Введение должности практического психолога в систему образования поставило перед высшей школой проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе. Одним из направлений деятельности таких специалистов является , предусматривающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитатель-ном процессе, а также определение психологических причин отклонений в поведении.
Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога определяет успешность протекания других видов деятельности — коррекции, профилактики и прогноза. В содержательном отношении она представляет собой процесс распознавания психологических особенностей отдельного человека или группы людей. При этом процесс распознавания осуществляется с точки зрения соответствия норме, на основе известной диагносту системы понятий как подведение обследуемого (человека или группы) под общий тип или категорию в целях прогнозирования успешности реализации коррекционного или профилактического воздействия для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта
При решении диагностических задач между психологами и учителями заключаются в следующем:
— психологи в ходе диагностического поиска придерживаются полной схемы, традиционной в психологической диагностике. Учителя же предпочитают стратегию поиска с пропуском этапа постановки гипотез. Такая стратегия делает процесс решения задачи более трудоемким, так как за счет хаотичности расширяется круг диагностического поиска. В целом стратегия диагностического поиска, используемая учителями, похожа на логику мышления начинающих психологов без опыта работы. [2, с.34] .
1
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально рассматривается как «различительное познание». Этот термин активно используется во многих областях науки и общественной практики. В самом общем виде под диагностикой понимается распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров.
История психологической диагностики, возникновение которой относится к концу XIX века, связана с именами Ч.Гальтона, Дж.Кеттела, Г.Эббингаузена, Э.Крепелина, Г.Россолимо, Г.Роршаха. Первые упоминания термина «психодиагностика» встречаются в совместной работе А.Бине и врача Т.Симона «Новые методы для диагностики интеллектуального уровня аномальных», выпущенной в 1905 году во Франции.
Психодиагностика в высшей школе
... о задачах психодиагностики применительно к проблемам высшей школы был свернут. Тогда же начала складываться такая система поступления в высшие учебные заведения, когда в силу политических ... А.А.Смирновым «О диагностических методах психологического исследования школьников». В ней прямо сформулировано положение о возможности применения тестов в школе: «К числу кратких психологических испытаний, или ...
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству. Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).
При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность.
научная дисциплина
практическая деятельность
- определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;
- выявление и оценка психологических особенностей личности и группы.
Таким образом, психодиагностика как сфера науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека (группы).
Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует правильно и надежно. [4, с.9]
Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик.
В последние годы для развития психологической науки в нашей стране и за рубежом характерно значительное повышение интереса к проблемам психологической диагностики.
Обобщение выявленных особенностей психодиагностической деятельности позволяет построить ее развернутое определение: психодиагностика как деятельность есть процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе известной диагносту системы понятий как подведение отдельного обследуемого (человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта. [1, с.123]
Психодиагностика как научная дисциплина может рассматриваться как раздел практической психологии (наряду с психопрогностикой, психокоррекцией и психопрофилактикой), выполняющий функцию непосредственной теоретической основы одного из видов деятельности практического психолога, а именно диагностической деятельности. Характеристика психодиагностики как непосредственной теоретической основы диагностической деятельности психолога-практика означает, что она как система знаний, с одной стороны, противопоставляется теоретическим знаниям из общей, возрастной, педагогической и других областей психологии, оказывающих влияние на возможности осуществления психодиагностической деятельности опосредствованно, а с другой — является теорией процесса распознавания психических свойств, обусловливающих состояние параметров деятельности или конфликта.
Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей
... особенности интеллектуальной деятельности пожилых людей. В исследовании приняли участие 20 пенсионеров в возрасте от 56 до 64 лет. Полученные результаты исследования свидетельствуют о то, что общий уровень интеллекта у пожилых людей ... памяти, мышлении, внимании пожилых людей, с учетом личностных особенностей, особенностей выхода на пенсию, социального статуса и его изменения. При этом проявление ...
Раскрывая психодиагностику с содержательной точки зрения, следует отметить, что она представляет собой сконцентрированный, обобщенный и проанализированный опыт психодиагностической деятельности, изложенный в удобной для других форме и направленный на улучшение психологического диагноза. Уточнение диагноза осуществляется посредством включения психолога-практика, обладающего индивидуальным опытом, в современный уровень психологической науки, фиксирующей коллективный опыт психодиагностической деятельности.
При определении современного состояния психодиагностики как научной дисциплины следует отметить, что наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, а также приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками. [4, с.14]
Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
- принцип отражения — суть его в том, что адекватное отражение окружающеего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
- принцип развития ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений;
- принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
- принцип единства сознания и деятельности: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;
— личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей и дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик — способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. [4, с.15]
2
Практический психодиагност использует в своей работе категории нор-мы. Это делает его работу особенно значимой для человека, которому он оказывает психологическую помощь, то есть воздействует на его психическую реальность. Использование категории психической нормы приводит к тому, что все психологи-ческие задачи клиента в той или иной степени обращены к задачам социаль-ным или этическим.
Один из главных вопросов, которые обращает клиент к психодиагносту по поводу результатов его работы, — это вопрос: «Что это значит?»
Для того чтобы суметь получить, обработать, сообщить результаты пси-ходиагностической работы для оказания психологической помощи, психодиагносту требуется четко представить себе следующие особенности психической реальности клиента:
1) Степень ее структурированности, которая выражается в содержании реф-лексии клиента на психическую реальность.
2) Отношение клиента к своей психической реальности, то есть отношение кли-ента к своей индивидуальности.
3) Особенности восприятия психолога как источника психодиагностической инфор-мации.
Область оказания психологической помощи в работе психодиагноста может быть описана в виде следующих вопросов, обращенных к психической реальности:
1) Что происходит?
2) Чем это вызвано?
3) Что будет дальше?
Ответ на первый вопрос предполагает работу психодиагноста по описанию психической реальности клиента и сообщению ему этого описания. Клиент сам будет отвечать за использование этой информации и степень ее включенности в свои рефлексивные переживания. Психодиагност сообщает в этом случае психологическую информацию, которую клиент воспринимает осознанно. Психолог должен подготовить клиента к восприятию этой информации, установив с ним контакт, уточнив задачу взаимодействия. В решении психодиагностической задачи психолог четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия его клиентом.
При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как к источнику информации.
С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация. Естественно, что одним из главных моментов передачи психодиагностической пси-хологической информации является ее безоценочность. Для этого психолог прово-дит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различные задачи социальной или этической и задачи психологической, которую и решает психодиагност.
При этом одной из форм сообщения результатов психодиагностического обследо-вания являются психометрические данные, выраженные в определенных баллах, шкалах или других метрических величинах. В этом случае индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на шкале возможных результатов, на-пример, следующим образом: «Максимальный балл работы с этой методикой — п баллов, минимальный -т баллов. Ваш балл = к». Таким образом, клиент получает критерии оценки своих результатов, полученных психодиагностом в соответствии в поставленной перед ним задачей. Оценочные действия он уже может провести сам.
Профессиональная задача психодиагноста, связанная с характеристикой психичес-кой реальности, решение вопроса:
«Что происходит?» — предполагает использование стандартизированных методик. Эти методики, как известно, предполагают соблюдение строгих и сформулирован-ных в явном виде правил.
Но при их применении всегда надо пояснить, что они обеспечивают лишь с вероя-тной точностью постановку психологического диагноза и оказываются надежными в большей степени по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдель-ному клиенту.
Эту особенность стандартных измерительных методов психологу надо постоянно иметь в виду, когда он использует полученную психологическую информацию для оказания психологической помощи.
В этом плане эти стандартизированные измерительные методы-тесты используются как средство оказания психологической помощи, если психолог уверен, что клиент в состоянии интегрировать полученные в них данные в свои рефлексивные пережи-вания. Одним из показателей такой готовности клиента является, на наш взгляд, осознанное стремление клиента к структурированию своих переживаний, которое в общем виде выражается примерно в такой тенденции: «Хочу понять, что со мной происходит». Эта же тенденция может быть выражена и по отношению к психичес-кой информации о другом человеке: «Хочу понять, что с ним происходит».
В общем виде можно утверждать, что оказание психологической помощи через со-общение объективной достоверной психологической информации позволяет клиен-ту самому структурировать свои переживания.
При этом применение с этой целью клинических методов, а не стандартизирован-ных, к которым, как мы уже отмечали, относятся проективные и диалоговые ме-тоды, дает возможность в большей степени получить индивидуализированные дан-ные. Этот путь оказывается наиболее продуктивным, когда речь идет об особенностях психологической реальности, плохо поддающихся объективации, по отношению к изменчивости которых трудно создать фиксированную модель. Именно такая фиксированная операциональная модель и лежит в основе получения психометрических данных. Динамика целей, состояний, настроений, глубинные слои опыта, личностные смыслы и т. п.- это те особенности психической реальности, которые эффективнее оцениваются с помощью клинических методов.
При этом достоинства и недостатки применения как стандартизированных, так и клинических методов при оказании с их помощью психологической помощи дол-жны четко контролироваться психологом.
Так, к бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процеду-ры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии, то есть требований репрезентатив-ности, надежности, валидности. Репрезентативность — соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест. Надежность — устойчивость процедуры измерения, независимость от случайных ве-личин. Валидность — соответствие методики измеряемому концепту.
Если все эти психологические процедуры не выполнены по отношению к тесту, то его использование не носит научно обоснованного характера, а так же произвольно, как и любая житейская ситуация понимания людьми друг друга. Результат будет зависеть от множества случайностей.
Знание психометрики дает психологу необходимый материал для понимания ограниченности методик, тех допущений, которые были сделаны их авторами для целей исследования. [5, с. 12]
Человек при работе с тестом активен и может применять такой способ действия, такое отношение к ситуации задания, которое разработанные методики вовсе не предусматривали.Диапазон же применения тестов очень узок и часто сводится к той выборке, на которой происходила разработка теста.
Применение клинических методов для оказания психологической помощи тоже имеет свои особенности, которые хотелось бы показать на примере использования категории акцентуации. Как известно, эта категория разрабатывалась К. Леонгардом. Если психодиагност пользуется ею, как и любой другой категорией, он должен уметь воспроизводить контекст рассуждения автора, ту систему факторов, которые он использует. Приведем фрагмент из книги К. Леонгарда, чтобы по самому тексту показать наличие для автора системы факторов, определяющих его клинический подход:
комбинация застревания и тревожности.
Выпишем из этого отрывка психологические категории, которыми пользуется К. Леонгард и категории бытового языка, характеризующие качество личности. Это позволит нам точнее представить психическую реальность, описываемую им:
Психологические категории |
Бытовой язык |
комбинация застревания и |
понижение человеческого |
надежности |
достоинства |
сверхкомпенсация |
слабы |
беспомощны |
|
самолюбие |
|
эмотивный темперамент |
не могут вынести |
скрыть слабости |
|
утрированность |
|
настойчивость |
|
произвести впечатление |
|
важность |
|
трусость |
Для того чтобы овладеть клиническим методом, в котором используется категория акцентуации личности, психодиагносту недостаточно овладеть содержанием психологических категорий, которые с этой категорией связаны. Необходимо, кроме того, близкое семантическое использование бытового языка, описывающего качества личности. Надо сказать, что это достаточно сложно, так как все категории бытового языка носят оценочный характер, например, описанные в бытовые категории, характеризующие личность, содержат потенциальный показатель нормы, который позволяет вводить такие психические реальности, как «понижение человеческого достоинства», «слабы» и т. д. Если клинический метод использовать в полной мере, то психодиагност должен выделять эти потенциальные психологические показатели, которые в самой разной форме использует сам психодиагност или автор научных категорий, которыми он пользуется.
Это значит, что, используя клинический метод как метод оказания психологической помощи, психодиагност должен ориентироваться на следующие реальные взаимодействия с клиентом:
- адекватность отражения клиентом и психологом задачи диагностики;
- рефлексирование психологом основных факторов диагностического обследования;
- рефлексирование психологом степени соответствия его личностного семантического поля и содержания применяемых им научных категорий.
Последнее необходимо еще и как средство взаимодействия с коллегами по результатам работы с помощью клинических методов.
Применяя клинические методы для установления психологического диагноза («Что происходит с клиентом?»), психодиагност оказывает достаточно интенсивное воздействие на психическую реальность клиента, так как своими вопросами и заданиями он побуждает его к новым переживаниям по поводу получаемой информации. Психодиагност, задавая диагностические вопросы при применении клинического метода, обязан учитывать все особенности поведения во время обследования, так как воздействие вопросов психолога и ответов клиента перестраивает ситуацию обследования — происходит взаимное личностное влияние психолога и клиента. Эффект этого влияния психодиагност должен отделить от той информации, которую он будет использовать как диагностическую.
Рассмотрим особенности работы психодиагноста с задачей психологического прогноза («Что будет дальше?»).
Психологический прогноз — один из видов оказания психологической помощи при сообщении клиенту психодиагностической информации.
Для того чтобы осуществить прогноз, психолог должен для себя очень четко решить вопрос о содержании педагогического оптимизма, то есть вопрос о возможности целенаправленного изменения свойств и качеств личности ребенка и взрослого человека. [5, с. 17]
Теоретическая позиция психодиагноста определяет его педагогический оптимизм. Клинический опыт общения с людьми, постоянная рефлексия на содержание своей профессиональной деятельности, дает психодиагносту материал для прогностической диагностики. Сошлемся в этом плане на некоторые результаты клинического исследования детей при семейном алкоголизме [6] . Исследователи отмечают, что у этих детей ограниченный опыт эмоционального общения, в силу чего они импульсивны, поверхностны и не стабильны в эмоциональных контактах с людьми. Эта особенность эмоций детей родителей-алкоголиков позволяет делать обоснованный прогноз о том, что использование в их воспитании методов порицания, наказания, игнорирования их и других приемов, которые фиксируют внимание ребенка на его отрицательных качествах, является неэффективным. Это происходит потому, что эмоциональная поверхностность детей сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому вытеснению из сознания.
В то же время положительные эмоции оказываются более стойкими и эффективнее регулируют их поведение. Возможность пережить положительную эмоцию толкает этих детей на выполнение трудоемких и даже недостаточно привлекательных видов деятельности. Это объясняет и многие отклонения в их поведении, возникающие в начале обучения в школе.
Эффективность прогностической диагностики значительно возрастает, если психодиагност владеет факторами риска, характеризующими психическое развитие ребенка в каждом возрасте. В этом смысле факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие особенности поведения ребенка, которые могут быть использованы в прогностической психодиагностике:
- выраженная психомоторная расторможенность;
- трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям;
- трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
- склонность ребенка к косметической лжи — приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также склонность к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта;
- ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты;
- энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.
В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должны учитываться в прогностической психодиагностике, являются следующие особенности поведения, которые психодиагност может получить с помощью клинических методов:
- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;
- неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;
- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
- акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
- наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтность, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
- сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастеническими явлениями;
- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков;
- побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;
- реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке;
- намеренное невыполнение домашних занятий «назло» взрослым;
- гиперком-пенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения- грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы;
- невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет слабых интеллектуальных предпосылок и отсутствия интереса к учебе;
- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
- дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:
- отсутствие редукции черт психической незрелости, то есть сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пу-бертатного возраста;
- некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности семятоэндокринной перестройки;
- ранние проявления влечений при интенсификации либо при раннем возникновении полового метаморфоза.
Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек — исте-риооформленная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков- склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
- сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной предпубертанной астенией;
- переориентация интересов на внешкольное окружение;
- поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т.
д.);
- неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное поведение) как основа реакции имитации либо протеста;
- неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.
Сочетание этих факторов в прогностической диагностике дает психологу основания для использования их в качестве краткосрочного или более длительного прогноза при сообщении клиенту психологической информации о ребенке.
При соблюдении прогностической информации о взрослых психодиагносту есть смысл и необходимость ориентироваться на одну или несколько доступных ему типологий личности, позволяющих строить прогноз в отношении основных образующих психической реальности клиента. При этом клиенту обязательно сообщается вероятностный характер прогноза, а если это возможно, то и степень вероятности протезирующего качества. Например, раздражительность, вспыльчивость, тревожность женщины может быть обусловлена месячным циклом. В отношении этих ее качеств прогноз будет совсем иным, нежели в отношении таких же качеств мужчины, которые могут быть обусловлены его общим невротическим состоянием.
Прогностический диагноз по психологической информации («Что будет дальше?») в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Длительный прогноз определяет представление психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основан на его представлении об изменчивых характеристиках личности.
К числу самых устойчивых характеристик личности взрослого человека мы склонны относить уровень овладения нравственными категориями, которые организуют, структурируют всю психическую реальность в силу своей универсальности, всеобизности. А многие переменные характеристики внутреннего мира человека разнообразны, ситуативно обусловлены и не влияют существенно на длительный прогноз, к числу их можно отнести такие, как уровень конкретных знаний и умений, навыки самоорганизации, эмоциональный тонус и т. п.
Один из возможных вариантов психологического прогноза при оказании помощи через сообщение психодиагностических данных связан с привлечением клиента к этому прогнозированию через информирование его об известных психологу закономерностях психической реальности.
Важна в этом смысле работа психодиагноста по ориентации клиента на благоприятные прогностические факторы, которые важны как в сообщении психодиагностической информации о ребенке, так и о взрослом.
Так, в младшем школьном возрасте к благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие:
- способность ребенка к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;
- наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;
- стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и других регламентированных формах деятельности.
В подростковом возрасте прогностически благоприятными могут служить следующие факторы:
- гармоничность психофизического созревания;
- положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам;
- целенаправленность во внеучебной деятельности;
- ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее;
- корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;
- устойчивость к неблагоприятным средствам влияния;
- появление реакции отрицательной имитации;
- невротический, с внутренними конфликтными переживаниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравмируюшую ситуацию.
Для взрослого человека, по нашему мнению, такими благоприятными прогностическими факторами можно считать следующие:
- умение вставать на точку зрения другого человека;
- способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной;
- способность безоценочного отношения к действиям другого человека;
- готовность к изменению типа реагирования;
- личностная рефлексия;
- положительное отношение к себе;
- сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.
Таким образом, прогностическая психодиагностика через сообщение психологом информации клиенту ведет к актуализации благоприятных факторов во внутреннем мире человека. Использование их как возможностей становится одной из задач, которую может поставить перед собой уже сам клиент в процессе общения с психодиагностом. По своей инициативе психодиагност эту задачу клиенту не предлагает.
Кроме задач классификации событий и их прогноза психодиагност решает еще аналитические задачи на исследование факторов, вызывающих то или иное явление («Чем это вызвано?»).
Остановимся на специфике этих задач.
В большинстве случаев психодиагност, решая вопрос о факторах, определяющих то или иное психическое явление, использует данные других отраслей психологии: общей психологии, дифференциальной психологии или нейропсихологии. Кроме того, он анализирует конкретную жизненную ситуацию клиента и выделяет содержание факторов применительно к своим исходным теоретическим посылкам.
Из общей психологии психодиагност использует знание о происхождении и строении психических функций, качеств личности, из дифференциальной психологии — представление об индивидуальных вариантах развития человека, а нейропсихология дает данные о системном строении психических функции и их локализации, что позволяет использовать данные психодиагностики в медицинской практике. Психодиагност получает ответы о факторах, определяющих психические явления, лежащие в нескольких сферах, определяющих жизнь человека:
- в области отношений с другими людьми;
- в области отношения человека к самому себе;
- в области физиологии высшей нервной деятельности человека.
Результаты аналитической диагностики сообщаются клиенту в соответствии с задачей обследования и обязательно учитывают возможности клиента в использовании этих результатов самостоятельно или с помощью других специалистов. Прежде чем принимать решение о содержании психологической информации для клиента, психодиагност может уточнить ее с помощью других специалистов — невропатолога, нейропсихолога, психоневролога или психиатра. В случае совместной работы значительно повышается достоверность выделенных факторов.
Совместная работа психодиагноста со специалистами других профилей требует тщательного соблюдения им норм моральной ответственности за содержание психологической информации.
3
Эти проблемы требуют отдельного обсуждения, так как возникает особый вопрос о пользователе психодиагностической информации. Для того чтобы решить эти проблемы с точки зрения профессиональной ответственности психолога за использование психодиагностической информации, будем исходить из того факта, что на сегодняшний день мы имеем дело с двумя видами психодиагностических обследований -массовыми и индивидуальными.
Массовые обследования ставят задачу классификации явлений и прогноза. На основе этой классификации, другими словами, психологического диагноза и прогноза.
Индивидуальное обследование ориентировано на все возможные задачи: диагноз,прогноз, анализ.
В зависимости от вида обследования можно и нужно обсуждать проблему применения полученных данных в педагогической и социальной практике, которые обе предполагают воздействие на ситуацию жизни обследуемого с использованием психодиагностической информации.
Укажем некоторые особенности ситуаций педагогической и социальной практики и специфику применения в них данных психодиагностики. Надо отметить, что каждая конкретная ситуация применения психодиагностической информации предполагает наличие у пользователя определенной «теории» о психической реальности, сообщаемое пользователю знание будет структурироваться в соответствии с его собственной «теорией»- теми отредактированными обобщениями, которыми он пользуется для понимания других людей. Наличие таких теорий психодиагност должен учитывать, а при возможности и обсуждать их содержание с пользователем психологической информации.
С этой целью проведению психодиагностического обследования, особенно массового, должна предшествовать работа психолога по созданию у обследуемых адекватных установок на ситуацию обследования. Сообщение в научно-популярной форме дополнительной информации о целях исследования, знакомство обследуемых с условиями хранения и использования информации создает атмосферу взаимного доверия и делает ситуацию обследования не экспертной, а именно диагностической.
Данные психодиагностики могут использоваться в социальной практике для формирования административного решения, например, о содержании медицинского диагноза. В этом случае результаты психодиагностики используются специалистами смежных профессий — медиков в первую очередь. Психодиагност выносит суждение о специфических индивидуальных особенностях клиента, о его мышлении, памяти, качествах личности, а врач ставит диагноз. Психолог не несет ответственности ни за медицинский диагноз, ни за лечение, назначенное больному. Так же происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе или судебной психологической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации.
При проведении, например, комплексной судебно-психологопсихиатрической экспертизы психодиагност работает вместе с психиатром и решает следующие задачи:
1. Квалифицирует психическое состояние обследуемого, определяет природу, вид и тип психической патологии, ее глубины и личностного выражения, устанавливает взаимоотношение психопатологического и нормально-психологического в психике, а также соответствие явлений компенсации и защиты личности в процессе адаптации ее к ситуации.
2. Определяет устойчивые психологические свойства и качества, устойчивые особенности динамических состояний -вид и глубину эмоциональных реакций в исследуемой ситуации, выявляет особенности аномальных или акцентуированных личностей, степень пограничной умственной отсталости.
3. Определяет влияние выявленных характеристик личности и особенностей психического состояния на его поведение в исследуемой ситуации, то есть анализирует возможность для подэкспертного отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое поведение в конкретной ситуации.
Там, где результаты работы психодиагноста используются и представителями других специальностей, он должен давать прогностическую информацию об обследуемом. Эта информация должна содержать стандартизированные данные, то есть психологическая задача клиента- его психологический диагноз — должна быть соотнесена с системой социальных задач, предполагающих состояние обследуемого с другими людьми. Необходимость этого, по нашему мнению, с достаточной степенью очевидности просматривается на примере задач комплексной психолого-психиатрической экспертизы, где понятие нормы поведения, адекватности поведения является одним из критериев для принятия социальных решений по поводу психодиагностической информации.
В этих ситуациях обследования наиболее употребительны объективные тесты, тесты-опросники, которые могут быть специально созданы по критериям заказчика.
При проведении судебно-психологических экспертиз можно, например, пользоваться методикой «Пиктограмма», «Четвертый лишний», тест Рершаха, тест-опросник Шмишека и др.
В педагогической практике часто бывают такие ситуации, когда данные психодиагностики — психологический диагноз -используются для воздействия на жизнь клиента другими людьми — педагогами, родителями, воспитателями и др.
Сообщая этим лицам результаты психодиагностического обследования, психолог должен исходить из того, что каждый из пользователей его информации должен быть подготовлен к ее восприятию и применению. По нашему мнению, целесообразно, чтобы пользователь сформировал в отношении получаемой психологической информации свою личную психологическую задачу — задачу понимания значимости этой информации и для себя, и для того человека, на которого они будут воздействовать.
Надо, сообщая информацию о клиенте, в этих ситуациях использовать данные объективных, стандартизированных методов, чтобы пользователь получил более или менее долгосрочный прогноз в отношении психологической информации о клиенте.
Например, школьный психолог, сообщая информацию о причинах плохой успеваемости школьника, показывает роль пользователя этой информации в происхождении и возможном устранении этих причин.
Психологу важно учитывать, что в большинстве случаев у пользователя оценочное отношение к психологической информации и при ее сообщении. Он должен предложить социально адекватное восприятие психологической информации, введя, например, контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Это позволит пользователю уйти от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации в свете своих собственных задач взаимодействия с обследуемым человеком.
Кроме указанных особенностей передачи психологической информации, для педагогической и социальной практики существуют проблемы, связанные с процедурами получения психологической информации в работе психодиагноста.
Так, проведение массовых обследований, например, готовности детей к школе, предполагает достаточно длительное присутствие психолога в обследуемой популяции. Психолог должен тщательно контролировать эту ситуацию по следующим критериям: нераспространение показателей оценки результатов работы детей; нераспространение оценочной психологической информации (ответственность пользователя за полученную информацию).
Кроме того, психолог должен так подготовить тестовый материал, чтобы исключить возможность подготовки клиента к нормативному реагированию на задание. С этой целью надо иметь (особенно для ситуаций массового индивидуального обследования) несколько вариантов тестовых заданий. А лучше всего предлагать задания по типу проективных, где предварительная подготовка обследуемого имеет минимальное значение.
В этом плане примером заданий, позволяющих осуществлять прогностическую диагностику при обследовании детей на готовность к школе, могут быть задания на эмпирическое обследование ценностей ребенка, исследование организации предметного содержания сознания, исследование общей структуры деятельности, предложенные в работе Н. И. Непомнящей. Приведем .пример диагностических заданий, которые интересны тем, что ориентированы на проявление индивидуальности ребенка. Одно из заданий на исследование ценностей ребенка выглядит следующим образом: ребенок должен был придумать рассказ по поводу картинок с изображением единичных предметов, которые он мог комбинировать по собственному усмотрению (методика «Картинки предметные» — КП).
Отличие этого задания от строго стандартизированных в том, что оно ориентировано не на конкретные умения (например, умение планировать в перцептивном плане или умение анализировать целое), а на базисные образования психической реальности — отношение к себе, отношение к предметному миру и др.
При проведении массового психодиагностического обследования выбор заданий очень важен, чтобы исключить восприятие ситуации обследования как ситуации экспертной, экзаменационной, то есть снять ориентацию действий исследуемого на некий правильный, хороший результат. При исследовании детей это необходимо учитывать и через отношение их родителей к ситуации обследования.
Применение для массового обследования стандартных тестов предполагает момент одновременности работы всех исследуемых над заданием, например, заполнение бланков, работа над опросником и другие процедуры. Этот момент одновременности выполнения задания всеми обследуемыми или предельно независимо друг от друга позволяет предотвратить факторы, искажающие психологическую информацию за счет обсуждения обследуемыми стратегии ответов.
Итак, основные проблемы применения психодиагностических данных в педагогической и социальной практике связаны с адекватностью восприятия психологической информации пользователем. Для решения этой проблемы психодиагност обязан проводить популяризацию своей профессиональной деятельности для создания соответствующего ей социального статуса.
Одной из важных сторон социальной практики является применение психодиагностической информации самим психодиагностом в общении с клиентом или коллегами-психологами. Так, психологический диагноз может быть основанием для воздействия самого психолога на внутренний мир клиента. Это уже перерастание ситуации психодиагностики в ситуацию психологического консультирования. В благоприятных профессиональных условиях психодиагност работает с другими коллегами, специализирующимися в других отраслях практической психологии, и он передает коллеге свой диагноз как обоснование для его действий в отношении клиента.
Передача психологического диагноза для коллеги является ситуацией профессиональной рефлексии для психолога и может рассматриваться как социальная проблема, так как именно таким путем происходят качественные изменения в средствах и способах его профессиональной деятельности -осуществляется его профессиональный рост. Это в свою очередь ведет к изменению социального статуса профессии, что особенно важно сейчас, в условиях становления профессии практического психолога. Личная ответственность психолога за свой профессиональный рост перерастает в социальную проблему- проблему становления социального заказа на его профессию.Передавая информацию коллеге, психолог в меньшей степени ориентируется на некоторые «нормы», он может пользоваться в большей степени идеографическими техниками, проективными и диалогическими методами. Результаты, которые он будет получать и обсуждать с коллегой, имеют значение и как средства и способы его профессиональной деятельности, как средства и способы профессиональной рефлексии.
Мы уже отмечали, что в психодиагностической практике есть ситуации, когда психолог только сообщает данные, а клиент сам использует их. Это ситуации педагогические, так как человек будет сам оказывать на себя воздействие с помощью этой информации, будет заниматься саморазвитием. В этой педагогической ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за точность и достоверность своего диагноза, за этический его аспект и в меньшей степени за то, как диагноз будет использован клиентом.
Главное требование к методам, применяемым психологом в этих ситуациях, — легкость перевода данных на язык клиента. Этому надо учиться самому психодиагносту, соблюдая основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:
- сообщать информацию, а не оценивать ее;
- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.
4
Критерии эффективности практической работы психодиагноста связаны со следующими важнейшими факторами его профессиональной деятельности:
- обобщенной теорией;
- средствами и способами получения психологической информации;
- средствами и способами передачи психологической информации.
Если обобщенная теория, особенности владения ею отражают как уровень развития науки, так и степень профессиональной зрелости психодиагноста, то средства и способы получения психологической информации специфичны тем, что сама процедура их применения включает взаимодействие психодиагноста и обследуемого человека. Это значит, что в результате измерений получаются данные, которые будут зависеть не только от психодиагноста и уровня его квалификации, но и от тактики и стратегии поведения обследуемого.
Диапазон, в котором можно использовать стандартные психодиагностические методы, довольно узок и реально имеет смысл только на той выборке исследуемых, для которой он был создан и проверен на надежность, валидность, репрезентативность. [7,с. 32]
Эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики -для исследуемой выборки. Перенесение без предварительной перепроверки устойчивости тестовых норм теста с одной выборки на другую приводит к ошибкам.
Если психодиагност применяет тест, он должен точно знать тестовые нормы для исследуемой выборки.
Ошибки, которые возможны при отсутствии такой проверки, отражаются на прогностической валидности теста. Особенно это относится к зарубежным тестам, которые отечественные психологи склонны использовать без соответствующей нормативной проверки. Реальные языковые и межкультурные различия могут оказать существенное влияние на результаты — получение и интерпретация психологической информации будут существенно искажены.
Для того чтобы убедиться в пригодности того или иного теста, психодиагност должен уметь повторить процедуру, с помощью которой конструировался и обосновывался тест его создателями.
Психодиагност, применяющий методики, должен знать требования к методикам разного типа — это тоже показатель эффективности его работы, так как владение требованиями к методикам отражает ориентацию психодиагноста на профессионально оправданные процедуры получения психологической информации, а не на уровень житейской или обыденной психологии.
Остановимся на требованиях к методикам, которые сформулированы в отечественной психологии». Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:
- должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования результатов;
- процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний;
- процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам).
Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
- тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
- процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
- головная методическая организация определенного ведомства (область применения) должна вести банк данных,
^
— должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко обозначить цели использования результатов. Инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
- инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- и видеозаписей и т. п.);
- процедура обработки результатов должна включать в себя протоколирование промежуточных этапов обработки данных, которое дало бы возможность перепроверить конечный результат другому эксперту;
- пользователи и разработчики должны иметь возможность повторить нормативное исследование по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных;
- головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и переподготовку их в соответствии с пересмотренными стандартами методики.
Все методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, которые составляют каталог методик, прошедших аттестацию.
Критерии эффективности работы практического психодиагноста во многом определяются его возможностями в составлении программы обследования — в подборе батареи методик. Ее составление основывается на принципе — максимум надежности при минимуме затрат.
Планирование программ обследования предполагает осуществление следующих операций:
1. Определить, на что метод направлен: на простое или ин-тегративное качество личности; на действие или на переживание или на содержание когнитивных процессов. Исходя из этого выбирается либо методика, либо батарея методик или тестов. Далее выбирается определенный тип метода: для изучения действий и переживаний чаще всего используются оценочные шкалы и самооценочные шкалы. Для изучения качеств личности используются опросники, проективные или другие методы.
Батарея тестов состоит из нескольких тестов для изучения различных аспектов одного качества внутреннего мира человека (например, векслеровские шкалы интеллекта).
Набор тестов состоит из нескольких тестов, посредством которых исследуется несколько разных, взаимно не связанных качеств внутреннего мира человека (например, 16-факторный опрос-ник Кеттела, ММРУ и др.).
2. Решить вопрос о том, каким образом с помощью выбранного метода будет определяться изучаемое свойство внутреннего мира человека.
Любая методика представляет собой стимульный материал, организующий ситуацию работы с ним, материал методики и будет определять способы действия исследуемого, в которых будет проявляться исследуемое качество. С этой точки зрения, по психологическому механизму порождения ответов, методы будут делиться следующим образом:
- а) методы, требующие от субъекта лишь выражения определенного отношения (согласие, ожидание, отрицание);
- б) методы, требующие активности памяти (дидактические тесты, тесты способностей, анамнестические беседы);
- в) методы, работа в которых зависит от практического мышления;
- г) методы, предполагающие поиск и установление сложных связей и отношений;
- д) методы, основанные на идее проекции состояний исследуемого на материал стимулов.
3. Основным вопросом, который необходимо решить, является вопрос о том, с помощью чего мы будем определять, исследует ли наш метод то, на что он направлен. С точки зрения построения и стандартизации это вопрос о критериях валидности. Имеется ли такой критерий вообще в нашем распоряжении? Является ли он репрезентативным пользователем исследуемой характеристики личности? Является критерий простым или комплексным? Комплексный критерий состоит из нескольких относительно легко познаваемых компонентов. Например, вождение автомобиля — это комплексный критерий, содержащий такие элементы, как скорость реакции, острота зрения, наблюдение за движением транспорта, за дорожными знаками, готовность к решению сложных ситуаций, надежность и т. д. Поставленный психиатром диагноз «невротик», «здоровый» — это простой критерий, несмотря на то, что за ним стоят сложные явления внутреннего мира человека, но с точки зрения, например, проверки опросника для дифференциации здоровых и невротиков можно понимать упрощенно.
4. Надо решить вопрос о том, для какой цели метод создан? Для постановки диагноза, или даже дифференцированного диагноза, или для отбора и распределения кадров. Чем сложнее цель, для которой метод создан, тем он должен быть чувствительнее и разработанное. Разница есть и в методах, предназначенных для практической диагностики и для научных исследований. Первые должны иметь разработанные нормы и понятную интерпретацию результатов, в то время как для научных исследований достаточно представить данные в первичных результатах и интерпретировать их на уровне операциональных определений или в теоретических понятиях.
5. Кто будет пользователем методами? Этот вопрос требует решения, так как если это психолог, тогда метод должен быть гораздо сложнее, чем когда им пользуется обученный неспециалист.
6. Надо определить, для какой популяции метод предназначен. Решающее значение будет иметь то, кто с помощью этого метода будет обследоваться — дети или взрослые, больные или здоровые, грамотные или неграмотные испытуемые, предназначен он для группового или индивидуального обследования и т. д.
7. Есть ли какие-нибудь требования ко времени проведения обследования? Этот момент важен, так как время может быть фактором, влияющим на показатели результативности обследуемого, — время решения задачи, качество задач, решенных за единицу времени, — важный показатель в тестах достижений.
8. Надо определить требования к экономичности метода -нужны ли специальные пособия, место для проведения обследования, оборудование и т. п.
9. Только после решения этих вопросов, обдумывания более или менее внешних предпосылок можно подойти к собственному построению метода. При построении его постоянно учитывается формальное и содержательное соответствие отдельных заданий теоретическим и практическим основам метода.
Основным критерием качества метода является его валидность, то есть обоснованность, достоверность.
С формальной точки зрения валидность бывает подлинная, которая выражает отношение между результатами метода и тем, что с помощью метода изучалось, и ложная, в которой зафиксирована видимость ценности метода. Подлинная валидность в зависимости от характера критерия, с помощью которого она проверяется, разделяется на эмпирическую и теоретическую, текущую и прогностическую.
Ложная валидность, как показывают исследования, имеет следующие варианты: очевидная валидность, валидность, основанная на опыте, на убеждении и на желании.
Очевидная валидность исходит из того, что якобы данный метод исследует реально существующие факты и закономерности. Например, неуверенность в себе исследуется с помощью вопросов на неуверенность, а знания по истории с помощью конкретных вопросов по истории и т. п. Очевидная валидность соответствует подлинной валидность по содержанию только в том случае, если это дидактические тесты или тесты знаний. Во всех остальных случаях надо исследовать тест на валидность.
Валидность, исходящая из опыта, основывается на личном чувстве психолога, что так он «понимает испытуемого».
Валидность, опирающаяся на убеждение, исходит из необоснованного убеждения, что метод хорош, так как, например, хорошей является теория или результаты, полученные с его помощью.
Валидность всех психодиагностических методов, кроме дидактических, проверяется психометрическими методами. Процесс валидизации осуществляется с помощью подсчета различных коэффициентов корреляции для подсчета отношения между результатами метода и значением критерия. Коэффициент валидности может быть выражен и с помощью теста, коэффициента эктропии, теста X 2 , с помощью прогностических таблиц и иных мер отношений.
Теоретическая валидность определяется на основе логического доказательства и эмпирического подтверждения последствий, вытекающих из теории, определяющей метод и его интерпретацию. Преимуществом теоретической валидизации является применение факторного или дискриминационного анализа, но в матрицу анализируемых переменных должны входить и методы с известной валидностью, чтобы с их помощью можно было адекватно интерпретировать факторы и синдромы.
Валидность отвечает на вопрос «Измеряем ли мы то, что думаем измерять». С этой точки зрения можно говорить о следующих типах валидности:
^
^
^
^
Эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидное теста, обозначаются термином критерий. В большинстве процедур по валидизации имеет место внешний критерий. Обычно им является знакомый и очевидный индикатор психической характеристики, для определения которой и создается метод.
Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Однако это должны быть такие данные, которые сами по себе не могут заменить метод, иначе было бы бессмысленно создание методики. Достаточно тогда было бы использовать в качестве метода сам критерий. В патопсихологии критерием является диагноз врача. В промышленности — количество аварий, количество поощрений или изобретений и др. В школе критерием может быть оценка успеваемости и поведения.
Критерий — это очевидный показатель тех характеристик личности, именно показатель, определяемый независимо от предъявления теста. Было бы ненаучным, если бы критерий исследовался и выражался — сознательно или неосознанно -в зависимости от знания тестовых результатов отдельных испытуемых.
Критерием может служить и ранее проверенный практический тест или общепринятая хорошая теория.
Критерием может быть и возраст, при условии, что с возрастом регулярно повышаются или снижаются показатели изучаемого явления.
В группу деятельностных критериев относят, например, производительность труда, качество результатов труда, заработок и др. К постоянным и объективно данным критериям относят возраст, пол, количество пропусков на работе, текучесть кадров и т. п.
Результаты критерия редко бывают представлены в шкальных единицах (то есть интервалах или в равных единицах измерения в системе измерения).
Чаще всего в единицах квантила: это порядковые степени, порядковое место или только качественные (номинальные) категории (типы).
Тест имеет столько валидностей, сколько имеется критериев. В традиционной теории тестов одним из основных критериев качества теста является его надежность.
Имеется в виду, что надежность метода обозначает, что результаты одних и тех же испытуемых не меняются даже при повторном обследовании после более длительного времени.
Надежность проявляется в том, что в руках разных экспериментаторов выявляется одно и то же, результаты также независимы и от социодемографических факторов.
Источники результатов исследования можно рассматривать на следующих уровнях: а) несовершенство психодиагностического метода, который порождает постоянные и случайные ошибки; б) ситуация обследования (влияет на результаты время дня, размещение испытуемых при групповом тестировании и т. п.); в) личность экспериментатора; роль, в которой он выступает для обследуемых; г) психическое функциональное состояние обследуемых; д) способ оценивания результатов и их интерпретация.
Интерпретация результатов является объективной и однозначной только при условии, что она касается однозначного сравнения диагностической информации с эталоном или количественной нормой. Но когда психолог пытается объяснить, какой смысл имеет диагностическая информация, какое место она занимает в структуре деятельности субъекта, он попадает в область не науки, а искусства.
Таким образом, критерий эффективности практической работы психодиагноста определяется надежностью инструментов его работы и его профессиональной позиции, в которой большое место занимает рефлексия на содержание обобщенной психологической теории и его личное отношение к своей профессии, позволяющее строить отношение с клиентом, заказчиком и пользователем при получении психологической информации.
Заключение
Обобщение понятия психодиагностики с позиций общей теории диагноза позволяет сделать следующие выводы:
1. Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога представляет собой процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях.
2. Психодиагностика как распознавание является специфическим видом познавательной деятельности, отличающейся от психологического измерения и исследования.
3. Психодиагностическая деятельность имеет как общие с другими видами диагностической деятельности черты, так и специфические особенности, вследствие чего противоположные суждения о ее полном сходстве с ними и о ее не имеющей аналогов уникальности не соответствуют действительности.
4. Психодиагностику можно отнести как к сфере науки, так и к области искусства на том основании, что диагностический процесс базируется как на методах научного познания, логическом следовании из точно установленных фактов, так и на опыте и интуиции практического психолога.
5. Психодиагностика как научная дисциплина является разделом практической психологии, изучающим методы применения психологических знаний к решению возникающих в реальных жизненных ситуациях задач.
6. Структуру психодиагностики как научной дисциплины образует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза.
7. Выделение указанных компонентов Психодиагностики позволяет определить содержание подготовки практических психологов к психодиагностической деятельности, предложить рубрикации для накопления психодиагностической информации и классификации исследований, выполняемых в области психологической диагностики. . [1, с.130]
^
1.Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина.
/Вопросы психологии.1994 год, № 2,с.123-130
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования. /Вопросы психологии. 2000 год. № 6,с.34-37
3. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: ПитерКом, 1999. — 528 с.:(Серия «Мастера психологии»)
4. Общая психодиагностика . – (Методические указания).
/Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
5. Абрамова Г.С. Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 368 с.
6. Мастюкова Е. М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. — М., 1989.
7.Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В.-М., 1987.