Утомление и усталость
утомлением.
усталости
Чередование работы, всегда вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного,- необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Поэтому утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма. Оно представляет собой естественные слишком сильные процессы восстановления, становятся более интенсивными, усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус. Утомление не наступает внезапно. Оно развивается постепенно и в значительной степени зависит от центральной нервной системы, особенно от коры больших полушарий. Это проявляется главным образом в том, что на скорость наступления утомления влияет отношение человека к работе, вызываемые ею эмоции.
Положительные эмоции, связанные с появлением бодрого настроения, могут значительно уменьшить утомляемость, и, наоборот, угнетенное состояние, так называемый «упадок духа», способствует быстрому наступлению утомления. Наиболее изнуряющим оказывается труд однообразный, неинтересный, а главное, выполняемый по принуждению.
2. Переутомление
переутомлению,
3. Проявления утомления у дошкольников
В дошкольном возрасте нервная система постепенно становится более устойчивой, не так быстро нервные клетки впадают в состояние запредельного торможения, увеличивается сила доминантных очагов возбуждения. Ребенок 3-4 лет может несколько часов подряд находиться в активном, бодром состоянии. Однако доминантные очаги, возникающие в коре больших полушарий, еще очень нестойки, и любое стороннее раздражение легко приводит к созданию новых доминантных очагов. С этим связана большая подвижность здорового ребенка, неустойчивость его внимания и резко выраженная эмоциональность.
Для старшего дошкольного возраста также характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения; нервные клетки не могут длительно находиться в состоянии возбуждения из-за легко развивающегося торможения. Тем не менее, ребенок 5-6 лет значительно отличается от детей младшего дошкольного возраста. Однообразные, повторяющиеся действия постепенно перестают быть столь непреодолимым препятствием для его нервной системы. Более совершенно протекающие явления индукции и связанная с этим большая выраженность концентрации процессов возбуждения и торможения создают предпосылки для рабочей деятельности.
В своих играх ребенок все чаще подражает поведению и занятиям взрослых. Он внимательно прислушивается к разговору взрослых, нередко весьма своеобразно преломляя в своем сознании все услышанное. Ребенок с охотой занимается рисованием, лепкой, аппликацией, объясняет содержание тематических картинок, пересказывает прочитанное ему и даже усваивает первые элементы грамоты и счета. Тем не менее во время занятий он, как правило, неусидчив, легко отвлекается, особенно если занятие продолжается больше 15 минут. Обычно и в этом возрасте утомление проявляется в рассеивании внимания, падении интереса к работе или отказе от нее. Появлению отчетливых признаков утомления, характерных для взрослых, препятствует быстро наступающее торможение. Обычно только у ребенка больного или с ослабленной нервной системой можно наблюдать более выраженные явления утомления.
Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного ...
... на _ страницах печатного текста. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 . Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное ... анализ научной литературы по теме исследования; эмпирические: наблюдение за деятельностью детей дошкольного возраста, тестирование, методы статистического ...
4. Профилактика утомления дошкольников
Понижению утомляемости дошкольников способствует все, что укрепляет нервную систему и улучшает общее состояние здоровья. Особое значение имеет организация правильного режима дня с соблюдением основных гигиенических требований. Существенное влияние на состояние организма ребенка оказывают возникающие у него эмоции. Уже со второго года жизни важнейшим источником эмоций становится человеческая среда, окружающая ребенка. Ребенок тянется к людям — взрослым и детям. Ровное и благожелательное отношение взрослых как к ребенку, так и друг к другу вызывает у него положительные эмоции, делает его более спокойным и покладистым, способствует нормализации отношений с другими детьми. Противоположное влияние оказывают нервозность, грубость окружающих, их невнимательное или несправедливое отношение к ребенку. Индивидуальные и групповые занятия надо строить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, способствовали хорошему настроению. Занятия, связанные с неподвижным сидением и напряжением внимания, не могут превышать 5-10 минут. Занятия, требующие частого переключения внимания и хотя бы умеренной двигательной активности (например, занятия со строительным материалом, музыкальные занятия), могут длиться до 20 минут, если, конечно, они интересны ребенку. При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребенка сидеть неподвижно. Очень важно обращать внимание на чередование занятий. После занятий, во время которых дети находились в сидячем положении, необходимо дать им возможность побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры, конечно, под непосредственным наблюдением воспитателя. После подвижных игр, занятий гимнастикой полезно, наоборот, ограничить движения детей, предложив им спокойные, сидячие игры.
5. Детская нервность
нервными.
Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности.
6. Причины детской нервности
врожденным,
приобретенной нервности
Нервность у детей дошкольного возраста
... связанными с ней трудностями у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Рассмотреть различные виды ... трудных детей можно отнести каждого третьего ребёнка. В этом состоит актуальность выбранной нами темы. Объект данного курсового исследования состоит в рассмотрении проблемы детской нервности и ...
7. Негативизм
Каждый ребенок может проявить своеобразное упрямство — делать противоположное тому, что от него требуют. У нервных людей такое негативное, т. е. отрицательное, отношение к внешним воздействиям может часто повторяться и стать характерной чертой поведения. Ребенку подставляют тарелку с кашей и предлагают есть — он отказывается. Стоит убрать тарелку — он требует ее. Снова подставляют — и опять отказ. Если, отодвинув тарелку, сказать «Не ешь!», а затем не обращать на ребенка никакого внимания, он через некоторое время сам ее пододвинет, все съест и даже может попросить добавки. Подобные же негативные реакции повторяются, когда требуют, чтобы ребенок вымыл руки, пошел гулять или ложился спать. Чем строже настаивать на своем, тем сильнее проявляются негативные реакции.
Эта черта поведения, называемая негативизмом,- одно из частых проявлений детской нервности. Чтобы ослабить негативизм, следует избегать тона приказания, например, сказать: «Если хочешь, съешь» — и больше не настаивать на своем.
8. Детские страхи
Испугать ребенка может каждое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ему и возникло неожиданно. Ребенок пугается, если из-за угла внезапно выскочила собака, или раздался сильный непривычный звук, или впервые он увидел человека в маске. Такой испуг естествен и, как правило, не оставляет никаких дурных последствий. Иное дело необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Они пугаются громких звуков, даже часто повторяющихся, боятся темноты, грозы, сильного ветра, жуков, червяков — словом, поводов для страха может быть много. Мало того, ребенок боится войти во двор, где когда-то его испугала собака, отказывается подойти к человеку, на котором он раньше видел маску. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность.
В развитии страхов чаще всего повинны окружающие, запугивающие ребенка милиционером, стариком, который унесет его в мешке, злым разбойником, серым волком, а иной раз мать угрожает, что отнесет его в темный лес или сама уйдет от него навсегда. Если в развитии нервности основную роль сыграли семейные неурядицы, нередко с ними связываются и страхи: отец бросил семью — ребенок постоянно боится, что мать уйдет от него; при иных ситуациях ребенок может бояться драки, вида пьяного отца и т. п.
9. Неврозы
утомление усталость нервозность дошкольник
неврозами.
10. Профилактика нервности
Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Создавать же обстановку, предохраняющую от возникновения или усиления уже существующей нервности,- это дело тех, кто окружает и воспитывает ребенка. Профилактика, т. е. предупреждение, нервности в основном сводится к устранению всего того, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Начинать профилактику надо с внутриутробного периода его развития, создавая для беременной женщины максимально благоприятные условия жизни, оберегая ее от заболеваний и всего, что травмирует нервную систему. Для воспитания столь необходимой ребенку бодрости и жизнерадостности большое значение имеют физическая культура, подвижные игры, а в дальнейшем и спорт. Взрослые должны быть всегда спокойны и вежливы как между собой, так и с ребенком. У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самообслуживания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, трудом. В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности. Постоянные одергивания и запреты, нередко необоснованные, лишь способствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нельзя» должно быть действительным запретом.
Особенности развития речи у детей с открытой ринолалией
... Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов. При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум ... тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, что подчеркнуто в работах: А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина и др. [1, с.30] Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Не смотря ...
Очень интересны опыты, которые были проведены на детях дошкольного возраста. У них был образован положительный условный рефлекс на слово «можно» и отрицательный на слово «нельзя». Произведенное один раз подкрепление отрицательного раздражителя (слова «нельзя») и неподкрепление положительного раздражителя (слова «можно») привело к тому, что если в дальнейшем слово «можно» быстро удалось снова превратить в положительный раздражитель, то слово «нельзя» на долгое время перестало быть прочным тормозным раздражителем: несмотря на отсутствие подкрепления, оно вызывало положительную реакцию. Взрослый человек взвешивает значение этих слов на основании своего многолетнего опыта; он знает, когда и почему «можно» и «нельзя». Для ребенка слово «можно» и «нельзя» в сильной степени носят характер приказания.
Слово «нельзя» перестает быть тормозным раздражителем, когда, например, вслед за запрещением взять конфету, ребенок ее получает. Это ведет к нарушению одной из существенных норм поведения. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет установление правильных условных связей между определенными речевыми раздражителями и реакциями ребенка. Вместо постоянного «нельзя» лучше, где возможно, отвлекать внимание ребенка, а запреты должны быть убедительными, понятными ребенку и вместе с тем окончательными.
Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева. Не должно быть противоречия между требованиями отца и матери, родителей и воспитателей. Упрямым детям приказания рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы. Если протест ребенка очень бурен, лучше не настаивать на выполнении приказания. Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему.
Вывод
1. В дошкольном возрасте нервная система постепенно становится более устойчивой. Ребенок 3-4 лет может несколько часов подряд находиться в активном, бодром состоянии, однако любое стороннее раздражение приводит к неустойчивости его внимания и резко выраженной эмоциональности.
утомления
переутомлении.
2. По мере усложнения процессов развития высшей нервной деятельности действие внешних раздражителей сказывается на поведении ребенка.
При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит, а при возбудимом типе — недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными . Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.
Психология предпринимательской деятельности. Психологические ...
... решать свои жизненные проблемы вступлением на путь предпринимательства. Однако значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой ...
Предрасположение к нервности бывает врожденным и приобретённым. Если во время беременности мать перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки, признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно. Причиной приобретённой нервности может быть родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режим, различные заболевания. Большое влияние на развитие приобретённой нервности оказывает окружающая ребёнка обстановка: семейные ссоры, грубые перебранки, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы.
негативизмом
4. Также одним из проявлений нарушений высшей нервной деятельности детей является страх. У здорового ребёнка испуг не вызывает негативных последствий. Иное дело необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность. Нередко в развитии нервности основную роль сыграли семейные неурядицы.
неврозами
6. Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Но предотвращать развития неврозов должны люди, окружающие и воспитывающие ребенка — устранить то, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Этому способствуют подвижные игры, а в дальнейшем и спорт.
У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самообслуживания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, трудом.
В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности. Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева. Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/na-temu-narushenie-vyisshey-nervnoy-deyatelnosti-detey/