Единство человека и природы в философии

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы. Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между ними носила чаще всего весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов не шло. Понимания того, что значит природа для общества, сформировано не было.

Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.Отсюда вытекает и цель работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза, и вытекающие из этого взаимодействия проблемы.

  • 2-

Природа – и храм, и мастерская.

Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимодействия человека и природы, тенденции в их взаимоотношениях, следует определить, что же означает само понятие «природа». В широком смысле слова природа – это весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком смысле слова, под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования.

Образ природы родился еще в мифах, и в различных космогониях — это было донаучное мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии. Особое место здесь уделяется той точке в пространстве и времени, где развернулся акт творения, он то и признается «центром мира». Хаос – это первобытное состояние и первообщество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как собранный Космос. Мир рождается из природных стихий – огня, воды, земли и воздуха. Все это первичный строительный материал для строительства Космоса. Стихии соединяются и разъединяются. Мир возникает от взаимодействия огня и воды. Из этих первоэлементов формируется все многообразие мира. Мифы повествовали о происхождении богов древних культур. В мифе всегда отражалась определенная реальность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражалось стремление познать явления природы, общественные отношения и человеческую натуру.

Позже возникла философия природы, и сразу стало очевидно, что она значительно отличается от мифологии. В мифе наглядно, зачастую в символической форме, природа изображается как некое пространство, внутри которого разворачивается деятельность божественных и космических сил. Уже первые натурфилософы попытались не только показать, как выглядит природа при общем взгляде на нее, но и подкрепить свое видение доказательствами, которые в мифе были не обязательны.

11 стр., 5492 слов

Игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы ...

... мир людей, и т. д. Творческие, сюжетные — Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике границы между любительской и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте ... процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что мы ...

  • 3-

натурфилософия

Еще не было придумано слово «натурфилософия», но уже складывались первые подходы к истолкованию природы. Их развивали мыслители, которые появились в ионийском городе Милет на малоазийском побережье Средиземного моря. Наиболее известные представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ионийская философия первой поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи. Объектом исследования этих философов была природа. Фалес считал, что первоначалом мира является вода. Анаксимандр считал первоосновой мира некое вещество апейрон. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего тепла и холода. Первоосновой же по Анаксимену является воздух. Разряжаясь, он становится огнем, сгущаясь – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими веществами.

В античной философии появилось слово «космос», которое переводилось как «вселенная». Космос – это мир, представлявшийся древнегреческим философам в качестве упорядоченного единства (в противоположность хаосу).

Впервые мир назвал Космосом Пифагор, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Итак, ионийские философы рассматривали следующие основные проблемы: материя и ее структура (атомистическая), гармония (математическая) Вселенной, соотношение

  • 4-

вещества и силы, органического и неорганического. Их огромная роль

заключается в том, что они выдвинули данные темы, ставшие затем объектом размышления других философов. Именно в античной философии сложилось учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших составных частиц материи (Демокрит, Эпикур).

Природа в представлении античных философов – это все, что есть. Сущее. Соответственно человек не выделяется из природы. Он внутри нее, как ее частичка.

Величайший философ Древней Греции Аристотель учил, что природа – это живой организм, движимый самоцелью, порождающий сам свои событийные формы и одновременно производящий все многообразие других форм, то есть природа сама творит входящие в нее объекты. Источником этого порождения является не внешняя сила, а внутренняя душа – энтелехия, ум Бога, присущий самому бытию. Движение природы Аристотель не сводил лишь к перемещению в пространстве. Он анализировал и такие формы движения, как качественные изменения, возникновение и уничтожение.

В эпоху эллинизма философия природы стала опираться не только на философские рассуждения, но и на широкие эмпирические данные из астрологии, биологии, географии, механики, физики.

В греческом языке «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». Можно сказать, что в этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка, что человек и Космос связаны неразрывными связями, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной. Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он – один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от ее циклов, ее динамики. Издавна складывалось представление о вечном объективном порядке природы, которому неукоснительно подчинялась жизнь человека. Человек как микрокосмос есть прежде всего природное создание. Демокрит считал, что человек вовсе не соткан из природного

9 стр., 4021 слов

Образ человека в философии Эпохи Возрождения

... античности. Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить философию Эпохи Возрождения; .выявить проблемы философии Эпохи Возрождения; .рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения; .проанализировать концепцию человека в философии того времени; .познакомиться ...

  • 5-

вещества. В нем отчетливо проступают психическое и духовное. Наличие этих признаков не отрицается. Стало быть, человек – высокоразвитое живое существо.

В средние века философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой – падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.

В эпоху возрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и человека вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения. В эпоху Возрождения естественные науки так и назывались – «магии», химия была алхимией, астрономия – астрологией, даже физика и механика были магиями. В эпоху Возрождения то, что прежде считалось Божьей волей, отныне стало приписываться человеку. Он – сосредоточие всего. Если когда-то природа была лишь объектом воздействия, то теперь становится предметом активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной. Она – не просто поприще для человеческой деятельности, а мастерская. Известный итальянский естествоиспытатель и философ Джордано Бруно считал, что Вселенная есть Бог. Она бесконечна, бесчисленные солнца, с их планетами следуют в ней по своим орбитам. В мире нет ничего неживого, все одушевлено.

Однако в период Нового времени вторгается в натурфилософию новая мировоззренческая установка. Вместо погруженности духа в природу возникло желание человека овладеть ею. Техника, торжество которой началось именно в ту эпоху, стала разрушать веру в вечный порядок природы. Постепенно складывалось представление, что природа – это не

  • 6-

храм, а мастерская, что ее можно переустроить. Нельзя не назвать великого ученого, родоначальника науки Нового времени Галилео Галилея. После более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм человечество приступило к научному изучению и экспериментальному анализу природы. Теперь в натурфилософии складывалось совсем иное отношение к природе, в которой философы усматривали совокупность законов, а вовсе не действие таинственных сил.

В современной философии человек трактуется не только как природное создание (микрокосмос).

В ней в то же время подчеркивается его особая, незаместимая роль в пересотворении, созидании мира. Человек трактуется как специфическое, поистине космическое звено в грандиозном процессе развития мира. Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины XX века. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.

3 стр., 1261 слов

Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия ...

... социальным и экологическим. Согласно теории открытых систем, какими является общество и сам человек, очень сильная взаимосвязь человека с внешней средой может привести, наряду с разрушением природной среды, к изменению биологической природы человека. ... последствия разрушения природной среды необходимо рассматривать как проблему, учитывая, насколько социальные аспекты влияют на современный ...

  • 7-

Этапы взаимодействия природного и социального бытия

человека.

Однако поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.

биологического

У исследователей этой проблемы первоначально часто возникало искушение усматривать в человеке как представителе биологического вида и в обществе как в совокупности индивидов главным образом подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и обществе отводилась второстепенная роль.

Так, создатель теории психоанализа З. Фрейд считал, что в антропосоциогенезе – процессе возникновения и развития человека и общества – главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. Представители неофрейдизма, в частности Э. Фромм, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических факторов и увеличение значения общественных связей.

Представители философской антропологии М. Шеллер, А. Гелен и другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную

  • 8-

концепцию, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.

Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователь А. Шеффле.

Сущность органической теории заключается в том, что человеческое общество уподобляется биологическому организму, живому телу. Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма. Например, Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». Прямую аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме проводил Шеффле. В этой «органической теории» очевидно игнорирование специфики сознательной деятельности людей, отсутствие учета их воли и интересов. К середине XXв. эта концепция практически сошла и лишилась круга поклонников.

3 стр., 1350 слов

Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

... -rechi-detey/ Определить влияние предметно-игровой среды на развитие речи детей дошкольного возраста предметно-игровой среды по речевому развитию ПРЕДМЕТНО - ИГРОВОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА развития речи детей дошкольного возраста развития ребенка Развитие речи проходит три этапа предпосылки развития речи Переход ребенка к активной речи . Этот этап приходится ...

географического детерминизма

IiiОснователем и наиболее ярким представителем этого течения является

  • 9-

французский философ-просветитель Ш.Л.Монтескье.В своем сочинение «О духе законов» он обстоятельно изложил свою концепцию ,в соответствии с которой жизнь людей, их нравы, законы и даже политическое устройство проистекают из географических и климатических условий, в которых они живут. Согласно Монтескье, климат, почва, состояние земной поверхности, величина территории определяют дух народа, его характер, особенности развития.»Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Оценки и выводы Монтескье о жесткой зависимости общественной жизни людей от природных условий получили дальнейшее развитие, например, у Г.Т.Бокля, Э.Реклю, Л.Н.Мечникова и др.

Отечественный мыслитель Мечников Л.И. полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была «речная» цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная «океаническая» цивилизация.

геополитика.

  • 10-

Современные

Разумеется, человек – биологическое существо. Однако современный научный анализ показывает, что лишь 15% всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Вписанность человека в общество, наличие специфически человеческого образа жизни способствуют возрастанию роли социальных закономерностей. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам. Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.

  • 11-

Соотношение систем «человек-биосфера», «техносфера-ноосфера», понятие «коэволюции».

Географическая среда

Влияние географической среды на развитие общества неодинаково на разных этапах истории. Чем дальше идти в глубь истории человека, тем больше его зависимость от окружающих природных условий, которые он должен принимать и к которым он должен приспосабливаться. Это влияние может быть прослежено по следующим основным направлениям:

1. Географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Уже первое в истории великое общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия происходило с учетом условий географической среды.

2. Географическая среда влияет на производительность труда. Речь идет о наличии благоприятных природных условий производства. При одинаковой технической вооруженности и одинаковой умелости рабочего результаты труда будут различны в зависимости от этих условий. 3.3. Географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили все необходимые им средства для существования в природе в готовом виде, то не имели бы стимулов для развития производства, а следовательно, и для своего развития. И напротив- крайне суровая и однообразная среда также оказывается неблагоприятной.

7 стр., 3180 слов

» Человек — среда обитания «

1. Характеристика системы "человек - среда обитания". Жизнедеятельность человека осуществляется в системе "человек - среда обитания". Часть природы, которая окружает живой организм, и с которой он непосредственно взаимодействует, можно назвать природной средой обитания. Система - совокупность функционально взаимосвязанных ...

окружающая среда

  • 12-

естественной средой

«техносфера»

  • 13-

нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа — вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду.

«ноосфера»

  • 14-

положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее — как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы.

«коэволюции»

  • 15-

Заключение.

О природе размышляли во все времена – от античности до наших дней. Ее видели и оценивали по-разному: славили, покоряли, познавали, очеловечивали. Природа – интересный и загадочный объект для размышления. Конечно, имеется в виду не только окружающая среда, холмы, леса, озера… Природа выступает как обобщенное понятие, порой отождествляется с беспредельным Космосом. Природа как целое перестала существовать для специалистов. Она оказалась раздробленной. Господство техники, по словам Н.А. Бердяева, есть прежде всего переход от органической жизни к организованной деятельности. Человек осознал свою мощь и еще долго он продолжал ей наслаждаться, нанося природе все новые и новые раны, уничтожая леса, загрязняя реки, озера, моря, океаны. Машинизация культуры таит в себе опасность для нее самой, она губит в человеке радость от общения с прекрасными произведениями искусства. Теперь речь идет не об ограниченности, а о стратегии выживания человека. Природа покоряется технике, и на Земле все более иссякает органическая жизнь, питавшая человечество своими животворными соками на протяжении многих миллионов лет его существования, давшая ему силы возвыситься над ней…

Человек – вовсе не случайный продукт эволюции, который будто бы появился неизвестно как и потому может погибнуть тоже неожиданно. Эволюция не слепа и не ориентирована на смертельную борьбу, как думали в прошлом столетии. Между миром и человеком возможна гармония. У людей нет другого дома, кроме природы. Покорение ее несет в себе опасность. И потому надо сохранить красоту и величие природы, устранить последствия необдуманной разрушительной деятельности человека.

  • 16-

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/tehnika-i-priroda-cheloveka-filosofiya/

7 стр., 3491 слов

Адаптация человека к окружающей среде

... ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Сказанное ранее дает возможность перейти к рассмотрению специфики поведения человека в среде. В социальной экологии обычно рассматриваются разные аспекты данной проблемы, описывается поведение человека в естественной среде, в искусственной среде в быту и ...

1. В.П. Кохановский. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов.: «Феникс», 1999.

2. П.С. Гуревич. Основы философии: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

3. В.Н. Лавриненко. Философия: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005.

-17-