ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной отечественной и зарубежной психологии
18 Лекция 2. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
19 Лекция 3. Методологические принципы и задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20 Лекция 4. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
21 Лекция 5. Характеристика методов психологического изучения

детей с нарушениями развития

Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.)

22 Лекция 6. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума
23 Лекция 7. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
24 Лекция 8. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-развивающей работы школьного психолога с детьми

Итоговая работа, сопровождаемая справкой из учебного заведения, должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

Лекция 4

Комплексный подход к изучению детей

с нарушениями развития

П

Важной составной частью психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии является медицинское обследование, которое проводится врачами (педиатром или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости — аудиологом).

Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).

Семейный анамнез:, Личный анамнез ребенка:

Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.

Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер пред- и постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

Кроме того, выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные сведения о школьном обучении и воспитании.

Педагог-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами медицинского обследования по документации — изучают историю развития ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию.

ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог-дефектолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком по предложенной педагогом-дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-й четверти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о месте дальнейшего обучения ребенка. Изучение детей проводится в обязательном контакте с районным психоневрологом и школьным психологом.

Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что специалисты сомневаются в диагнозе, может возникнуть необходимость в продолжении его изучения. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет о 8–10 учащихся, могут быть созданы диагностические группы.

Диагностические группы создаются на базе специальной школы или психолого-медико-педагогической консультации. Срок работы группы — от 5 до 12 дней. Занятия в группе проводит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах. Периодическое наблюдение за детьми, их обследование проводят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в группе составляется расписание на каждый день. Проводится по 4 урока, а в первый и последний дни недели — по 3 урока с переменами 15–20 минут. Поведение детей на уроках и во время отдыха изучается и фиксируется в протоколе.

Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка.

Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком письма или только чтения. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях.

Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понимают и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют операции cpaвнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; обращают внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обосновать свои суждения.

На уроках ручного труда, лепки, рисования можно узнать, каковы представления детей о форме, цвете и других свойствах предметов.

Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблюдательности.

Очень информативны уроки-игры. При проведении подвижных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком правил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как активность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками.

Программа педагогического изучения детей

с нарушениями развития в условиях

образовательного учреждения

Содержание Методы
I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и в какое время обучался.)

Изучение документации.
II. История развития

Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни.

Беседа с родителями. Изучение документации.
III. Семья

Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.

Посещение семьи. Беседы с родителями.
IV. Физическое состояние

Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.), нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения.

Наблюдения во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование.
V. Особенности познавательной деятельности ребенка

1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания).

Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций).

Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений).

Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тестов, книг, таблиц и т.д.).

Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ.
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание. Способность сосредотачиваться; устойчивость внимания. Отвлекаемость, рассеянность. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время.
4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи. Наблюдения на занятиях и вне их. Беседы с ребенком.
5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»).

Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания).

Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания.

Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком.
6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли считать, читать, писать).

Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное).

Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений.

Наблюдения за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях. Наблюдения на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей.
7. Интересы ребенка (отсутствуют, слабо выражены, «неравномерны»); чем интересуется (интерес к труду, пению, рисованию, танцам и т.д.).
VI. Эмоционально-волевая сфера

Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное).

Отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли удерживать себя от недозволенных действий.

Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д.
VII. Особенности личности

Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.

Наблюдения за ребенком в различных видах деятельности.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии такого ребенка.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболевай у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку cо стороны отца и матери, а также прародителей.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития.

При проведении социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:

  • уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия;
  • особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Проанализировать полученные социологические сведения поможет представленная ниже таблица «Социальная характеристика семьи».

Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.

Социальная характеристика семьи

Наименование

групп семей

Факторы, характеризующие

данную группу семей

1-я группа (оптимальная) Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная.
2-я группа (хорошая) Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная.
3-я группа (удовлетворительная) Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье).

По состоянию здоровья — удовлетворительная.

4-я группа (неудовлетворительная) Наличие в семье двух и более неудовлетворительных из перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ:

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Для проведения психологического обследования необходима спокойная обстановка. Обследование осуществляется в отдельной комнате с небольшим количеством вещей, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4 лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4–6 лет — за детским столом, с более старшими детьми — за обычным столом, на столе не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данного ребенка. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, когда ребенок категорически отказывается от обследования без матери, мать может присутствовать, в других же случаях ее присутствие нежелательно. Но после обследования психолог должен обсудить с матерью результаты обследования, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

ОФОРМЛЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть оказана ребенку. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения. Такое заключение пишется в свободной форме, но тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакция на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание следует обратить на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации к организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса. Эти рекомендации адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

Текст заключения обязательно должен содержать сведения о возрасте обследуемого, дате обследования и дате написания заключения, необходима подпись психолога.

ЛИТЕРАТУРА , Забрамная С.Д., Левченко И.Ю., Киселева Н.А., И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной., М.М. Семаго.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дать характеристику этапам психолого-педагогического изучения детей в условиях школы.

2. Раскрыть содержание программы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития в образовательных учреждениях.

3. В чем проявляется влияние микросоциальных условий на развитие ребенка?

4. Каким должно быть психологическое заключение о ребенке?