитания при таком подходе — это «мы». Ребенок при этом достаточно самостоятелен, но всегда рядом находятся взрослые члены семьи, готовые вовремя оказать помощь и поддержку, успокоить, растолковать непонятное. Такие семьи объединяют семейные ценности, общие традиции. В таких семьях принято проводить совместные праздники, вместе трудиться и отдыхать.
«Сотрудничество» — это наиболее приемлемый тип воспитания. Это признается практически всеми педагогами и психологами.
Обычно в семьях происходит столкновение различных стилей воспитания, что приводит к напряженности в семье и неблагоприятно влияет на развитие ребенка. В нахождении выхода из этой ситуации и состоит главная проблема воспитания. И как же поступить родителям?
Прежде всего, не стоит вести войны между собой, отстаивая свои методы воспитания. Рекомендуется обратиться к семейному психологу или в детский реабилитационный центр к профильному специалисту. Следует выработать свой, общий стиль воспитания, основываясь на согласованной позиции. Не следует заниматься экспериментами. Чем более последовательна будет ваша позиция, тем лучше. Нужно собраться за семейным столом изложить свою позицию, выслушать друг друга. Стоит признать, что ребенок — это личность, и не стоит пытаться решать за его счет проблемы воспитания взрослых. Хорошо будет, если вы вспомните проблемы из своего детства и обсудите их. Полезно будет обсудить книги по психологии и воспитанию детей, статьи из тематических журналов. В наше время можно найти множество советов на тематических форумах и конференциях в Интернете, посвященных проблемам воспитания дошкольников, школьников и детей других возрастов[13] .
2.2. Наиболее актуальные проблемы с детьми дошкольного возраста
Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Ребенок в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:
1.Отказ соблюдать правила личной гигиены. Даже маленький ребенок уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие дети категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубы и др. В таком случае лучший выход – заинтересовать ребенка. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме любимого животного.
2.Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый ребенок проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
3.Неумение вести себя со сверстниками. Специалисты отмечают, что дети младшего возраста предпочитают играть сами. Вот поэтому часто они и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими детьми или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять ребенку, как правильно вести себя с другими детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.
Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно и выход можно и нужно находить из любой ситуации[14].
Таким образом , родители , столкнувшись с проблемами воспитания своих детей , должны постараться найти правильное решение , нужный подход к ребенку , заинтересовать его .
2.3. Практическое исследование проблемы воспитания ребенка
дошкольного возраста на примере конкретной семьи
База исследования : семья
Количество испытуемых : 3 человека
Анализ литературных и научно-методических пособий позволил изучить проблему и собрать необходимую информацию по проблеме воспитания дошкольника в семье.
Метод беседы и наблюдения помог ознакомиться с конкретной семьей.
Для исследования данной проблемы была выбрана семья , в которой воспитывается мальчик дошкольного возраста ( 6 лет ).
Проблема заключалась в следующем : ребенок чрезмерно энергичен и подвижен , не умеет вести себя со сверстниками , проявляет по отношению к ним агрессию , часто вступает в драку , вследствие чего не может найти себе друзей .
Способы решения проблемы:
1)Родители отдали его в художественную школу в надежде привить усидчивость , развить спокойствие и интерес к творческому виду деятельности . Но их попытка была не совсем удачной . Мальчик протестовал , ему сложно было долго усидеть на месте. Он очень нервничал, поэтому срывался на товарищей . Работу выполнял не аккуратно , без особого интереса . Данный вид деятельности не приносил ему никакого удовольствия , т.к. у него совершенно не было к нему никаких способностей.
2) Мною было предложено записать ребенка в секцию каратэ. С первого же занятия ребенок возвратился радостный и счастливый, он восторженно рассказывал родителям о том, что увидел, что происходило на тренировке . Не смотря на большие нагрузки и сложные упражнения , он совсем не выглядел уставшим , а наоборот , был доволен и энергичен , т.к. это занятие было ему по душе и у него к нему были способности . На тренировках он проявил себя с другой стороны. Оказалось , что он может быть добрым , веселым и общительным ребенком , у которого могут быть друзья.
В заключение проведенного исследования можно сказать , что
родителям нужно правильно находить подход к ребенку ,подбирать ему дополнительные занятия не только по своему желанию , а в соответствии с его интересами и способностями . В этом случае ребенок будет творчески развиваться, а в семье будет гармония и полное понимание . 2.4.Выводы ко второй главе
Таким образом , сталкиваясь с проблемами в воспитании детей дошкольного возраста , родители должны проводить в отношении ребенка согласованную позицию , избегая разногласий между собой . Педагогика в решении данной проблемы выделяет четыре вида воспитания: диктат, невмешательство, гиперопека и сотрудничество. В воспитании ребенка важны они все. И только синтез всех методов позволит избежать большинства проблем воспитания детей. В более сложных ситуациях можно обратиться к семейному психологу или в детский реабилитационный центр к профильному специалисту. Но лучше , если родители постараются сами найти свою ошибку в воспитании и подобрать к ребенку правильный подход, с учетом его характера , темперамента и интересов. Заключение
В ходе проведённого исследования была изучена литература по данной теме. Была дана психологическая характеристика личности дошкольника , выявлены особенности воспитания детей в семье , изучены стили семейного воспитания , особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста . Также в процессе работы рассматривалось нравственное воспитание дошкольников в семье , были выявлены возможные проблемы в воспитании ребенка дошкольного возраста и пути их решения. В практической части было проведено исследование по данной проблеме на примере конкретной семьи .
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены.
Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующее заключение, что именно семейное воспитание оказывает огромное влияние на развитие и формирование детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство — период наиболее интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.
Список используемой литературы :
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/doshkolnyiy-vozrast/