Особенности психологического возраста дошкольников

Для социальной возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребенка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.), при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности. Однако представляется весьма актуальным исследовать не только особенности познавательного и личностного развития ребенка, но и готовность ребенка дошкольника к обучению [35].

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие [16].

Важнейшей особенностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми.

Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.

23 стр., 11187 слов

Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельности

... категорий дошкольников (младшего и среднего возраста), что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое внимание уделяла на развитие звуковой культуре речи и обогащению ...

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми [16].

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Совpеменное начальное обучение пpедъявляет высокие тpебования к дошкольной подготовке детей. Hасыщенность учебных пpогpамм и высокий темп пpохождения матеpиала тpебуют, чтобы pебенок, поступающий в школу, уже владел элементаpными фоpмами учебной деятельности, знаниями и умениями, котоpые pаньше относились к собственно школьному обучению, имел высокий уpовень психического, социального и физиологического pазвития.

Вместе с тем, начало школьного обучения – это закономеpный этап в психическом pазвитии pебенка, каждый дошкольник, достигнув опpеделенного возpаста, становится школьником. Поэтому подготовка к систематическому школьному обучению должна стать одной из основных задач всех специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей дошкольного возpаста, главной целью учебно-воспитательной pаботы детских дошкольных учpеждений [12].

Таким обpазом, несфоpмиpованность учебной деятельности у детей, поступающих в школу, является одной из пpичин тpудностей в их обучении. Фоpмиpование готовности детей к учебной деятельности — одна из важнейших задач системы дошкольного обpазования.

Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К. Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р.Б., Мовкебаевой З.А., Асылхановой М.А. и др. психологов и педагогов.

Исследования психолого-педагогического характера, касающиеся развития личности на начальных этапах ее становления послужили труды таких ученых как Л.А.Венгер, Н.Е.Веракса, Л.С.Выготский, В.Г.Горецкий, Л.А.Григорович, А.Н.Давидчук, Т.Н.Доронова, О.М.Дьяченко, А.З.Зак, А.В.Запорожец, А.И.Иванов, Т.С.Комарова, С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддъяков, И.В.Смолярчук, С.М.Чурбанова, С.Г.Якобсон и др.

Целью нашего исследования является изучение особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста

В процессе исследования нами были выдвинуты такие з адачи :

1. изучить особенности л

6 стр., 2975 слов

Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте

... отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания. 3. Механизм детского словотворчества ... В период развития речи реб ... развитие ребенка влияют социальный и биологические факторы, развитие мышления и других психических процессов. На усвоение языка влияет социальная среда, речевая деятельность ...

2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей;

3. определить процесс новообразований поэтапного развития дошкольника;

Объект исследования:, Предмет исследования:

Изучение и психологическое развитие ребёнка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного отношения к учебе и школе.

Глава 1.Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности

1.1.Два возрастных периода в развитии ребенка

Говоря о развитии ребенка, обычно указывают на два возрастных периода, в которые происходят психологические изменения, решающие для формирования личности: во–первых, период дошкольного детства, во–вторых, период подросткового и начала юношеского возраста. Значение этих периодов в развитии личности отмечают крупнейшие представители отечественной и зарубежной педагогики и психологии.

Каждому из этих периодов, имеющих важнейшее значение в формировании личности ребенка, присущи свои особенности. Дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта – единство личности. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что период дошкольного детства есть период фактического складывания психологических механизмов личности, поэтому он так важен. (По материалам А. Н. Леонтьева.) Подростковый период – это период, для которого характерна начинающаяся активная работа над собой, это период формирования нравственного сознания, идеалов, период развития самосознания личности.[3]

Процесс фактического складывания психологических механизмов личности в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте складываются психологические механизмы личности, завязываются новые связи и отношения. По словам А. Н. Леонтьева, эти формирующиеся новые связи и отношения устанавливаются между отдельными процессами деятельности ребенка, причем эти отношения имеют особую природу. Они иные, чем те связи и отношения, которые характеризуют биологическое единство всякого индивида: они имеют социальную природу, могут образовываться только на основе развития жизни в общественных условиях, т. е. только у человека и лишь на определенном этапе развития, возникают и развиваются под влиянием воспитания.

Жизнь всякого индивидуума представляет собой связную систему процессов. Одни процессы деятельности закономерно сменяются другими, одни становятся преобладающими (доминирующими), другие – как бы отходят на второй план. В этом проявляется естественная смена потребностей организма, обусловленная его биологической организацией, естественной цикличностью его жизни. Такого рода смена потребностей и цикличность жизненных процессов отчетливо наблюдаются, например, у младенца.

Уже очень рано, еще на первом году жизни поведение ребенка начинает перестраиваться: у него появляется все большее число таких процессов поведения, которые обязаны своим возникновением тому, что его жизнь протекает в общественных условиях существования и под воспитательным влиянием окружающих людей. Ребенок усваивает человеческие, общественно выработанные способы действия с предметами, усваивает формы человеческого общения, начинает овладевать языком. У него формируются и новые специфически человеческие потребности, которые создаются всем образом его жизни с первых же дней существования. Он все более научается отвечать на требования взрослого: следовать его указанию, подчиняться запрещению, понимать похвалу, поощрение.

3 стр., 1453 слов

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

... детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: 1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; 2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в ...

К 2—3,5 годам ребенок проделывает в этом направлении огромный путь. Он не только свободно передвигается и правильно обращается со знакомыми и доступными ему предметами, он говорит и сознательно руководствуется тем, что видит и слышит от взрослых, проявляет и известную инициативу, самостоятельность, словом, его поведение характеризуется уже почти всеми психологическими чертами, которые присущи ребенку и на более поздних ступенях развития. Леонтьев А. Н. указывает, что существует одна важная особенность, которая качественно отличает поведение ребенка в возрасте до трех лет от поведения детей более старшего возраста. Особенность эта много раз описывалась в научной литературе по детской психологии и хорошо известна. Она проявляется в том, что ребенок преддошкольного возраста находится как бы во власти внешних впечатлений, поэтому его очень легко привлечь к чему–нибудь, но также легко и отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его очень просто утешить: для этого достаточно, например, взамен игрушки, которой он лишился, дать ему другую или вообще чем–нибудь занять его. Недаром говорят, что дети в этом возрасте «легко утешаются».

В самом деле, как часто приходится видеть, что не прошло и 2—3 мин после какой–нибудь перенесенной малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что показывают или рассказывают ему, только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явление: во внешних движениях, в порядке, так сказать, внешнего последействия эмоциональная реакция еще сохранялась, внутренне же, психологически, эмоция уже исчезла. Что кроется за этой особенностью детей преддошкольного возраста? Чем объясняется эта своеобразная внутренняя неустойчивость их поведения в целом? Как указывает А. Н. Леонтьев, психологический анализ такого рода фактов позволяет обнаружить некоторую общую причину, которая их объясняет. Дело в том, что само строение деятельности в этом возрасте обладает одной важной особенностью. Она состоит в следующем: хотя деятельность ребенка побуждается мотивами, отвечающими уже относительно очень развитым потребностям, и уже включает в себя сложные и многообразные сознательные целенаправленные процессы – сознательные действия, однако мотивы их еще внутренне не подчинены друг другу. Иначе говоря, между мотивами, побуждающими ребенка, не установились еще такие соотношения, при которых одни являются для него главными, более важными, другие – менее важными, второстепенными, а это значит, что не установились еще соответствующие соотношения между более важным и менее важным смыслом для ребенка различных явлений и видов его собственной деятельности.

14 стр., 6751 слов

Натюрморт, как средство развития художественно-изобразительных ...

... курсовой работы является натюрморт как средство развития изобразительных навыков. ПРЕДМЕТОМ изучения является методы формирования художественно - изобразительных умений у дошкольников. Цель работы - рассмотреть особенности формирования художественно - изобразительных навыков у детей ... собой довольно-таки сложный феномен. Тем не менее, его можно разбить на несколько небольших концепций, усвоение ...

Эти соотношения могут устанавливаться, но лишь извне, в ходе фактического развертывания его поведения и в результате прямого воспитательного воздействия взрослого. На этом этапе развития существуют внутренние связи, управляющие соотношением мотивов, но они еще остаются первичными, органическими по своей природе. Это связи естественных потребностей. Например, сильно проголодавшийся ребенок не на все, разумеется, будет реагировать с одинаковой готовностью, а ребенка, испытывающего потребность в сне, ничто по–настоящему не занимает, он капризничает. Поведение детей еще не образует сколько–нибудь развитой системы, определяемой такими соотношениями мотивов, которые являются уже соотношениями высшего типа, хотя сами по себе мотивы, побуждающие их деятельность, и являются по своей природе очень сложными, высоко развитыми. Поэтому ребенок 2—3 лет сознательно не может пожертвовать чем–нибудь привлекательным для него ради другого, еще более значимого; зато даже и сильное огорчение можно развеять у него каким–нибудь пустяком.[7]