Социальные роли в общении

Человек формирует свою картину мира в общении с другими людьми,выполняя при этом определенные социальные роли. Поэтому понять личностьможно лишь через раскрытие этих ролей.

Каждый человек за годы своей жизни выполняет множество ролей: школьника, студента, брата, мужа, мастера и т.д. Из перечня этих ролей можно понять, что все они связаны с определенным положением человека в классе, в студенческой группе, в семье, в трудовом коллективе.

Социальная роль — это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус).

Это общественно требуемый образец поведения.

Роль создает не отдельный человек — исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится. И по отношению к конкретному лицу роль объективна. Она не зависит от интересов и желаний человека.

Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное. Поэтому можно говорить, что роли безличны, но ответственность за качество их выполнения всегда персональна, так как каждая роль имеет своего исполнителя.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.

Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.

1. Сущность, функции

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика, идеология

и др. В связи с этим выдвигается задача систематизации и накопления достоверных знаний по вопросам общения, прогнозирования потребностей людей в новых его видах при сохранении традиционных.

Общение трактуется как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляется, а иногда и де формируется социальное бытие личности, ее взаимоотношение с обществом. В процессе общения человек реализует целый ряд потребностей.

4 стр., 1784 слов

Роль общения в развитии личности ребенка

... развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и др. Объединяя и перенося на их на тематику данной работы можно сказать, что общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза - развития ... мн. др.) являются причиной формирования реактивного типа личности. Это выражается в неудовлетворенной потребности в общении и, как следствие, стремлении завоевать расположение ...

Потребность в безопасности проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, внутренней тревоги и неуверенности. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации неопределенности или тревожного ожидания.

Аффилиация выражается в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди во многом лишены самостоятельности, им требуется лидер.

Потребность в познании. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения становится потребность в познании. Например, о лекторе мы судим

по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи, в поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности.

Потребность в доминировании проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека под нашим влиянием.

Наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей присутствует потребность в подчинении другому. Общение двух доминантных личностей или двух ведомых бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи. Помогая, человек при этом испытывает удовлетворение. Потребность в заботе о другом постепенно формирует альтруизм.

Потребность в помощи выражается в готовности человека принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно — как необоснованная

независимость и гордость.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения.

Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру, с тем чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения (от англ. interaction —взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

4 стр., 1950 слов

Потребности и интересы человека

... том числе и человеческой деятельности). Виды потребностей человека: Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др. Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной ... зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер ...

Опираясь на концепцию А. А. Леонтьева, перечислим основные структурные компоненты общения:

  • предмет общения — это другой человек, партнер по общению;
  • потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самосознанию, к самооценке;
  • мотивы общения — то, ради чего оно предпринимается;
  • действия общения — это целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий —инициативные и ответные);
  • задача общения — это цель, на достижение которой конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
  • Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), функцию социального контроля (регламентации поведения и деятельности),социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Для наиболее полной характеристики общения рассмотрим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное общение — это общение прямое, без посредников.

Опосредованное общение — общение при помощи посредников, обусловлено внешними факторами и преломляется через них.

Также общение мы подразделяем на формальное и неформальное.

Общение, обусловленное социальными функциями, называется формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необходимости. Важно знать социальные роли. Каждый из партнеров в таком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требование контролера он предъявляет ему проездной билет, а в случае его отсутствия — оплатит штраф.

2.Понятие и структура социальной роли

Роль – способ поведения, задаваемый обществом. Роль определяется как социальная функция личности, т. е. как способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от позиции или статуса в обществе и отвечающий принятым нормам. Так, например, под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Так как человек живет в обществе, он выполняет в нем множество различных функций:

3 стр., 1134 слов

Современный педагог системы специального образования: социальная ...

... педагога системы специального образования. Предмет исследования- уровень развития личностных качеств педагога системы специального образования. Цель исследования- проанализировать социальные роли, профессиональные функции и личностные качества педагога системы специального образования. Задачи исследования: Определение социальной роли, профессиональных функций и личностных качеств педагога системы ...

  • служебные – начальник, подчиненный, учитель, ученик, ревизор, ревизуемый и т. д.;
  • житейские – квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед, отдыхающий, пациент, гость, хозяин и пр.;
  • семейные – кормилец, муж, жена, родитель, сын, дочь и т. д.

Выполнять определенную социальную функцию – значит делать то, что положено на данном месте и при данных обстоятельствах. Общество – это кооперация людей, и каждый, выполняя множество функций, вносит этим свой вклад в сохранение кооперации. Общество на всех своих членов налагает определенные социальные роли.

Социальная роль – это то поведение, которое ожидается от человека другими на определенном месте и при определенных обстоятельствах. Действуя согласно этим ожиданиям, мы и выполняем свои социальные роли.

Роль не может существовать вне социального института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется.

Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности).

Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдата отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

  • из ролевого ожидания (экспектации)
  • исполнения этой роли (игры).

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

—по масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

—по способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).