Параметры рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 г. в размере 100 долл./барр., на 2013 год — 97 долл./барр., на 2014 год — 101 долл./барр. При этом цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, в 2012 году составляет 116,2 долл./барр., в 2013 — 114,4 долл./барр., в 2014 — 107,8 долл./барр.
По сравнению с предыдущим вариантом основных параметров федерального бюджета дефицит существенно снижен.
План по доходам федерального бюджета РФ на 2013 г. повышен на 1,15 трлн. руб. — до 11 трлн. 779 млрд. руб., на 2014 год он увеличен на 1 трлн. руб. — до 12 трлн. 729 млрд. руб. При этом нефтегазовые доходы в 2012 году составляют 5 трлн. 575 млрд. руб., а ненефтегазовые доходы — 6 трлн. 204 млрд. руб. (в 2013 году — 5 трлн. 646 млрд. руб. и 7 трлн. 83 млрд. руб., в 2014 году — 6 трлн. 127 млрд. руб. и 7 трлн. 989 млрд. руб. соответственно).
Вместе с тем предполагается, что по отношению к ВВП нефтегазовые доходы бюджета к 2014 г. снизятся до 8,5% с 9,5% в 2012году, а ненефтегазовые доходы в то же время, напротив, повысятся — до 11 % от ВВП с 10,7 % двумя годами ранее.
Расходы федерального бюджета, согласно обновленным параметрам, в 2012 году составляют 12 трлн. 670 млрд. руб. (21,6 % от ВВП), что на 471,6 млрд. руб. больше значения предыдущего года. В 2013 году этот показатель предполагается в сумме 13 трлн. 766 млрд. руб. или 21,2 % от ВВП (+334 млрд. руб.), в 2014 году — 14 трлн. 630,5 млрд. руб. или 20,2 % от ВВП (+336 млрд. руб.).
Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».
В последние годы наблюдается тенденция
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2013 годы представлен
в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 — Доходы федерального бюджета на 2007-2013 годы, млрд. руб.
Показатель |
Отчет федерального бюджета |
Прогноз |
|||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
ВВП |
26 904 |
33 258 |
41 445 |
39 064 |
44 957 |
49 659 |
61 873 |
Доходы, всего |
6 278,9 |
7 781,1 |
9 275,9 |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 983,9 |
%% к ВВП |
23,3 |
23,4 |
22,4 |
18,8 |
17,3 |
17,4 |
16,1 |
Нефтегазовые доходы |
2 943,5 |
2 897,4 |
4 389,4 |
2 984,0 |
3 744,3 |
4 003,0 |
4 295,0 |
%% к ВВП |
10,9 |
8,7 |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
6,9 |
Ненефтегазовые доходы |
3 335,4 |
4 883,7 |
4 886,5 |
4 353,8 |
4 039,5 |
4 614,8 |
5 688,9 |
%% к ВВП |
12,4 |
14,7 |
11,8 |
11,2 |
9,0 |
9,3 |
9,2 |
поступление ЕСН |
315,8 |
405,0 |
506,8 |
509,8 |
28,1 |
23,5 |
|
Возврат остатков субсидий и субвенций бюджетами субъектов РФ |
0,3 |
2,0 |
5,5 |
23,0 |
19,7 |
0,8 |
0,8 |
Централизация счетов ФТС |
111,2 |
||||||
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка РФ |
40,9 |
19,6 |
12,2 |
48,8 |
188,0 |
60,0 |
40,0 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ |
28,6 * |
297,6 |
124,3 |
72,5 |
Динамика снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП с 20,7 % в 2011 году до 19,4 % в 2013 году обусловлена уменьшением объемов нефтегазовых доходов, что свидетельствует как о сохранении зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, так и о необходимости реализации системных и последовательных мер, направленных на диверсификацию и развитие доходного потенциала федерального бюджета.
По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2012 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП увеличены на 2,5 процентного пункта, в 2013 году — на 2,8 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 0,5 и 1,4 процентного пункта соответственно. Дефицит бюджетной системы в 2012 году снижен на 2 процентных пункта, в 2013 году — на 1,5 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2012 году 876,6 млрд. рублей (1,5 % ВВП), в 2013 году –1 024,7 млрд. рублей (1,6 % ВВП), в 2014 году – 491,1 млрд. рублей (0,7 % ВВП).
При этом в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.
Анализ структуры расходов федерального бюджета за 2011 года показал, что более 45% составляют межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам. На национальную экономику направлено 13,32%, общегосударственные расходы составляют 9,24%. Совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составляют 2,7% ВВП, или 16% от всех расходов федерального бюджета.
Низкий уровень социальных расходов в федеральном бюджете определяется тем фактом, что подавляющая их часть обеспечивается с помощью территориальных бюджетов: 76% на образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную политику. Учитывая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18% ВВП.
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2011 году и плановом периоде учтена необходимость обеспечивать исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.
Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые предназначены
Таблица 2.2.3 — Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
Вид расхода |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
|
Пенсионное обеспечение |
181,007 |
66,83 |
217,303 |
69,89 |
243,648 |
70,63 |
2,137,578 |
68,33 |
Социальное обслуживание населения |
4,046 |
1,49 |
6,764 |
2,17 |
6,362 |
1,84 |
6,905 |
0,22 |
Социальное обеспечение населения |
81,680 |
30,16 |
86,176 |
27,72 |
89,211 |
25,86 |
786,689 |
25,15 |
Охрана семьи и детства |
2,366 |
0,87 |
2,081 |
0,67 |
2,837 |
0,82 |
191,279 |
6,11 |
Прикладные научные |
0,143 |
0,05 |
0,151 |
0,05 |
0,130 |
0,04 |
0,197 |
0,01 |
Другие вопросы |
1,622 |
0,60 |
-1,57 |
-0,50 |
2,756 |
0,80 |
5,878 |
0,19 |
ИТОГО |
270,864 |
100 |
310,905 |
100 |
344,944 |
100,00 |
3,128,527 |
100,0 |
Анализ таблицы 2.2.3 показывает, что в 2012 году резко возросла сумма расходов на социальную политику в 9 раз, в основном на счет увеличения расходов на пенсионное обеспечение. Структура расходов в целом примерно одинакова по годам. Так, 66-70% — расходы на пенсионное обеспечение, 25-30% — расходы на социальное обеспечение. Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен. В разделе пенсионное обеспечение отражаются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащим, судьям, социальные выплаты ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, и другие доплаты.
В составе расходов на социальное обеспечение населения
Таким образом, несмотря на социальную ориентацию федерального бюджета проблемы бедности, охраны детей и материнства остаются актуальными.
Согласно Конституции Российской Федерации стратегической целью государственной
Поддержание достойного уровня и максимально высокого качества жизни населения; обеспечение социальной безопасности отдельных социальных групп, регионов и страны в целом; поэтапное повышение социальных стандартов повседневной жизни населения в отношении жилья, работы, культуры, досуга и коммуникаций – все это должно быть решено для выполнения всех гарантированных Конституцией социальных гарантий.
Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, можно увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.
Анализ расходной части дает на картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
-
Повышение эффективности расходов федерального бюджета Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый гражданин России имеет право на защиту от безработицы. Приведенные конституционные обязательства государства требуют соответствующих расходов на финансирование отраслей социально-культурной сферы.
Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики, которая предполагает подчинение экономики задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной
Таким образом, необходимость развития культуры, образования, медицинского обслуживания, искусства определяется самим характером современного общества, которое нуждается в удовлетворении социально-культурных потребностей.
Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество проблем, особенно в переходный период. Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями.
Государство оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий из бюджетов тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы. Одним из таких институтов является система социального обслуживания населения. Для практического обеспечения предоставления выплат и помощи государством и местным самоуправлением