Мифология и религия Древней Греции

Мифология Древней Греции

Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Греческая мифология — это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.

Мыслительно-чувственное обобщение действительности, которая именуется мифологическим, характерно для очень древнего периода социально-исторической жизни, а точнее говоря, локализуется в общинно-родовой, или первобытнообщинной, формации, которая для Греции ограничивалась первой третью первого тысячелетия до н.э., но истоки, которой уходили в бездны тысячелетий. Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, пробиваются родники, бегут ручьи, древний человек обобщает все проявления водной стихии в одном слове – Посейдон, то есть владыка вод или супруг Земли, объемлющий ее водным простором. И так один за другим рождаются слова – мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только мощных и бессмертных, живущих одной семьей и управляющих над миром. [1, с.122]

Древняя мифология – предмет неоспоримой реальности и веры в ее непреложность. Она возникла и развивается еще до религии, которая нуждается в теоретических обоснованиях. Среди главных источников для изучения всех периодов мифологического развития Греции в первую очередь назовем героические поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею». Трагики V в. до н.э. Эсхил, Софокл, Еврипид использовали в своих сюжетах мифологию героизма во всей ее сложности и гибельной безысходности. У Гомера красота есть божественная субстанция и главные художники – боги, создающие мир по законам искусства. Недаром красота мира создается богами в страшной борьбе, когда олимпийцы уничтожают архаических чудовищ. Однако эта красота гибельна. Сирены привлекают моряков прекрасными голосами и умерщвляют их. Эти страшные полуптицы – полуженщины прекрасны своим искусством пения, но ужасны своей дикостью. Гомеровская мифология – это красота героических подвигов. В мире этой красоты мрачные силы заключены в Тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертельными. Гибнут Медуза Горгона, Пифеи, Ехидна, Химера. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми, кто покушается нарушить гармонию установленной ими власти. Однако побежденные древние Боги вмешиваются в эту новую жизнь. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что нуждается в обуздании. И Боги посылают в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерти и самоуничтожение великих героев. Так появляется созданная богами прекрасная Пандора, в которую боги вкладывают лживую душу. Так рождается от Зевса и Немесиды, богини мести, Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские троянские герои. Прекрасные женщины – Даная, Селена или Алкмена,- соблазняют, как Каронида или Кассандра. Но еще важнее та внутренняя красота, которая наделяют олимпийские боги певцов и музыкантов. Это красота поэтического мудрого вдохновения. [3, с.91]

17 стр., 8443 слов

Олимпийское воспитание школьников

... курсовой работы: изучить особенности олимпийского воспитания школьников. Объект исследования: олимпийское воспитание. Предмет исследования: особенности олимпийского воспитания школьников. Задачи исследования: Описать историю олимпизма. Раскрыть особенности олимпийского воспитания школьников. Методы исследования: анализ научно-методической ...

Развитие греческой мифологии делится на следующие периоды:

  1. Доолимпийский период.

Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и «гекатонхейры» — сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. В этот же период появились и кровожадный пес Цербер, и лернейская гидра, и химера с тремя головами [1, с.245].

Все это примеры невыделенности в первобытном человеческом сознании человека из природы, рассматривавшего себя как неотъемлемую ее часть. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения. Божества доолимпийского периода были далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются нам при слове «греческая мифология». Идея божества (по-гречески — демона) была еще неотделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос — в виде доски. Богиня Лето была представлена необработанным поленом.

  1. Олимпийский период.

Развитие древнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир. Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа — знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один из самых значительных мифов этого периода — победа солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы. Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взгляд которой превращал людей в камни. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимся пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно дарует людям этот мир [1, с.262]. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или, что то же самое, на горе Олимп (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»).

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного ... индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях ... психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период пр При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли ...

В мифах этого периода Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, циклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа.

  1. Поздний героизм .

Становление и развитие государства, усложнение общества и общественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию мире неизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд.

Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств, в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами.

В поздний героический период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которой подчиняется все существующее — и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит над всем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов. Боги теперь уже не настолько милостиво настроены к людям. [4]

  1. Религия Древней Греции

Для греческой религии характерен политеизм. На смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Боги были антропоморфными. Греческий пантеон богов предстает перед нами в знаменитом произведении поэта Гесиода «Теогония» ( «Происхождение богов»), созданного около 700 г. до н.э. Гесиод излагает космогоническую концепцию рождения мира и богов, прослеживает генеалогические связи между ними. Первые боги — Гея-Земля и Уран-Небо, возникшие из Хаоса, — произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. Светлые боги-олимпийцы свергли титанов и поделили мир между собой: Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон — владыкой морей, а Аид господствует в подземном царстве. Земля остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные мифы о героях (о Геракле, Тесее, Персее и т.д.).

Герои — это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой, но, в отличие от богов, не бессмертны. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев — промежуточного звена между богами и людьми. Боги наделялись свойственными человеку характерами. Кроме того, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей. С развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми (Аполлон — бог юности и покровитель искусств, Афродит а- богиня любви, Афина- богиня мудрости, Гера – богиня брака, Дионис- виноделия и т.д.) В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных с политическими ценностями — Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника — богиня победы.

13 стр., 6305 слов

Генезис философии в Древней Греции

... Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам. Особенными обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны. Философия Древней Греции ... и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период( III в. до н. э. - IV в. н. э.) - это ...

Кроме того, боги становятся покровителями государств, складываются государственные культу полисных богов: в Афинах — культ покровительницы Афины, в Коринфе — культ Посейдона, в Аргосе — культ покровительницы Геры и т.п.

Фатализм был одной из основных черт мироощущения древних греков. В Греции процветали пророчества, прорицания, гадания. Самым знаменитым был оракул храма Аполлона в городе Дельфы — дельфийский оракул.

В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года( с 776 г. до н.э.); Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, проводившиеся раз в четыре года; Истмийские — в честь Посейдона, проводились под Коринфом раз в два года.

К этому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из представлений в честь бога Диониса. Трагедия возникла из культа Диониса, комедия – из песен и плясок сатиров в честь Диониса.

В честь богов строились многочисленные храмы и храмовые комплексы. Например, главными храмами Акрополя являются Парфенон и Эрехтейон. Они посвящены богине Афине — покровительнице города.

Эллинистический период был связан с завоевательными походами Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур.

В Греции распространяются культы восточных богов – египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы, а также оживление древних мистериальных культов. Мистерии — общее название тайных, закрытых для непосвященных ритуалов. В этих культах мисты (посвященные) проходили специальную подготовку – обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства. [2, с.302]

Заключение

Из проделанной работы можно сделать вывод о том, развитие мифологии Древней Греции поделилось на три периода – Доолимпийский период, Олимпийский период, период Последнего героизма.

13 стр., 6149 слов

Классический период античной философии

... в себя Ї это симптом заката античности. Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до н. э.). В своих ... Его обвинили в том, что он не признает существующих богов, развращает молодежь и подрывает общественные устои. В своем последнем ... душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу в ...

Греция переживала наплыв восточных культов, сами греческие мифы подвергались различным философским и поэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец почитанию божеств, однако сами древнегреческие мифы, образы древних божеств и рассказы о них продолжали бытовать в Средневековье и продолжают привлекать к себе внимание и в наши дни.