Опросные методы в социологии

  1. Характеристика опроса как метода сбора социологической информации и его возможности.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации на сегодняшний день остается опрос. Опрос может рассматриваться как одна из форм массового общения, навыками которого владеет каждый человек. Однако опрос имеет свои специфические черты. В контакт, как правило, вступают незнакомые друг с другом люди, общение которых ограничено по продолжительности во времени. Кроме того, один из контактирующих выполняет узко профессиональные задачи. Полученные в ходе опроса сведения рассматриваются как конфиденциальная информация.

Опрос представляет собой метод сбора социологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (анкетера-интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом и вытекающие из целей и задач исследования.

Специфика опроса по сравнению с рассмотренными выше методами сбора информации состоит в следующем. Во-первых, в ходе наблюдения и анализа документов социолог фиксирует практическое поведение испытуемого, тогда как использование опросного метода предполагает фиксацию вербального поведения респондента, поэтому есть основания рассматривать опрос как менее точный инструмент исследования. Во-вторых, наблюдение и анализ документов характеризуются односторонней связью между исследователем и испытуемым, следовательно, воздействие исследователя на испытуемого практически сведено к нулю. В ходе же опроса личность исследователя может оказать сильное влияние на содержание ответов респондента, а в конечном итоге – на объективность полученной информации.

К достоинствам опросного метода можно отнести прежде всего его универсальность, а также многообразие информации, характеризующей исследуемый объект. Кроме того, опрос предоставляет исследователю не только информацию об объективных процессах, но и сведения о ценностях, установках поведения, об отношении людей к тем или иным событиям, о моделях взаимодействия представителей разных социальных групп. Опросная процедура позволяет направить ход опроса на получение наиболее ценной информации, связанной с целью и задачами исследования.

Метод опроса имеет большое количество разновидностей, которые социологи активно применяют в своей практической деятельности.

5 стр., 2451 слов

Социологический опрос

... участвующим в опросе респондентам. Для повышения надежности получаемой в ходе социологического исследования информации большое значение имеет организация проведения самого опроса. Если опрос проводится в ... на схеме, получение верной информации при опросе является довольно проблематичным при кажущейся простоте опроса как методе сбора социологической информации. При интервьюировании часть трудностей ...

В зависимости от способа общения опрос может проводиться в форме анкетирования, когда общение исследователя и респондента опосредовано анкетой и респондент отвечает на вопросы письменно, а также в форме интервью, когда имеет место прямое взаимодействие исследователя и респондента, и респондент устно отвечает на задаваемые исследователем вопросы.

В зависимости от социального уровня респондентов опрос может быть индивидуальным, когда исследователь общается только с одним человеком, отвечающим на вопросы, и групповым, когда имеет место общение социолога с группой людей. При этом следует отличать индивидуальное групповое анкетирование, а также индивидуальное и групповое интервью. и пр.).

Основным инструментом опросной процедуры является вопрос. Вопрос можно определить как включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (обычно в виде вопрошающего мнения), адресуемого респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. Список подобных высказываний, в котором осуществляется запланированный обмен сообщениями, представляет собой опросник. Вопрос всегда сопровождается директивой по поводу того, где и как должна быть записана реакция (ответ) респондента. В совокупности с этой записью вопрос составляет запрограммированный исследователем акт коммуникации с респондентом в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме.

В социологической анкете или бланке интервью могут быть использованы следующие типы вопросов.

По отношению к цели исследования вопросы могут быть программно-тематическими (их целью является получение информации, необходимой для решения задач исследования) и процедурными (основное их предназначение в том, чтобы оптимизировать процедуру опроса, например, наладить контакт с респондентом или проверить искренность его ответов).

По отношению к личности респондента социолог может использовать прямые вопросы, которые предполагают выражение отношения респондента к тому или иному явлению или процессу с точки зрения собственной позиции, или косвенные вопросы. Во втором случае респондент формулирует свои ответы с точки зрения социальной группы в безличной форме.

По уровню стандартизации различают откры тые вопросы, которые не содержат вариантов ответа, что предоставляет респонденту возможность абсолютно свободно выразить свое мнение по той или иной проблеме;полузакрытые вопросы, в которых респондент может либо выбрать имеющийся вариант ответа, либо сформулировать собственное суждение; закрытые вопросы, которые содержат полный список всех возможных вариантов ответа.

Прежде всего, вопрос должен быть понятен респонденту. Формулировать его следует таким образом, чтобы используемые термины однозначно толковались всеми испытуемыми. Также необходимо учитывать уровень информированности людей о тех или иных событиях и явлениях. Формулировка вопроса должна быть нейтральной. Вопрос не должен включать пояснения, дополнения, подсказки, направляющие ответы. Конструкция вопроса должна быть вежливой по форме.

7 стр., 3252 слов

Опрос как метод сбора социологической информации

... источник первичной социологической информации -- человек (респондент). Респондент - лицо, отвечающее на вопрос, или которое участвует в исследовании в качестве коммутатора, социальной информации. Отметим достоинства этого метода, во-первых, он экономичен, так как, опросив ...

  1. Опрос как коммуникативный процесс. Вопрос как важнейший элемент инструмента опроса.

Коммуникативный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми, основная цель которого обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

2.1 Структура коммуникативного процесса

Структура коммуникационного процесса — упорядоченное множество узловых точек, связанных коммуникационным процессом, каждая из которых находится в определённых отношениях.

В информационно-коммуникационной структуре выделяются 7 основных звеньев:

  • кто говорит (коммуникатор; источник; отправитель; адресант; рекламодатель; автор), а применительно опросов это анкетер.
  • что говорит (содержание), вопросы согласно составленной анкете.
  • как говорит (вид, форма), задавая различные вопросы с, возможно, предоставленными вариантами ответа или оставляя респонденту возможность сформулировать свой точный ответ.
  • посредством чего говорит (канал; вид связи),напрмер задавая вопросы устно или в форме печатного текста и даже посредством телефонного звонка.
  • кому говорит (аудитория; получатель; адресаты; читатель; зритель; слушатель; реципиент и т. д.),напрмер один респондент , или группа респондентов , участвующая в анкетировании.
  • когда говорит (время).

  • с каким результатом (обратная связь), в случае опроса результат – это получение конкретных ответов и информации на поставленные и важные для исследования вопросы.

Причём одна часть звеньев соотносится с информационной системой, тогда как другая часть звеньев — со сферой коммуникационных процессов. В целом они образуют единство. При этом нельзя упускать из виду, что информация является двусторонним непрерывным процессом, характеризуемым обратной связью. Другие факторы (время, стоимость связи и т. д.) входят в состав эффективности процесса.

2.2 Элементы и этапы процесса коммуникаций

В коммуникационном процессе можно выделить следующие элементы:

  • Источник. В опросе под источником я понимаю задачи и цели опроса , поставленные перед началом непосредственного опроса респондентов.
  • Отправитель. Отправителем является индивид, который хотел бы донести свои идеи до окружающих, а в нашем случае идеи всего социологического исследования, вопросы и цели преследуемые группой исследователей.
  • Сообщение. Это формулировка отправляемой идеи, закодированной в виде символов. Именно кодирование превращает идею в сообщение, например вопросы анкеты, задаваемые респондентам.
  • Канал. В коммуникационном процессе каналом называется средство, с помощью которого передается сообщение получателю. В качестве передаточного средства могут выступать устные выступления, обращения, телефонные разговоры, различные встречи и собрания, анкеты.
  • Получатель. Получатель — лицо, которому адресовано сообщение, декодирует содержащиеся в послании символы, интерпретирует для себя их значение, то есть респондент анализирует заданный ему вопрос.
  • Обратная связь. В том случае, когда получатель реагирует на коммуникации отправителя обратным сообщением, возникает обратная связь, непосредственно ответ на поставленный вопрос.
  • Помехи, барьеры. Помехи и барьеры искажают смысл передаваемой информации и нарушают качество сигнала. В теории передачи информации их называют шумами. Определенные шумы существуют в коммуникационном процессе всегда. Их невысокий уровень позволяет передавать сообщения. Высокий уровень шума может полностью исказить смысл сообщения.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

6 стр., 2731 слов

«Речь как социальный статус говорящего»

... случае несоответствия статуса адресата с возрастным индексом получателя речи у адресата возникает вопрос: «За кого вы меня принимаете?» Невнятная речь подростков (о которой родители говорят «бубнит ... речи и поведении. Существование жаргонов связано и с психологическими особенностями разных полов. Независимо от социального статуса мужчины в большей мере склонны к использованию сниженной лексики (как ...

  • Зарождение идеи.
  • Кодирование и выбор канала.
  • Передача.
  • Декодирование.
  1. Виды вопросов.

Правила составления вопросов:

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
  • Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
  • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

  • Закрытые — открытые
    • Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
    • Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
  • Субъективные — проективные
    • Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
    • Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.