1. Семья как социальная общность и сфера бытия человека
Общественные науки рассматривают семью в нескольких измерениях — как социальную общность, социальный институт, малую кровно-родственную группу и элемент социальной структуры общества. Семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. По благополучию семьи обычно судят и о благополучии общества в целом. Если обратиться к истории, то видно, что процветали, как правило, те общества, где уделялось большое внимание семье, семейным отношениям. Как утверждал Конфуций, «нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее».
В настоящее время семья переживает проблемы, характерные для всего индустриально развитого мира. Многие утверждают, что семья перестала выполнять свои социальные функции, в первую очередь, воспитательные. Другие говорят о кризисе нравственности, интенсивном распаде семей. Третьи связывают кризисные явления с духовным вырождением.
Давайте попытаемся разобраться, что такое семья и как она связана с развитием общества.
Семья — это социальная общность, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Брак — это сугубо половое по характеру отношение между мужчиной и женщиной. Круг функций брака значительно уже, чем семьи, — это удовлетворение любовных чувств и продолжение рода. В семье же функций гораздо больше, но об этом ниже. Правила, устои, обычаи семьи и брака отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества.
При подходе к анализу семьи и брака необходимо учитывать различные трактовки семьи в истории общественной мысли. Теоцентризм считает семью продуктом неисторического развития: семья — это продукт Бога, великое таинство. Натурализм чаще всего биологизирует семью, считает ее чисто биологической единицей, т.е. независимой от социальных отношений. Социоцентристская позиция выражается в том, что семья — категория историческая, в ней закономерно переплетаются естественно-биологические отношения с социальными. Социальные же имеют преобладающее значение. Семья — чрезвычайно деятельная сфера реализации различных потребностей человека, здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются.
Основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку
... брак и семью (с точки зрения распределения основных ролей и функций, власти и ответственности), во взглядах современной казахстанской студенческой молодежи выявлены две основные тенденции, влияющие на их социально-психологическую готовность к браку. ...
В. Сатир считала, что здоровая семья — это семья, в которой:
1) каждый член семьи воспринимается как равный другим;
2) доверие, честность и открытость являются существенными;
3) внутрисемейное общение является конгруэнтным;
4) члены семьи поддерживают друг друга;
5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом;
6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе;
7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы;
8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них;
9) в семье уважается право на privacy (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются.
Семья как социальная общность реализует свое бытие через определенные виды отношений, в том числе социально-биологические, хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, психологические отношения.
2. Когда же и в силу каких причин возникает семья?
Семья возникла в эпоху первобытного общества и прошла длинный путь исторического развития.
Большинство ученых вслед за Л.Морганом и Ф.Энгельсом считают, что семья в своем развитии проходит следующие этапы: промискуитет (беспорядочные половые отношения); групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях; парная семья — постоянный, легко расторжимый союз одного мужчины и одной женщины; моногамия — прочный союз одного мужчины и одной женщины.
Однако, по мнению ряда современных исследователей (В.М.Бахта, Н.А. Бутинова, Г.П.Григорьева, В.И.Колосницина), промискуитета вообще не существовало и его нет даже у наших ближайших родственников — обезьян, а групповой брак не был господствующей формой. Семья, по их мнению, изначально присуща человеку, так что его можно назвать не только «человеком разумным», но и «человеком семейным».
Моногамия возникает в результате разложения родового строя и появления частной собственности. Она возникает в связи с потребностью в сохранении, приумножении и передаче по наследству собственности. Вмешательство экономики в интимные отношения между полами кардинально повлияло на саму сущность брачного союза. Родившийся ребенок чаще всего рассматривался не как венец супружеской любви, а как наследник собственности. Итак, союз Купидона (крылатого бога любви) и Меркурия (бога торговли) говорит о том, что исторические корни семьи лежат в экономике, а побеги ее — в духовной сфере. Связь материи и духа в семье нерасторжима, но соотношение их меняется.
Каждая эпоха вносила в этот союз свое. Конечно, во все времена бывали браки по расчету, но товарный характер любви никогда ранее не проявлялся так наглядно, как в современном буржуазном обществе. Это торжество брака по расчету, безжалостно сводящего на почве денежных соображений молодых и старых, красивых и безобразных, равнодушных и страстных, можно проследить во всех капиталистических странах.
Психология семьи и семейных отношений
... за семью, партнера и детей. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. -- М.: Гардарики, 2005., 5-6 стр. Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. ...
За годы советской власти произошло определенное огосударствление семейных отношений. Семья была излишне идеологизирована и политизирована. Она лишалась своей автономии. Порой развод, супружеская измена, аборты ставились на одну доску с противоправным поведением. Интимный мир человека безжалостно разрушался, теряя свою неприкосновенность. Феномен отчуждения проникал и в семью.
В развитии семейно-брачных отношений можно выделить различные исторические типы семьи.
Патриархальная семья характеризуется зависимостью женщины от мужчины, а детей от родителей. Само слово «патриархальная» говорит о том, что главой такой семьи является старейший в роду мужчина, старик-отец — единоличный собственник всего семейного достояния, в том числе и приданого жены. Мать семейства всегда остается на вторых ролях, ее власть основана на господстве мужа. Овдовев, она продвигается не вверх, а вниз по лестнице семейной иерархии, попадая в подчинение к старшему сыну. Ось родители-дети характеризуется абсолютной родительской властью, до брака дети бесправны. В патриархальной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально» организованную общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представлений о должном. Больше патриархальных семей сохранилось в сельской местности, где их доля составляет около трети.
Детоцентристская семья. В такой семье объединяющим стержнем являются дети. Здесь уже существует предбрачный ритуал ухаживания, женитьба осуществляется по взаимной договоренности. Родители стараются дать максимум своим детям (лучшее образование, материальные и духовные блага).
Часто даже на одного ребенка тратится половину бюджета семьи. Это, конечно, шаг вперед по сравнению с патриархальной семьей.
Супружеская семья — определяется супружеством как свойством, т.е. личностным взаимодействием брачных партнеров. В такой семье налицо культурный сдвиг — возвышение ценностей личности, интимности. Происходит расширение избирательности, ответственности, самоконтроля. Ось родители-дети характеризуется созданием условий для всестороннего развития личности, раскрытия всех ее сущностных сил.Это диалог равных. Воспитательное воздействие здесь «горизонтальное». Итогом такого воспитания является освоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу.
Януш Корчак и его концепции любви к детям
... Дома, Корчак вел большую работу с беспризорными, трудновоспитуемыми детьми. Система Корчака изложена в его книге «Как любить детей», написанной во время первой мировой войны на ... Семья покорно отдавала детей государству, а государство не вмешивалось во внутренние дела семьи. В результате такой воспитательной системы была утрачена наиважнейшая категория воспитательного процесса - категория любви ...
Социальная сущность семьи как особого социального института и одновременно социальной общности находит свое проявление в следующих функциях:
- Репродуктивная функция семьи — это воспроизводство в детях численности родителей. Для того, чтобы через тридцать лет количество людей не уменьшалось, необходимо, чтобы каждая семья имела двух, а желательно трех детей. Однако сегодня семьи ориентируются чаще всего на одного или двух детей. Это приводит к неблагоприятным последствиям: депопуляции нации;
- старению населения, а значит, старению трудовых ресурсов;
- упрощению кровно-родственной структуры;
- росту одиночества;
- трудностям социализации и т.д.
Воспитательная функция семьи — самая важная и ответственная. Именно в семье формируется наш характер и личность, дети наследуют не только гены своих родителей, но и отношение к жизни, их способы и методы справляться с трудностями, их модель общения с людьми. От родителей дети наследуют гражданские, нравственные, эстетические и другие ценности, которые впоследствии станут для них ориентирами в жизни.
Хозяйственно-бытовая функция охватывает ведение домашнего хозяйства, управление бюджетом семьи, решает проблему распределения хозяйственных обязанностей. Она включает в себя и структуру семейной власти. В семье ребенок учится разумному потреблению различных материальных и духовных благ.
Функция сексуального регулирования выражается в приобщении к нормам супружеской верности, в ограничениях, запретах и предписаниях. Благодаря этому формируется определенный тип сексуальной культуры, которая не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуальности, она определяет социальную, этическую и эстетическую ценность отношений между близкими людьми.
Психологическая функция, выражается в эмоциональном удовлетворении в процессе общения и взаимной заботе друг о друге.
От того, насколько успешно семья осуществляет эти функции, зависит и решение демографических проблем, и формирование личности, и нравственное здоровье общества, и личное счастье людей.
Семья является главным носителем базисных отношений общества, поэтому кризисная ситуация общества сегодня затрагивает и семейно-брачные отношения. Между семьей как субъектом общественных отношений и остальным обществом возникают противоречия:
1) между общественной потребностью в воспроизводстве населения и решением демографических проблем в рамках отдельной семьи;
2) между материальными и духовными потребностями людей и сложностью, и невозможностью их удовлетворения из-за кризисного развития экономики;
3) между интересами предприятий и интересами работников (отцов, матерей).
Социальные программы сегодня идут с трудом, а иногда и откладываются до лучших времен;
4) комплекс противоречий в решении женского труда. Прежде всего, это противоречие между конституционным равноправием мужчины и женщины и их реальным неравноправием.
Сегодня в семейно-брачных отношениях проявлятся целый ряд тенденций, в том числе: омоложение сексуального дебюта и повышение возраста вступления в брак и рождения детей; уменьшение количества детейе за счет более раннего завершения репродуктивной практики и возможности планирования; эмансипация женщин; нуклеаризация — дробление сложных многопоколенных семей; рост числа гражданских браков.
Любовь, семья и брак
... философия знала два вида любви — чувственную любовь (Афродиту земную) и божественный эрос (Афродиту небесную), но практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека ... по отношению друг к другу и к детям. Брак - это сугубо половое по характеру отношение между мужчиной и женщиной. Круг функций брака значительно уже, чем семьи, ...
Сложность и противоречивость современных процессов развития семейных отношений требует целостного, научного подхода при решении многих проблем.
3. Проблемы семейно-брачных отношений
семья социальная общность любовь брачный
Главной проблемой сегодняшнего дня является проблема стабильности, прочности семьи. Наиболее частыми причинами развода на первом этапе совместной жизни являются материальные трудности, психологическая несовместимость, резкие культурные различия супругов, эгоизм и т.д. Причиной распада семьи часто является супружеская неверность, пьянство, наркомания… Принимая на себя столь ответственность за семью, надо быть хорошо подготовленным к супружеской жизни.
Для выхода семьи из кризисной ситуации необходима высокая культура семейно-брачных отношений, построенная на взаимной любви, чувствах взаимного уважения, человеческой привязанности, долга. Рост этой культуры связан с общим ростом культуры человеческих отношений, развитием нравственности и гуманизма. Большое значение в укреплении современной семьи имеет также повышение благосостояния людей, улучшение жилищно-бытовых условий, совершенствование системы воспитания и образования, а также повышение качества медицинского обслуживания.
4. Любовь — величайшая ценность и основа семьи
Философия любви получила отражение работах Платона, В.В. Розанова и других видных философов, но она еще ждет своего дальнейшего раскрытия и осмысления, в том числе и с учетом современных реалий.
Разгадать тайну любви означает, по существу, распознать феномен человека. Каждый человек пытается преодолеть одиночество, выйти за пределы собственной жизни, обрести миг единения, познать истину любви. Каждая эпоха вносила свое в понимание любви. Любовь древними греками воспринималась как глубокое чувство, освященное богами.. Аристотель же считал, что услаждение тела есть все-таки благо. Любовь в качестве истока имеет сексуальную чувственность, но не исчерпывается ею. В ней есть нечто большее — союз душ, самораскрытие личности. .
Христианство принесло с собой радикальное переосмысление любви. Любовь стала пониматься не только как человеческая страсть, но и как основа человеческого бытия, как святыня, через которую раскрывается личностное богатство. В любви между мужчиной и женщиной кроется один из самых глубоких источников удовлетворенности жизнью. Но это одна из труднейших задач, так как в близких отношениях между людьми раскрываются и имеющиеся в нашей душе темные стороны. В Новом Завете вы не встретите греческое слово «эрос» (эротическая любовь), там встречается слово «агапе», которому придается смысл «бескорыстной, ищущей добра для других любви». Кроме того, несколько раз встречается понятие «филия» — «дружеская любовь».
Плоть в христианстве рассматривалась как причина всех человеческих злоключений. Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволительными. В эпоху средневековья возник брак особого типа. Мужчина и женщина жили вместе под одной крышей, однако не вели половой жизни — это был духовный брак. Сексуальность трактовалась официальной церковью как погибельная страсть.
Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и ...
... с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально - гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной ...
В культуре Возрождения получило признание утверждение, что человек полностью принадлежит земному миру, провозглашался культ телесных, плотских радостей. Любовь трактовалась как начало человечности и очищения.
В эпоху Просвещения многие идеалы эпохи Возрождения критически переосмысливались, а любовь трактовалась порой как чистое безумие, недостойное разумного человека.
Новое раскрепощение страстей началось в двадцатом столетии и связано с распространением фрейдизма, с приоритетом сексуальности в жизни человека. Нынешняя сексуальная революция, начавшаяся в Америке, перекинулась на Европу, дошла до нас. В XXI в. там наблюдается ее спад, а у нас в России она в полном разгаре.
Можем ли мы дать определение любви? Каковы элементы и характеристики любви? Каждый мечтает о такой любви, которая поглотила бы его целиком и длилась всю жизнь, но любовь так непредсказуема, таинственна, порой недосягаема… Любовь может исчезнуть. Эрих Фромм писал: «…любовью в полном смысле слова можно считать лишь то, что кажется ее идеальным воплощением, — а именно, — соединение с другим человеком при условии сохранения целостности своего «Я». Все остальные формы любовного влечения незрелы, их можно назвать симбиотической связью, т.е. отношениями совместного существования.
Любовь приводит к тому, что два человека становятся единым целым, но при этом остаются двумя полноценными личностями. Настоящая любовь всегда противоположна эгоизму, она делает человека более сильным, счастливым и более независимым.
Атмосфера любви и поддержки в семье помогает формированию человеческой личности, обладающей духовной зрелостью и чувством собственного достоинства. Истинная любовь основывается на понимании, взаимном доверии и уважении, а не только на эмоциях. Любовь означает равновесие, т.е. гармонию с самим собой и миром.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/semya-kak-sotsialnaya-obschnost/
1. Руткевич М.Н. Социальная структура. М., 2004
2. Тихонов А.А. Обладает ли запасом прочности жизнь россиян?//СОЦИС. 2007. №1
3. Аврамова Е.М. Средний класс эпохи Путина//ОНС, 2008, № 1
4. Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России//СОЦИС. 2007. № 5
5. Иванов В.Ф. Многодетная семья: социальный статус, образ жизни, культура. Екатеринбург: УрО РАН ,1998
6. Хорни Карен. Женская психология. СПб., 1997
7. Беленький В.Я. Российский высший класс: проблема идентификации//СОЦИС. 2007. №5
8. Голенкова З.Т., Игитханян С.Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни//СОЦИС. 2006
9. Флорида Р. Креативный класс. М., 2007
10. Шкаратан О.И. Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ. М., 2006