Спокойно и правильно разрешить конфликт можно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но очень часто люди, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, правильно высказать свое мнение, услышать и понять друг друга. Все это происходит вследствие нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Именно эти технологии и рассматриваются в работе.
Рассматриваемая тема очень важна, т.к. правильное общение, обдуманные действия и управление своими эмоциями в конфликтной ситуации являются одним из необходимых условий ее эффективного разрешения.
Цель данной работы — рассмотреть и изучить технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
В связи с поставленной целью задачи работы:
1. изучить теоретические основы технологий эффективного общения и раскрыть их основное содержание;
2. рассмотреть правила и нормы общения в конфликте;
3. изучить теоретические основы технологий рационального поведения в конфликте;
4. рассмотреть правила самоконтроля эмоций, основные способы избавления от гнева и правила поведения в конфликтной ситуации.
Контрольная работа представлена двумя главами. В первой главе рассмотрены теоретические основы технологий эффективного общения, а также нормы и правила эффективного общения в конфликтной ситуации.
Во второй главе рассмотрены теоретические основы технологий рационального поведения в конфликте, а также правила самоконтроля эмоций, правила поведения в конфликтной ситуации и основные способы избавления от гнева.
1. Технологии эффективного общения
1.1 Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание, Технологии эффективного общения
Взаимопонимание
Эмпатия
«Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество» [1, с. 54].
Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации
... конфликта: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта ... с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, ... совместным трудом. Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между ...
Технологии эффективного общения, Малый разговор, Техники малого разговора таковы:
1) позитивные констатации (комплименты);
2) цитирование партнера;
3) информирование;
4) интересный рассказ, анекдот.
Рассмотрим эти техники более подробно.
Позитивная
Цитирование
Информирование
Интересный
Эти технологии эффективного общения следует использовать в меру, в начале и в конце общения, а также в тех случаях, когда атмосфера общения заметно холодеет.
Знание технологий эффективного общения помогает расположить к человеку его собеседника и достичь своих целей в разговоре.
Но технологии эффективного общения — это не только вышеперечисленные техники. Это еще и соблюдение определенных правил и норм общения.
1.2 Нормы и правила эффективного общения в конфликтной ситуации, Эффективное общение
Рассмотрим нормы и правила эффективного общения, которые необходимо соблюдать для того, чтобы избежать возникновения конфликта, а также избежать его дальнейшего развития.
основные правила общения
1. общение должно начинаться с приветствия и обращения. Они являются своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека и задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени их близости выбирается форма обращения «ты» или «Вы» [7];
2. внимательно выслушайте собеседника, не перебивая, и лишь потом отвечайте. Не давайте советов. Не критикуйте. Лишнее, неправильное или неподходящее слово может усугубить конфликтную ситуацию. Лучший собеседник — не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать;
3. не разговаривайте с человеком в приказном, высокомерном, назидательном или поучительном тоне, т.к. в ответ можете получить сопротивление, раздражение или такой же тон;
4. уважайте мнение другого человека;
5. замечайте любые изменения в своем собеседнике, т.е. будьте наблюдательны в общении;
6. добивайтесь того, чтобы вас услышали и правильно поняли;
7. поддерживайте атмосферу взаимного доверия, проявляйте эмпатию к собеседнику;
8. улыбайтесь;
9. используйте невербальные средства коммуникации;
10. передаваемая информация должна быть точной [8].
Соблюдение этих правил позволит не только избежать возникновения конфликта и его дальнейшего развития, но и уверенно разговаривать с другим человеком, уверенно начинать разговор и прекращать его в нужный момент, добиваться поставленных целей.
2. Технологии рационального поведения в конфликте
2.1 Понятие технологий рационального поведения в конфликте
Эффективное общение людей в конфликтном взаимодействии и разрешение конфликта непосредственно связано с их поведением в конфликте: чем разумнее люди будут себя вести, тем эффективнее он разрешится. Важно помнить, что всплеск эмоций при разрешении спора приводит к обострению ситуации. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии — одно из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.
Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения ...
... в контексте конфликтной ситуации). 2.1. Методы изучения конфликтного поведения. Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются ... Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности. 3 Типологизация — еще один эффективный метод социально- ...
Технологии рационального поведения в конфликте
2.2 Правила самоконтроля эмоций
Первое
Второе
Третье
2.3 Основные способы избавления от гнева
Даже если отрицательные эмоции все-таки взяли верх и вы в гневе, вы все равно должны попытаться от него избавиться, т.к. гнев может создать конфликтную ситуацию или усугубить ее.
Д.Скотт выделил четыре способа избавления от гнева:
1. визуализация;
2. заземление;
3. проецирование гнева и его уничтожение в форме проекции;
4. эмоциональная выдержка.
Рассмотрим эти пункты более подробно.
Визуализация
Существуют следующие варианты визуализации гнева:
1. уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев;
2. постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;
3. придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением [14].
Заземление
Проецирование
Эмоциональная
Однако кроме этих способов избавления от гнева существуют и другие:
1.
Совладать с собой иногда бывает очень не просто, но если следовать нескольким простым советам психологов, то внезапный негативный эмоциональный приступ удастся не только подавить, но и предотвратить;
2.
Чаще всего мы нервничаем, когда опаздываем куда-то. Поэтому отправляясь по делам, старайтесь максимально реалистично оценивать временные затраты, и оставляйте в запасе минут 10-15;
смиритесь
4. взгляните
5. дышите
Три глубоких вдоха-выдоха помогут успокоиться;
6. думайте
Соблюдение этих правил поможет избавиться от гнева и предотвратить возникновение конфликта.
2.4 Правила поведения в конфликтной ситуации
Существуют определенные правила поведения в конфликте:
1. дайте партнеру «выпустить пар»;
2. потребуйте от партнера спокойно обосновать свои претензии;
3. сбивайте агрессию партнера неожиданными приемами (попросите совета, задайте неожиданный вопрос);
4. не давайте партнеру отрицательных оценок;
5. попросите партнера сформулировать конечный результат и проблему как цепь препятствий (определить проблему и сосредоточиться на ней, не поддаваясь эмоциям);
6. предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению проблемы и свои варианты ее решения;
7. дайте партнеру возможность «сохранить свое лицо» (не задевайте достоинство партнера);
8. отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий партнера (переспрашивайте);
9. в позиции «на равных» держитесь как на острие ножа;
10. не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину;
11. ничего не надо доказывать;
12. замолчите первым;
13. не характеризуйте состояние оппонента;
14. уходя, не хлопайте дверью;
Понятие конфликта
... только ухудшаем положение своим поведением. Рассмотрим механизмы возникновения и развития конфликтов. Один из «героев» конфликта делает выпад в отношении ... хоть мне и хочется!». Ощутив подкатывающий к горлу комок гнева, спросим себя: «Почему я с такой горячностью на ... очередь, вызывает и поддерживает конфликт? К сожалению, прежде всего, то, что его участники, как правило, озабочены ложно понятым ...
15. начинайте говорить, когда партнер остыл;
16. независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения [2].
Исполнение данных правил поведения в конфликтной ситуации необходимо как для конструктивного разрешения конфликта, так и для выхода из него.
Заключение
Конструктивное разрешение конфликта предполагает эффективное общение конфликтующих сторон. Однако на практике переход к рациональному поведению участникам конфликта удается не всегда из-за отсутствия взаимопонимания и возникновения различных барьеров в общении. Для их преодоления необходимо освоение современных технологий эффективного общения [4].
В данной работе были рассмотрены и изучены технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
Были выполнены задачи работы, в частности:
1. изучены теоретические основы технологий эффективного общения и раскрыто их основное содержание;
2. рассмотрены правила и нормы общения в конфликте;
3. изучены теоретические основы технологий рационального поведения в конфликте;
4. рассмотрены правила самоконтроля эмоций, основные способы избавления от гнева и правила поведения в конфликтной ситуации.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы технологий эффективного общения, а также нормы и правила эффективного общения в конфликтной ситуации.
технологии эффективного общения
Во второй главе рассмотрены теоретические основы технологий рационального поведения в конфликте, а также правила самоконтроля эмоций, правила поведения в конфликтной ситуации и основные способы избавления от гнева.
технологии рационального поведения в конфликте
Правила самоконтроля эмоций
1. спокойная реакция на эмоциональные действия партнера;
2. обмен эмоциональными переживаниями;
3. поддержание высокой самооценки.
способы избавления от гнева
правила поведения в конфликтной ситуации
1. дайте партнеру «выпустить пар»;
2. начинайте говорить, когда партнер остыл;
3. потребуйте от партнера спокойно обосновать свои претензии;
4. не задевайте достоинство партнера;
5. замолчите первым;
6. независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения.
Итак, знание и применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте, а также самоконтроль эмоций, позволят ослабить конфликт и даже разрешить его.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/tehnologii-effektivnogo-obscheniya-i-ratsionalnogo-povedeniya-v-konflikte/
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Издательство «Питер», 2011. 368 с.
2. Конспект лекций по конфликтологии.
3. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2010. 208 с.
4. http://lektsiopedia.org/ lek-20733.html .
5. http://psyfactor.org/personal25.htm.
6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/22326.
7. http://www.textologia.ru/russkiy/kultura-rechi/razgovornaya-rech/etika-rechevogo-obscheniya-i-etiketnie-formuli-rechi/874/?q=463&n=874.
Конфликт как способ взаимодействия
... эффективной. Кроме того, появиться возможность избегать нежелательных конфликтных ситуаций. Цель работы - проанализировать конфликт как способ взаимодействия между индивидами. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть конфликт как социальный ... Присутствие при анализе категории цели означает, что конфликт - поведение и действие целеполагаемое, а, следовательно, в той ...
8. http://festival.1september.ru/articles/518663/.
9. .
10. http://www.czn-nk.ru/index.php/inmenu-81/30—/36-2014-05-30-07-42-48.
11. http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/effjektivnoje_obschjenije.php.
12. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/08/13/navyki-effektivnogo-obshcheniya.
13. http://www.yourfreedom.ru/effektivnoe-obshhenie-kak-sredstvo-samovyrazheniya/.
14. http://www.liveinternet.ru/tags/%F1%E0%EC%EE%F3%F1%EF%EE%EA%EE%E5%ED%E8%E5/.
15. http://www.interfax.by/article/95500.