подросток социальный педагог личность
Современная ситуация в России, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности, ставят небывалые по сложности и остроте экономические, политические, правовые проблемы, а также поднимают множество проблем реального оказания социальной помощи каждому гражданину общества.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится детям и подросткам, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых несовершеннолетним, порождает у многих из них апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых. Именно поэтому в 21 веке разработка и совершенствование технологий социальной работы с детьми и подростками становится одним из приоритетнейших направлений.
Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это повелительно требует обращения к технологизации в социальной работе, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Вероятно, следует предположить, что в социальной работе не встречается изолированных технологий; всякое действие, целенаправленное на получение желаемого результата, может производиться только при помощи совокупности, согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный ее характер, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), так и специфические технологии, принадлежащие собственно социальной работе (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.).
Технологизация социальной работы позволяет рационально расчленить ее различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с кооперацией и синхронизацией действий и результатов, Таким образом, запутанный клубок социальной проблемы разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартными методами.
Социальные технологии местного самоуправления
... муниципального управления. Технологии и методы взаимодействия органов муниципальной власти и местного сообщества исследовались как комплексная проблема в рамках теории организаций и социальных изменений. Обоснованность теоретических положений, содержащихся в курсовой работе, основана как ...
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Норма — это эталон поведения, следования личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям. То есть социальную норму можно определить как совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции отношений. Под девиантным или отклоняющимся поведением, как его еще называют, подразумевают некое проблемное поведение, не соответствующее норме. Семейный доктор О.И. Гетьман определяет девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Далее подробнее рассмотрим аспекты применения социального проектирования, как технологии работы с детьми с девиантным поведением. Для этого нам необходимо узнать, что включает в себя такое понятие, как девиация, как с этим феноменом работают специалисты и насколько эффективна их деятельность на данном этапе развития и внедрения социального проектирования в социальную работу.
1. Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
Девиантное поведение, и каким образом оно проявляется у человека в подростковый период развития. Для эффективной социализации и социальной адаптации личности требуется целенаправленная деятельность не только ближайшего окружения подростков (семьи и школы), но так же и специалистов по социальной работе и социальных педагогов, а в некоторых случаях и психологов. Необходимость вмешательства специалистов определена характеристикой категорий детей и подростков — это личности:
- с гиперкинетическим расстройством поведения;
- с поведенческими и эмоциональными расстройствами;
- с аддиктивным поведением;
- с агрессивным поведением;
- с делинквентным поведением;
- с социализированным и не социализированным расстройством поведения.
Остальные отклонения в поведении, требуют медицинского вмешательства, т.е. вмешательства таких специалистов, как психотерапевты, психоаналитики, неврологи, наркологи и т.п. А так же, подобное поведение, если имеет под собой криминогенную основу, требует присоединения к работе местных органов милиции.
Однако, несмотря на то, что категория подростков с девиантным поведением, не основывается на столь глубоких, патологических изменениях личности, она тоже требует тщательной диагностики и эффективной работы с множеством тонкостей.
В общем смысле под социальной работой с подростками понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельной личности, так и группе людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Такую работу можно разделить на три большие группы: профилактика, коррекция и реабилитация.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.
Специфика деятельности социального педагога с подростками в условия ...
... опыт работы социальных педагогов в школе, то Цели моей работы - проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в средних общеобразовательных школах. Задачи данного исследования следующие: 1) рассмотреть сущность социально-педагогической деятельности в ...
Необходимо отметить, что организация работы с подростками с девиантным поведением — это задача межведомственная, включающая в себя как вопросы воспитания, так и социальной работы. Эта задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных организаций.
Важнейшей функцией органов управления образованием в профилактической работе с подростками выступает организация воспитательной деятельности.
Целями организации воспитательной деятельности могут быть:
- социально-педагогическая защита подростков;
- предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;
- развитие способностей и интересов личности, защита его прав;
- формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
- увеличение степени относительной самостоятельности подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
- адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе (в том случае, если имеет место, сформировавшееся девиантное поведение);
- компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;
- дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Профессиональный уровень профилактической деятельности обеспечивают специалисты, получившие специальную подготовку и работающие в различных учреждениях социальной сферы, если их профессиональная деятельность и должностные обязанности имеют педагогическую или социально-защитную направленность.
Важную роль в социально-воспитательной деятельности занимают комплексные социальные программы работы с подростками, т.е. организация культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что воспитание ребенка начинается еще с перенатального периода. И если ребенок в дошкольном возрасте не усваивает основ правильного поведения, в школьном возрасте он потребует к себе большего внимания, воспитывать его приходится со значительными трудностями. Имея это в виду, А.С.Макаренко говорил: «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, — это девяносто процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».
Отсюда следует сделать вывод: если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее.
Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения в подростковом возрасте. И если сами родители не обладают навыками культурного поведения, то их дети, лишенные положительного примера, останутся некультурными.
Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений
... помощи семье как социально-психологического явления; определение основных этапов социально-психологической коррекции семейных отношений; выявление специфики использования методов социально-психологической коррекции семейных отношений для разных социальных групп. Объектом данного исследования является коррекция семейных ...
Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения подростка возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. Т.е. в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения:
- социальная апатия;
- аутизм;
- агрессивность;
- раздражительность;
- отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
- чрезмерная эмоциональность и раздражительность;
- конфликтность;
- отсутствие интереса к творчеству и обучению.
Коррекция девиантного поведения представляет социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Классифицировать методы коррекционной работы с подростками с девиантным поведением можно на две группы: педагогические методы и психотерапевтические методы. Соответственно, каждая из этих групп методов подразделяется на подгруппы. Рассмотрим подробнее педагогические методы.
1. Методы общественного влияния: 1) коррекция активно-волевых дефектов; 2) коррекция страхов; метод игнорирования; 3) метод культуры здорового смеха; 4) коррекция навязчивых мыслей и действий; 5) коррекция бродяжничества; 6) самокоррекция.
2. Специальные или частные педагогические методы: 1) коррекция недостатков поведения детей; 2) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
К психотерапевтическим методам относятся: 1) внушение и самовнушение; 2) гипноз; 3) метод убеждения; 4) психоанализ.
Успех коррекционной работы обеспечивается путем мобилизации усилий. Поэтому не последнюю роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности активизировать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, но так же и при кризисах, конфликтах и т.п. Благодаря усилию воли коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.
Самокоррекция включает в себя: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов, коррекцию.
В контексте коррекционной работы с детьми с девиантным поведением было бы так же уместно сказать о функциях такого важного процесса как перевоспитание, которое состоит из следующих элементов:
Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
Технология социальной профилактики
... социальных ресурсов посредством включения в систему межведомственного взаимодействия заинтересованных субъектов, в том числе и негосударственных организаций. Таблица 2.2 Основные уровни профилактической деятельности семьи с детьми. Стадия. Первичная профилактика. Работа ...
Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
Корректирующая — исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
Регулирующая — это способ воздействия социальной группы на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
При организации коррекционной работы с детьми и подростками с девиантным поведением не стоит забывать о сложностях, с которыми сталкивается сама личность в процессе переходного периода и в процессе непосредственной работы. В работе с подростками следует придерживаться следующих принципов:
- единство диагностики и коррекции;
- нормативность развития;
- системность развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность социально-психологической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм социально-психологического воздействия;
- приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
- своевременность помощи и поддержки;
- творческое сочетание специализации и комплексности в работе;
- профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов, социальных работников и т.д.
Что же касается реабилитации, то сама по себе она представляет довольно многогранное явление. В случае реабилитации подростка с девиантным поведением, она затрагивает все сферы его жизнедеятельности и позволяет восстановить или же приобрести утерянные функции, необходимые для нормальной жизни в обществе.
Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.
Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.
В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация.
Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Дома-интернаты, социальные приюты для детей, оставшихся без попечения ...
... среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целями подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся ...
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Социальная реабилитация — это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
- профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
- медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
- формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
- выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
- содействие в возвращении в семью;
- обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
- забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.
Таким образом, суть технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением, заключается в профилактической, коррекционной и реабилитационной деятельности, которая носит межведомственный характер и основывается в основном на предотвращении и раннем выявлении склонности к асоциальному поведению. Рассмотрим далее такую технологию социальной работы, как социальное проектирование.
2. Технология социальной профилактики детей и подростков «группы риска»
Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.
По социальной педагогике : «Социально педагогическое сопровождение ...
... обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика. 1.2 Реализация технологии социально педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова ...
Под социальной профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов «социального риска», создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, в котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики.
Социальная профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения. А так же профилактические меры проводятся в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, специалист работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств.
Социальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика школьных страхов и т.п.
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности:
- охрана здоровья населения — искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитание физически и духовно крепких людей;
- профилактика девиантного поведения: а) профилактика самоубийств (суицида) — своевременное диагностирование и соответствующее лечение;
- активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии;
- поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;
- б) профилактика таких социальных патологий у ребенка, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания — основная цель — создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.
Формы и виды социально-профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия они могут быть определены как: нейтрализирующие; компенсирующие; предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.
Одним из методов социальной профилактики является индивидуальная профилактическая беседа, направленная на преодоление девиантного поведения ребенка и определения путей его выхода из трудных ситуаций.
Профилактическая беседа, как правило, должна, включать в себя четыре этапа:
- начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы важно выслушать ребенка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны.
- второй этап — главное: установить последовательность событий, которые привели к проблеме возникновения данного поведения; снять ощущение тревожности.
- третий этап — совместное планирование деятельности по преодолению возникшей проблемы.
- завершающий этап — его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка ребенка.
Еще одним методом профилактики является консультирование. Основная цель социально-психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру.
Центр социальной помощи семье и детям
... социальной помощи семье и детям «Тропарево-Никулино», как основной механизм многофункционального воздействия на семьи и взаимодействия с ними с целью оптимизации семейных ценностей и отношений у населения. Цель реферата: определение основных функций деятельности центров социальной помощи семье и детям, ...
Консультирование в области профилактической работы с детьми и подростками «группы риска» имеет следующие задачи:
- информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;
- своевременное выявление у субъектов первичных психосоматических отклонений и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
- предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);
- составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);
- составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);
- проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями.
Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.
Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы: 1) социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия); 2) медико-санитарные (вредные с точки зрения экологии условия труда и быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери); 3) социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми); 4) социально-психологические (деструктивные отношения между родителями, между родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации); 5) криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).
Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л.Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. Наиболее важные из них следующие:
1) На начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.
2) Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.
Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика ...
... в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков. Объект исследования : девиантное поведение подростков Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков. Гипотеза ...
3) Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.
Социальную профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную. Первичная социальная профилактика направлена изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка, так же направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения, возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка.
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков.
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики осуществляются посредством:
- воздействия средств массовой информации;
- обучающих технологий;
- программ детско-подростковой и молодёжной активности;
- создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные просоциальные организации и т. д.);
- антинаркотических и антиалкогольных мотивационных акций;
- системы деятельности социальных работников и волонтёров;
- системы ювенальной юстиции;
- Вторичная профилактика направлена исследование генографии семьи;
- коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
- наличие четких семейных ролей, недопущение совершения ребенком или подростком более тяжелого проступка, правонарушения;
- оказание своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
Социальные технологии вторичной профилактики включают:
- формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, алкоголя, если оно имеет место;
- формирование мотивации на изменение поведения;
- формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, предотвращение совершения повторного преступления подростком, на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде, уменьшение вероятности повторного появления отклоняющегося поведения. Целью технологии третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы).
Социальные технологии третичной профилактики включают:
1) тренинги профилактики рецидивов;
2) формирование мотивации на изменение поведения;
3) тренинги когнитивного развития;
4) индивидуальную и групповую терапию, направленную на развитие личностных и средовых ресурсов;
5) формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
6)развитие навыков социального поведения, социальной компетентности.
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Суть профилактической деятельности является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь сложной для ребенка жизненной ситуации, которая может стать ситуацией риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены вопросы, затрагивающие такую немаловажную проблему, как особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.
Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций — это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.
Преступность носит деструктивный для общества характер, поэтому профилактика преступности несовершеннолетних — неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др. Однако у них есть множество недостатков, которые не позволяют им работать эффективно. Это и недостаток бюджетных средств, нехватка работников, специализирующихся именно на поднятой проблеме, это и зачастую проявление формализма в работе, отказ от индивидуального подхода и т.д.
Следует отметить, что на сегодняшний день в России нет единой профилактической и реабилитационной системы. В некоторых регионах проводится активная деятельность, в других регионах не реализуются даже обязательные программы. Поэтому в целом по России наблюдается низкая результативность профилактики и реабилитации преступности несовершеннолетних. Необходимо придать системе целостность, различные субъекты по делам несовершеннолетних должны работать согласованно, а регионы должны обмениваться опытом, навыками и умениями, как между собой, так возможно и с другими странами.
Для большей результативности необходимо привлекать к своей деятельности различные благотворительные организации и объединения. Необходимо помнить, что мы имеем дело с несовершеннолетними, оказавшейся в трудной ситуации, нельзя закрывать глаза на их проблемы.
7. Пилиева Д.Э. Девиация несовершеннолетних — Владикавказ: СКГТУ Терек, 2010. — 28 с.
8. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 г.//Доклад I государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству РФ. Первоначальный вариант — М.: Государственный комитет по делам молодежи, 1996. — С. 199-200.
9. Сообщество профессионалов. Коррекция девиантного поведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/korrekciya-deviantnogo-povedeniya (Дата обращения 15.02.2010)
10. Социальный проект как технология социальной работы. Донецк, 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// /sociology/00126505_0.html (Дата обращения 15.02.2010)
11. Социально-педогагическая реабилитация детей с девиантным поведением [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/00204.htm (Дата обращения 15.03.2010).
12. Технология социальной диагностики, профилактики и адаптации [Электронный ресурс] — Режим доступа: <#»justify»>71.Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
13. Технология социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 400 с.
14. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. — М.: Дашков и К, 2006. — 340 с.
15. Яковлев Н.М., Константинов К.В.Стратегия коррекции девиантного поведения подростков на основе метода адаптивной саморегуляции // Физиология человека. — 2007. — №2. — С. 42 — 47.