Семья как объект социологии

Ведение

Социология семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья имеет непреходящее значение. У нее есть специфические законы существования и развития, комплекс прав и обязанностей. Семья и отношения, с ней связанные, возникают и существуют как квинтэссенции наиболее острых социальных проблем. Общественные процессы преломляются в семье своеобразно, но обязательно находят в ней отражение.

Семья и все проблемы ни в какой период истории нашего государства не ставились в качестве наиважнейших. Однако в последнее время наметились изменения, общественный интерес к проблемам семьи возрос.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны — социальный институт, с другой — малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья, как малая социальная группа общества — важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.

1. Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья — малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

Иными словами, брак — это контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

6 стр., 2664 слов

Реферат семья ячейка общества философия

... семьей то «общество», где муж с женой постоянно выясняют отношения, а ребенок при этом – немой свидетель. Приведу определение семьи из энциклопедического словаря : «Основанная на браке и кровном родстве малая группа, ... хотели как лучше… Давайте подведем небольшой итог. Итак, семья – это не обязательно основанная на браке, малая группа людей, которых объединят, а зачастую наоборот, общность быта, ...

Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции).

Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н.Я. Соловьевым: “Семья — это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических), которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.

Каков же тип семьи существует в современном обществе?

В современных условиях семью характеризует:

  • во-первых
  • во-вторых
  • в-третьих
  • в-четвертых

по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.)

неполные семьи

По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи:

  • студенческая семья (сейчас примерно в каждом третьем браке в Украине один из супругов — студент);
  • дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их нет).

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная ) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине.

Для традиционной семьи характерны

  • экономическая зависимость женщины от супруга;
  • функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена- хозяйка);
  • признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная семья. В ней сохраняются нетрадиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорскими, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Для семьи такого типа характерны:

  • справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);
  • обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
  • эмоциональная насыщенность отношений.

По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи :

во-вторых

в-третьих

в-четвертых

в-пятых , социально-неблагополучные семьи.

Анализ и характеристика типов семьи не исчерпывает их разновидности.

2. Функции семьи

Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная

Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.

Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо-культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма, в «пробирке», будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.

Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива? На это как раз и должна ответить социология семьи.

В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям (к ним, в частности, следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции).

Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность семьи в детях.

Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыхали досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению «Я» каждого, и др.- эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

Практические задания

Задание №1

Указать соответствие между понятиями и определениями:

1.Семья — общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей;

2. Полигамия — супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого;

3. Эгалитарная семья — семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно;

4. Брак — супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной; совокупность отношений между супругами, регулируемых официальными нормами;

5. Матриархатная семья — семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать;

6. Экзогамный брак предполагает, что партнеры принадлежат к двум различным социальным общностям

7. Патриархатная семья — семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец;

8. Моногамия — супружеский союз между партнером одного пола и одним партнером другого;

9. Эндогамный брак — брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты, одной веры и т.п.;

10. Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей и их детей;

11. Полиандрия — брак между одной женщиной и несколькими мужчинами

12. Полигиния — брак между одним мужчиной и несколькими женщинами

Задание №2

Антрополог Дж. Мэрток, собрав и проанализировав значительное количество этнографических и исторических данных, пришел к выводу, что из 250 примитивных обществ только в 43 существовала …, в 193 — преобладала …, и лишь в двух — …. Как Вы думаете, какая форма брака оказалась преобладающей, а какая наименее распространенной согласно исследованиям Дж. Мэртока?

Ответ:

моногамия

Таким образом можно сделать вывод, что преобладающей оказалась форма брака — полигиния ( брак между одним мужчиной и несколькими женщинами).

А наименее распространенной — полиандрия (брак между одной женщиной и несколькими мужчинами).

Заключение

Таким образом, семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным институтом человеческого общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак, то есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации: в зависимости от формы брака выделяются моногамная (муж и жена) и полигамная (муж имеет несколько жен) семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Одним из видов социальных ролей человека в обществе является семейная роль, эти роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

К функциям семьи как основного социального института относятся: функция сексуального регулирования, репродуктивная функция, функция социализации, функция эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная функция, экономическая функция.

Брачные отношения выступают как сложнейшая гамма отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Их нужно регулировать со стороны общества ввиду того, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, тоесть будущее самого общества и государства.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. В примитивных общественных отношениях, больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. В более развитом обществе, большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и сексуальные моменты. Об этом говорят мотивы вступления молодых людей в брак. Мотивами брачно-семейных отношений являются: социальные мотивы, психологические и экономические мотивы.

Современная семья переживает кризис, приведший к падению рождаемости, нестабильности семьи, росту количества разводов, росту количества бездетных семей, отказ от рождения единственного ребенка. Причины кризисного положения семей экономические и социальные. При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество (переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни).

В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне.

Репродуктивная функция семьи подвергнется серьезным изменениям, она будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества, потребность в качестве жизни. Упор будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.

В условиях модернизации института семьи в России имеется два варианта, либо: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода), либо модернизационный и сверхмодернизационный — западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов семейных структур).

При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой брак, партнерство вне брака и т.п. В этом контексте перемена проявляется в разрыве между брачными и семейными отношениями (пробные браки, семейные группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/semya-kak-obyekt-sotsiologii/

1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., дополн.и перераб. — М.: Центр, 2001. — 224 с.

2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Прокопова М.В. Основы социологии: Учебное пособие. — М.: Издательство РДЛ, 2006. — с. 129

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 2003.

5. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. — М., 2000.

6. Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003