Контрольная работа: Философия как наука

Ведение

Философия (от греч. Phileo — люблю и Sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).

Классическая форма — в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом — Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

1. Мировоззрение, его структура

Мировоззрение — система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения к миру, к себе. Наличие мировоззрения — показатель зрелости не только личности, но и социальной группы. Субъектом мировоззрения, является и личность, и социальная группа, и общество в целом. Мировоззрение определяется : историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство).

Структура мировоззрения:

1. знания

2. система ценностей

3. опыт.

На основании этого формируется поведение. Мировоззрение включает в себя проблемы:

1.Что есть мир? Сущность бытия, космоса. Кто сотворил? Есть ли начало? Есть ли границы?

8 стр., 3840 слов

Предмет философии. Философия и мировоззрение. Философия и наука

... место человека в нем. Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). Предметом философии, Философия и мировоззрение., Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии. Философия ...

2.Мир стабилен или развивается? Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком?

3. Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире?

4. Познаваемость мира.

5. Проблема бога, смысла жизни, личного бессмертия.

Всякое мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззрении включено волевое начало человека. Разум и воля – необходимые элементы человеческих убеждений. Мировоззрение зависит от бытия человека. Общественное сознание — отражение действительности. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций — возникают разные формы общественного сознания (нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).

Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);

— Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении присутствуют как интеллектуальный, так и эмоциональный опыт людей. Первый относят к миропониманию, второй – к мироощущению.

В мировоззрении следует выделить два важных момента: прежде всего оно многомерно, то есть формируется под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. Мировоззрение не сводимо просто к знаниям. Во-вторых, мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности.

Структура мировоззрения:

1) познавательно-информационный блок; т.е. в состав мировоззрения входят обобщенные знания (повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные).

Чем больше знаний – тем серьезнее опора для мировоззрения; непросвещенное сознание не может рационально обосновывать свои убеждения;

2) ценностно-идеологический блок. Содержит отношение людей к происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами и т.п. (добро-зло, красота-уродство);

3) поведенческий блок. О характере мировоззрения можно судить по поступкам;

4) блок веры. Диапазон веры широк – от практической, т.е. рациональной веры до религиозных верований. При этом существенна роль сомнений. Безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций – догматизм. Однако, возможна и противоположная крайность – скептицизм, утрата идеалов, неверие ни во что.

В мировоззрении различимы повседневно-практический и теорети-ческий уровни. Всякая личность обладает определенным мировоззрением, однако мировоззрение на бытовом уровне часто неполно, противоречиво, опирается в основном на веру и жизненный опыт. Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места человека в нем, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой.

6 стр., 2632 слов

Духовный мир человека

... данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности. 1. Понятие духовного мира личности Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека ...

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. С течением времени происходят изменения практически во всех сферах жизни. Мировоззрение также подвержено историческим изменениям. Оно чутко улавливает и отражает различные процессы, происходящие в обществе. В каждую историческую эпоху можно выделить основные преобладающие черты. Однако следует учитывать, что мировоззрение формируется в соз-нании конкретной личности и мировоззрение социальной группы и всего общества в целом формируется из его индивидуальных вариантов. Общественно-исторический характер мировоззрения проявляется в том, что общественное сознание во много формируется под влиянием общества в лице его наиболее ярких представителей – публицистов, писателей, деятелей науки и культуры. С другой стороны, несомненно существует историческая преемственность в развитии общественных взглядов.

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, прин-ципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Существует три типа мировоззрения :

1. Мифологический тип мировоззрения.

2. Религиозный тип мировоззрения.

3. Философский тип мировоззрения.

2. Истоки философского знания: миф, религия.

Мифология.

Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos — предание, сказание и logos-слово, понятие, учение).

В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы- эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли — анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

8 стр., 3687 слов

Картина мира и мировоззрение человека

... картину мира. Теоретические, а также и обыденные знания картины мира в мировоззрении всегда эмоционально «окрашены», переосмыслены, классифицированы. Картина мира – это совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, ... Вернадский и др.). Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, экономические, политические, правовые и ...

Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов — в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии — христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы — о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.

Религия

Религия (от лат. Religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхчувственный.

Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой

в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

Религия — сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

13 стр., 6066 слов

Философия как теория мира

... отличие религии от мифологии заключается в соблюдении культа. 3. Религия На базе мифологического сознания возникает религия -- вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиозного сознания в ... теориях было много фантазии и интуитивных догадок, впрочем, гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. ...

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

3. Объект и предмет философии

Многообразие мировоззренческих школ и направлений нашло свое отражение, прежде всего, в различном понимании предмета и важ­нейших вопросов (проблем) философии.

При всем многообразии исторических и современных представле­ний о предмете философии их можно, с известной долей условности, свести к тремосновным позициям. Коротко их охарактеризуем.

гносеологизаторскую

Наиболее последовательные позитивисты по­требовали полного изъятия аксиологических (оценочных) высказы­ваний из «строгой» и «нейтральной» десубъективированной филосо­фии. По их мнению, они лишены смыслового значения (не истин­ны, не ложны), в них отсутствует объективное содержание, так как они ничего не описывают и не могут быть подтверждены или опро­вергнуты прямым человеческим опытом. Если же вдруг оценочные понятия или суждения проникают в науку и философию, то необхо­димо применить соответствующие способы их устранения.

Определения философии и ее предмета остаются постоянным объектом дискуссии. До середины 80-х годов XX столетия соответ­ствующие представления в советской философской мысли отлича­лись явным уклоном в сторону гносеологизма и сциентизма. Правда, этот уклон никогда не был столь же последовательным, как, напри­мер, в аналитической (неопозитивистской) философии, поскольку мировоззренческая природа философии в большей или меньшей сте­пени всегда признавалась. Вместе с тем мировоззренческая компо­нента философского знания нередко уходила на второй план из-за переоценки «научной» составной. Так, уже в 90-х годах нашего сто­летия в учебных пособиях, монографиях читаем: «Философия — это наука»; «Наиболее перспективным представляется понимание философии как науки…» Соответственно «наиболее общим опре­делением является формула: «философия есть наука о формах всеобщего».

Некоторые из сторонников подобного понимания философии прямо квалифицируют свои представления в качестве «сциентистских». Специфику этого сциентизма З.А. Каменский усматривает в том, что последний «…не ориентирован исключительно на естествоз­нание, а науку как форму общественного сознания…». Из данного представления логически вытекает, что «… всякое подлинное фило­софствование является научным…». Вполне естественно, что «ни ре­лигиозная философия, ни художественное произведение в строгом смысле не могут быть подведены под статут науки…» и должны быть исключены из подлинной (т. е. научной) философии. Соответствен­но, подобная философия абсолютно рациональна, ибо, согласно ци­тируемому автору, «иррационального онтологического вообще не существует…». Спрашивается, что осталось бы от всей мировой философии, если подобные установки использовать в качестве современной бритвы Оккама?

8 стр., 3575 слов

Философия и ее предмет

... философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Всякая философия является мировоззрением -- совокупностью наиболее общих взглядов на мир и ...

аксиологиизаторскую

Поворот западной мысли в сторону сближения методов филосо­фии и искусства носит весьма неоднозначный характер, если учесть, что нередко он знаменует собой разрыв с традициями рационализма и научной объективности. Ибо философия здесь теряет свой статус теории и превращается в своеобразный синтез с преобладанием ми­фологических конструкций. Неудивительно, что многих мыслителей подобная иррационалистическая и антитеоретическая направленность не устраивает и, желая остаться в рамках рационального философ­ского мышления, они идут по несколько иному пути, сближая фило­софию не столько с искусством, сколько с эстетической теорией.

С этим явлением мы сталкиваемся не только в рамках экзистенци­ализма, но и многих других школ и направлений. Так, в учении од­ного из главных представителей франкфуртской школы неомарксиз­ма Т. Адорно именно эстетические понятия цементируют конструк­ции негативной диалектики и лежат в основе ее «не методологичес­кого метода», отказавшегося от аргументированного хода мысли, первоначала, системы, но пожелавшего остаться теорией и осуще­ствить ненасильственный понятийно-непонятийный синтез. В грани­цах подобного «не методологического метода» истина добывается не столько логикой познавательного, сколько образно-оценочного про­цесса, а эстетика (отнюдь не как теория искусства) превращается в универсальный эталон философского мышления. «Истина не дости­гается более в дискурсивной рефлексии, в рацио, но преимущественно в медиуме искусства… Эстетика в связи с этим не дисциплина внутри философии, но центр, соразмерный сущности». От эстетики, таким образом, ждут решения тех задач, которые ранее относили к компе­тенции философии. «Эстетика могла бы, следовательно, совершить то, что когда-то ожидалось от философии: освещение сущности или лучше несущности этого мира».

В конце концов, ущербность одностороннего гносеологизаторского и аксиологизаторского подходов была замечена самими представителями различных направлений современной западной философии и ныне наблюдается процесс своеобразной интеграции и преодоле­ние крайностей гносеологизаторства и аксиологизма. Именно из этой тенденции выросла третья точка зрения на предмет и сущность фи­лософии, которая стремится совместить воедино ее гносеологичес­кие (познавательные) и аксиологиические (оценочные) ориентации. В современной зарубежной философии «глобальный синтез» есте­ствознания и общественных наук, знаний и ценностей пытаются осуществить представители христианской теологии (в первую оче­редь неотомисты), а также западные школы марксизма (фрейдомарксизм и др.).

В марксистской философии с момента ее возникновения суще­ствовал сильный крен в сторону гносеологизаторства, что вырази­лось в отождествлении философии с классической научной дисцип­линой. Этому представлению соответствовали и господствовавшие в учебной и другой литературе формулировки предмета философии: философия есть наука о всеобщем (например, о всеобщем в системе «мир — человек» или абсолютном; о наиболее общих законах (за­кономерностях) природы, общества и мышления; или о наиболее общих законах материального мира; о соотношении бытия (мате­рии) и сознания. Было бы чрезмерно оптимистичным полагать, что гносеологизаторский подход в отечественной философии уже пре­одолен. Не случайно, в учебных пособиях 90-х годов для студентов читаем: «Все философские категории — гносеологические…».

7 стр., 3215 слов

Материализм и идеализм

... вопроса философии - о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора на науку , доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, ...

Так или иначе, но логически весь предмет философии (в марк­сизме-ленинизме) был сведен к общим законам. Между тем, во-первых, более фундаментальными составными теории, нежели за­коны, являются ее принципы; во-вторых, помимо тех и других есть еще и категории; в-третьих, полноценная философия с ее предме­том не может быть сведена к отражению гносеологических принци­пов, законов и категорий вместе взятых. Иначе вся философская си­стема превратится в рефлексию познавательной деятельности. В ре­зультате за ее границы была бы выведена аксиология (исторический материализм, социальная философия, социально-философская ант­ропология), в лучшем случае мир человеческих ценностей и оценок оказался бы растворенным в рамках гносеологии. Собственно, имен­но таким образом и представляют себе данную ситуацию сторонни­ки философии как науки, по словам которых «…аксиология носит подчиненный характер по отношению к гносеологии…». Нередко справедливо указывается на то, что «научное и ценностное знание присуще любой философской системе, но в разной пропор­ции», однако «ядро философии представляют онтология и гносеология…». Ситуация усложняется еще и произволом в употреблении термина «онтология». Соответственно, неадекватным образом пони­мается и гносеология, смысл которой сужается, а термин «онтоло­гический» наделяется значением, изъятым у термина «гносеологи­ческий». В результате онтологическое нередко понимается всего лишь как аспект внутри отношения, именуемого «гносеологическим».

При подобном подходе к истолкованию сущности философии в ней невозможно найти самостоятельное место аксиологии (теории оценки).

Поэтому те авторы работ, которые пытаются провести ли­нию гносеологизма последовательно, стремятся либо вообще вывес­ти аксиологию (социальную философию, исторический материализм, социальную антропологию) за рамки философии, либо в лучшем случае растворить ее в содержании теории познания. Тем более дале­ко за границами философии оказываются эстетика и этика, которые традиционно входили в сферу философского мышления, что оказы­вается неприемлемым для современных пангносеологов ввиду аксиологической сущности этих учений.

теоретическая

Все больше исследователей усматривает предмет философии во всеобщих, или универсальных, субъект-объектных связях (отноше­ниях).

В литературе последних лет выделяется, как правило, от двух до четырех, а иногда и более универсальных типов отношения человека к миру и к самому себе, а именно: онтологическое, гносеологи­ческое (или познавательное), аксиологическое, праксиологическое (практическое).

Их пытаются связать с основным вопросом филосо­фии (гносеологии).

В результате вместо привычных двух сторон про­блемы взаимосвязи бытия и мышления число этих «сторон» возрос­ло уже до четырех. Согласно мнению авторов, они дают ответы на следующие вопросы: что первично-вторично; познаваем ли мир; це­нен ли мир; преобразуем ли мир? К этому следует добавить не получившее поддержку предложение о выделении еще социоло­гической и психологической сторон основного вопроса философии. Налицо, таким образом, определенная тенденция, требующая теоретического осмысления, поскольку она касается понимания са­мой сущности предмета, структуры и функций теоретической фило­софии.

18 стр., 8613 слов

Основные направления философии

... вопроса является позиция материалистов. Материализм (от лат. materialisis - вещественный) -одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности ... аспект); познаваем ли мир? (гносеологический аспект); В истории философии сформировались два возможных противоположных решения названного вопроса: материализм и идеализм. Материалисты исходят из ...

Основной вопрос философии – отношение духовного и материального. Он имеет антологическую и гносеологическую стороны. При его решении философы подразделяются на философские направления: материализм, идеализм, дуализм, гносеологический оптимизм и агностицизм.

Существует три позиции решения онтологической проблемы:

1. Идеализм – это направление философии, которое считает идеальное сознание первичным по отношению к материальному сознанию.

2. Материализм – это направление философии, которое считает материальное сознание первичным по отношению к идеальному сознанию.

3. Дуализм (эклектика) – направление философии, в котором признаётся параллельность обоих начал: и материализма, и идеализма.

Идеализм существует в двух формах:

1. Объективный идеализм. Это такое направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание.

2. Субъективный идеализм. В этом направлении философии считается первичным сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека.

Существует три формы материализма :

1. Наивный стихийный материализм античного мира .

Это не подтверждённые никакими научными доказательствами гениальные догадки.

2. Метафизический материализм XVII-XVIII веков.

3. Диалектический материализм.

Существует три точки зрения на познаваемость мира:

1. Агностицизм (проблема знаний).

Этой позиции придерживаются философы, которые считают, что мир принципиально непознаваем.

2. Оптимизм. Признание возможности познания мира.

3. Скептицизм. Философы-скептики признают возможность познания мира, но сомневаются в правильности этого познания.

Заключение

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/po-filosofii-v-videa/

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат,1989. — с. 367

2. В. Г. Афанасьев. Основы философских знаний.— М.: Изд-во ” Мысль ”, 1986. — с. 399

12 стр., 5813 слов

Философия объективного идеализма Г. Гегеля (1770–1831)

... нематериальная сила, принадлежащая идеальному миру. В этом сущность объективного идеализма философии Гегеля. Если бы этим исчерпывалась философия Гегеля, она бы была только мистической. Заслуга Гегеля заключается в том, что ... в подробностях схватывает эту взаимосвязь конечного и бесконечного. В создании своей философской системы он исходит из самой простой категории, без которой нельзя приступить к ...

3. Вернадский В.И. Научное мировоззрение.

4. М.Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. — N8.

5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М.,1990.

6. Предмет философии и система философского знания. Тезисы межвузовской региональной конференции. – Челябинск, 1981. – С. 39-42.

7. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. — К.: 1993.