Предметом логики является изучение форм мышления. Главное назначение логики состоит в поиске и обосновании таких форм мышления, которые обеспечивают достижение истины в познании, предохраняют мыслящего субъекта от ложных путей и ошибок. Логика, как наука, состоит из двух частей: формальной логики и логики диалектической. Обе части логики исследуют закономерности рационального мышления. Различие между ними связано с тем, что само рациональное мышление реализуется на двух качественно различных уровнях: рассудочном (низшем) и разумном (высшем).
Законы формальной логики — это законы рассудочного мышления. Они обеспечивают функционирование познания, предохраняют от ошибочных ходов мысли. Однако законы формальной логики, выявляющие требования к построению форм истинного знания, мало говорят о том, какие пути ведут к формированию нового знания, к достижению объективной истины. Ориентиры разумного мышления, обеспечивающие развитие познания, его движение к истине, дает диалектическая логика.
Диалектическая логика — это диалектика в действии, в ее применении к мышлению, познанию, практике. Диалектическая логика изучает способы мышления, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижение объективной истины. Таким образом, диалектическая логика существенно отличается от логики формальной и математической, которые, пользуясь методом формализации, исследуют формы мышления в отвлечении от его содержания и исторического развития. Диалектическая логика исследует именно содержательную сторону мышления в процессе его углубления в сущностные связи объекта. Она формулирует свои результаты в виде принципов развития мышления и познания. Истоки диалектической логики восходят к интеллектуальным поискам великих мыслителей древности: Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, Лао- Цзы и др. Крупнейшим систематизатором и, по сути, основателем диалектической логики является Г. Гегель (1770-1831).Однако уникальный вариант диалектической логики, разработанный Гегелем в фундаментальном труде «Наука логики» и ряде других работ, к сожалению, отличается «темной глубиной» и недосягаем для большинства даже профессиональных философов. Колоссальную работу по прояснению рационального смысла диалектики и диалектической логики, раскрытию их методологического потенциала проделали последователи Гегеля — К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).
Диалектическая логика
... знания. 1. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ - ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ Диалектическая логика по своему предмету и методу является сугубо философской наукой. Она не просто исследует объективное содержание тех форм мышления, которые мы ...
Однако даже этим мыслителям, оказавшимся в «поле тяготения» грандиозной гегелевской системы, не удалось до конца преодолеть ее «темную глубину». Заслуга глубинного переосмысления и переработки диалектической логики Гегеля, ее развития и изложения в современных, ясных, конструктивных формах принадлежит российскому мыслителю и революционеру, основателю первого в мире социалистического государства В.И. Ленину
Цель работы, Задачи работы, Глава 1. Что такое логика
логика мышление формальная дилектическая
Логика (от греч. logos — мысль, слово, речь, разум) — это наука о законах и формах мышления. Известно, что мышление как процесс изучают самые различные науки. Философия изучает проблему отношения мышления к предметам и явлениям объективного мира. Психология рассматривает специфические закономерности и механизм психической жизни человека. Языкознание представляет сущность слова и знака как инструментов мыслительного процесса человека. Логика же изучает мышление как средство, метод познания действительности. В центре внимания логики находятся общечеловеческие законы мыслительного процесса, без соблюдения которых он вообще невозможен. Логика учит человека строить правильное рассуждение и, используя формально-логические законы, приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа.
Особенности логики как науки:
* логика рассматривает мышление как инструмент познания объективного мира, как безусловное средство получения истинных знаний через понятия, суждения и умозаключения
* мышление интересует логику со стороны практической результативности и правильности выводного знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту , а только с помощью законов и правил мышления;
- мышление интересует логику как структурно-формальный процесс, то есть как процесс, в котором можно отвлечься от содержания объекта и сконцентрировать внимание только на форме;
- логика носит всеобщий характер, так как она, абстрагируясь от частного, анализирует типическое, общее;
- логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, так как мыслительный процесс у всех людей, независимо от национальной принадлежности, различий в языке, жизненного опыта, рода деятельности, имеет общую логическую структуру — в противном случае люди просто бы не поняли друг друга и не могли бы объясниться;
- логика предполагает единство содержания и формы анализируемого предмета, что, в свою очередь, обеспечивает правильность и непротиворечивость мыслительного процесса.
Цели изучения логики:
* научиться создавать стройные рассуждения, чтобы приходить к истинным выводам в отношении предмета анализа;
- овладеть методикой научного анализа развития противоречивых процессов и явлений социальной жизни на основе законов формальной логики;
* узнать:
* историю возникновения и этапы развития логики, сущность, содержание и специфику логики как науки
* характер и содержание основных законов логики, их особенности и взаимосвязь;
Законы формальной и диалектической логики их единства и различия
... нашим мышлением. Основные законы мышления, в свою очередь, подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соотношении между собой. 1. Основные формально-логические законы Основными в формальной логике считаются четыре закона ...
- сущность и содержание принципов логики, ее соотношение с философией, диалектику взаимосвязи с объективной реальностью;
- особенности структуры формальной логики, методы доказательства истины, пути обнаружения противоречия в неверных или сознательно искаженных суждениях и умозаключениях.
логика мышление формальная дилектическая
Глава 2. Формальная логика
Формальная логика — наука о правилах преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий, а также конструирование этих правил. Будучи основателем формальной логики как науки, Аристотель называл её, «аналитика», термин же «логика» прочно вошёл в обиход уже после его смерти в III веке до нашей эры.
Формальная логика, в отличие от неформальной, организована как формальная система, обладающая высоким уровнем абстракции и чётко определёнными правилами. Формальная логика занимается выводом нового знания на основе ранее известного без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а применением законов и правил мышления. Начальной ступенью формальной логики можно считать традиционную логику, а её следующей ступенью — математическую логику, использующей формализацию, подобную математической, символический аппарат и логические исчисления.
Законы формальной логики:
Закон формальной логики (мышления) — внутренняя, существенная, необходимая связь между некими мыслями. Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи выражаются в основных формально-логических законах: тождества, не противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Законы формальной логики имеют необходимый и всеобщий характер, действуют во всяком процессе мышления независимо от того, в какой форме он протекает. Кроме основных законов, существуют еще и другие формально-логические законы, связанные с отдельными формами мышления, с отдельными логическими операциями: например, закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия и др.
Закон тождества, Закон непротиворечия
закон исключенного третьего
Таким образом, подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не допускает противоречий в мыслях. Но вместе с тем он представляет собой дальнейшее развитие закона непротиворечия, устанавливая, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но они не могут быть также одновременно ложными: если истинно одно из них, то другое необходимо ложно. Всякое третье, среднее решение исключено.Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными и ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, то есть доказать ее соответствие с действительностью.
закон достаточного основания
Глава 3. Диалектическая логика
Диалектическая логика — философский раздел марксизма, систематически развёрнутое изложение научно-теоретического мышления («диалектики как логики»).
Тем самым диалектическая логика является научной теорией познания. Также диалектическая логика понимается как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений.
Логика научного познания: сущность, основные формы и методы
... философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания. 1. Методы научного познания ... находятся в диалектической связи с ... данных; теоретическое мышление нельзя свести ... познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания ...
Диалектическая логика в своём научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако её элементы имели место уже в древней, особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода господствовала формальная логика как единственное учение о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания в философской мысли начинает сознаваться её недостаточность, необходимость нового учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.).
Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в немецкой классической философии. Так, Кант проводил различие между общей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается, подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке диалектической логики принадлежит Гегелю, давшему её первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир.
Марксистское учение о логике вобрало в себя всё ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Диалектическая логика не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить её границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если формальная логика есть наука о законах и формах отражения в мышлении постоянства, покоя в объективном мире, то специфика диалектической логики — изучение отражения в законах и формах мышления процессов развития, внутренних противоречий явлений, их качественного изменения, перехода одного в другое и т. д.
Предмет исследования диалектической логики — творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий); его логические структуры и соотношения их элементов — понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическое исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в результате обобщения истории материальной в духовной культуры. Диалектическая логика изучает всю систему категорий в их гносеологических и логических функциях, а также специфические познавательные категории, принципы и процедуры (например, восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход от абстрактного к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы обобщения, идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.).
Следовательно, диалектическая логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особенностей диалектической логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектические противоречия, отражающие как противоречия в самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они приобретают на «границах» такой теории, которая исчерпала свои объяснительные возможности, и требуется переход к новой. Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой системой фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой. Допуская определённую типологию разрешения противоречий, диалектическая логика не определяет однозначно результат разрешения: здесь происходит изменение содержания знания.
Аристотель – создатель науки логики
... его задачей было найти принципы научного мышления, стремящегося к адекватному отражению объективного бытия в понятиях. «Логика Аристотеля есть запрос, искание…». В сочинении «Об истолковании» Аристотель намечает такой путь исследования логических ...
Диалектическая логика возможна как наука лишь на основе диалектико-материалистического метода, и в вместе с тем она служит как бы его конкретизацией, изучая законы и формы отражения в мышлении, проявления бесконечности движения в конечном, единства бесконечности и конечности в движении, внутреннего и внешнего и т. п. Центральная задача диалектической логики — исследование того, как выразить в понятиях проявления действия законов диалектики в вещах, предметах и т. п. С этим связана другая основная задача диалектической логики — изучение развития самого мышления. Диалектическая логика выделяет законы и формы развития мышления в ходе развития познания и исторической общественной практики человечества. В качестве общего логического принципа диалектическая логика использует способ восхождения от абстрактного к конкретному. Другой общий принцип диалектической логики — единство исторического и логического. Оба принципа внутренне взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Диалектическая логика по самому своему существу должна представлять собой систему логических категорий, которая выступает как синтез результатов познавательной и практической деятельности человечества (пример такой системы — «Капитал»Маркса).
Лишь во взаимосвязи, т. е. в системе логических категорий, можно отобразить развитие в мышлении и понять развитие самого мышления. Мышление переходит от поверхности предметов, вещей вглубь, к их сущности, и затем постигает и её действительные проявления. При логическом рассмотрении процесс, явление, сторона и т. п. берутся в их развитом, зрелом виде, и это помогает понять как прошлое, существующее в снятом виде в настоящем, так и будущее, поскольку оно уже имеется в настоящем, правда в неразвившемся, зародышевом виде. Таким образом, исследуя отражение в законах и формах мышления процессов развития, диалектическая логика исследует и развитие мышления, система её категорий изменяется по мере исторического развития познания и практики человечества.
Вопрос о системе категорий, в которой последние берутся в порядке субординации, соподчинения, ещё не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответствующий принципу единства логического и исторического, движения знаний от явлений к сущности, от простого к сложному и т. д. На эту сторону обращал внимание Ленин, внёсший огромный вклад в разработку диалектической логики.
В современной науке большую роль играют формализованные логические системы и содержательные формально-логические теории, изучающие отдельные стороны и задачи мышления. Диалектическая логика есть тот общий логический базис человеческого познания, та общая логическая теория, с позиций которой можно и должно объяснять все частные и конкретные логические теории, их значение и роль.
Заключение
Различают логику формальную и диалектическую. Основателем традиционной формальной логики является, как известно, Аристотель. Термин «диалектическая логика» был введен в науку немецким философом, объективным идеалистом Г. Гегелем, впервые на идеалистической основе изложил основные законы и принципы диалектической логики как учение об общем развитии абсолютного духа.
Принципы диалектического подхода к исследованию
... диалектика. Поэтому диалектика дает возможность понять значение и той стороны мышления, которую изучает формальная логика. Законы связи готовых форм мышления, его строения могут быть поняты только на основе знания законов развития мышления, познания. Диалектическая логика ...
Диалектическая логика — высшая степень в развитии логической науки, но она не отменяет и не поглощает формальную логику, последнюю не следует рассматривать как пройденный этап.
Диалектическая логика, как и формальная, изучает мышление, но с другой стороны и другими методами. Формальная логика — это логика, которая изучает структуру мышления, исследует законы строения нашего мнения. Она призвана дать ответ, какой должна быть структура мысли, чтобы она была истинной и правильно воспроизводила действительность. Диалектическая логика исследует то, как в абстрактном мышлении познающего истину, действуют общие законы диалектики. Диалектическая логика изучает природу логических форм, их познавательную суть, раскрывает связь форм и законов мышления с законами объективного мира. Формальная логика исследует структуру готовых, сложившихся логических форм, не интересуясь их генетическими связями и взаимопереходами, диалектическая же логика изучает формы мышления в их связях, переходах, в развитии, движении.
Ограниченность формальной логики состоит в том, что соблюдение одних только ее законов для познания недостаточно, а не в том, будто она применяется только для познания каких-то элементарных связей и отношений, а при исследовании сложных явлений и связей Ее законы будто и не действуют. В процессе познания на степени абстрактного мышления имеет место постоянное сочетание двух моментов — формального соблюдения в каждом акте мысли и диалектического направления мысли в целом. И формальная, и диалектическая логика действуют везде, при познании любых объектов, как простых, так и сложных, при познании как относительно неподвижных предметов, так и предметов, движущихся меняются.
Не существует какой-то особой области элементарных отношений, которые бы узнавались с помощью только формальной логики, а диалектическая логика в них была бы неприменима, как не существует и такой области познания, где мышление подлежит только законам диалектической логики и где необязательно соблюдения требований формальной логики . Там, где соблюдаются законы формальной логики, действительно диалектическое мышление становится невозможным, там диалектика подменяется софистикой и эклектикой. Формальная логика обеспечивает определенность, ясность, последовательность мышления, то, без чего мышление как логический процесс по сути невозможно.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/logika-formalnaya-i-dialekticheskaya/
логика мышление формальная дилектическая
1. В.К. Батурин — Логика: Учебное пособие, М., 2013;
2. А.Д. Гетманова — Логика: Учебное пособие , М., 2008;
3. В.И. Кириллов — Логика: Учебник для средних учебных заведений, М., 2008;
4. Н. И. Кондаков — Логический словарь-справочник, М., 1971;
5. Г.Ч. Синченко — Логика диссертации: Учебное пособие, М., 2015