Воображение — особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.
Д.И. Писарев писал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни».
Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся сведений. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека.
творческий воображение познание личностный
1. Теоретические аспекты изучения воображения
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Организация самостоятельной деятельности дошкольников в процессе лепки
... фотоснимки. Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются. Когда из различных лоскутков, дощечек, ниток, бумаги ребенок делает лодочку с парусом или ... формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Мы должны ...
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Воображение — не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе
Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало актуально.
Образы, которыми человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Значение воображения в творческой деятельности
... пассивным воображением. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения ...
Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением. Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение.
Виды воображения различаются по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзах и т. п.
Произвольное воображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя разные роли, именно в процессе игры требуется активная работа воображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствии с принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и сам сюжет игры.
Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены в определённых предметах культуры. Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей, схем, знаков и т.д.
Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка сигналов, символов, знаков.
Таким образом, воссоздающее воображение — это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.
Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни человека. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живым конкретным характером, эмоциональной насыщенностью. Однако, мечта полезна лишь тогда, когда она повседневно связывает желаемое будущее с настоящим, если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в фантазию.
Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга — гипоталамолимбической системе.
Человек в философии жизни
... Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание – как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь, которая в ...
Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идёт процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.
Вся дальнейшая деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Рассмотрим более подробно каждый.
Агглютинация — слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов, в один причудливый образ.
Акцентирование — выделение и подчёркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая — то одна часть становится доминирующей. Гиперболизация — преувеличение или преуменьшение предмета или его отдельных частей.
Реконструкция — создание целого образа по частям предмета.
Схематизация — сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
Типизация — выделение в одном образе черт разных объектов.
Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших:
- гностически-эвристическую -позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;
- защитную-позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);
- коммуникативную — предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;
- прогностическую — заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект.
2. Способы развития творческого воображения
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.
К наиболее общим рекомендациям специалистов можно отнести:
- накопление ярких образов путем вдумчивого общения с природой и фиксирования результатов наблюдений в словесной форме, в рисунках и поделках;
- попытку воображаемых «путешествий» по местам, скрытым схематичным изображением линий на карте;
внимательное чтение книг с «погружением» в подробности описаний внешности героев, интерьеров и
ландшафтов, с целенаправленным стремлением воссоздавать в воображении то, что описывают авторы;
- формирование воображения в играх: ролевых, со словами, с фантастическими предлагаемыми обстоятельствами.
3. Личностные особенности творческого человека
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого».
Театрализованная игра как средство развития творческих способностей ...
... понятия: «творческие способности», «компоненты театрализованной игры». 3. Определить условия организации театрализованных игр и особенности их проведения в ДОУ. 4. Провести диагностическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную ...
Гении «от бога» — Моцарты, Рафаэли, Пушкины— творят так, как поют птицы, — страстно, самозабвенно и в то же время естественно, непринужденно, играючи. Они, как правило, выделяются своими способностями с детских лет; судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути, и их обязательное трудолюбие сливается воедино со стихийным, непроизвольным творческим импульсом, составляющим самую основу их психической жизни. Огромная избыточность «специальных» способностей проявляется у них подчас на фоне сравнительно скромных волевых качеств.
У гениев «от себя» развитие медленное, иногда запоздалое, судьба обращается с ними довольно жестоко, порой даже зверски жестоко. Здесь фантастическое преодоление судьбы и преодоление самого себя. В исторической веренице выдающихся людей этого типа мы видим застенчивого, косноязычного Демосфе на, ставшего величайшим оратором Греции. В этом ряду, возможно, и наш гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность; здесь и Джек Лондон, с его обостренным до болезненности чувством собственного достоинства и настоящим культом самообладания и самоопределения; здесь и Ван Гог, и яростный Вагнер, овладевший нотным письмом лишь в двадцать лет.
Современная наука утверждает — потребность, за интересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в до бывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, без укоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.
Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или иного ребенка, с тем что бы составить для него индивидуальный график занятий, порекомендовать ему поступить в специальную школу и так далее?
Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность.
Главная особенность творческой личности — это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/razvitie-tvorcheskogo-voobrajeniya/
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.: Владос пресс, 2002. 374 с.
2. Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис, 2001. 352 с.
3. Боровик О.В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112 с.
Реферат психология человека воля к победе
... к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. Этим объясняется зафиксированный в психологии факт взаимосвязи мотивационно-смысловой сферы человека ... всеми другими сторонами психики человека: вниманием, мышлением, воображением, памятью, чувствами, темпераментом, способностями, характером. "Воля, - писал И.М. ...
4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ, Астрель, 2005. 672 с.