Интеллект
Интеллект ( перевод на латинский язык греческого понятия «нус» ум), (лат. Intellectus — понимание, познание) — комплексное, синтетическое понятие, объединяющее способность человека к восприятию, сужению, умозаключению, накоплению знаний и их практическому применению, аптации к новой ситуации. Для оценки интеллекта в норме и патологии нередко используют схемы структуры интеллекта. В психиатрии наиболее известна схема структуры интеллекта по Jaspers (1913), которая используется для систематики синдромов слабоумия. По Jaspers различают предпосылки интеллекта, собственно интеллект и психический инвентарь .
Предпосылки интеллекта
Собственно интеллект
Психический инвентарь
способности
высший
Говоря об индивидуальности интеллекта А. А. Меграбян выделяет следующие его свойства :
Л о г и ч н о с т ь —
Д о к а з а т е л ь н о с т ь —
Т е м п —
Ц е л е н а п р а в л е н о с т ь —
Г и б к о с т ь и п о д в и ж н о с т ь —
Э к о н о м и ч н о с т ь —
Ш и р о т а —
Г л у б и н а —
К р и т и ч н о с т ь —
С а м о с т о я т е л ь н о с т ь —
Л ю б о з н а т е л ь н о с т ь —
П ы т л и в о с т ь —
Н а х о д ч и в о с т ь —
О с т р о у м и е —
О р и г и н а л ь н о с т ь —
П р о д у к т и в н о с т ь —
При попытке выразить уровень развития интеллекта, мыслительной деятельности в усредненных статистических показателях используют интеллектуальный коэффициент (IQ) с помощью специальных психологических тестов (Векслера, Равена) : 100 % — средний интеллект. Уровень интеллекта колеблется в широких пределах : от состояния гениальности до состояния слабоумия. Особенные трудности возникают при оценке интеллектуального уровня некоторых лиц, как бы находящихся на грани между нормой и патологией. Некоторые психиатры в таких случаях говорят о физиологической глупости. В некоторых случаях разновидностью такой глупости является «салонное слабоумие» (E. Bleuler), при котором внешне хорошая, нередко построенная на шаблонах речь и усвоенные манеры маскируют невысокий интеллектуальный уровень. П.Б. Ганушкин, при анализе статистики психопатий выделяет группу конституционально глупых, к этой группе причисляются люди врожденно ограниченные, от рождения неумные. Они приспосабливаются к жизни лишь в рамках привычного домашнего обихода. В эту же группу Ганушкин относит и примитивных людей, лишенных духовных запросов, но хорошо справляющихся с какой-нибудь несложной практической деятельностью. Иногда конституционально глупые обладают хорошим умением, легко овладевают трудовыми навыками, т.е. они умеют больше, чем знают. Такие люди нередко хорошо приспосабливаются к жизни.
Искусственный интеллект
... систему. Кроме того, только на этом пути проявятся перечисленн ые выше признаки интеллектуальной деятельности (накопление опыта, адаптация и т. д.). Методы и средства искусственного интеллекта Искусственный интеллект как наука существует ...
врожденный
олигофрения
олигофрения делится на
Дебильность
Имбецильность
Идиотию.
Дебильность
(лат. debilis — слабый, неспособный) — легкая степень олигофрении (IQ — 50-70).
В первую очередь страдает абстрактно-логическое мышление с сохранением конкретно-образного и наглядно-действенного. Суждения характеризуется примитивностью, конкретностью, невысоким уровнем отвлечения и обобщения. Свойствена также замедленность и непрочность процессов запоминания. Особенно страдает логическое, опосредованное запоминание, т.е. высший уровень памяти, в то время как механическая память может быть сохранной и даже гипертрофированно развитой. Активный словарный запас обеднен, изобилует штампами, обеднен прилагательными, союзами, предлогами. Может отмечаться высокий уровень механической экспрессивной речи, обилие сложных житейских оборотов «штампованного» характера, недетских выражений (гидроцефалия).
В эмоциональной сфере преобладают непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент. Волевая деятельность характеризуется слабостью побуждений и инициативы, недостаточностью самостоятельности. Характерна повышенная внушаемость, отсутствие критики к своим поступкам.
легкую, умеренную и выраженную
Имбецильность, Имбецильность
Идиотия (греч. idioteia — невежество) — наиболее тяжелая форма умственного недоразвития (IQ менее 20).
Практически совершенно отсутствуют речь, психические реакции, не вырабатываются элементарные навыки. Дети издают отдельные звуки, ходьба развивается очень поздно и носит грубодефективный характер. Движения неуклюжи, некоординированы, часты двигательные стереотипы : монотонное равномерное раскачивание туловища взад и вперед, стереотипные движения из стороны в сторону нижней челюстью, кивательные движения головой, переминание с ноги на ногу. Статические и локомоторные функции грубо недоразвиты, многие не умеют стоять и ходить, передвигаются только ползком. Эмоциональные реакции крайне примитивны, они не умеют плакать или смеяться, не могут радоваться, легко дают состояние психомоторного возбуждения с элементом ярости, агрессии или аутоагрессии (царапают себя, кусают, наносят удары).
Часто наблюдаются повышение и извращение влечений, довольно часто понижение всех видов чувствительности, в том числе и болевой : они никак не реагируют на повреждения, не испытывают беспокойства от мокрого белья. Не приобретают никаких навыков самообслуживания: не могут одеться или раздеться, пользоваться ложкой, неопрятны во время мочеиспускания и дефекации. При глубокой идиотии не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного, все тянут в рот, поедают нечистоты, сосут одежду, пальцы рук и ног, не имеют представления о глубине и высоте. Их жизнь проекает на безусловнорефлекторном и инстинктивном уровне. Они нуждаются в постоянном надзоре и уходе. Лишь при средней и легкой идиотии имеются некоторые проявления познавательной деятельности: понимают, что нельзя трогать пламя, опускать руку в кипяток. Способны различать окружающих, привязываться к ним, проявлять радость при их появлении. Могут издавать членораздельные звуки, запоминать отдельные слова, обычно из повседневного обихода. При этом отмечаются разного рода дефекты произношения: гнусавость, шепелявость, пропуски слов.
Понятие и причины олигофрении
... по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия). 1.2 Степени олигофрении Идиотия Имбецильность Дебильность 1.3 Диагностика и лечение Диагноз. Олигофрению ... и специальной психологии. Важнейшим ... олигофрения дебильность хромосомный наследование 2. Олигофрения - клиническая форма умственной отсталости Олигофрения представляет собой особую клиническую форму ...
Существуют и другие классификации олигофрении. Независмо от степени выраженности психического недоразвития олигофрении по клаcсификации Д.Н. Исаева (1982) делятся еще на такие формы, как
Астеническая
Атоническая
Дисфорическая
Стеническая
астенической
Атоническая
Дисфорическая
Стеническая
двухэтапная классификация
(наследственные и семейные формы олигофрений)
энбриопа тии
3. Повреждение ЦНС во время родов и в первые месяцы или годы жизни. Дальнейшая группировка олигофрений производится в соответсвии с качеством вредности и по глубине интеллектуального дифекта. В МКБ-10 умственная отсталость классифицируется в рубрике F 70-79. В основе — глубина интеллектуального дефекта.
легкая умственная отсталость
дебильность
умеренная
имбецильность
идиотия
Наша задача не только констатировать глубину дефекта, но и понять этиологический фактор, ибо из этого следует прогноз и лечебно-профи лактические мероприятия.
Итак, олигофрении с уже изученной этиологией можно подразделить на следующие большие группы :
Олигофрении вследствии наследственных (генных и хромосомных) заболеваний
Олигофрении вследствие воздействия различных вредностей (инфекции, интоксикации и т.д.) в период внутриутробного развития
Олигофрении, вызванные воздействием различных вредностей в перинатальном периоде и в первые месяцы и годы жизни (родовая асфиксия, травма, инфекция)
IV. Олигофрении, являющиеся следствием отрицательных психосоциальных влияний
Олигофрении, вследствии наследственных ( генных и хромосомных ) заболеваний, Эти формы олигофрений обусловлены
Олигофрении при хромосомных болезнях (обусловленные аномали ями аутосом)
а)
ограничен только средней частью. Зубы часто растут неправильно. Язык большой и изрезан щелями, как правило, не помещается во рту. Конечности короче, чем в норме (акромикрия).
Кисти рук расплющены, пальцы короткие, мизинец — кривой. По середине ладони проходит поперечная прямая складка. Чаще, чем в норме, встречается spina bifida. Возможен гипотиреоз, у 1/5 — 1/3 больных — врожденные дефекты сердца. Среди больных 71% — имбецильность, 24% — идиотия, 5% — дебильность. У пациентов тугоподвижное мышление, лучшая, механическая память. Их эмоции относительно сохранены. Они дифференцируют отношение к себе окружающих, приветливы, ласковы, обидчивы. У большинства из них отмечается эйфорическая окраска настроения, благожелательность, дружелюбность и повышенная подвижность.
б ) Истинная микроцефалия — наследуется по доминатному, аутосомно-рецесивному и сцепленному с полом типу. Клиника характеризуется малыми размерами черепа, диспропорциональной мозговой и лицевой частью, низким лбом, усиленным развитием лобных дуг. Психическое недоразвитие достигает глубоких степеней ( имбецильности и идиотии).
Умственная отсталость и наследственность статья (психология)
... олигофрении на идиотию, имбецильность и дебильность в МКБ-10 выделяется 4 степени умственной отсталости: Разделение олигофрений по степени задержки интеллектуального развития ... 2. Генетические формы умственной отсталости. хромосомные формы Синдромы с множественными конгенитальными аномалиями и умственной отсталостью - ... определенных наследственных болезней и их генетики. Наряду с этим были предприняты ...
Значительно лучше познавательной развита эмоциональная сфера: достаточная приветливость, адекватное реагирование на радостные и печальные события.
в)
Олигофрении при аномалиях половых хромосом
а) Синдром Шерешевского — Тернера . Происхождение связано с отсутствием половой хромосомы 45Х. Низкий рост, половой инфантилизм, первичная аменорея, гипоплазия матки, отсутствие молочных желез, имеется крогловидная кожная складка, идущая от затылка к надплечьям, часты нарушения развития ССС. Психическая отсталость отмечена только у части больных. Характерен психический инфантилизм, безинициативность, астения, сенситивность, легко развиваются психогенные реакции.
б)
в)
г)
1-ый тип — высокий рост, истерические черты, недоразвитие наружных половых органов, бесплодие.
2-ой тип — евнуховидные пропорции и гинекомастия.
Реже встречаются варианты 48ХХХУ и 49ХХХХУ, а также варианты с дополнительной У хромосомой 48ХХУУ. Как правило, степень интеллектуального недоразвития выражена тем глубже, чем больше дополнительных хромосом в кариотипе.
д)
Метаболические олигофрении
а)
- фениллировиноградная олигофрения (болезнь Феллинга)
- лейциноз — «болезнь кленового листа»
- болезнь Гартнепа, или «Н» болезнь
— цибрилилинурия
— галактоземия
— амавротическая семейная идиотия
— гликогеноз, или синдром Гирке
— идиопатическая гипогликемия
— фруктозурия
- сукрозурия
- гиперкальциемия
- гипопаратиреоз и многие другие
фенилаланина
б)
- гаргоилизм (мукополисахаридоз)
- синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля
Гаргоилизм — группа наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена мукополисахаридов, необходимых для нормального функционирования соединительной ткани : мукополисахаридоз бывает 7-ми типов. Основные симптомы: глубокая умственная отсталость, кожа утолщена, инфильтрирована, неэластична. Обращают на себя внимание своей внешностью : неправильным строением лица с явлениями акромегалии, неправильной формой ушей, зубов, носа, рта, большим, вываливающимся изо рта языком, огромной головой при карликовом росте. Туловище короткое, позвоночник искривлен, почти всегда имеется пупочная грыжа, могут быть врожденные пороки сердца, отмечаются пора- жения печени, селезенки, почек, недостаточность функции щитовидной железы, в 75% случаев наблюдается катаракта. Диагноз устанавливают на основании характерной клинической картины, данных биохимических исследований (определение содержания мукополисахаридов).
Авторы: ведущий научный сотрудник лаборатории медицинской генетики ...
... в этиологию олигофрении. Идиопатическая умственная отсталость. Генные мутации, основные синдромы. Хромосомные и геномные мутации, примеры частых синдромов. Микроделеционные синдромы. Болезни экспансии тринуклеотидных повторов, синдром Мартина-Белла. Врожденные пороки развития и эмбриофетопатии. ...
Синдром Морфана в большинстве случаев представлен триадой — аномалией развития глаз, костно-мышечного и сердечно-сосудистой системы. Больные (женского и мужского пола) — высокого роста, астенического телосложения, с истонченным костным скелетом и слабо выраженной мышечной системой. Другое название болезни — «арахнодактилия» (паукообразные пальцы).Кифоз, сколиоз, разболтанность суставов. Глаза : эктопсия хрусталика, катаракта, колобома радужной оболочки. ССС: дефекты перегородок и клапанов, аневризма аорты, аномалии строения легких, почек и других внутренних органов. Психическое недоразвитие может достигать имбецильности, но не является обязательным признаком заболевания. У многих нормальное психическое развитие (страдают только предпосылки интеллекта).
Патогенез — системное поражение соединительной ткани с нарушением строения коллагена и эластичных волокон.
Синдром Лоуренса — Муна — Бард — Бидля — сочетание умственной недостаточности +пигметной регинопатией+ полидактимией+ожирение + гипогенитализмом + спастической параплегией.
в)
Черепно-мозговой синдром Крузона — снижение интеллекта сочетается с характерным видом черепа и лица : конической, башенной и шарообразной формой головы, экзофтальмом и расходящимся косоглазием, имеется снижение слуха, зрения, обоняния (черепно-мозговой дизостоз).
Акроцефалосиндактилический синдром Апера — умственная недостаточность + уродство черепа+синдактилия пальцев рук и ног.
Эмбрио — и фетопатии
1. Олигофрении, обусловленные коревой краснухой, перенесенной матерью в период беременности (рубеполярная эмбриопатия)
Олигофрении, обусловленные другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия)
Олигофрения, обусловленная токсикоплазмозом и листериозом
( тяжелые формы олигофрении: имбецильность или идиотия)
Олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса (степень дебильности + другие признаки врожденного сифилиса)
Олигофрении, на основе эндокринных нарушений.
Нарушение функции щитовидной железы, гипофиза. Гипофункция щитовидной железы — кретинизм эндемический и спорадический. Эндемический в районах, где недостаточное количество йода в питьевой воде. Задержка психического развития до степени глубокого слабомия (идиотия, имбецильность тяжелой степени).
Характерен внешний вид : карликовый рост с непропорциональным развитием (длинное туловище с короткими руками и ногами, очень короткая шея и типичная клиника миксидемы).
Клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо — и эндотоксическими агентами)
а) эндокринопатии (сахарный диабет — пороки развития у детей в 3 раза чаще, чем у здоровых матерей)
б) тяжелые органические пороки сердца
в) токсикоз беременных (гипертония, нефропатия и др.).
В происхождении тяжелого токсикоза играют роль нарушения функции печени. С токсикозом связывают и психическую отсталость и замедление в освоении школьных знаний.
Структура интеллекта детей с поврежденным психическим развитием
... поврежденного психического развития. . На основе имеющихся исследований дать клинико-психологическую характеристику детей с поврежденным психическим развитием . На основе имеющихся исследований описать особенности интеллектуального развития у детей с поврежденным психическим развитием ... исследования: интеллектуальные нарушения у детей с поврежденным психическим развитием. Задачи работы: . На основе ...
г) экзогенные интоксикации в период беременности. Определенное значение имеют интоксикации лекарственными средст- вами, бытовыми и производственными химикатами и привычно употребляемыми наркотическими веществами. Вредностное их воздействие на плод определяется временем воздействия, экспедицией, частотой воздействия. В период органогенеза, с начала 3-й и до конца 10-й недели, практически любой вредностный агент может «вмешаться» в развитие плода и привести к его смерти или развитию пороков.
К веществам, оказавающим вероятно тезатогенное действие, согласно Menolascino, M. Egger (1978) относят следующие :
1) гормональные препараты половые (прогестерон), надпочечниковые (кортизон, гидрокортизон) и гипогликемизирующие гормоны
антиметаболисты : антипурины, антипирамидины, антиглутамины
алкиламины или вещества, избирательно разрушающие человеческие клетки, антимитотические вещества, применяемые для лечения лейкемии
антибиотики, сульфаниламиды, противогрибковые препараты
различают группы веществ : нейролептики, галлюциногены, арокрасители, талидомид и фенотиазины, которые легко проникают в кровоток плода и последствия их воздействия могут сказываться до пубертатного периода, резко ухудшать возможности обучения. Барбитураты способны вызвать остановку дыхания плода. Аминазин, галоперидол поражают мозг плода, уменьшают количество нейрорецепторов допамина в синапсах нервных клеток. ЦНС плода особенно чувствительна к вредностям в период миелинизации (с 7-го месяца беременности до первых нескольких месяцевпосле родов).
Повреждение ее в это время может привести к отставанию интеллектуального развития. Тератогенный эффект зависит и от генетического своеобразия организма. Многие продуцируемые вредностями пороки на самом деле представляют собой генетически обусловленные дефекты. Возникновение пороков развития может связано с воздействием на генетически неустойчивый локус. Т.е. часто генотип плода предопределяет какие ткани или органы будут чувствительны к определенному тератогену. Новорожденные матерей, страдающих алкоголизмом, нередко обнаруживают фетальный алкогольный синдром, характерные черты лица с маленькими глазными щелями, гипоплазией верхней челюсти, низким расположением ушей. Часто им сопутствуют пороки сердца, дефекты половых органов, суставов, волчья пасть, микро- и гидроцефалия. Что касается матерей, злоупотреблявших опием, то у их детей при рождении нередко отмечается абстинентный синдром,проявляющийся припадками, нарушением дыхания, кроме того, отмечается психосоматическое недоразвитие и врожденные пороки. Имеют определенное значение острые эмоциональные стерессы или длительные тревожные состояния.
Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных (биологическая несовместимость крови матери и ребенка (резус- конфликт)
Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями действующими во время родов и в раннем детстве :
Олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией
Олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве)
Олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менинго-энцефалитами и менингитами.
Социокультуральные факторы
Бихевиористы считают, что формирование интеллектуальных функций находится под прямым влиянием обучения, т.е. от программы обучения зависит степень интеллектуальной одаренности. Вместе с тем социальная среда и особенно семья психологически оказывают серьезное влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Замечено также, что для оптимального психомоторного развития формирование навыков должно проходить в определенные критические периоды жизни. Если это время упускается, то в дальнейшем приобретение таких умений оказывается невозможным или требует неизмеримо большего времени и усилий. Например, если ребенку не давать твердую пищу, когда он уже может жевать (6-7 месяцев), то становится крайне трудно заставить его принимать ее позже. M. Montessori (1917) была одной из первых, кто понял важность этих периодов для обучения детей. Она нашла, что восприимчивость сенсорных систем, участвующих в познании цвета, формы, звука и материала предметов наибольшая у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет в сравнении с другими годами. В то же время слишком раннее форсированное обучение навыкам чтения и счета, до того времени, когда ребенок способен их воспринять и получить удовлетворение от своих достижений может привести в дальнейшем к нарушению способности обучаться или даже к ограничению интеллектуальных возможностей.
Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей
... особенности интеллектуальной деятельности пожилых людей. В исследовании приняли участие 20 пенсионеров в возрасте от 56 до 64 лет. Полученные результаты исследования свидетельствуют о то, что общий уровень интеллекта у пожилых людей сохранен, ...
Для благополучного интеллектуального развития важна достаточная стимуляция, для чего необходимо соответствующее материально-экономическое положение семьи, культурный уровень родителей и среды. Неблагополучное окружение ведет к депривации, что ограничивает возможности ребенка.
К наиболее важным факторам депривации относят (Robinson ctal. 1995):
недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пренебрежения
искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями, бедность лексикона и упрощение языковых структур
дезорганизация семейной жизни, в связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение, низкого уровня стремлений
социальная изоляция семьи
неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами — игрушками, одеждой, постелью.
С лабоуми е
В пользу важности этих факторов говорят и редкие, но демонстративные случаи глубокой отсталости детей лишенных в раннем возрасте человеческого общества (феномен Маугли).
У детей с легкой психической отсталостью у 4/5 матерей — низкий интеллектуальный уровень.
Таким образом, уровень психического развития обусловлен как биологическими факторами (что несомненно), так и социокультуральными и семейно-психологическими, хотя влияние этих факторов не является безусловным. Этому может служить примеры того, что у гениальных людей рождаются обычные дети, как бы не старались их развить и какое бы благополучное ни было окружение. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова была одной из самых образованных женщин России : находилась во главе двух академий — Петербургской и Российской, общалась с выдающимися интеллектуалами Европы. 10 лет Дашкова провела за пределами России, стремясь максимально развить интеллектуальные и нравственные способности своего сына Павла. Она уделяла сыну много внимания, учила его, была самой лучшей матерью и воспитательницей на свете. Казалось, что благодаря такому воспитанию Павел Дашков мог стать выдающимся человеком. Но стал ли? Он оказался средним, ничем не выделявшимся из своей среды человеком. «Прост и пьяница» — так характеризовала его Екатерина Вторая. Это то, что касается врожденнных форм слабоумия.
Конфликты в стоматологической деятельности
... и увеличение количества этических и юридических конфликтов, связано с переходом стоматологии к рыночным отношениям; стоматологическая деятельность наиболее ярко отражает коммерческий подход в медицине; взаимоотношения пациентов и врачей имеют ...
Приобретенные после 3-х лет жизни формы слабоумия носят название деменции (лат. de — прекращение, отрицание чего-либо, mens , mentus — ум, разум).
Деменция — стойкое, малообратимое снижение уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности. Снижение интеллектуальной деятельности является непременным компонентом деменции, однако изменения психики им не ограничиваются, они захватывают всю психическую деятельность, в структуру деменции входят и необратимые изменения личности.
лакунарную
Простое слабоумие. Характеризуется преобладанием негативных, непродуктивных симптомов и наблюдается при различных заболеваниях: церебральном атеросклерозе, старческом слабоумии, эпилепсии, отдаленном периоде ЧМТ. Простое слабоумие может быть как лакунарным, так и глобарным. В ряде случаев, особенно при церебральном атеросклерозе, можно наблюдать перерастание простого лакунарного слабоумия в простое глобарное: происходит распад основных морально- этических свойств личности, при этом отсутствует продуктивная психопатологическая симптоматика.
Психопатоподобное
Галлюцинаторно-параноидное слабоумие
Амнестически — парамнестическое
V. Паралитическое
Асемическое слабоумие
Терминальное
Ни один из перечисленных вариантов слабоумия не имеет строго нозологического характера, то есть не наблюдается лишь при одном определенном заболевании. Тем не менее, один и тот же синдром в рамках различных заболеваний приобретает свои особенности. Так, простое слабоумие при церебральном атеросклерозе обнаруживается при наличии прогрессирующей астении, чего не бывает при сенильной деменции. Асемическое слабоумие сосудистого генеза в большинстве случаев возникает остро в связи с сосудистыми катастрофами,тогда как при сенильной деменции асемические проявления наблюдаются на более поздних этапах заболевания и носят менее четкий клинический характер в связи с тем, что очаговые симптомы и синдромы возникают уже на фоне выраженной диффузной корковой патологии.
Ряд исследователей (Jaspers, Gruhle, Stertr) рассматривают деменцию как стойкий дефект интеллекта, его первичное снижение. Другие исследователи в происхождение деменции вкладывают и аффективно-личностную патологию (Esguirol, Kraepelin).
Конечно, нарушение интеллектуальной деятельности является непременным условием синдрома слабоумия. Но не бывает состояний слабоумия без присущих им изменений личности. Однако часто под влиянием болезни происходят стойкие, необратимые изменения личности, которые протекают без симптомов снижения уровня интеллектуальной деятельности и не могут быть квалифицированны как слабоумие. В связи с этим следует рассмотреть соотношение понятий «слабоумие» и «дефект» . Как указывалось слабоумие трактуется как дефект интеллекта. Термин «дефект» употребляется, когда говорят о необратимом нарушении психической деятельности. Несомненно, слабоумие является одной из разновидностей психического дефекта. Но эти понятия не всегда совпадают. Понятие «дефект» шире, чем понятие «слабоумие». Так, дефект при шизофрении может наступить очень рано, иногда в состоянии ремиссии. Чаще всего дефект в таких случаях не затрагивает интеллектуальную сферу, а проявляется аффективно-личностными изменениями. Таким образом, картина психического дефекта не может быть квалифицирована как слабоумие. Поэтому термин шизофреническое слабоумие» является спорным, его выделение не всеми признается, этот вопрос является дискутабельным. Kraepelin, впервые выделивший это заболевание назвал его dementia praccox (раннее слабоумие), подчеркивая, таким образом, значение слабоумия в его течении и исходе. Он выделил такие варианты слабоумия : простое, галлюцинаторное, параноидное, тупое, дурашливо-банальное, манерное, негавистическое и слабоумие с преобладанием речевой разорванности. Gruhle писал об отсутствии при шизофрении истинного слабоумия. Интеллект больного шизофренией нарушен, расстроен, но не подверга-ется разрушению. По его выражению, при шизофрении «машина ( имеется в виду интеллект) цела, но не обслуживается или неисправно обслуживается». Шизофренические расстройства мышления понимал, как расстройства высшей сферы личности, интеллектуальной инициативы, интеллектуальной продуктивности.
Анатомо-физиологические основы развития деменции у детей
... деятельность в зародыше, тогда как при деменции, которая может возникать у детей после 2 или 3-летнего возраста, нарушаются уже частично сформировавшиеся функции интеллекта. Деменция у детей представляет собой слабоумие, ... полноценные обобщения и даже элементы абстракции, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует ...
Более развита концепция о необычности мышления, эксцентричности понятий. Для мышления больных шизофренией характерно возникновение большого числа ассоциаций — ненаправленных, случайных, отражающих «инакомышление» больных. Необычность мышления не может рассматриваться как шизофреническое слабоумие. Bleuler утверждал, что шизофреническое слабоумие получает свою характерную печать всего от расстройства аффекта, при этом интеллектуальная недостаточность часто не соответствует степени трудности, стоящей перед больным задачи (больной не может сложить двузначные числа и тут же правильно извлекает кубический корень).
Картина шизофренического слабоумия — это своеобразное сочетание интеллектуального снижения с расстройствами мышления, которые проявляются искажением процесса обобщения либо находятся в связи с изменениями мотивационного компонента мыслительной деятельности. Шизофреническое слабоумие соотносится со стадией исходного состояния процесса.
Типологию симптомов шизофренического слабоумия применитально к исходным состояниям разработал А.О. Эдельштейн.