Чтобы говорить о тех или иных трактовках исторического развития надо понимать, какие методы в изучении истории существуют вообще.
Под методами исторического исследования, которые исследователь использует для той или иной трактовки, понимают все общие методы, относящиеся к исторической науке в целом, применяемые во всех областях исторических исследований. К числу основных методов относятся: историко — генетический, историко — сравнительный, историко — типологический и историко — системный. При использовании основных методов применяются и другие общенаучные приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.).
Суть историко — генетического метода состоит в последовательном раскрытии свойств явлений в процессе исторического развития, позволяющее приблизиться к реальной истории объекта.
Историко — сравнительный метод показывает повторность, закономерность процессов, многие явления которых сходны внутренней сутью и ограниченны лишь пространственной или временной формой.
Основа историко — типологического метода состоит в том, что с одной стороны различают, а с другой взаимосвязывают исторические явления от единичного до общего, тем самым раскрывая их сущность и типологируя их.
Объективной основой историко — системного метода является единство в общественно — историческом развитии единичного, особенного и общего. Этот метод синтезирует те составные компоненты, из которых складывается историческая реальность.
Во второй половине XIX в. сложились две линии в отношении истории. Первая была представлена позитивизмом (Конт, Спенсер, Милль), который подчеркивал необходимость превращения истории в строгую науку, где идет переход от описательно — повествовательной истории к изучению эволюции социально — экономических процессов, отношений и структур. Вторая линия была представлена неоидеалистической «критической философией истории» (Дильтей, Кроче, Виндельбанд, Риккерт), которая, исходя из общефилосовских постулатов, подчеркивала значение индивидуального, специфичного.
Разочарование в эволюционистских схемах и трудности развития исторической мысли выдвинули на первый план гносеологические проблемы истории: вопрос о природе исторического познания, критериях его истинности, понятие научной «объективности». Споры «объективистов» и «субъективистов» занимают центральное место в филосовско — исторических дискуссиях 20 — 50 — х годов.
Государственный служащий: исторический опыт развития и современность
... реформы 1775 г., что заставило правительство активизировать политику в сфере регулирования социального состава и имущественного обеспечения государственных служащих; в последней четверти XVIII в. для выработки и проведения политики по отношению к ...
Сущность исторического процесса
Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Термин «философия истории» появился в истории европейской философии в 1765 г. у Вольтера в работе «Философия истории».
Философия истории всегда находилась во взаимообусловливающих отношениях с историческим сознанием. Само существование философии
Итак, в социальной философии философия истории составляет один из самых важных разделов. И это неудивительно, поскольку вряд ли кого-либо из людей не интересует история человечества,
выяснение тех факторов, которые определяют его существование и развитие.
История как процесс и история как наука – не одно и то же. Исторический процесс объективен, он включает в себя гигантское разнообразие самых разнородных явлений, которые происходят с людьми (войны и мирное строительство, географические открытия и изобретения, реформы и революции и т.д.).
Единый всемирно-исторический процесс начинается с момента возникновения человеческого общества.
Начнем с проблемы целостности истории. О мировой истории как цельном акте свидетельствует возможность представить нарастание темпа исторического развития в виде кривой. Замечено, что по каким бы критериям ни проводить периодизацию – всей ли мировой истории человечества или ее отдельных этапов, если принцип периодизации мало-мальски объективен, хронологические отрезки оказываются все более короткими. Возьмем историю любой страны и мы увидим, что, чем ближе к нашему времени, тем более «насыщеннее» история. Движение истории ускоряется в прогрессии, напоминающей геометрическую.
История общества является частью и продолжением истории природы. В итоге длительной естественной предыстории около одного миллиона лет назад появился человек, который постепенно перешел от использования предметов природы к целенаправленной их обработке, опираясь на них при воздействии на окружающий мир. Систематическое изготовление орудий на древнейшей стадии и их использование повлекли за собой формирование, в конечном счете, человека современного типа. Параллельно шел процесс становления общества, которое, какова бы ни была его форма, является продуктом взаимодействия людей.
История современной западной философии
... родом (тотальностью), органицизм в социологии. западный европейский философия «Исторический» вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель) ... её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных ... общества, обнажил его противоречия и болезни, -- но предложить выход из этой ситуации он не смог. Философская антропология В работе М. Шелера «Положение человека ...
История общества возникла с появлением на Земле человека и первичного человеческого коллектива и с этого момента она есть история людей, или “деятельность преследующего свои цели человека”. Субъектом истории является, прежде всего, человек. С появлением общества начинается историческое “творчество” людей, человечества, которое и является содержанием истории. Люди создают материальные и духовные ценности, взаимодействуют с природой и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои общественные
отношения. В истории действуют люди, коллективы, сообщества, которые различаются между собой не только исторически (как, например, различны первобытные общества людей с их примитивными орудиями труда и современные общества промышленно-развитых стран), но и в каждый данный момент. Люди живут в различных природных условиях; они занимают разное место в системе производства и потребления, неодинаков их уровень сознания и т.д. История общества есть совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, отдельных коллективов, всего человечества.
Поступательный ход истории проявляется во всех аспектах: в истории материального производства, изменении общественного строя, развитии науки и культуры. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к изготовлению более сложных и совершенных орудий вплоть до современного уровня развития производства. Менялись формы коллективной деятельности людей, их взаимоотношения с природой и многое другое.
Пройденный человечеством за сотни тысяч лет путь показывает, что процесс его исторического развития носит объективный, закономерный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектическом взаимодействии: уровень развития производительных сил, характер производственных отношений и соответствующих им надстроечных явлений, природная среда, плотность и рост народонаселения, общение народов между собой и др. Каждый из факторов существенно влияет на развитие общества, составляя в совокупности необходимые условия его существования и развития.
В совокупности факторов развития общества главным является производство материальных благ, т.е. средств к жизни, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нем отношений. Но характер существующих в различных районах мира отношений, при существовании в них одного и того же способа производства, зависит от множества эмпирических обстоятельств, проявляет бесконечные вариации и градации.
Общество в историческом развитии
... божественного замысла в целенаправленных действиях человека (Т. Геккер, Э. Бруннер). При этом в неотомистской философии истории первоначалом признается сущностный бог, из чего следует, что ход истории определяется вечными принципами: историческое развитие общества имеет ...
Исторический процесс — это поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, государственно-политических структур, духовной жизни и менталитета общества.