Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского и его практическая деятельность в области дошкольного образования

Основная идея, которая пронизывает организацию, все направления воспитательно-образовательной работы детских приютов, заключается в том, чтобы детский приют был учреждением «в некотором смысле заменяющим детям его семейство». По «Наказу лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» основным принципом организации жизни в детском приюте был принцип семейной организации, определяющий нежную заботу смотрительниц и индивидуальный подход ее к разным детям.

Скорее всего, принцип семейной организации жизни в приютах был внесен В.Ф. Одоевским не случайно. Исследователи жизни и творчества В.Ф. Одоевского отмечают, что неприятные воспоминания своего детства наложили отпечаток и на литературную, и на его педагогическую деятельность. В своем студенческом дневнике он с горечью пишет: «Я никогда не наслаждался семейным счастьем». И это действительно так: после смерти отца В.Ф. Одоевский жил и воспитывался у родственников, так как мать вышла замуж во второй раз и не уделяла внимания сыну; с 12-ти лет он учился в Московском университетском благородном пансионе. Вот поэтому он и стремился, чтобы в приютах была теплая семейная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя там уверено и уютно, а вечером возвращался в семью.

Анализ архивных документов свидетельствует о серьезном отношении В.Ф. Одоевского к содержанию обучения детей в приютах, что также явилось важным условием их распространения. Согласно «Положению», в приютах дети обучались закону Божьему, чтению, письму, арифметике, упражнению на счетах, хоровому пению и рукоделию. Первоначально всю воспитательно-образовательную работу в приюте осуществляла смотрительница, позже для проведения занятий с детьми в приюты приглашались учителя пения, арифметики, русского языка.

Рукоделие занимало важное место в режиме дня детских приютов: девочек, как правило, учили шить, вышивать, а мальчики занимались столярным и плотническим делом.

С первых же дней работы Комитет попечительства детских приютов не испытывал недостаток в методических и учебных пособиях. В.Ф. Одоевский написал ряд методических рекомендаций для работы с детьми в приютах: «Азбука для употребления в детских приютах», «Евангельские притчи», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» и др. В статье «Опыт педагогических способах при первоначальном образовании детей» он теоретически обосновал задачи, содержание, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста. Волновала В.Ф. Одоевского и проблема переходных заведений, где бы дети, выходящие из приюта до поступления их в обыкновенные училища, могли получить образование. Вопрос о переходных заведениях постоянно обсуждался на заседаниях Комитета. С этой целью Комитет способствовал помещению девочек в школу женского Патриотического общества. Лучших оставляли помощницами смотрительниц и некоторые (их буквально единицы) продолжали образование в местной Мариинской гимназии за счет попечителей. Мальчики определялись в разные учебные заведения по мере возможности и посредством частного содействия лиц, принадлежащих к ведомству приютов. Как правило, их определяли «к разным мастеровым, коих занятия сообразны с 10-летним возрастом дитяти». К сожалению, эта проблема полностью так и не была решена в годы правления В.Ф. Одоевского.

10 стр., 4791 слов

Курсовая работа профилактика детских неврозов

... модуса жизни может оказаться неблагоприятной. Вот в этих случаях и может возникнуть нервный срыв, или невроз. ... значительной степени овладевает навыками поведения в коллективе. Детская непосредственность отчасти умеряется нарождающимися правильными представлениями об ... лет. Эти периоды не без основания называют критическими. Работа головного мозга представляет собой сложное соотношение двух ...

Прошение об увольнении его от занимаемой должности В.Ф. Одоевский представил в комитет 24 декабря 1841 г. В прошении отмечено, что князь Одоевский покидает этот пост по состоянию здоровья. Как отмечают исследователи жизни В.Ф. Одоевского, у него действительно было очень слабое здоровье. Комитет выразил «кн. Одоевскому полную признательность свою, за постоянные полезные и усердные труды в течение около 3-х лет». За свой труд он был награжден орденом св. Станислава 2 степени и удостоен значительной денежной награды. На должность правителя дел Комитета попечительства детских приютов был назначен статский советник А.П. Башуцкий».

За столь короткий срок В.Ф. Одоевский успел многое сделать по устройству и организации режима работы детских приютов. В годы правления В.Ф. Одоевским были заложены главные основы управления приютами в России, были определены основные направления работы приютов, цели, принципы и содержание образования; утверждены правила внутреннего распорядка.

Необходимо отметить, что мысль о детских приютах не покидала В.Ф.Одоевского все последующие периоды его жизни. В 1844 г. Ученый Комитет принял мнение В.Ф. Одоевского за основу для составления проекта «Положения о сельских детских приютах». В результате были объявлены дополнительные параграфы к «Положению о детских приютах» (от 1839 г.), касающиеся организации сельских детских приютов. Журнал Министерства государственных имуществ информировал об организации сельских приютов: в 1849 г. в местечке Немирове Брацлавского уезда Подольской губернии открыт деревенский приют на 50 крестьянских детей. Сельскохозяйственные сиротские приюты называли жеденевскими — по имени организатора и активного пропагандиста А. Жеденева.

В 1849 г., находясь в должности председателя «Общества посещения бедных», В.Ф. Одоевский устроил для малолетних детей двух квартир, родители которых умерли от холеры, школу, которая просуществовала до 1853 г., воспитательно-образовательная работа в ней была сходна с приютами.

12 стр., 5830 слов

Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

... детские дома, приюты и т.д. Цель исследования: изучение разновидностей форм устройства детей, анализ, сравнение, изучение правовых основ. Задачи исследования: раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, ...

В исследовании И.В. Чувашева отмечается, что воспитательно- образовательная работа во многих детских приютах была далека от идей, изложенных В.Ф. Одоевским в специальных документах, на основе которых были созданы эти учреждения. Режим жизни детей «приближался к казарменному порядку, детские игры были редким явлением». Дети росли неразвитыми в умственном отношении, болезненными. По его мнению, в приютах внимание обращалось главным образом на внешний порядок: показная чистота, тишина. Все это делалось лишь для того, чтобы блеснуть перед начальством, знатными благотворителями.

В основу деятельности детских приютов первой половины XIX в., организованных В.Ф. Одоевским, были положены ценные по тому времени положения:

  • санитарно-гигиенические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы приютов;
  • четкость в распределении обязанностей среди персонала детских приютов;
  • взаимосвязь образовательных и воспитательных задач детских приютов;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотрительницы всячески заботились о детях. Смотрительниц следовало назначать в первую очередь из числа — окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать главное внимание на их нравственно-религиозные качества, педагогические склонности, на то, чтобы они любили детей. Пример поведения смотрительницы Одоевский считал важнейшим средством нравственного воспитания детей. “Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, но никогда в приюте дитя не должно быть наказано телесно”.

Работа многих детских приютов в действительности была далека от идей Одоевского. Занятия проводились однообразно, режим жизни детей приближался к казарменному, игры были редким явлением. Внимание обращалось главным образом на религиозное воспитание и внешний порядок, на занятия детей рукоделием и ремеслами.

После отстранения В. Ф. Одоевского в 1841 г. от должности правителя дел Комитета его идеи, положенные в основу работы созданных им учреждений, уступили место методам официальной педагогики николаевского времени, ценившей более всего муштру и зубрежку.

Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского

Деятельность В. Ф. Одоевского по руководству приютами давала ему богатый материал для изучения психологии детей, для теоретических обобщений по принципиальным вопросам педагогики, побуждала его к глубокому изучению педагогических трудов зарубежных и русских педагогов.

В. Ф. Одоевский стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Он считал, что “способы усовершенствования педагогики зависят, во-первых, от общего усовершенствования всей области наук, во-вторых, от положительных наблюдений над процессом умственного развития человека почти с его рождения”. Он находил, что рационально поставленные объективные наблюдения над детьми помогут родителям и воспитателям открыть способы развития “духовного снаряда ребенка”— его мыслительных способностей и пути их совершенствования. Он призывал русских образованных матерей вести дневники наблюдений за детьми, которые могли бы дать ценный материал для педагогических выводов и построения теории воспитания.

55 стр., 27352 слов

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...

... особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов ...

В. Ф. Одоевский, признавая, что у каждого ребенка имеются индивидуальные задатки, которые педагогу необходимо учитывать, преувеличивал роль природной конституции и преуменьшал роль воспитания, полагая, что оно “развивает то, что есть”, что воспитанию дано лишь “усовершенствовать, что юноше дано провидением”.

Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего Возраста. Этот путь — приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), полагал Одоевский, должны, прежде всего, укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения.

В. Ф. Одоевский писал: “Занимайтесь или не занимайтесь ребенком, учите его или не учите, но с 4 лет он уже воспитывается, если не вами, то самим собой и всем его окружающим, словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него”.

Давно установлено, что дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются впечатлительностью и восприимчивостью, но некоторые педагоги, указывал В. Ф. Одоевский, сделали из этого неправильные выводы. Одни, считая маленьких детей за взрослых, стали рано обучать их, как в школе, отдельным учебным предметам. “Результат был тот, что вся эта ранняя наука была бесплодна, что ребенок не поднимал тяжести, на него налагаемой, что, помимо этого официального воспитания, он снова воспитывался сам собою, незаметными для воспитателя обстоятельствами, с той разницей, что теперь он получал… отвращение к науке”. Другие педагоги, заметив нелепость этого. Направления, впали в другую крайность — стремились “обращать науку в забаву и получили неприемлемый результат. “Снова ребенок, помимо официального воспитания, воспитывался сам собою, т. е. употреблял свой снаряд совсем над иными предметами, на случай, без всякого рационального последования и издерживая без пользы свои способности и время”. Отвергнув эти крайности, Одоевский считал, что, обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должно быть занимательным, привлекательным, интересным, но вместе с тем не развлечением — или забавой. Оно должно быть по-своему систематическим, воспитывать у детей волю к преодолению трудностей, приучать их к умственному труду. Наиболее ценным методом для развития умственных сил детей, в период так называемого доучилищного обучения Одоевский считал беседу или “разговоры с детьми”, в процессе которых воспитатели помогают детям сделать их представления ясными, отчетливыми. Он дал ценные советы и методические указания для родителей и наставников по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Одоевский высоко оценивал умение педагога разговаривать с детьми, отмечал огромное влияние его слова на развитие самостоятельности мышления детей… Он писал: “Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания… Живое слово может произвести могучее действие на все внутреннее развитие ребенка… Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи или взгляд ложный и превратный”.

5 стр., 2125 слов

Идеологические основы создания системы общественного дошкольного воспитания

... внимание вопросам дошкольного воспитания детей. Институт дошкольного образования - это социальный институт, целенаправленно созданный и существующий для обеспечения образования детей дошкольного возраста. История дошкольного образования прошла ... деятель. Воспитательные заведения открывались на основе составленного при участии Одоевского «Положения о детских приютах» (1839 г.), к которому он ...

В. Ф. Одоевский создал особую “детскую науку”, т. е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий и руководств. В ряду этих работ Одоевского первое место занимает не законченное изданием сочинение “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея”, написанная на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов, более чем десятилетних наблюдений за обучением детей и своих практических занятий с ними. Из этого оригинального труда была опубликована лишь часть, раскрывающая психолого-педагогические основы первоначального воспитания и обучения детей,— статья “Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей”. “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея делилась на две части: книга для учителя (включала 182 вопроса) и книга для ученика, в которой давались ответы на вопросы в виде рассказов.

Занятия по книжке “Наука до науки» были направлены не столько на приобретение детьми новых знаний, сколько на осознание ими того, что они бессознательно уже приобрели сами.

Особого внимания заслуживает входящий в эту книгу “Вопросник”, имевший целью не столько учить ученика, сколько развивать его умственные способности, укреплять его “духовный снаряд”. Однако Одоевский не отрицал необходимости для родителей и наставников заниматься передачей детям доступных им знаний, расширять и уточнять круг детских представлений и понятий.

В. Ф. Одоевский был выдающимся русским педагогом, внесшим значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, являлись как бы связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины XIX в. с исканиями педагогов шестидесятых годов XIX в.

Теоретические работы В.Ф. Одоевского посвященные обучению детей дошкольного возраста (от 4 до 6 и старше)

В 30 – 40-х годах XIX века В.Ф. Одоевский стал широко известен, прежде всего, как организатор и теоретик дошкольного образования.

С именем В.Ф. Одоевского связывается организация детских приютов для приходящих детей в Петербурге и в других городах России. Как организатор этих учреждений В.Ф. Одоевский написал целый ряд сочинений, предназначенных для детей дошкольного возраста и для их воспитателей: «Сказки и другие произведения для детей дедушки Иринея», «Азбуку для употребления в детских приютах», «Науку до науки. Книжку дедушки Иринея», «Руководство для гувернанток» Поэтому главная задача в деле духовно-нравственного воспитания детей, по мнению Одоевского, состоит в том, чтобы помочь ребенку самому осознать существование в себе нравственных чувств, «заставить заговорить те стихии духовные, с которыми мы родимся, которые даже в грудном младенце проявляются в виде бессознательных побуждений навести ученика на ту дорогу, по которой он от бессознательных понятий может постепенно дойти до сознательных; то, что неопределенно представляется его душе, выразить определенным словом и связать то, что детскому уму представляется разрозненным, не имеющим между собою никакого отношения».