Психология и педагогика

В данной контрольной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Психология как наука. Объект и предмет психологии.

2. Структура психики.

3. Мышление и интеллект.

4. Методы педагогических воздействий на личность.

5. Образовательные технологии.

6. Функции и методы педагогики.

Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез.

При написании контрольной работы были использованы научные труды в области психологии и педагогики таких отечественных авторов как Столяренко Л. Д., Громкова М. Т., Сластенин В. А., и др.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. Окружающий нас мир не является случайным нагромождением разнообразных предметов и явлений, а представляет собой гармоничное и цельное мироздание, где все воспринимаемые и невоспринимаемые явления связаны закономерными связями и отношениями. Для того, чтобы познать цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Мыслить это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям.

Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность. В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются практические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое. Сорокун П.А. ?????? ??????????. — ?????: ????, 2005. — С. 139

Мышление и интеллект — близкие термины. Их родство становится еще ясное при переводе на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные различия интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается,- этим передается проблематика развития интеллекта.

Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие в нашем обыденном языке слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, более точно) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; обдумывание-процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» — здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллектуальный человек — это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — способность к мышлению. Мышление — процесс, в котором реализуется интеллект.

7 стр., 3364 слов

Исследование интеллекта у детей

... психологии принятие известного постановления "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936) привело к отказу от разработки методов диагностики интеллекта. Интеллект отождествлялся с мышлением, ... аффективной сферой (сферой желаний) ребенка. Для него ребенок - обособленное существо, которое ... презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и ...

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими и отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» — человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь глухой Бетховен или слепой Гомер рассматриваются нами как великие личности. Тот же, кто потерял разум, кажется нам пораженным в самой человеческой сути.

Прежде всего мышление рассматривается как вид познания. Познание с психологической точки зрения выступает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентаций, моделей, или образов.

Однако мышление — это еще не все познание. Познанием является, например, и восприятие, матрос, увидевший с мачты корабля на горизонте парусник, также создает репрезентацию увиденного. Однако эта репрезентация является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мышление определяется не просто как познание, а как специальное познание, «опосредованное и обобщенное». Ушаков, Д. В. Мышление и интеллект (Психология XXI века: Учебник для вузов / под ред. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — С. 293

Интеллект (лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интеллект — биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни (западная психология).

Интеллект — способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (материалистическое мировоззрение).

Многочисленные попытки дать определение интеллекту породили неоднозначность данного понятия, основанную на выделении тех или иных связей между духовным и материальным, идеальным и реальным, а также между психическими процессами мышления, памяти, восприятия, внимания. Однако все они сходятся на том, что интеллект — это способность функционирования человека в окружающем мире, а значит, способность:

  • адаптироваться к окружающей среде;
  • принимать правильные решения в разных ситуациях;
  • осознавать и решать возникающие проблемы;
  • делать правильный выбор;
  • использовать природный ум, достижения культуры (образованность), делать собственные открытия (креативность, способность к творчеству).

Так как интеллект, безусловно, высшая форма психической деятельности, целесообразно рассмотреть его структуру, включающую психические механизмы взаимодействия с окружающим миром: внимание, восприятие, память, мышление.

Категория «интеллект» одна из самых сложных, и потому существует множество ошибок в понимании, определении и представлениях об интеллекте. Наиболее типичные и распространенные из них следующие:

  • интеллект отождествляется с памятью. Хорошо организованная память позволяет быстро предъявлять нужную информацию, что, безусловно, связано с интеллектом, но не является его главным критерием;
  • интеллектуалы — «генераторы идей».

Это условие необходимое, но не достаточное. Умение идеей воспользоваться, реализовать ее в конкретных ситуациях — обязательный критерий интеллекта.

7 стр., 3221 слов

Педагогические способности

... 5). Рис.5. Классификация способностей 1.2 Взаимосвязь педагогических способностей с общими и специальными Общие способности человека - интеллект, склонность к творчеству. ... педагогических способностей следующие: 1. способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2. способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3. самостоятельный и творческий склад мышления; ...

Качество интеллектуальных способностей зависит от множества особенностей: внимания, восприятия, памяти, мышления, а также от их направленности на конкретные ситуации. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 92

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность :

  • убеждение;
  • упражнения и приучения;
  • обучение;
  • стимулирование;
  • контроль и оценка.

В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение — это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения.

Метод воздействия на личность — это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: высокий авторитет педагога; опора на жизненный опыт воспитанников; искренность, конкретность и доступность убеждения; сочетание убеждения и практического приучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; упражнение и приучение. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Упражнение — это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение — это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: 1) упражнения в полезной деятельности; 2) режимные упражнения; 3) специальные упражнения.

8 стр., 3605 слов

Психология педагогической деятельности

... деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие)». Педагогическая психология рассматривается как самостоятельная отрасль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию «конкретная деятельность», в ... в системе образования, Дж. Кэттелл (1890) в ... упражнений. Прагматическая функциональная психология У. Джемса (конец 19 - начало 20 в.) ... типичным методом ...

Упражнения в полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд. Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим, который приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности. Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

Обучение. Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на 1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования. Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Поощрение — это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Наказание — один из самых старейших методов воспитания. Наказание — это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Главное чувство наказанного — чувство отчужденности, отстраненности от других, от коллектива. Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения на нездоровой основе. Радугин А. А. Психология и педагогика. — М.: изд-во «Центр», 2005. — С. 215

12 стр., 5591 слов

Принципы и методы исследования современной психологии

... принципов и методов исследования современной психологии. Задачи: рассмотреть принципы и методы исследования психологии в зарубежной практике; изучить отечественные разработки принципов и методов исследования современной психологии; исследовать мировой опыт практики использования принципов и методов исследования современной психологии; изучить современные принципы и методы исследования современной ...

В контрольной работе были также рассмотрены методы воздействия на личность: убеждение, упражнения и приучения, обучение, стимулирование, контроль и оценка.

Образовательная технология (технология в сфере образования) — это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации и др.

1) Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов/ М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 415 с.

2) Дубровина, И. В. Психология/ И. В. Дубровина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

3) Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Кн.1.: Общие основы психологии. — 688с.

4) Радугин, А. А. Психология и педагогика/ А. А. Радугин. — М.: изд-во «Центр», 2005. — 256 с.

5) Рыжов, В. Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка [Электронный ресурс] / В. Рыжов; ИНИНФО-2006. — М., 2006. — Режим доступа:

6) Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

7) Смирнова, НВ. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога/Н. В. Смирнова. — М. : Социум, 1997. — 303 с.

8) Сорокун, П.А. Основы психологии/ П. А. Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005. — 312 с.

9) Столяренко, Л. Д. Основы психологии/ Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 2005. — 736 с.

10) Ушаков, Д. В. Мышление и интеллект (Психология XXI века: Учебник для вузов / под ред. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.