Краткая справка о государстве и его роли в современном мире

Содержание скрыть

Официальное название:, Географическое положение:

Площадь: 41,3 тыс.км2

Столица: Берн (229 тыс.чел.)

Крупнейшие города:, Административное деление:, Государственное устройство:, Глава государства:, Глава правительства:, Законодательная власть:, Ведущие политические партии:, Вооружённые силы:, Высшая точка:, Главные реки:, Численность (1996):, Средняя продолжительность жизни:, Официальные языки:, Верующие:, Занятость:, Денежная единица:, ВНП на душу населения (1997):

Экспорт: машины и оборудование, химикаты, медикаменты, часы, точные приборы, текстиль, одежда, продукты питания, включая шоколад

Импорт: машины и оборудование, автомобили, нефть и нефтепродукты, сырьё

Основные торговые партнеры:

Основные торговые партнеры  1

Общая характеристика.

В период 1950–1990 экономика стабильно развивалась, безработица удерживалась на низком уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским Национальным банком, а спады деловой активности были непродолжительными. Экономический спад, охвативший большинство стран Европы в начале 1990-х годов, сказался и на Швейцарии: безработица достигла наивысшего уровня после 1939, темпы инфляции возросли. Но уровень жизни в стране оставался по-прежнему очень высоким.

С окончанием Второй мировой войны Лига наций прекратила свое существование. Швейцария приняла решение не вступать в новосозданную Организацию объединенных наций (ООН) и приобрела статус наблюдателя, что позволило разместить в Женеве европейскую штаб-квартиру и несколько специализированных организаций ООН, включая Международную организацию труда и Всемирную организацию здравоохранения.

Швейцария сочла, что отказ от вступления в ООН – лучший способ сохранить свое независимое положение нейтральной страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене. Такое решение укрепило позиции Швейцарии в международной политике. Эта страна является членом нескольких организаций ООН: Международного суда, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Швейцария оказывает значительную помощь развивающимся странам.

13 стр., 6386 слов

Характеристика этнических процессов. Проблема отношения этноса и нации

... - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. ... вопрос, что объединяет, скажем, всех итальянцев независимо от их социального положения, политических взглядов и т.п. и одновременно отличает их всех от всех русских, всех англичан, ...

В 1948 она вступила в Организацию Европейского экономического сотрудничества, но воздержалась от присоединения к Европейскому экономическому сообществу (впоследствии – Европейскому союзу, ЕС).

Очевидные политические цели этой организации были неприемлемы для Швейцарии. Однако она стала одной из стран-учредителей Европейской ассоциации свободной торговли в 1959, а в 1963 вошла в Совет Европы. В 1972 национальный референдум ратифицировал соглашение о свободной торговле с ЕС, согласно которому к 1977 были постепенно сняты пошлины на все промышленные изделия. В 1983 Швейцария стала полноправным членом Группы десяти, объединения крупнейших вкладчиков Международного валютного фонда (МВФ).

2. Конституция государства

Конституция 1874 г. заменила Конституцию 1848 г. и относилась к числу так называемых «старых» конституций. Она включала короткую преамбулу, три главы и переходные положения.

Первоначально текст Конституции состоял из 123 статей, однако за свою историю он подвергся многочисленным изменениям и к 1985 г. в этот акт были включены 54 новые статьи, причём 52 из них были оставлены под существующими номерами, но с прибавлением латинских слов «бис», «тер» и т. д., а 54 статьи были отменены или изменены.

Из фактических 173 статей только 84 отражают первоначальный текст Основного закона 1874 г. В результате частых изменений Конституция в значительной степени утратила свое единство и внутреннюю логику. Как справедливо отмечает В.В.Маклаков, по сравнению с новыми и новейшими конституциями других западноевропейских стран швейцарский Основной Закон проигрывал и по форме, и по содержанию.

«Разнокалиберность», «разномастность» отдельных частей и положений Швейцарской Конституции привели к тому, что за время существования действующей конституции неоднократно предлагался полный её пересмотр. В 1967 г. в этот процесс вмешался швейцарский парламент, и федеральным департаментом полиции и юстиции была создана рабочая группа по подготовке полного пересмотра Основного Закона страны.

В последующем были опубликованы материалы исследований, и в 1974 г. комиссии из 46 экспертов было поручено выработать проект новой Конституции. Опубликованный в 1978 г. проект в течение нескольких лет проходил процедуру согласования. С тех пор он неоднократно перерабатывался. В 1985 г. Федеральное собрание поручило правительству доработать и передать ему новый проект Конституции. Проект нового акта был передан на народное обсуждение в конце 1995 г.

Новая Конституция Швейцарской Конфедерации была принята на национальном референдуме 18 апреля 1999 г., заменив действовавшую до того времени Конституцию 1874 г., и вступила в силу с 1 января 2000 г.

Конституция 1999 г. в целом в значительной мере сохранила прежнюю структуру, хотя в ней стало больше разделов и глав. Объем акта несколько уменьшился, главным образом за счет отказа от мелочного, скрупулезного регулирования, столь характерного для Конституции 1874 г.

В результате Конституция приобрела достаточно современный вид и в структурном отношении стала похожей на аналогичные акты Западной Европы. На первое место были поставлены права и свободы швейцарских граждан, институт гражданства и социальные цели государства. Затем следуют нормы, регулирующие отношения между Конфедерацией, кантонами и коммунами. Следующий, отдельный раздел специально посвящен политическим правам и специфическому институту, занимающему особое место в Швейцарии, — народной законодательной инициативе и референдуму. Регулирование структуры федеральных органов власти и их взаимоотношений не занимает большого места в Основном Законе. Завершается Конституция 1999 г., как и её предшественница, нормами о порядке изменения Конституции и переходными положениями.

В Швейцарии на конституционном уровне закреплено большинство принципов, характерных для государств с развитой демократией, определяющих судебную организацию и судебную деятельность.

3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура, схема

Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральный совет, федеральное собрание и федеральный суд.

федеральный совет

Федеральный совет состоит из семи членов. Его задачи подразделяются соответственно на семь различных отраслей:

1. Департамент иностранных дел;

2. Департамент внутренних дел;

3. Департамент юстиции и полиции;

4. Военный департамент;

5. Департамент финансов;

6. Департамент народного хозяйства;

7. Департамент транспорта и энергетики.

федеральное собрание

Национальный совет

 высшие органы власти государства их формирование 1  высшие органы власти государства их формирование 2Президент

 высшие органы власти государства их формирование 3 на 1 год Федеральный канцлер

 высшие органы власти государства их формирование 4 Федеральный совет

(правительство) Федеральная канцелярия

7 членов (штаб правительства)

 высшие органы власти государства их формирование 5 Федеральный

суд выборы на 4 года выборы

на 6 лет

выборы на 6 лет

 высшие органы власти государства их формирование 6

 высшие органы власти государства их формирование 7  высшие органы власти государства их формирование 8

Совет кантонов Национальный

(46 депутатов совет

из 23 кантонов) (200 депутатов)

Федеральное собрание

в кантонах выборы

выборы на 4 года на 4 года

 высшие органы власти государства их формирование 9

Население, имеющее право голоса и

обладающее избирательным правом

Совет кантонов

В законодательном процессе оба Совета являются равноправными. Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга. Решение Федерального собрания только тогда вступает в силу, если оба Совета выражают обоюдное согласие по принятию этого решения. В случае разногласий вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается в тот Совет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект с учетом позиции другого Совета. Если после всех увязок стороны все же не приходят к единому мнению, назначается согласительная конференция. Если согласительное предложение одним из Советов не принимается, то вопрос с парламентской повестки дня снимается, так как он, по всей видимости, еще не созрел для решения. Собрание избирается сроком на четыре года.

Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.

Федеральный суд

На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государственным или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во главе с президентом (Landmann).

Члены совета избираются населением кантонов сроком на 4 года (кроме Фрибурга, Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцелля-Иннерродена) и в некоторых небольших кантонах работают на общественных началах.

В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – большой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942.

4. Форма государства

4.1. Форма государственно-территориального устройства

Важной характеристикой государства выступает форма государственного устройства, которая раскрывает способы его административно-территориального строения, особенности взаимодействия центральных, региональных и местных органов власти.

Швейцария является федеративным государством.

Федеративное государство

При этом целостность федеративного государства обеспечивается приоритетом общефедеральных законов и решений центральных властей по отношению к законодательным актам и решениям органов власти субъектов федерации, принимаемым в пределах установленной для них компетенции.

Федеративное государство возникает вследствие объединения нескольких первоначально самостоятельных государств, какими были в Швейцарии до 1848 г. ее кантоны. Государства, входящие в состав федеративного государства, передают часть своей государственной власти союзному государству. Одновременно граждане государств, входящих в состав союзного государства, становятся подданными федерации.

В государстве, организованном на принципах федерализма, индивидуум ощущает себя скорее членом сообщества, который принимает решения и разделяет ответственность вместе с другими, поскольку он может активно участвовать в политической жизни стоящей к нему наиболее близко политической единицы (общины, района).

Там ему хорошо знакомы все местные условия, которые он и учитывает. Он знает представителей власти и людей, выставляющих свои кандидатуры на выборах.

В Швейцарии действует принцип разделения государственных задач между политическими единицами более или менее высокого уровня:

  • то, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (это внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях);
  • то, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).

Этот принцип часто именуют “принципом субсидиарности”. Но ввиду становящихся все более сложными проблем современного государства, такой способ разделения задач часто бывает недостаточным.

Реформа народного образования, конъюнктурная политика, охрана окружающей среды, строительство автомобильных дорог — все это задачи, которые должны решаться в национальных рамках; то есть разделение задач превращается в сотрудничество и взаимодействие (в “кооперативный федерализм”).

4.2 Форма правления

Форма правления выступает внешним проявлением содержания государства, определяя порядок образования, структуру и правовой режим высших органов власти, то есть это система их формирования.

Республика

Швейцария — парламентарная республика, которая строится по принципу верховенства парламента как высшего представительного органа государства, избираемого населением. Правительство в республике такого типа несёт ответственность перед парламентом и формируется парламентским путём из числа представителей партии, победившей на выборах, или же на коалиционной основе. В этом случае оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой большинства депутатов.

Ключевой политической фигурой в парламентарной республике становится руководитель правительства – премьер-министр или канцлер. Полномочия президента как номинального главы государства, избираемого парламентом, коллегией выборщиков либо непосредственным голосованием граждан, в основном сводятся к представительским, церемониальным функциям, напоминающим функции короля в парламентарной монархии.

Любые важные политические действия президента, включая роспуск парламента и назначение досрочных выборов, могут быть осуществлены только с согласия правительства.

4.3 Тип политического режима

Политический режим — это понятие, раскрывающее отношения между гражданским обществом и государством. Это совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период.

Демократия – это слово в переводе с греческого языка означает народовластие. По знаменитой формуле американского президента Авраама Линкольна демократия — это власть народа, исходящая от народа и для народа. Демократия является наиболее естественной формой отношений между гражданским обществом и государством: государство служит гражданскому обществу, гражданское общество контролирует деятельность государства.

Формально-юридические принципы демократического государства:

1) принадлежность власти народу, народ — источник государственной власти, его воля в конечном счете является решающей;

2) признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

3) политическая свобода граждан;

4) равенство всех перед законом.

либерально-демократический режим

Важнейшими учреждениями демократии являются референдум и избирательная система, через них осуществляется прямая связь между гражданским обществом и государством.

Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам.

5. Форма избирательной системы

Избирательная система – совокупность правил, приёмов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.

Пропорциональная система

Достоинства пропорциональной системы:

  • устраняется явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест, что более адекватно отражает политическую волю населения;
  • в органах власти представляется более реальная картина расстановки политических сил.

Недостатки пропорциональной системы являются продолжением её достоинств:

  • поскольку голосование идёт за партии, а не за конкретных лиц, резко ослабевает связь между избирателями и парламентариями;
  • сложность в формировании правительства из-за того, что пропорциональная система обеспечивает представительство в парламенте политических сил, не обладающих поддержкой в рамках всей страны. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным создание многопартийных коалиций на основе компромисса партий с различными целями;
  • зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур из-за того, что списки кандидатов составляются чаще всего административно-канцелярским путём. Отсюда возможность бюрократических решений и махинаций, подрывающих доверие населения к представительным органам;

— создаётся возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, региональным партиям, а в результате этого политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на общенациональном уровне, получают представительство в органах государственной власти.

6. Модель президентской власти

Глава государства – высшее должностное лицо, которое олицетворяет государство, является символом его единства.

По способу избрания

по объёму компетенций и полномочий

7. Тип парламентаризма, Парламентаризм, Парламентаризм

Типология швейцарского парламентаризма:

Критерии Тип парламентаризма

Форма правления

Парламентская республика Кабинетный парламентаризм

Структура парламента

Двухпалатный Двухпалатный парламентаризм

Избирательная система

Система пропорционального Пропорциональный парламентаризм

представительства

Степень политического противоборства

Умеренная оппозиция Стабильный парламентаризм

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция)

Партия — это объединение граждан, которые по основным моментам имеют общее для них представление о том, как должно выглядеть государство и какими правилами должна регулироваться жизнь людей в обществе.

Партия имеет целью посылать своих делегатов в парламент и правительство, влиять на законодательство и принимать участие в формировании политической воли в целом. Для этого составляется программа.

В Швейцарии осуществлять свое влияние пытается большое количество партий. Примечателен тот факт, что членами какой-либо партии вообще являются всего лишь около 10% избирателей. Однако количество членов ни в коей мере не идентично числу сторонников партии.

В Швейцарии нет никаких политически мотивированных ограничений для партий, так что формирование и активность партий ограничиваются единственно общим правопорядком.

Христианско-демократическая народная партия, Социал-демократическая, Радикально-демократичес- кая партия Швейцарии, Демократическая партия

Каждая из трёх партий ( Христианско-демократическая народная партия, Социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. С 1959 каждая из этих партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, а оставшееся место занимает представитель самой крупной из прочих партий – Швейцарской народной партии (в прошлом – Партии крестьян, ремесленников и бюргеров).

Евангелическая народная партия Швейцарии, Швейцарская партия труда, Социалистическая рабочая партия, Союз независимых

Среди других небольших партий: «Зелёные», Союз независимых, Либеральная партия и Партия свободы (бывшая Партия автомобилистов).

Последняя, образованная в 1985, защищает права водителей автомашин и выступает за ограничение иммиграции.

9. Тип партийной системы, Партийная система

многопартийную систему

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь неодинаково. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы.

Политическое влияние партий зависит от количества членов партии; количества избирателей, проголосовавших за неё на выборах и числа депутатских мандатов, полученных партией в ходе выборов.

В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений, роли и места в партийной системе.

10. Основные общественные организации и движения, Общественные организации

целей и соответствующих интересов.

Общественные движения

Растущее значение имеют национальные экономические и профессиональные союзы, представляющие специфические интересы своих членов. Тем самым они, с одной стороны, оказываются конкурентами партий, которые нацелены на общие интересы. Но с другой стороны, они заинтересованы в сотрудничестве с ними, поскольку партии оказывают им помощь при выдвижении подходящих кандидатов. И наоборот, союзы поддерживают партии в финансовом отношении.

“Торгово-промышленный союз”

Организованные таким образом социальные партнеры — работодатель и работающий по найму — обладают благодаря большому числу членов этих союзов, их финансовой мощи и развитым отношениям значительным влиянием в деле законодательного регулирования экономических и социальных проблем. И если партии в Конституции Конфедерации даже не упоминаются, то в ней зафиксировано, что головные объединения экономики в обязательном порядке должны при решении важнейших вопросов вовлекаться в законодательный процесс путем опроса. И на переговорах об общих трудовых договорах, о мерах экономической политики и о пересмотре системы социального страхования они тоже защищают перед властями интересы своих членов.

«Объединение швейцарских союзов служащих», «Объединение христианских профсоюзов»

11. Правовое положение личности

Провозглашенные во время Французской революции 1789 г. права человека преследовали цель обеспечить свободу каждого отдельного человека и его личную независимость от сверхмогущества государства. Ту же цель преследуют и права человека, закреплённые в Конституции Швейцарской Конфедерации. В отличие от прав политических права человека принадлежат каждому человеку как личности. Они не обуславливаются государственным гражданством человека. К этим правам относятся:

Свобода вероисповедания и свобода совести., Свобода выбора религии и религиозного культа., Право на заключение брака., Право на свободное выражение мнений., Свобода торговли и свобода предпринимательства.

В некоторых сферах Швейцарская Конфедерация обладает исключительными правами (“монополией”).

Это таможенная монополия, монополия на выпуск монет и банкнот, на производство пороха и алкоголя.

Кроме Конфедерации исключительные права (“прерогативы”) имеют также кантоны в основном в рыболовстве и охоте.

Для некоторых сфер хозяйственной деятельности, влекущих за собой пользование общим достоянием, государство выдает “концессии” (например, для транспортных предприятий, водопроводных станций, добычи полезных ископаемых и т.д.).

Социальные права человека. Так называемые социальные права человека в Конституции Швейцарской Конфедерации не содержатся.

Гражданские права , обладателями которых являются только граждане Швейцарии:

Равенство перед законом, Право свободного выбора места жительства., Право на создание объединений и свободу собраний

Политические права

Осуществление политических прав принципиально предполагает швейцарское гражданство. Кроме того, тут должны соблюдаться и прочие условия (например, минимальный возраст и место жительства при праве голосовать, избирать и быть избранным).

К политическим правам относятся пассивное и активное избирательное право, а также право на инициативу и участие в референдуме.

Об обязанностях гражданина Швейцарии

Обязательное обучение., Налоговая повинность., Воинская повинность., Обязанность голосовать.

12. Тип государства

Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственного механизма.

Западноевропейская политическая наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяются два типа государств: демократия и автократия. То есть Швейцария является демократическим государством.

уровня социально-экономического развития

способа организации

государственного устройства

способов и методов осуществления государственной власти

13. Тип политической системы и его характеристика, Политическая система

Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти.

Политическая система выступает как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной. Границы политических систем подвижны. Они изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни.

Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев.

В зарубежной политической мысли типы политических систем классифицируются по разным основаниям и критериям, что позволяет более конкретно анализировать, отличать достоинства одних типов политических систем и видеть недостатки других, как при одинаковых экономических структурах, так и их различных.

Политолог Ж. Блондель делит политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

либеральные демократии

коммунистические системы

традиционные политические системы

становящиеся политические системы

, цель которых сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Встречается и упрощённая классификация политических систем. Например, системы, ориентированные на традицию или статус-кво. Их главная цель – сохранить и поддержать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической и духовной сферах. Это также системы, ориентированные на перемены. Их цель структурные преобразования всех сфер жизнедеятельности общества.

тоталитарные

западной политической системе

Западные политологи выделяют три типа политических систем:

англо-американского типа

тоталитарного типа

Континентально-европейские системы

Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современных политических структур, о необходимости изучать, анализировать политические системы с учётом разных подходов, критериев и приёмов.

14. Список используемой литературы, Общая и прикладная политология, Политология, Современные зарубежные конституции, Страны мира: Справочник. 1999

Интернет-ресурсы:

http://www.ifes.ru/library/articles/rus_1996-11/page2.html

http://www.krugosvet.ru/articles/61/1006118/1006118a1.htm#1006118-A-101

http://www.omega.fact400.ru/mt/sprav/SWZ/