Общее определение акмеологии как науки., Акмеоло́гия, Научные и исторические предпосылки возникновения акмеологического знания.
Представления о развитии человека начали складываться еще в начале культурного
На исходе XX века и в преддверии третьего тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особую остроту приобретает поиск новых
Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов — один из важнейших собственно человеческих ресурсов, который становится фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает новая интегративно-комплексная наука акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.
Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников).
Если социо-культурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.
«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...
... явлениях, так и в деятельности детей. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Основная часть Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ребенка. Развитие продуктивных способностей неотделимо от ...
В развитии акмеологии можно выделить четыре основных этапа. Первый – латентный, когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании новой сферы человековедения. Второй этап – номинационный, когда социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения Н. Рыбниковым в 1928 году специального термина «акмеология». Третий этап – инкубационный, его начало датируется возникновением концептуальной идеи Н. Кузьминой о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой явились систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети XX века в трудах Б. Ананьева. Завершился этот этап выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины. Четвертый – институциональный – этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологической кафедры, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется профессиональное обучение.
Основные цели, объект и предмет акмеологии.
Акмеология изучает особенности важнейшей стадии, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. На состояние зрелости «работает» вся предшествующая жизнь человека. К моменту своей зрелости он может быть здоров или отягощен хроническими заболеваниями. Его побуждения могут соответствовать или не соответствовать общечеловеческим ценностям. В деятельности, от которой зависит существование человека, он может оказаться беспомощным или продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.
Акмеология выясняет характеристики, формирующиеся у человека в дошкольном возрасте, в младшем школьном, в годы отрочества и юности, дает рекомендации по их формированию, чем обеспечивает успешное проявление «акме» на стадии зрелости.
Понимая причинно-следственные связи с особенностями процессов, протекающих на различных стадиях развития человека, обусловленных общими и частными обстоятельствами его жизни, акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты влияния на человека государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи, природных условий и пр.
Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как
Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.
Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется
Акмеология управления
... акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности. ... и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. Акмеология - наука новая, ...
После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.
Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.
Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества).
В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме).
Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности, к сожалению, это бывает далеко не всегда.
Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.
Научные и практические задачи акмеологии.
На основании проведенных
Однако чаще всего акмеология анализирует зрелость и «акме» более суженно, имея в виду только овладение человеком профессией. Это очень актуально, ибо огромное количество людей в политике, экономике, сфере управления, науке, многих других областях деятельности не являются профессионалами. Непрофессионализм приводит к громадным потерям в укреплении государственности, экономике, внешней и внутренней политике, промышленности и сельском хозяйстве, в сфере воспитания и образования. Непрофессионализм способствует повышению напряженности в межнациональных отношениях, межличностным конфликтам и психологическому дискомфорту в самочувствии людей.
Психология развития и акмеология
... знаний, модели самосовершенствования жизненного пути человека позволяет быстро добиться максимального успеха во всех областях. В зарубежной психологии акмеологию не стали выносить в отдельное ... случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко ...
Профессионализм человека связывают с развитыми способностями, со знаниями в конкретной области деятельности, умениями и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на дело, а также необходимым для его профессионализма здоровьем.
В жизни часто фиксируют
Относительно уровня профессионализма может и должен оцениваться не только тот или иной человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные различающиеся по величине и характеру решаемых задач общности — бригада, экипаж, воинское подразделение, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т. д. Начавшиеся исследования в этой области в ближайшее время приведут к более широкому толкованию предмета акмеологии.
В настоящее время акмеология создает методический инструментарий, позволяющий выявить достигнутый уровень профессионализма отдельным человеком и организациями.
Существуют три основные методологические ориентации современного знания: естественнонаучная, гуманитарная и технологическая. Рассмотрим основные характеристики акмеологии.
Естественнонаучная ориентация выражается в стремлении оформиться в качестве самостоятельной области. Методологически она во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде описания экспериментальных фактов, изучения механизмов и закономерностей, обеспечения их математической достоверности и т. п.), сложившимся еще в классическом естествознании. При анализе ряда акмеологических феноменов (природы одаренности, генетических и физиологических особенностей, психофизиологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. д.) происходит апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда и т. д.
Гуманитарная ориентация проявляется в онтологической определенности, базирующейся на генетическом взаимодействии с науками о человеке и на предметном обособлении от них в качестве самостоятельной дисциплины. До возникновения акмеологии исследовались профессионализм, творчество, образование взрослых, но специфика в изучении мастерства, его вершинных форм «акме» привела к возникновению специфической проблематики и последующей разработке акмеологических технологий.
Технологическая ориентация проявляется во взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.) и использовании четких стандартов практически ориентированного знания. Следует учитывать, что акмеология связана с техническими дисциплинами опосредованно, например через эргономику, обеспечивающую оптимизацию человеческого фактора в технике. Необходимо учитывать также влияние на акмеологию современной праксеологии, проявляющейся в технологизации гуманитарного знания (в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики, по И. Семенову) и гуманитаризации технических наук (в возникновении бионики, соционики, эвристики, синергетики и др.).
«Общая и профессиональная педагогика как научная область знания»
... бы области он не работал. ЛИТЕРАТУРА [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/referat/na-temu-obschaya-i-professionalnaya-pedagogika/ 1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. Общая и профессиональная педагогика ...
Современная праксеология стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики с позиций общей теории систем, с учетом данных человекознания и обществознания.