В последние годы в нашей стране происходит активное внедрение инклюзивной практики. Этот процесс отражается в новых законодательных актах, принятии образовательных стандартов и создании их проектов, а также внедрении различных государственных программ. В развитии инклюзии и специального образования в России продолжают принимать деятельное участие также негосударственные организации, чье участие имеет большое исторически и практически обусловленное значение. Все это приводит к тому, что на образовательной арене чаще появляются дети со все более сложными диагнозами и заболеваниями, такими как расстройства аутистического спектра (далее РАС).
Фактическое признание диагноза «аутизм» в нашей стране произошло совсем недавно. Признание в данном случае подразумевает под собой осознание наличие данной проблемы специалистами и обществом, разработка отечественного взгляда на заболевание в психолого-медико-педагогических кругах, включение детей с РАС в категорию детей с ОВЗ и т. д. Признание проблемы, новый уровень ее осознания и современные реалии требуют от специалистов в области детской коррекционной педагогики и психологии разработки эффективных методов обучения детей с РАС, коррекции имеющихся у них проблем и терапии в целом.
Разработка и использование методов обучения детей с РАС тесно связаны с подробным изучением самого заболевания. Однако в этой области на сегодняшний день имеется много белых пятен, и различные специалисты могут по-разному трактовать одни и те же феномены в рамках заболевания. В связи со сложностью вопроса, на данный момент существует несколько основных методов обучения и терапии РАС, и довольно большое число отдельно взятых программ, которые разрабатываются непосредственно специалистами на местах. Однако существуют определенные общие особенности детей с РАС, которые обусловливают трудности обучения в инклюзивных группах и в учитываются в первую очередь:
Цель — выявить особенности методики обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования — процесс обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет — методика обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра
... учитывают особенности детей в воспитательном процессе, педагоги в процессе обучения. Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра. Рассмотрим ... спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства и расстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития». По данным МКБ-10 в РАС входят: Детский аутизм (F84.0), Атипичный аутизм ...
Степень изученности. Изучением и разработкой методик обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. занимались многие ученые, как отечественные, так и зарубежные. Существует множество методик обучения, но нет единой точки зрения какую методику лучше использовать при обучении детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «аутизм» и «расстройства аутистического спектра».
2. Рассмотреть классификацию расстройств аутистического спектра
3. Изучить клинико-психологическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра.
4.Рассмотреть с детьми с расстройствами аутистического спектра.
5. Охарактеризовать поведенческий подход в обучении детей с расстройствами аутистического спектра.
6. Рассмотреть совместное рисование и игру в обучении детей с расстройствами аутистического спектра.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
1.1 Определение понятий «аутизм» и «расстройства аутистического спектра».
Прежде, чем приступить к изучению методов обучения детей с РАС, необходимо подробно разобрать понятия «аутизм» и «расстройства аутистического спектра», выявить клиническую картину заболевания, познакомиться с историческим процессом формирования представлений и классификаций данного вида расстройств.
Различные авторы по-разному трактуют понятие «аутизм».
Вот некоторые из встречающихся определений:
Аутизм как форма мышления и особенностей когнитивной деятельности:
Аутизм (греч. autos — сам) — жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются через нравственно-психологические координаты и мировоззренческий камертон собственного Я и его сиюминутных состояний [7].
Аутизм как
форма психологической самоизоляции:
Аутизм – крайние формы нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена [1].
Аутизм как состояние, сопровождающее другие психические расстройства:
Аутизм — понятие, означающее крайнюю форму и состояние психологического отчуждения, выражаемую в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления нарушается из-за ее подчинения аффективным потребностям. Состояние, характерное для шизофрении [11].
Аутизм как психическое расстройство:
Аутизм — психическое расстройство, которое классифицируется по DSМ-ІѴ как стойкая задержка развития [9].
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [12].
Причины возникновения аутизма у детей
... агрессивности со стороны лиц с расстройствами аутистического спектра, систематических исследований на эту тему немного. В согласии с имеющимися ограниченными данными аутизм у детей ассоциирован с агрессией, уничтожением имущества ... реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца, но среди возможных вариантов ...
Под «расстройствами аутистического спектра» принято понимать состояния, схожие с аутизмом, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, либо клиническая картина проявляется не в полной мере [15].
Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [17].
Говоря об аутизме, важно понимать, что основные его симптомы проявляются в раннем детстве [13], до трех лет. В связи с этим, чаще всего в диагнозе звучит формулировка «ранний детский аутизм» (далее – РДА), и далее в работе речь будет идти о РДА, с учетом раннего и дошкольного возраста детей с установленным диагнозом.
Таким образом, в дальнейшей работе будем опираться на понимание РДА (в том числе РАС), как психического расстройства, имеющего определенную клиническую картину, этиологию и патогенез.
На данный момент в отечественной медицинской и клинической традиции аутизм принято относить к искаженному типу дизонтогенеза. При этом типе наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований [4].
В зарубежной (американской) традиции аутизм относят к первазивным (всеобъемлющим и всепроникающим – затрагивающим различные и глобальные области функционирования человека) расстройствам [14].
Однако этот термин вызывает споры среди специалистов, т. к. не раскрывает значимых содержательных аспектов заболевания.
Но для того, чтобы подробнее разобраться в вопросах классификации как самого заболевания, так и различий внутри него самого, представляется целесообразным обратиться к истории изучения болезни.
[4] выделяет 4 периода изучения РДА:
- Донозологический период (конец XIX – начало XX веков), отдельные упоминания детей, «стремящихся» к одиночеству;
- Доканнеровский период (20-40-е гг. XX века), обсуждение среди специалистов возможности выявления и диагностики шизофрении у детей;
- Каннеровский период (1943-1970 гг.).
В 1943 году австро-американский
психиатр
Лео Каннер описывает синдром, который сам он отнес к состояниям «шизофренического спектра», при котором имеются три характерных признака: нарушение у ребенка способности к установлению эмоционального контакта; стереотипность в поведении; особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, стереотипии, отсутствие обращенной речи и др.).
В дальнейшем данные признаки стали классическими, а РДА получил еще одно название — синдром Каннера. В 1944 году независимо от своего коллеги, Ганс Аспергер описал близкое к РДА состояние, с сохранными в целом когнитивными и речевыми способностями, назвав его аутистической психопатией. В дальнейшем синдром Аспергера будет выделен в отдельную группу РАС. В этот же период начинают активно изучать этиологию и патогенез заболевания. Одни ученые относят аутизм к последствиям детской шизофрении [2], другие – говорят об органических причинах болезни [5], многие зарубежные авторы говорят о полиэтиологичности РДА [16].
Заболевания крови у детей
... роль медсестры в лечебно-диагностическом процессе заболеваний крови у детей. Для достижения поставленной цели мне предстоит решить ... У детей старшего возраста страдает интеллектуальное развитие: снижены память, внимание, интерес к учёбе. Появляются признаки синдрома ... является перенос кислорода в различные ткани и органы организма для обеспечения их нормальной жизнедеятельности. При малокровии ...