Резюмируем. Абсолютные потребности представляют собой первоисточник
А — потребность → Деятельность 1 → В-потребность → Деятельность 2 → … → С-потребность → Деятельность 3 и т. д.
Например: Познавательная потребность (А) → Обучение → Потребность в чтении (В) → Чтение →… → Читательский интерес (С) → Библиофильская деятельность.
При графическом изображении В — и С-потребностей, обусловленных одной абсолютной потребностью, получается древовидный граф, подобный генеалогическому древу царственной династии. Суть типологической процедуры в данном случае состоит в том, что различаются: А -основатели династий (корни генеалогического древа); В — несколько поколений, инициированных А — ветви древа; С — неожиданные побеги, образно говоря, — «дети свободной любви».
Гипотеза абсолютных, вторичных, спонтанных потребностей распространяется лишь на человеческие, т. е. личностные и социальные потребности, не охватывая потребностей биологических, которые все имеют абсолютный характер.
В табл. 1 представлено общее сопоставление потребностей разного происхождения. Типизация потребностей, учитывающая два типологических подхода (по субъектам-носителям и по происхождению), воспроизведена в табл. 2. Далее следует более подробное рассмотрение индивидуально-личностных, групповых и общественных коммуникационных потребностей.
Поскольку в составе каждого из девяти типов потребностей, представленных в табл. 2, имеются коммуникационные потребности, можно считать эту типизацию типизацией коммуникационных потребностей.
абсолютные индивидуальные потребности (АИ)
АИ1. Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потребность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой.
АИ2. Физиологические предпосылки духовной деятельности:
АИ2.1. Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей.
АИ2.2. Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над отрицательными.
Особенности педагогической деятельности в начальной школе
... образовательно-воспитательного процесса. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, гимназиях, лицеях, средних специальных ... потребностей. Деятельность представляет собой активную форму отношения субъекта к объекту. Истина постигается, открывается, изучается в познавательной деятельности; в трудовой деятельности ...
АИ2.3. Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида.
АИ2.4. Волевая потребность — потребность преодолевать препятствия и страх.
Таблица 1
Общее сопоставление потребностей разного происхождения
Таблица 2
Типизация коммуникационных потребностей
АИ2.5. Потребность в игре.
АИ2.6. Мнемическая потребность — потребность в памяти.
АИ2.7. Контактная потребность — потребность в общении с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — потребность говорить и понимать услышанную речь.
АИ3. Другие биогенные абсолютные личностные потребности.
Среди биогенных потребностей обнаруживаются такие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7) , а также потребность в игре (АИ2.5) , интеллектуальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социальной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать.
Социогенные АИ -потребности — результат общественного образа жизни хомосапиенс и культурной трансформации биогенных потребностей. Они столь же естественны для хомосапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные.
АИ4. Материальные социогенные потребности:
АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразовании окружающей среды; потребность в творческом физическом труде и изготовлении орудий.
АИ4.2. Потребность в организации социальной жизни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безопасности рода (семьи).
АИ4.3. Другие социогенные материальные потребности личности.
АИ5. Духовные социогенные потребности:
АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверждении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации.
АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиночества, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации.
АИ5.3. Познавательная потребность.
Взаимосвязь эмоций и потребностей
... процессы, действительно различны и они взаимосвязаны с мотивами и потребностями человека. В частности это касается исследований взаимоотношений эмоций и потребностей, что и обусловило появление различных теорий в психологии на данную проблему и вызвало мой интерес ...
АИ5.4. Этическая потребность.
АИ5.5. Эстетическая потребность.
АИ5.6. Коммуникационная потребность.
В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (подавление контактной потребности АИ2.7), необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3 согласуется с потребностью в самореализации АИ5.1, но она может войти в конфликт с потребностью в социализации АИ5.2, который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жизненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать.
В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6), которая развивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6 и АИ2.7). Эта потребность побуждает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как коммуникации ради коммуникации не бывает, АИ5.6 удовлетворяется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими социогенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные. При взаимодействии с потребностями в творческом физическом труде и организации социальной жизни (АИ4.1 и АИ4.2) коммуникационная потребность реализуется в виде духовного сопровождения материальной интеракции в процессе общения, т. е. в виде В-потребности, а при взаимодействии с духовными социогенными потребностями АИ5.6 образует с ними единство. Покажем это.
самореализации
Социализация, Познавательная потребность (АИ5.3), Этическая потребность (АИ5.4), Эстетическая потребность (АИ5.5)
О жизненной важности коммуникационной деятельности для нормального существования хомо сапиенс свидетельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века одним из самых страшных кар было отлучение — excommunicatio — от церкви4 . Отлученный еретик ставился вне религии и вне земных законов, он как бы переставал существовать в социальной реальности. В неокультуре аналогичной мерой наказания служит одиночное тюремное заключение.
Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ, есть потребности общечеловеческие, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминируется общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вторичных и спонтанных потребностей личности, конкретизирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождается с набором абсолютных потребностей в виде неразвитых форм и потенциальных структур. В процессе жизнедеятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности.
Коммуникативная личность
... взаимодействие человека и машины. Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в ...
Вторичные индивидуальные потребности (ВИ)
непрофессиональные ВИ = СИ.
социологией культуры,