Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не отразиться на системе образования, которая в новых условиях тоже должна меняться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.
ФГОС выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. [10, с.9] На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
Таким образом, из глубины веков возвращается древнейшая и естественная теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей, темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций ребёнка.
Объект исследования: индивидуализация и дифференциация в педагогике
Предмет исследования: индивидуализация и дифференциация в дошкольном образовании
Цель работы: — изучить понятий индивидуализации и дифференциация в образовании
Задачи работы:
1.Расмотреть понятия индивидуализации и дифференциация в педагогике
2.Расскрыть сущность дифференцированного подхода в образовании дошкольника.
3.Определить особенности использования подходов индивидуализации педагогического процесса в условиях ФГОС ДО.
Методы исследования: реферирование, цитирование, составление библиографии, анализ и синтез содержания материала первоисточников.
Глава 1. Индивидуализация и дифференциация в педагогике
1.1 Сущность понятия индивидуализация.
Социальная работа и образование
Цель данной курсовой работы - разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия социальной работы в и образования. Задачи курсовой работы: изучение теоретической основы социальной работы и образования; отследить взаимосвязь этих сфер деятельности; проанализировать ситуацию, сложившеюся в системе образования в РФ в отношении социальной работы; выявить основные ...
Как отмечает Г. М. Коджаспирова индивидуальный подход в воспитании и обучении — заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.).
Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку. [5, с.100]
Следовательно, организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет говорить об индивидуализации обучения.
Анализ литературы показывает, что точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике.
В педагогической словаре индивидуализация определяется как «…организация учебного процесса с учетом индивидуальных познавательных особенностей учащихся, создание условий для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося. возможность выбора собственного пути образования для каждого обучающегося.». [6, с.27].
А. А. Кирсанов даёт следующее определение индивидуализации , он рассматривает её «как систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учётом целей обучения». [7,с.11]
1.2 Раскрытие понятия дифференциация
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации
Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения [1, с. 117].
При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.
По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании — это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. [2, с. 26]
Как отмечает П. П. Блонский, дифференциация — культивируется не столько сужением поля работы, сколько предоставлением ей возможности выявить и развить, индивидуальны тип учащихся со всеми его особенностями. [8, с. 126]
Таким образом, дифференциация и индивидуализация понятие связанные друг с другом. Дифференцированный подход является одним из важнейших принципов индивидуального обучения.
Индивидуализация и дифференциация обучения как педагогического процесса
... себя индивидуализацию как понятие видовое. В этом случае "учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением". При ...
Глава 2. Индивидуализация и дифференциация в дошкольном образовании
2.1 Сущность дифференцированного подхода в образовании дошкольника
индивидуализация дифференциация образование
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.
Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям[9, с. 23]
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя — сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход. [9, с. 43]
Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта за рубежом
... развития умственно отсталых детей, заинтересованное отношение к их воспитанию со стороны родителей и близких приведи к возникновению в западноевропейских странах практики их индивидуального обучения и ... в отличие от нашей страны было упразднено. 1. Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом Ребенку с выраженным интеллектуальным нарушением, по мнению зарубежных ...
2.2 Особенности использования подходов индивидуализации педагогического процесса в условиях ФГОС ДО
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Федеральный государственный образовательный стандарт — новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуализации и гумманизации педагогического процесса, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. [11, с.6]
Индивидуализация — это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно — образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, так как это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «воспитание не только должно развивать ум человека и давать ему полный объем знаний, но и зажечь в нем жажду к серьезному труду, без которого жизнь его не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное в воспитании — не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении — это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
Основные правила использования индивидуального подхода:
- работа, проводимая с группой детей, должна ориентироваться на развитие каждого ребенка, учитывать его индивидуальные качества.
- необходим постоянный поиск способов коррекции поведения каждого ребенка.
- успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен негативно влиять на развитие и воспитание других. [4, с. 98]
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков.
Основными условиями индивидуального подхода являются:
- органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива
- опора на положительное в характере свойствах личности ребенка
(недопустимо в присутствии ребенка называть его отсталым неразвитым)
- любовь, терпение
- единство требований как работников детского сада, так и родителей. [3, с.79 ]
Таким образом: сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания решаются педагогом посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его особенностей и условий жизни.
Заключение
В заключении, хочется отметить, что дифференцированный подход является одним из важнейших принципов индивидуального обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения, а главное строить образовательный процесс с учетом гумманизации образования и развития детей. Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям — трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
Дети, образование и будущее России
... развитой личности. Без такого образования и вне его человек не может быть сознательным и свободным гражданином своей страны, способным защитить себя и тем самым обеспечить развитие в будущем. ... гражданам, имеющих детей", в котором разработан механизм порядка назначения и выплаты существовавших до того пяти видов пособий, связанных с материнством и детством. Законотворче ский процесс набирает ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/individualizatsiya-i-differentsiatsiya-obucheniya/
1. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной
педагогики и школы / А.И. Арапов. — Новосибирск: НГПУ, 2003. — 243 с.
2. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт
разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. — Ростов — на — Дону, 1997. -126 с.
3. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. — М.: «Педагогическое общество России», 2000. — с .248.
4. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / Бершадский М.Е., В.В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — с.326.
5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. / Г. М. Коджаспирова. — М: Педагогическое общество России, 2008. — с.249.
6. Краткий словарь современной педагогики. / под. ред. Л.Н. Юмсуновой. 2-е изд., перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. — 100 с.
7. Кучманова Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода./ Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конференции —Уфа: 2015.- С10 -13
8. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. /И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 576 с.
9. Покровская, С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах /С.Е. Покровская. — Мн.: Беларуская навука, 2002.- с .219.
10.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.