Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте

Контрольная работа

1. Начальный этап становления личности ребенка 3-7 лет.

под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона _ развитие чувства и воли. Они гарантируют действенность этих мотивов, стабильность поведения, определенную независимость его от изменения внешних обстоятельств.

Ребенок психологически отделен от соседних взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, во всем им противостоит. Самость ребенка дистанцируется от взрослых и становится предметом его опыта. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу». Характерно то, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице:«Саша играет», «Кате чаю»).

Д. Б. Эльконин определяет новообразование трехлетнего кризиса как личное действие и совесть «я». Но собственное эго ребенка можно отличить и реализовать, только отвергнув и противодействуя другому эго, отличному от его собственного. Отделение и дистанцирование от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает иначе видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка в первую очередь интересовали предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и делания лежали именно в этой сфере. Объективные действия касались фигуры взрослого и самого ребенка. С отделением себя от собственных действий и от взрослого происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые со своим отношением к ребенку впервые появляются во внутреннем мире жизни ребенка. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых, где его эго занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие появления «системы эго» появляются другие новые образования, наиболее значимыми из которых является чувство собственного достоинства и связанное с ним желание «быть хорошим». Возникновение этого желания приводит к значительному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой — удовлетворять потребности значимых взрослых. здесь формируется важнейшее качество дошкольного возраста — подчиненность мотивов.

Основным способом воздействия взрослых на развитие личности детей является организация усвоения нравственных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием моделей и правил поведения. Образцом для подражания для детей являются, прежде всего, сами взрослые — их действия, отношения. Ребенок склонен подражать им, перенимать их пути, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако, дело не ограничивается близкими людьми. Дошкольник познает жизнь взрослых разными способами: глядя на их работы, слушая рассказы, стихи, сказки. Поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих, служит для него образцом для подражания. Взрослые учат ребенка правилам поведения, и в дошкольном возрасте эти правила усложняются. Взрослые также организуют повседневное поведение детей и дают им упражнения в позитивном действии. Прося детей и оценивая их действия, взрослые заставляют детей следовать правилам. Постепенно дети сами начинают оценивать свои действия, основываясь на представлениях о том, какое поведение от них ожидают другие.

6 стр., 2670 слов

Центральная нервная система взрослого млекопитающего

... нейроны ганглиев дорзальных корешков (DRG) и их аксональные отростки в нервной системе млекопитающего. (В) Места повреждений аксона. (С) Степень регенерации. Аксоны нейронов DRG ... и формировали асимметричные синапсы. Регенерация в незрелой ЦНС млекопитающих По сравнению с нервной системой взрослых, незрелая ЦНС млекопитающих обеспечивает более благоприятные условия для регенерации. Например, если ...

Соподчинениемотивовявляетсясамымважнымновообразованиемвразвитииличностидошкольника. Возникающаяиерархиямотивовпридаетопределеннуюнаправленностьвсемуповедению. Помереразвитияпоявляетсявозможностьоцениватьнетолькоотдельныепоступкиребенка, ноиегоповедениевцеломкакхорошееиплохое. Еслиглавнымимотивамиповедениястановитьсяобщественныемотивы, соблюдениенравственныхнорм, ребеноквбольшинствеслучаевбудетдействоватьподихвлиянием, неподдаваясьпротивоположнымпобуждениям, толкающимегонато, чтобы, например, обидетьдругогоилисолгать. Напротив, преобладаниеуребенкамотивов, заставляющихполучатьличноеудовольствие, демонстрироватьсвоедействительноеилимнимоепревосходствонаддругими, можетпривестиксерьезнымнарушениямправилповедения. Здесьпотребуютсяспециальныевоспитательныемеры, направленныенаперестройкунеблагоприятноскладывающихсяосновличности. Конечно, послетогокаквозниклосоподчинениемотивов, ребенокнеобязательнововсехслучаяхруководствуетсяоднимиитемижемотивами. Такогонебываетиувзрослых. Вповедениилюбогочеловека, обнаруживаетсямножестворазнообразныхмотивов. Носоподчинениеприводитктому, чтоэтиразнообразныемотивытеряютравноправие, выстраиваютсявсистему.

Какпоказываетпрактика, дляформированиясамостоятельностивповедении(азатемиврассуждении) ребенокдолженнаучитьсявкаждомконкретномслучаевыделятьсамоеважное, существенноеиразбиратьсявтом, чтоглавнее. Ноэтодалеконесразудаетсядетям. Хотядошкольникможетруководствоватьсяразнымиизвестнымиемумотивами: обязанностями, поручениеммамы, собственнымжеланиемиличувствомктоварищу, унегоещенетобычногосоподчинениявсехмотивов, ихиерархии. Поэтомупяти-, шестилетнийребенокнередкопопадаетвконфликтныеситуации. Ивнихчащевсегоподчиняетсятомупобуждению, котороеэмоциональнонаиболеесильноеияркое.

Пример: Оля (пятьлетсемьмесяцев) укладываеткуклуспать, разделаее. МамаужевторойраззоветОлюужинать, нодевочкапродолжаетукладыватькуклу. Мамасердитсязанепослушание. НоОлявсвоюочередьсердитсянамаму. Онанеможетоставитьсвоюдочку: Ведьонажераздета, какжеямогууйти. Сейчасукроюодеяльцемитогдапойду.

ОтецпосылаетСережу (шестьлетвосемьмесяцев) накухню, чтобыонпомогбабушкесобратьрассыпавшуюсякартошку. Мальчик, занятинтереснойигрой, нехочетеепрерывать. Насердитыйвопросотца, почемужеСережанепошелнакухню, мальчикотвечает, чтомаманепозволяетемубытьнакухневтомкостюме, которыйнанемодет. Такребенокнашелнаиболееотвечающееегожеланиеммотив, оправдывающийегодействия.

4 стр., 1550 слов

Личность, самосознание личности

... отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они». самопознание личность психология индивидуальность Понятие самосознания личности, ... самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание - это прежде всего процесс, ... ими. Человек - существо, воплощающее высшую ...

Витя (шестьлетчетыремесяца) узнает, чтостаршийбрат – второклассникБоря – получилдвойкузаневыученныйурок.

Витя: Ой, какмамарассердится! Атебянакажут? Да?

Боря: Вотеще, аянескажумамепродвойку, онаинеузнает.

Витя: Аразвеможнообманывать? Этоженехорошо!

Витяозадачен. Онполучилурокобходатрудныхжизненныхситуаций. Нодлянегоещетруднеесталорешитьвопросотом, чтоглавнее.

ИсследованияК. М. Гуревича, Н. М. Матюшинойпоказали, чтонапротяжениидошкольногопериода, соподчинениюмотивовпроисходятбольшиеизменения. Удвух-, трехлетнегомалышавообщеникакихвнутреннихконфликтовневозникает. Привлекательнаяцельнепосредственновызываетсегосторонысоответствующиедействия. Желанияполучитьто, чтонравиться, – единственныймотивдействийребенкапреддошкольника. Новведениезапретаужевноситсущественныеосложнениявегодействия. Теперьнеобходимостьподчинитьсяправилувступаетвборьбуссобственнымжеланием. Вкаждомслучаенадорешать, чтоважнее. Здесьвозникаетначалонепослушания, когда,подчиняясьсвоимличнымпобуждениям, ребенокигнорируеттребованиявзрослых.

Встаршемдошкольномвозрасте, когдаусложняютсяотношениядетейсокружающими, когдавсечащеимсамимприходитсяопределятьсвоеотношениекчему-то, оцениватьсвоипоступкииобязательныхправилстановитьсябольше, столкновениеразличныхмотивовстановятсячащеиострее. Особеннотруднодетямвыбиратьмеждуличнозначимымииобщественнозначимымимотивами.

Кличнозначимымотносятсянетолькоразличныеэгоистическиежелания, выражающиепотребностьребенкавсладком, привлекательном, вполучениикакой-тоигрушки, тоестьмотивыличнойвыгоды. Кличнозначимымипереживаемоеребенкомчувствособственногодостоинства, боязньнасмешки, пренебрежениесосторонысверстников, чтобыскрытьсвоенеумение, неподготовленность, пропущеннуюошибку, детииногдаидутнаобман, умышленнонарушаяправила.

Сдругойстороны, ребенокможетотказатьсяотпривлекательнойигры, радиболееважногодлянего, хотя, возможно, иболеескучногозанятия, одобряемоговзрослым. Еслистаршийдошкольникпотерпелнеудачувкаком-нибудьзначимомдлянегоделе, тоэтонеудаетсякомпенсироватьудовольствием, полученнымпо «другойлинии» (какэтопроисходитумалышей).

Таккакоднойизсторонразвитиямотивовповедениявдошкольномвозрастеявляетсяповышениеихосознанности. Ребенокначинаетотдаватьсебевсеболееясныйотчетвпобудительныхсилахипоследствияхсвоихпоступках. Этостановитьсявозможнымвсвязистем, чтоудошкольникаразвиваетсясамосознание — пониманиетого, чтоонсобойпредставляет, какимикачествамиобладает, какотносятсякнемуокружающиеичемвызываетсяэтоотношение. Наиболееявносамосознаниепроявляетсявсамооценке, т. е. втом, какребенокоцениваетсвоидостиженияинеудачи, своикачестваивозможности.

Например, ребенокнесправилсяспредложеннымзаданиемисильнорасстроилсяиз-заэтого. Никому не сказали, что все они, как и все самые успешные дети, получили небольшой приз — вкусные конфеты. Он, однако, взялэтуконфетубезвсякогоудовольствияирешительноотказалсяеесъесть, аегоогорчениеничутьнеуменьшилось. Из-занеудачи, незаслуженнаяконфетаоказаласьдлянего«горькой».

Такимобразом, кначалушкольногопериодадетстваребенокнетолькостановитсясубъектомдеятельности, ноиосознаетсебякаксубъекта. Формируетсяегосамосознание, способностьксамооценкамсвоихдействий, поступков, переживаний.

2. Развитие самосознания.

Самосознание следует понимать как процесс осознания своей личности, своего «Я» как физического, духовного и социального существа. Самосознание — это знание и одновременно отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть также отношение к себе как к некоему живому организму с определенными физическими качествами. Когда дело доходит до самосознания как духовного существа, возникают знания и отношение к себе, как к человеку, который знает, переживает и действует. Наконец, самосознание как социальное существо заключается в осознании своей социальной роли, своего места в коллективе.

13 стр., 6451 слов

Самосознание младших школьников

... 1.2 Развитие самосознания и самооценки младшего школьника Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, ... пола (половая идентификация), представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей. Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, ...

Маленький ребенок заимствует отношение к себе у взрослых. Поэтому он называет себя в третьем лице (Диме чаю, «Дать Даше пирамидку) и не редко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Единство с другими людьми, которое испытывает ребенок, часто проявляется в его утверждениях. Мальчик, которому родители говорят: «Сашенька, мы идем в гости, спрашивает: «А мы меня возьмем? Здесь «мы» употреблено для обозначения всей семьи, включая и самого ребенка: все мы — и ты, и ты и я.

Самосознание как постоянный источник различных желаний и действий, обособленных от других людей, возникает к концу третьего года жизни под влиянием растущей практической самостоятельности ребенка. Ребенок начинает осваивать выполнение различных действий, связанных с предметами, без помощи родителей, осваивает простейшие навыки самообслуживания. Освойте правильную походку, слово, манипулятивную деятельность субъекта. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально–ценностного компонента самосознания).

Этот период заканчивается поистине эпохальным событием, ребенок впервые начинает самоутвердиться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я сам», «Я сделаю это», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт своего существования, не зная толком ничего о себе и своих качествах. Стремление быть похожим на взрослого ребенка не учитывает его реальные возможности. Это достаточно явно обнаруживается в кризис тех лет.

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть похожим на взрослых, он хочет делать те же поступки, пользоваться такой же независимостью и независимостью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому у него есть желание выразить волю: он борется за независимость, противопоставляет свои желания желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности в отношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Андрюша (2. 10.) Ему нравится говорить неподобающие слова. Когда сердится на свою бабулю, дразнит: «бабулетка».

Денис (2. 11.)Негативен. Прошу: «отнеси, детка, эту кружку на кухню».

  • Ну что ж! Значит, отнесет Кирюша.

Нетещесколько-нибудьобоснованногоиправильногомненияосебеиумладшегодошкольника, которыйпопроступриписываетсебевсеположительные, одобряемыевзрослымикачества, частодаженезная,вчемонизаключаются. Когдаодногоребенкаутверждающегочтоонаккуратныйспросили, чтоэтозначит, онответил: «Янебоюсь». Другиедети,тожегордящиесясвоейаккуратностью, наэтотвопросотвечали: «Незнаю».

112 стр., 55809 слов

Воспитание ребенка с умственной отсталостью

... особенности подростка с умственной отсталостью; 2. изучить стиль воспитания подростка с легкой степенью умственной отсталости в семье. исследовать влияние семьи на формирование характера умственно отсталого ... происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состояния ребенка и его психики. Структуры организма ребенка начинают развиваться быстро и неравномерно, этот возрастной ...

Длятогочтобынаучитьсяправильнооцениватьсебя, ребенокдолженсначаланаучитьсяоцениватьдругихлюдей, накоторыхонможетсмотретькакбысостороны. Аэтопроисходитдалеконесразу. Вэтотпериод, оцениваясверстников, ребенокпростоповторяетмнения, высказанныеонихвзрослыми. Тожесамоепроисходитиприсамооценке («Яхороший, потомучтомаматакговорит»).

Гендерная идентификация, самоидентификация с представителями того же пола, развивается примерно в трехлетнем возрасте в процессе того, как ребенок учится осознавать себя как будущего мужчину или женщину. «Я — мальчик» или «Я — девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «я», безусловно, входит в норму и осознание своего пола. Чувства своего пола обычно стабилизируются уже у младшего и среднего дошкольника.

В соответствии с восприятием себя мальчиком или девочкой ребенок начинает выбирать себе роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

В младшем и среднем дошкольном возрасте наблюдается благожелательное пристрастие к детям одного пола, что определяет развитие самосознания.

как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников.

В 4 – 5 лет, самостоятельнаяоценкаребенкомдругихлюдей, ихпоступковикачествпервоначальнозависитотегоотношениякэтимлюдям. Этопроявляется, вчастности, воценкепоступковперсонажейрассказовисказок. Любойпоступокхорошего, положительногогерояоцениваетсякакхороший, плохого – какплохой. Нопостепеннооценкапоступковикачествперсонажейотделяетсяотобщегоотношениякним, начинаетстроитсянапониманииситуацииитогозначения, которыеимеютэтипоступкиикачества. Прослушавсказку «Теремок», ребенокотвечаетнавопросы: «Хорошоилиплохопоступилмедведь?» — «Плохо». «Почемуонплохосделал?» — «Потомучторазвалилтеремок». — «Тебемедведьнравитсяилинет?» — «Нравится. Ялюблюмишек».

заслоняютотнегодействительныйсмыслсовершенныхпоступков, непозволяютбеспристрастноихоценивать. Такаяоценкастановитьсявозможнойтольконаоснованиисравнениясвоихпоступков, качествсвозможностями, поступками, качествамидругихлюдей.

Вера на вопрос, кто лучший в службе, отвечает: «Все мальчики в хорошей службе, все лучшие».

мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом ( Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. «Я» ребенка уже не так жестоко зациклено на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто другим, их радостям и проблемам. Самосознание ребенка выходит за рамки его объектных характеристик и открыто опыту других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети с удовольствием помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как собственное поражение.

17 стр., 8447 слов

«Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего ...

... каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные ... с взрослым, а также подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы. Картинка № 5 — общение с взрослым (учителем). Ситуация аналогична ...

Это общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребенка с другими людьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. хорошо известно, что существуют различные индивидуальные варианты развития личности детей и их взаимоотношений со сверстниками. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность).

Специальный анализ психологических особенностей таких проблемных дошкольников (исследования А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой,2001) показал, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Психологические причины их трудностей лежат в другом.

Несмотря на очевидные различия в поведенческих проявлениях, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единая психологическая основа. В общих чертах это можно определить как фиксацию на собственных объективных качествах или преобладание оценочного и объективного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение. Демонстрацию своих достоинств и пр.

сравнения с собой. Отличительной чертой конфликтующих дошкольников является острая потребность в признании и уважении со стороны сверстников для поддержания и укрепления положительной самооценки. В основе детской застенчивости — зацикленность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Самостоятельная тревога и страх оценивать других затрудняют понимание общей деятельности и общения. Как видите, в основе разнообразных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.

показательно, что в конфликте у крайне активных и агрессивных дошкольников и застенчивых детей выявились общие характеристики самооценки. В целом положительная оценка Сери явно контрастирует с оценкой себя глазами других. Обладая высокой общей самооценкой и считая себя лучшим, ребенок сомневается в позитивном отношении других, особенно тех, которых он не знает. В случае застенчивости, это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности – в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое Я. Однако оба варианта основаны на одном умственном фундаменте: фиксации на самооценке и своем имидже. «Я» ребенка, как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит чужими глазами, как если бы он был в зеркальной системе. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя. Другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства. Но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, покрывая окружающий мир и других людей, в котором они видят только отношение к себе, но не к себе.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

15 стр., 7097 слов

Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна

... менопауза. Синдром Дауна у женщин накладывает существенный отпечаток на беременность, развитие плода и роды. Беременность может закончиться преждевременными родами или выкидышем. Вместе с тем велика вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна ... 10 до 15%[15; 10]. Сопутствующие диагнозы, затрудняющие адаптацию и обучение 1. Проблемы с зубами. Зубы обычно прорезаются позже. Иногда одного или более ...

3. Самооценка дошкольника и условия ее формирования.

В умственном развитии человека важную роль играет развитие и тренировка навыков. Ценность личности человека в большей степени измеряется тем, что, как и для чего он может делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание своих способностей занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих навыков — это не только средство и условие успешного обучения, но и большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств человека.

порицания или ободрения. В дальнейшем, выполняя какое-либо действие, ребенок постоянно слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого нельзя делать». вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И вскоре сам ребенок начинает искать оценку своих действий, усиление правильности или неправильности познаваемой им реальности. Дети, воспитанные в детском саду, обладают достаточно высокой оценкой и самооценкой. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать.

Особенности оценки или самооценки детей заключаются в том, что дошкольники, оценивая своих сверстников и самих себя, не проявляют каких-либо индивидуальных характеристик и характеристик. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «глупый». Многие дети среднего, а иногда и более старшего дошкольного возраста используют эти понятия неадекватно, так как они еще не сформировались. Понятия «хороший», «умный», «послушный» используются детьми как тождественные, так же как понятия «плохой», «глупый» используются в понятии «непослушный». Вот примеры жесткой оценки качеств своих товарищей. Шестилетний Саша говорит: «самые хорошие у нас Люся и Галя. Люси даже лучше, чем Галя, потому что она никогда не получала комментария, а Галя получила один раз».

«Хорошие у нас Наташа, Мила и Аня, — говорит Вера. – Они хорошие, потому что не дерутся…» На вопрос: «кто же у нас в группе самый умный?» — эта девочка отвечает: « А у нас больше умных нет. Вот еще несколько умнее Егор, Илюша и Женя, а больше никого нет, потому что все балуются».

«наравне».

Вера на вопрос: «Кто лучший в службе?», — он отвечает: «Все мальчишки на службе, все лучше».

Однако большинство детей в возрасте от пяти до семи лет используют эти сравнения правильно, и там, где они могут полагаться на определенный визуальный материал в своей оценке, дети используют эти концепции адекватно.

Оценивая своих сверстников и себя, используя понятия «хороший», «умный», «плохой», шестилетние и семилетние дети иногда пытаются провести различие между этими понятиями. Это говорит о том, что их отношение к другим детям и к себе становится более осознанным, что они обращают внимание на различные аспекты личности своих сверстников, с которыми ребенок постоянно сталкивается. Вот примеры: «Самый хороший у нас из мальчиков Женя. Он никого не обижает, он за маленьких заступается, он всегда ругает тех, кто у них игрушки отбирает». «Самый умный Илюша. Он может считать до 1000. Он знает много улиц. Он знает много сказок и рассказов». «У нас в старшей группе ребят хороших много. Лида хорошо рисует и умеет все, все делать. И Сережа хороший, и я. Я сама умею рассказывать». «А еще хороший у нас Юра. Он всегда на зарядке и музыкальных занятиях ведет всех».

12 стр., 5761 слов

Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных ...

... форм работы с детьми. Актуальность темы позволило достаточно конкретно сформулировать цель: выявить эффективность использования комплекса игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики руки детей с ОВЗ к письму. Объект: процесс развития мелкой моторики детей ...

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

своих недостатков, отрицательных качеств. Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» — дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

Вопросы кто лучше тебя? Кто лучше тебя умеет что-либо делать, например, рисовать петь, считать, дежурить? И т. п. неприятны для дошкольников, и они неохотно отвечают на них. Многие дети все-таки примиряются с первенством одного — двух других детей, но затем следует решительный ответ: «Больше никто». Когда Нине были заданы вопросы, кто самый хороший в группе и какая она, девочка решила переменить неприятную для неё тему разговора и вместо ответа заявила: «А к нам скоро бабушка приедет!»

Зато на вопрос: «кто хуже тебя рассказывает, рисует, дежурит?» Дети охотно отвечают, причем пытаются обосновать свою оценку. Вообще когда речь идет о других, дети более словоохотливы: они щедры и на положительные оценки, когда не приходиться сравнивать с собой, а еще более щедры на отрицательные оценки.

детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливается то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательна, чем у пятилетних детей. Многочисленные беседы с детьми показывают, что на общий вопрос: «Что ты умеешь хорошо делать?» — пятилетние дети называют привычные, известные им простые умения или дают обобщенный ответ: «все умею хорошо делать». Вот их типичные ответы: хорошо умею бегать, есть, а больше ничего». «Хорошо умею мозаику складывать, лето и зиму рисовать». «Я очень хорошо умею дежурить, разносить. Маме помогаю разносить. Ничего я не могу плохо!»

относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т. д.

В рассуждениях детей о своих умениях рисовать, можно заметить следующие особенности. Если сравнивать оценку детей о своем умении рисовать с оценкой себя, то первая окажется более объективной. Оценка своих умений в рисунке более индивидуальна в том смысле, что такие качества ребенка как скромность, зазнайство, робость, выступают в ней ярче, чем в других. Объяснить этот факт можно тем, что многие дети рано начинают рисовать. Большинство рисовать любит. Рисование ребенка часто формируется и оценивается не только в детском саду, но и дома, что помогает созданию у него определенного отношения к себе, как к рисовальщику. Если конкретные факты противоречат его самооценке, то дети, даже понимая их справедливость, стараются их отвести. Поэтому в оценочных суждениях детей по поводу рисунков часто встречаются объяснения, почему они считают именно так, а не иначе. Многие дети дают двух стороннюю оценку: «Хорошо умею это рисовать, а по хуже или плохо то», «карандашами хорошо умею рисовать, а красками плохо».

47 стр., 23457 слов

Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста

... развитии отдельных детей, их индивидуальные особенности, всегда можно ... здания из кубиков, рисует, лепит, воссоздает в ... личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях), представляющий восприятие мира как продолжение своего "Я" (Ж.Годфруа ). Глава I Некоторые параметры уровня умственного развития детей 6-7 лет ... возрасте 6-8 лет, в среднем около 7 лет. В этом ...

Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним. В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Поэтому ему не совсем удобно поставить свой рисунок на самое первое место. Трудно открыто похвалить себя, когда перед тобой непосредственные факты, которые могут уличить в неправильной оценке.

Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Самосознание – это свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и, главным образом, от условий его жизни, воспитания и обучения. В проявлении самосознания у детей дошкольного возраста наблюдаются прямо-таки противоположные качества. Правильно воспитанные дети осознают, нехорошо говорить неправду, что нужно быть вежливыми, скромными, искренне признавать свои проступки и ошибки: так внушают родители и педагоги. Но есть дети, которых не правильно воспитываю в семье. Родители и родственники превращают их в предмет поклонения. Все их требования немедленно удовлетворяются, их захваливают, балуют. Такие дети становятся капризными, эгоистичными, развязными и грубыми, они не желают подчинятся правилам, потому что в семье им привили не правильное самосознание: излишнее самомнение, пренебрежительное отношение к другим людям – взрослым и детям.

Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т. к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.

4. Смирнова Е. О. Детская психология. ­– М., 2003.

5. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М., 1997.

6. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. – М.,1987.