Психология как наука

Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Психология как система жизненных явлений представлена в виде ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств. Психические явления возможно обнаружить у себя и наблюдать у других людей.

Психология как наука о человеке возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Живя среди людей, человек должен понимать, учитывать психологию людей, учитывать индивидуальные особенности психики и личности.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.

Целью данной работы является раскрытие особенностей психологии как науки.

1.Предмет психологии . Научная и житейская психология

Психология — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Термин психология появился в XVI вв. и относился к особой науке, которая занималась изучением психических, явлений, т.е. которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В XX столетии психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе.

В начальный период становления советской психологии вопрос о её предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли».

П.Я.Гальперин считает, что предметом психологии является ориентировочная деятельность, но здесь включаются познавательные формы психической деятельности и потребности, чувства, воля. К.К.Платонов считает предметом психологии психические явления[1].

2 стр., 538 слов

Психология-наука 21 века

... человека постоянно меняется с их появлениями. С психическими изменениями меняется и поведение, исходя из этого следует, что и психология современного общества не стоит на месте. Роль психологии в веке ... Поэтому, следует знать, что знания по психологии жизненно необходимы современному человеку. Я считаю, что психология обретет глобальные масштабы, и в будущем без этой науки не обойтись, так как ...

Предметом изучения психологии является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир[2].

Предмет психологии в традиционных представлениях[3]:

1.Душа (все исследователи до начала XVIII века).

2.Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер).

3.Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт).

4.Интенциональные акты сознания (функционализм — Франц Брентано).

5.Происхождение психических деятельностей (психофизиология – И.М.Сеченов).

6.Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон).

7.Бессознательное ( психоанализ — Зигмунд Фрейд).

8.Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер).

9. Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй).

Итак, психология — наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как собую реальность. Она характеризует особенности конкретного индивида

(свойства психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт характера.

Научная и житейская психология.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что если для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальных понятиях, терминологии и т. д. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением пооперационно, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете устанавливать закономерности, которым они подчиняются. С определением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

Источником житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания- целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного. Для научного психолога- удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его).

3 стр., 1327 слов

Психология житейская, научная, прикладная и практическая: значение, ...

... называться профессиональной психологической работой. Владение психологическими знаниями других типов может обогатить профессиональный опыт психолога. Но опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология. психология прикладной практический житейский Список литературы [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/psihologiya ...

Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отдалены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.[3] Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, «не веря своим глазам». Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи

привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получен и которые обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию. Научная психология систематизирует знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального, предметного языка. Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Напротив, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общеизвестного фактического материала. Закономерны поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратом (и только им), это защищает опыт от «засорения» житейскими ассоциациями. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия как раз и являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново. Иное дело- опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен, как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии. Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений. По сравнению с психологией житейской (донаучной), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука,- писал один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960).- Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей- с другой». Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды- символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

2 стр., 554 слов

Применение знаний психологии в образовательном процессе

... , формирования детской личности. Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять их сознательно ... культуру родителей Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях. психологическую Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с ...

Научная и житейская психология. (по Гиппенрейтер)

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Я (Гиппенрейтер) назову вам пять таких отличий. Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны[6].

4 стр., 1852 слов

Понятие «научная школа» и проблема финансирования науки

... научная школа как особый случай, способствующий высокой интенсификации труда; именно научные школы, являясь многоцелевыми объединениями, обеспечивают наряду с получением новых знаний "воспроизводство" научной культуры в следующих поколениях ученых; отношение научных школ и научных ... многолетнее существование научных школ доказало эффективное воздействие их на научно-технический прогресс; эффективное ...