Диалектическая логика

Диалектическая логика как наука, сформировалась в XIX в., когда накопленный главным образом эмпирический материал стал синтезироваться в систему знаний, а метафизический метод, господствовавший в науке, стал недостаточным.

Крупнейшие мыслители прошлого пытались выйти за пределы формальной логики и создать логику, отвечающую потребностям развития науки. Ближе всех подошел к решению этой проблемы Гегель. Он, по существу, создал диалектическую логику. Однако гегелевская диалектическая логика не могла стать логикой научного познания, ибо она была построена на идеалистической основе. Классики марксизма-ленинизма с позиций диалектико-материалистического мировоззрения создали диалектическую логику, соответствующую потребностям научного познания.

Что же представляет собой диалектическая логика как наука? Существуют разные определения предмета диалектической логики, каждое из которых раскрывает определенную сторону этой науки. Однако почти все авторы сходятся на том, что диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления [2, с.14].

Классики марксизма-ленинизма всегда вели решительную борьбу против кантовского понимания логики как совокупности априорных схем, которые наполняются материалом чувственных данных. Логические категории и формы мысли они рассматривали как своеобразное отражение объективной действительности, ее законов и свойств.

Цель данной контрольной работы: рассмотреть и проанализировать понятие, структуру и функции диалектической логики; логико-диалектические законы развития и обоснования знания.

1. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ — ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ

Диалектическая логика по своему предмету и методу является сугубо философской наукой. Она не просто исследует объективное содержание тех форм мышления, которые мы называем категориями, а главное, выясняет вопрос, как путем обогащения содержания одна категория переходит в другую, углубляя познание сущности предметов. Диалектическая логика — это учение о познании, о философском постижении объективной истины. Она описывает процесс познания не реальной сферы действительности, а абстрактного объекта. Содержание диалектической логики показывает диалектический метод философского познания в чистом, наиболее общем, абстрактном виде.

5 стр., 2442 слов

Логика формальная и диалектическая

... применении к мышлению, познанию, практике. Диалектическая логика изучает способы мышления, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижение объективной истины. Таким образом, диалектическая логика существенно отличается от логики формальной и математической, которые, ...

Применение данного метода в научном познании предполагает наличие некоторых субъективных и объективных предпосылок.

В субъективном отношении использование диалектического метода возможно только при условии овладения им. Это весьма сложный процесс, но, как заметил в свое время Ф.Энгельс, иного пути для понимания данного метода, кроме изучения всей предшествующей философии, не существует. Простое же знание фактологического материала из области истории философии никогда не приведет к желаемому результату.

В объективном отношении диалектический метод может быть применен лишь в том случае, когда знание об определенной сфере реальности достигло теоретической зрелости, когда специфические законы ее бытия познаны и систематизированы в виде обоснованных гипотез или теорий, когда тем самым общенаучные методы в этой сфере знания исчерпали свои возможности. Данный метод вступает в силу, когда эмпирический материал переработан наукой в теоретический. Ведь непосредственным полем приложения философии является не объект сам по себе, а знание о нем. Эмпирическая наука становится посредником между объектом ее исследования и философией. Результатом применения философского метода является философская теория той или иной сферы действительности — философия природы, истории, права и т.п. Гегель называл данную науку постигающим в понятиях познанием.

Еще одним обязательным условием применения диалектического метода является то, что он может быть использован в отношении объектов, которые в своем развитии достигли зрелой формы. Как по годовым кольцам спиленного дерева можно определить диаметр ствола в разные годы его жизни, так и по структуре зрелого объекта можно выяснить логику его становления и развития.

Диалектический метод не является произвольной схемой, которая насильно навязывается материалу. Сущность его применения в том, что исследователь целиком отдает себя во власть предмета и, не привнося в него ничего от себя, позволяет мышлению двигаться самостоятельно в соответствии с объективной логикой движения исследуемого объекта. Следование методу может не сознаваться самим исследователем, на определенном этапе развития знаний оно становится объективной необходимостью, внутренним законом мышления. В этом осознанном или неосознанном следовании методу проявляется известная пассивность исследователя, его подчинение объективной логике предмета. Это состояние хорошо известно математикам, потому что именно математические методы наиболее адекватны объектам данной науки.

Существует мнение многих ученых о том, что любая наука достигает совершенства, если ей удается пользоваться математическими методами. Однако в философии эти методы не действуют, так как не соответствуют ее предмету. Поэтому философия вынуждена была разработать свой метод, который по строгости не уступает математическим; ведь движение форм мышления в нем совпадает с движением объективного содержания.

Разъясним это на примере исследования человеческой деятельности, движущей силой которой является, как известно, потребность, определяемая как недостаток органической системы, препятствующий ее нормальному существованию и функционированию. Под органической системой нужно понимать такую систему, где каждый составляющий элемент выполняет свойственную только ему функцию. Примерами таких систем, поскольку речь идет о человеческой деятельности, могут быть следующие: индивид, производственное предприятие, армия, государство, общество в целом и т.п.

15 стр., 7474 слов

Философия человека Н. Бердяева

... прорыв к самому бытию. Целью работы является рассмотреть философию человека в творчестве Н. А. Бердяева. Реферат состоит из введения, 6 глав и парафрафов, заключения ... свою актуальность. „Основной, изначальной проблемой, - пишет Н.А. Бердяев, - является проблема человека, проблема человеческого познания, человеческой свободы, человеческого творчества. В человеке скрыта загадка познания и загадка ...

Потребность сама по себе не приведет ни к какой деятельности, если не обогатится стремлением к чему-то, превратившись в цель, дополненную знаниями о путях и средствах ее достижения. В этом случае цель превращается в идею, которая соединившись через средство деятельности с объектом и выполнив над ним нужные действия, становится продуктом, или произведением. Продукт, таким образом, есть реализованная идея, или достигнутая цель, или удовлетворившая себя потребность. Производством продукта завершается полный цикл деятельности. Потребность, меняя свое обличье, переходит в продукт.

Идея представляет собой созревшее для реализации знание. Предметы первозданной природы объективны, материальны как по форме, так и по содержанию; мысли объективны только по содержанию, но субъективны по форме; продукты человеческой деятельности, наоборот, материальны по форме, но субъективны, идеальны по содержанию, которое представляет собой материализованные идеи людей. Совокупность продуктов человеческой деятельности составляет вторую, очеловеченную природу, или опредмеченное мышление многих поколений. Поэтому философское положение о том, что бытие первично, а мышление вторично, представляет собой не более чем примитив философии наивного реализма.

Последовательность категорий «потребность — цель — идея — продукт» фиксирует не только стадии развития исследуемого объекта, но и ступени углубления знания о нем. Каждая следующая категория удерживает в себе предыдущую, обогащая новым содержанием.

В этой упрощенной схеме представлен категориальный скелет теории человеческой деятельности. И кто бы ни писал о ней, он не сможет проигнорировать такую последовательность изложения материала, потому что в указанной схеме четко прослеживается объективная логика данного процесса.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что нужно говорить о двух науках, исследующих мышление как инструмент познания, — о логике формальной и логике диалектической. Имея отношение к одному и тому же объекту, каждая из этих наук выделяет в нем свой предмет.

Формальная логика исследует отношения между мыслями, выраженные в стабильных, неизменных структурах.

При всем многообразии этих структур только два вида отношений связывают их элементы:

1) между классами по принадлежности;

2) между высказываниями по истинности [1, с.16].

Эти отношения образуют логический фундамент мышления, а их членами, или элементами формальных структур, являются классы и высказывания.

Под классом понимается любое объединение предметов на основе общего свойства. Языковыми формами выражения классов являются имена, смысловое значение которых несут понятия. Под высказыванием понимается любая выраженная в предложении мысль, которая может быть либо истинной, либо ложной.

По принадлежности классов характер отношений нисколько не меняется от того, что эти отношения иногда интерпретируются содержательно как отношения вещи и ее свойства, поскольку свойство однозначно задает класс предметов. Например, в высказывании «Щука — рыба» зафиксирована принадлежность класса щук к классу рыб. Высказывание «Металлы электропроводны» можно истолковать как выражение принадлежности металлам свойства электропроводности, что однозначно задает класс электропроводных веществ. Поэтому и во втором высказывании выражена принадлежность класса металлов к классу электропроводных веществ.

6 стр., 2905 слов

Мышление в деятельности работника юридической профессии

... 1 . Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что ... творчес­кое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер. В психологии принята ...

Следует отметить, что традиционно в учебниках логики такие отношения изучаются на материале живого языка. Подобный подход целиком оправдан: поскольку эти отношения имеют место в мышлении, то необходимо показать их в его живом повседневном функционировании, сферой которого является общение. Этот подход получил название традиционной формальной логики.

Из предыдущего следует, что формальная и диалектическая логики являются самостоятельными, независимыми одна от другой науками, которые имеют различные предметы исследования. Объединяют же их общий объект изучения — человеческое мышление — и общее название — «логика».

2. СТРУКТУРА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ: ПРИНЦИПЫ, КАТЕГОРИИ, ЗАКОНЫ

Мышление человека есть отражение окружающего мира. Закономерности этого мира обусловливают законы, в соответствии с которыми осуществляется процесс мышления.

Логические законы, или законы мышления, таким образом, объективны, вследствие чего являются общими нормами для всех людей.

Логический закон — это существенная связь между мыслями, обусловленная закономерными связями между предметами и явлениями объективного мира.

Процесс мышления протекает согласно логическим законам независимо от того, знаем мы об их существовании или нет. Вследствие своей объективности логические законы, так же как и физические, нельзя нарушить, отменить или переиначить. Однако из-за их незнания человек может действовать вопреки объективному закону, что никогда не приведет к успеху. Например, если, проигнорировав закон всемирного тяготения, вы попробуете подвесить люстру, не закрепив ее к потолку, она обязательно упадет и разобьется. Точно так же и рассуждение, построенное не в соответствии с логическими законами, не будет доказательным, а значит, не приведет к согласию в диалоге.

Рассуждение, построенное в согласии с логическими законами, всегда приводит к истине, если его исходные предпосылки истинны. Сами эти предпосылки определяют схему построения рассуждения, последовательность мысленных действий, выполнение которых приведет к нужному результату. Наглядным примером логического рассуждения является решение математической задачи. Любая такая задача состоит из условия и вопроса, на который нужно найти ответ. Поиск ответа предполагает выполнение в последовательном порядке мысленных операций над исходными данными. Действие логических законов в этом процессе проявляется в последовательности мысленных операций, не являющейся произвольной, но имеющей для мышления принудительный характер.

Существует множество логических законов. Рассмотрим наиболее фундаментальные из них.

Закон тождества требует, чтобы та или иная мысль, в каких бы формах она ни выражалась, сохраняла один и тот же смысл. Закон обеспечивает определенность и последовательность мышления.

Согласно законам непротиворечия и исключенного третьего мы не можем признать одновременно истинными два высказывания о предмете, если в одном из них что-то утверждается о предмете, а в другом — отрицается. В этой ситуации по крайней мере одно из высказываний является объективно ложным. Если человек рассуждает вопреки логическим законам, его мышление становится противоречивым, нелогичным.

5 стр., 2063 слов

Логика как философская наука реферат философия

... полном объеме изучаются философией, а логика изучает лишь один из аспектов познающего мышления, логика является философской наукой. Язык – ... науках. Семиотика как общая теория знаков и знаковых систем изучает принципы построения различных языков. Семиотическими категориями логики являются: знаки, как ... предмета, более точная фиксация его содержания. Денотату туризм соответствует концепт: путешествие ...

Закон достаточного основания требует, чтобы каждая мысль имела достаточные основания своей истинности.

На основе этих наиболее общих законов базируются многочисленные законы частных форм рассуждений, которые в логике носят название правил логики.

Когда в качестве предмета логики указывается мышление, то при этом предполагается, что мышление является всем известным предметом, дополнительные пояснения относительно которого проводить нет нужды. Однако такое может показаться только на первый взгляд.

Возьмем простую форму предложения «А есть В». Если в ней А и В заменить именами предметов, получим ряд конкретных по содержанию высказываний: «Сосна есть дерево», «Студент есть учащийся» и т.д. Чем является форма этих предложений «А есть В»? Если она не мысль, то что является мыслью в предложениях, которые мы получили путем наполнения этой формы содержанием, взятым извне? Само это внешнее содержание — сосны, студенты, деревья, учащиеся? Перечисленные предметы мыслями не являются. Содержание этих имен можно представить себе образно, т.е. чувственно.

Далее. Имеет ли форма сама по себе некое содержание? Отвечая отрицательно, мы противоречим известному положению о том, что всякая форма содержательна, а содержание оформлено. Значит, логическая форма сама по себе имеет характерное для нее внутреннее, имманентное содержание. Содержание формы «А есть В» можно передать следующим образом: всякий предмет А принадлежит к некоторому роду предметов В. Это положение имеет только мысленное содержание, за его словами не стоят чувственные образы. Это, по определению Гегеля, «чистая» мысль.

Когда мы говорим о безразличии логики к содержанию, то имеем в виду внешнее содержание, поступающее в сознание через органы чувств и наполняющее логические формы. Логике не важно, что подразумевается под А и В. Она исследует отношение между А и В, выраженное связкой «есть». Это отношение составляет имманентное содержание приведенной формы.

Любое мысленное содержание имеет своей основой ту или иную схему универсальных категорий. Нетрудно убедиться, что в основе содержания, выраженного в высказываниях «Снег белый», «Сахар сладкий», «Лед холодный» лежит простейшая схема «вещь — свойство», а в высказываниях «Дверь скрипит», «Собака лает», «Дождь идет» — другая простейшая связка категорий «предмет — действие». Содержанием приведенных высказываний является привычный чувственный материал, невидимыми нитями связанный с «чистыми» мыслями. Эти «чистые» мысли составляют категориальную основу, или категориальный аппарат мышления, который формируется вместе с формальными структурами, а точнее, вместе с формированием личности. Деятельность этого аппарата представляет собой особое мышление, мышление о мыслях, размышление, являющееся специфическим способом философского познания.

Универсальные категории тоже называют формами мыслей, но они являются не формальными структурами, а содержательными формами, т.е. формами универсальных знаний. Эти формы присутствуют в сознании каждого человека, хотя большинство людей пользуются ими неосознанно. Их отделение от разнообразного содержания сознания и осознание совершалось в процессе развития философии. Гегель очень точно определил историю этой науки как историю открытия и исследования мыслей об абсолютном, которое составляет ее предмет. Формой осознания категорий как мысленных форм является философское познание. Позже их содержание и взаимосвязи становятся предметом собственно философской теории — диалектики, или диалектической логики. Распространенные в среде философов и логиков утверждения о том, что диалектическая логика якобы изучает те же формы мышления, что и формальная, только вторая рассматривает их как устойчивые, неподвижные, а первая — как подвижные, развивающиеся, не имеют никакого обоснования. Формальные структуры мышления сформировались задолго до того, как возникла какая бы то ни было логика, и с тех пор остаются неизменными [1, с.11].

8 стр., 3519 слов

Логика Аристотеля

... Диалектика» Аристотеля Сравнение учения Аристотеля о знании с учениями некоторых крупных рационалистов XVII в., например Декарта [25] , показывает, что в одном чрезвычайно важном вопросе теории познания и логики Аристотель ... . Важным достижением Аристотеля является то, что он впервые сформулировал законы правильного мышления: закон тождества[7] , закон непротиворечия и закон исключенного третьего, а ...

В отличие от формальной, диалектическая логика является содержательной наукой, исследующей содержание универсальных категорий, их системную взаимосвязь, переход одной категории в другую путем обогащения содержания. Таким способом диалектическая логика изображает поступательное движение познания по пути постижения объективной истины.

Роль категорий в познании состоит в упорядочении и организации бесконечно разнообразного чувственного материала, в его синтезе и обобщении. Если бы этого не происходило, человек не мог бы отождествить два восприятия одного и того же предмета, разрозненные во времени. Наполняясь категориями, будучи поглощенным ими, внешний материал из чувственного превращается в мысленный, оформляемый в языковые конструкции. Поэтому все, что выражено в языке, в явном или неявном виде содержит некоторую категорию. Это отмечал еще Аристотель, говоря, что из слов, высказанных без какой-либо связи, каждое обозначает или сущность, или качество, или количество, или отношение, или место, или время, или положение, или владение, или действие, или страдание.

Материал, доставляемый органами чувств, представляет собой содержание, которое имеет пространственные и временные характеристики. Это содержание принадлежит конечным, преходящим, существующим в пространстве и времени вещам. Мысли, в том числе и категории, лишены пространственно-временных характеристик, потому что в них зафиксировано абсолютное, вечное, неизменное содержание, свойственное предметам любой природы и составляющее основу их существования. Это содержание становится предметом изучения диалектической логики, или собственно философии как науки. По этому диалектическая логика — это наука как о реальности, так и о законах мышления. Ее предметом является не мышление и не реальность сами по себе, а их единство, т.е. предмет, в котором они тождественны. Содержание, составляющее универсальную основу всякой реальности, доступно не чувственному восприятию, а пониманию через мышление. Отражение этого сущностного содержания представляет собой процесс постепенного проникновения в глубинную природу вещей.

«Наполнение» логической формы внешним содержанием нужно понимать как обработку чувственного материала «чистой» мыслью, продуктами которой являются мысли о конкретных предметах, явлениях, действиях и т.п. Во всякое содержание сознания — чувства, ощущения, восприятия, желания, представления и т.п. — проникает мысль, если это содержание выражается в языке. Такое всепроникающее мышление составляет фундамент сознания.

Мышление как инструмент интеллектуальной деятельности нужно отличать от деятельности этого инструмента и ее продуктов. Данный процесс, грубо говоря, состоит в «обработке» материала, поставляемого органами чувств, преобразовании его в мысли, а также в производстве из имеющихся мыслей новых. Например, содержанием мысли «Мне весело» является чувство, мысли «К подъезду подошла машина скорой помощи» — восприятие предметной ситуации, мысли «Зарплата составляет только часть произведенной стоимости» — соотношение экономических понятий, а высказывания «Поскольку сущность существует, то существование есть явление» — взаимосвязь философских категорий «сущность», «существование», «явление».

4 стр., 1823 слов

Сущность и основные задачи философии как науки

... вопроса философии, объекта философского познания, способа обоснования и метода мышления. В истории философии принято ... сущность предметов и явлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает» общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы. В философии ... смысл его бытия, является главной задачей антропоцентризма. Такое разграничение философских учений ...

Исследуя мышление с формальной стороны, формальная логика вынуждена абстрагироваться от его «содержательной» структуры. Осознать, что представляет собой эта структура, помогут следующие примеры.

Рассмотрим высказывания: «Мне нужен топор, чтобы расколоть деревянные чурки на дрова» и «Мне нужна швейная машина, чтобы из ткани сшить салфетку». Идентичность формальной структуры выраженных в этих предложениях мыслей очевидна. Через замену языковых выражений буквенными символами она может быть представлена в следующем виде: «X нужен Y, чтоб из Т произвести Р». Буквенные обозначения могут замещаться здесь не любыми выражениями, а только названиями предметов. Имена каких именно предметов разрешается подставлять вместо буквенных переменных, логика не устанавливает. В тех формах, которые исследует формальная логика, содержательно интерпретируются только связи (отношения) между элементами в составе логической структуры. Сами элементы рассматриваются как пустые клетки, заполняемые взятым извне материалом.

Сходство приведенных выше высказываний не сводится только к формальной их общности, к общности их грамматических конструкций. Очевидной является и тематическая их общность. Предложения подобной конструкции используются при описании той или иной целесообразной деятельности. Поэтому в их глубинной основе лежит некое общее содержание, составляемое категориальной структурой, которая в наших примерах сводится к взаимосвязи следующих понятий:

  • субъект деятельности (я);
  • объект деятельности (деревянные чурки, ткань);
  • средство деятельности (топор, швейная машина);
  • сама деятельность (колоть, шить);
  • продукт деятельности (дрова, салфетка), который одновременно выражает и ее цель, и потребность.

Перечисленные понятия составляют категориальный аппарат теоретического познания человеческой деятельности.

Каждая наука при описании своих объектов оперирует специфическими понятиями, свойственными только ей. В механике, например, это «сила», «скорость», «масса», «ускорение» и др., в логике — «имя», «высказывание», «умозаключение». Наиболее общие понятия определенной науки называются категориями, а их совокупность — категориальным аппаратом данной науки.

В основе мышления лежат универсальные категории, которые своим содержанием поглощают (охватывают) объекты любой природы, в том числе и специфические категории конкретных наук. К ним принадлежат, например, категории бытие, качество, количество, вещь, свойство, отношение, сущность, явление, форма, содержание, действие и т.п.

7 стр., 3091 слов

Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений ...

... теоретические исследования в философии невозможны без обращения к ключевым историческим ходам философской мысли. Учитывая все вышеизложенное, вполне справедливо рассматривать закон отрицания отрицания как «закон диалектического синтеза. ... в развитом состоянии предмета, в логике его функционирования следует искать ключ к раци­ональной реконструкции его истории и одновременно к истории его познания. ...

Таким образом, универсальные философские категории (категории диалектики) представляют собой мысленные определения предмета, синтез которых выражает его сущность и составляет понятие о нем.

3. ЛОГИКО — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ЗНАНИЯ

диалектический логика закон знание

Диалектическое мышление подчиняется в своем функционировании и развитии основным законам диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей, являясь законом развития бытия, в то же время проявляется в мышлении. Развитие, совершенствование наших знаний об окружающей действительности осуществляется через преодоление противоречий, постоянно возникающих между мыслящим субъектом и развивающимся познаваемым объектом.

Поскольку все материальные предметы внутренне противоречивы, то и наши понятия, суждения, являясь отражением этих предметов, неизбежно содержат в себе противоречия. Но это не формально-логические, а диалектические противоречия, и потому никакого нарушения последовательности в мышлении они не вызывают. Диалектически же противоречивый характер понятий, суждений и других форм мышления не только не мешает им правильно отражать материальный мир, а, наоборот, способствует этому.

Важное место в процессе диалектического мышления и познания занимает закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Все важнейшие научные открытия XIX и XX вв. неопровержимо свидетельствуют о том, что только диалектическая концепция развития в познающем мышлении способна обеспечить глубокое научное познание, ибо развитие самого объективного мира совершается диалектически в форме перехода постепенных, количественных изменений в быстрые, коренные качественные изменения. Это подтвердили такие научные открытия XIX в., как закон сохранения и превращения материи и энергии, эволюционное учение Дарвина, периодический закон Менделеева и др.

Периодическая система элементов Менделеева показывает, что, опираясь на закон перехода количественных изменений в качественные, мы получаем возможность не только познать известные нам предметы, но и предсказать существование еще неизвестных предметов и даже предвидеть важнейшие их свойства.

Движение познающего мышления от логической обработки фактов и обобщения эмпирического материала к получению новых знаний, к научному открытию совершается на основе закона перехода количественных изменений в качественные. Каждое научное открытие, по существу, представляет собой скачок в процессе познания. И он совершается не случайно, а в результате длительной, постепенной эволюционной подготовки.

Закон перехода количественных изменений в качественные как закон диалектической логики обязывает нас, с одной стороны, учитывать гибкость, подвижность, диалектическую текучесть предметов и их отражений в понятиях, а с другой — иметь в виду и качественную определенность, относительную устойчивость предметов и отражающих их понятий.

Важным логико-методологическим принципом, вытекающим из закона перехода количественных изменений в качественные, является требование не абсолютизировать ни количественный, ни качественный подход к исследуемому объекту, а диалектически сочетать их. Важность этого принципа особенно рельефно проявляется, когда качественный подход к исследуемому явлению разумно сочетается с математической обработкой полученных данных. Применение математических методов познания, особенно метода формализации, аксиоматического метода и др., значительно повышает эффективность познания, позволяет раскрыть такие стороны, особенности и свойства изучаемого объекта, которые невозможно обнаружить при качественном подходе к исследуемому объекту.

13 стр., 6294 слов

Мышление и воображение

... процесса 2. Подробно рассмотреть феномены мышления и воображения. 3. Проанализировать мышление и воображение на примере сотрудников Городской детской ... реакциях (движение, секреторные изменения). При дальнейшем развитии человека сама эмоция перестает существовать только ... Осмысленность. Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, пониманием сущности предметов. 5. ...

Закон отрицания отрицания, будучи законом развития бытия, так же как и предшествующие два закона, является законом диалектического мышления. Значение этого закона в развитии и функционировании мышления состоит в том, что он нацеливает исследователя на познание объекта как поступательно развивающегося, позволяет ему объяснить отклонения в сторону регресса, которые бывают в ходе прогрессивного развития, вскрыть причину этих отклонений, раскрыть соотношение между старым и новым в развитии, их органическую связь, познать, как новое вырастает из старого, почему новое может возникнуть и развиваться только на базе существующего, почему необходима преемственность между новым и старым как в познании, так и в практической деятельности людей.

Действие закона отрицания отрицания в познании хорошо обнаруживается при рассмотрении исторического хода познания. Выясняя пути и способы познания окружающего нас мира, мы видим, что познание как исторический процесс, по существу, есть непрерывная и бесконечная последовательность отрицания одних принятых наукой положений и появления других теоретических положений, в которых более точно и более правильно отражаются предметы материального мира. Это отрицание не обязательно должно быть полным (хотя и такое отрицание не исключается), но обычно в ходе развития науки и общественной практики происходит частичное отрицание старых теоретических положений в виде их уточнения, исправления или дополнения их новыми положениями.

В диалектике отрицать тот или иной теоретический вывод — не значит объявить его ложным и отбросить. Отрицание прежнего этапа развития теории означает здесь ее развитие, совершенствование, переход к более глубокому уровню познания действительности.

Действие законов диалектики особенно хорошо прослеживается при рассмотрении таких категорий диалектической логики, как конкретное и абстрактное, единичное и общее, сущность и явление и др.

В самом деле, если процесс познания протекает от конкретного к абстрактному и от абстрактного снова к конкретному или соответственно от единичного к общему и от общего к единичному, то это значит, что познание осуществляется по закону отрицания отрицания. Это видно из того, что переход от конкретного к абстрактному в ходе познания (или от единичного к общему) есть не что иное, как отрицание конкретного (или единичного), а переход от абстрактного снова к конкретному (или общему) в ходе дальнейшего познания представляет собой отрицание абстрактного (или общего), т. е. отрицание отрицания и как бы возврат к прежнему, к конкретному (или единичному), но на более высокой основе, когда это конкретное уже обогащено общими понятиями, определениями и пр.[2, с.61]

Такой же закономерностью отличается процесс познания и при переходе его от явления к сущности и от сущности снова к явлению. Ведь процесс познания всегда в конечном счете начинается с явления, с рассмотрения и изучения того, что мы воспринимаем чувственно. На основе материала чувственного познания в ходе абстрактного мышления исследователь постигает сущность изучаемого предмета. Но, познав сущность предмета, исследователь вновь возвращается к явлению, к самому изучаемому предмету для того, чтобы сопоставить полученные данные о сущности предмета с явлением, с тем, что мы воспринимаем чувственно. Таким сопоставлением мы достигаем более глубокого познания предмета, ибо сущность предметов всегда проявляется через явление, и, сравнивая их, мы уточняем и то, и другое. Таким образом, и здесь в ходе познания происходит как бы возврат к старому, к явлению, но это не простое повторение, а возврат к старому на более глубокой основе, когда уже раскрыта сущность изучаемого явления.

Следовательно, закон отрицания отрицания, как и другие законы материалистической диалектики, играет большую роль в диалектическом мышлении, лежит в основе процесса познания. Материалистическая диалектика имеет дело не только с рассмотренными основными законами, но и с целым рядом других законов, в частности, выражающихся в соотношении так называемых парных категорий (сущность и явление, форма и содержание, необходимость и случайность и др.).

Познающее диалектическое мышление подчиняется также и специфическим закономерностям познания, которые хотя и формируются на основе законов объективной действительности, но не являются их непосредственным, прямым отражением. Мы имеем в виду такие закономерности, которые выражают связи между абсолютной и относительной истиной, конкретным и абстрактным, чувственным и логическим, — закономерности, характеризующие конкретность истины, методы и формы познающего мышления и т. п.

Таким образом, диалектическая логика в процессе познания имеет дело с законами двух видов: законами диалектики и особенными закономерностями функционирования и развития познания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, диалектическая логика — это учение о познании, о философском постижении объективной истины. Она описывает процесс познания не реальной сферы действительности, а абстрактного объекта. Содержание диалектической логики показывает диалектический метод философского познания в чистом, наиболее общем, абстрактном виде. Формальная логика исследует отношения между мыслями, выраженные в стабильных, неизменных структурах.

Процесс мышления протекает согласно логическим законам независимо от того, знаем мы об их существовании или нет. Вследствие своей объективности логические законы, так же как и физические, нельзя нарушить, отменить или переиначить.

Формальная и диалектическая логики являются самостоятельными, независимыми одна от другой науками, которые имеют различные предметы исследования. Объединяют же их общий объект изучения — человеческое мышление — и общее название — «логика».

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача №1. Построить непосредственные умозаключения путем противопоставления предикату из следующих посылок: студенты являются учащимися; каждый адвокат имеет юридическое образование; пирамиды не являются плоскими геометрическими фигурами.

Решение

Студенты являются учащимися — Ни один не учащийся не является студентом.

Каждый адвокат имеет юридическое образование — Не юридическое образование не имеет ни один адвокат.

Пирамиды не являются плоскими геометрическими фигурами — Некоторые неплоские геометрические фигуры пирамиды.

Задача №2. Опираясь на закон непротиворечия и схему «логический квадрат», установить, могут ли одновременно быть истинными следующие пары высказываний: «Некоторые газы инертные — некоторые газы не являются инертными»; «Аристотель основоположник логики — Аристотель не является основоположником логики»; «Все числа четные — ни одно число не является четным»; «Некоторые диктаторские режимы демократичны — ни один диктаторский режим не является демократическим»

Решение

Непременным условием истинного познания и эффективного общения выступает непротиворечивость мышления. Суть этого условия раскрывается в формально-логическом законе противоречия, В самом общем виде его требования сводятся к следующему: два высказывания, находящиеся в отношении несовместимости, не могут быть одновременно истинными. Закон противоречия отражает невозможность совместной истинности таких высказываний [4, с.137].

«Некоторые газы инертные — некоторые газы не являются инертными». Данная пара высказываний может быть одновременно истинной, т.к. из истинности высказывания «а принимает, что р» следует истинность высказывания «а допускает, что р»

«Аристотель основоположник логики — Аристотель не является основоположником логики». Данная пара высказываний не может быть одновременно истинной, т.к. «а принимает, что р» и «а отвергает, что р».

«Все числа четные — ни одно число не является четным». Данная пара высказываний также не может быть одновременно истинной, т.к. «а принимает, что р» и «а отвергает, что р».

«Некоторые диктаторские режимы демократичны — ни один диктаторский режим не является демократическим». Данная пара высказываний не является одновременно истинной, т.к. «а допускает, что р» и «а отвергает, что р».

Задача №3. Опровергнуть способом доказательства антитезиса следующие положения:

  • а) все русские живописцы ХIХ века придерживались канонов классицизма;
  • б) ни один русский живописец ХIХ века не придерживался канонов классицизма.

Решение

а) Все русские живописцы ХIХ века придерживались канонов классицизма. Здесь достаточно доказать антитезис «Некоторые русские живописцы ХIХ века не придерживались канонов классицизма». Истинность последнего вытекает из высказывания «Кипренский не придерживался канонов классицизма».

б) Ни один русский живописец ХIХ века не придерживался канонов классицизма. Здесь достаточно доказать антитезис «Некоторые русские живописцы ХIХ века придерживались канонов классицизма». Истинность последнего вытекает из высказывания «Шебуев придерживался канонов классицизма».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/dialekticheskaya-logika/

1. Бартон В.И. Логика. — Мн.: ООО «Новое знание», 2001

2. Диалектическая логика /Под ред. З.М. Оруджева, А.П. Шептулина. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986

3. Иванов Е.А. Логика. — М.: Издательство БЕК, 1996

4. Логика /Под общ. ред. В.Ф. Беркова. — Мн.: Выш. шк., 1994

5. Малыхина Г.И. Логика. — Мн.: Выш. шк., 2005