Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие «личность». Личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие — основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики — создание условий для самореализации личности.
Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда — целью и никогда — средством; в утверждении, что человек — «мера всех вещей», то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей.
Для российской педагогики характерно усиление гуманистических тенденций с середины ХIХ века. Идеи гуманизма, заложенные в работах К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических воззрениях и концепциях отечественных педагогов.
1. Понятие гуманизма
Для гуманизма характерен антропоцентризм, то есть рассмотрение человека как вершины эволюции, как самого совершенного, самого разумного и могущественного существа. Человек, в силу своей изначальной активности, энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир, использовать его в своих целях. Такое понимание природы человека дало сильнейший импульс для развития европейской культуры. В различных ее областях — философии, литературе, искусстве, науке, а также в педагогике — гуманистические идеи нашли яркое отражение.
Не удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности свободного творчества в области педагогики.
Само по себе нарастание гуманистических тенденций в области педагогики можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно, способствуют развитию педагогической теории и практики. Создание педагогической парадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс для возникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую практику более гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо понимать, что гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика — это лишь один из этапов в развитии мирового педагогического процесса.
По педагогике Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя
... курсовой работы: «Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя» Цель исследования – изучение путей развития профессионально-педагогической ... культуры по сферам жизнедеятельности человека. В ... -педагогических задач с учетом мировых тенденций ... человек в той или иной мере участвует в процессе воспитания, к числу таких знаний относятся и некоторые основополагающие постулаты педагогики, ...
Это связано с ограниченностью гуманизма как мировоззренческой системы, в силу чего гуманизм должен быть преодолен и уже преодолевается в некоторых сферах культуры. Когда мы говорим о преодолении гуманизма, то имеем в виду не возврат к антигуманным, технократическим тенденциям, до сих пор существующим в современном обществе, а создание нового мировоззрения, предполагающего более глубокий, более верный взгляд на природу человека и его место в мире.
Ограниченность современного гуманизма связана с его антропоцентрической основой. Именно представления о человеке как центре мира, о его изначальном превосходстве и совершенстве легли в основу оправдания всех деяний человечества. Общечеловеческий эгоизм, неразумная активность, непонимание того, что человек — только часть реальности и зависим от окружающего мира, своеобразная гордыня, в религии считаемая грехом, привели человеческое общество к концу второго тысячелетия к плачевному состоянию. Ряд мыслителей ХХ века констатировали крах гуманистических надежд, а следовательно, и идей самого гуманизма в наше время.
Таким образом, гуманистическая парадигма хотя и несет до сих пор в себе значительный потенциал мировоззренческих и философских идей, в настоящее время может быть оценена как ограниченная и не совсем адекватная существующей реальности. Необходимо уже сейчас вести поиск тех мировоззренческих установок и идей, которые могут быть положены в основу новой, еще не сформировавшейся до конца педагогической парадигмы.
Познание истинной природы человека, его связи с миром, включенности в сложную иерархию бытия — необходимые условия для верного понимания ценностей и целей, которыми должен руководствоваться человек в своем стремлении преобразовать себя и мир. Значительный интерес в связи с этим приобретают уже тысячелетиями существующие представления о человеке и его месте в мироздании, которые сформировались в рамках мировых религий. В частности, в христианстве представление о человеке как существе, способном воплотить в себе образ Божий, сочетает идеи исключительности человека и его зависимости от воли Божьей, благоговение перед божеством сопровождается страхом и трепетом, указывается на то, что человек занимает отнюдь не самое высшее место в иерархии бытия.
2. Гуманизм Ушинского
Человек как предмет познания для исследователей остается загадкой, как и несколько тысячелетий назад. Поэтому все антропологические знания, каков бы ни был их характер (естественно-научные, гуманитарные, философские), — только преддверие ответа на вопрос: «Что такое человек?», но не сам ответ.
Несмотря на все методологические трудности, можно говорить о существовании проблемного исследовательского поля педагогической антропологии. Уже очерчен круг вопросов, изучением которых занимается педагогическая антропология: природа человека в свете проблем образования, развитие человека как биологический, психологический и социальный процесс в рамках педагогической деятельности, сущность и существование человека в связи с процессом воспитания, смысл человеческого бытия и цели образования, идеал человека и педагогический идеал и т.д. Постановка и решение данных проблем возможно как путем проведения продуктивного теоретического исследования в области педагогики, так и в ходе эффективной педагогической практики.
Соответствие человека педагогической деятельности
... двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного ... прежде всего предполагает свободу выб В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные ... индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях ...
Возможны различные аспекты изучения проблем педагогической антропологии. Один из них заключается в попытке рассмотреть эти проблемы в ретроспективе, поместив их в историко-культурный контекст. При этом может быть плодотворным использование методологии и содержательного материала таких областей знания, как история педагогики и история философии.
Всякая система педагогических взглядов, любая педагогическая концепция покоятся на определенных представлениях о человеке, характерных для каждой культурно-исторической эпохи. Цели и задачи воспитания и образования невозможно сформулировать без ясно осознанных представлений о том, каким должен быть человек. Педагогика без идеала немыслима. В то же время без знаний о том, что представляет собой человек в его конкретной данности, каков он есть на самом деле, невозможен педагогический процесс, так как он включает в себя определенное воздействие на воспитуемого. То есть без представлений о том, что есть человек и каким он может быть, педагогика как наука и практическая деятельность невозможна.
Педагогика в любую историческую эпоху, в рамках любой культуры основывается на определенном антропологическом фундаменте, то есть совокупности знаний о человеке, присущих данной культуре и данному времени. Антропологические идеи меняются вместе с развитием культуры и общества в целом. Они определяются теми культурно-смысловыми доминантами, которые характерны для конкретной эпохи и несут неизгладимый отпечаток этой эпохи: каждое время по-своему видит человека, трактует его сущность и смысл его существования.
Представления о человеке чаще всего присутствуют в педагогических концепциях неявно и влияют на педагогическую практику без четкого их осознания. И только исследователи историко-педагогического процесса имеют возможность проанализировать и понять антропологические основания той или иной педагогической теории. Такой анализ важен, так как позволяет увидеть педагогику в культурно-историческом контексте, показать, как педагогика через представления о человеке испытывает сильнейшее влияние со стороны науки, религии, философии, в рамках которых и формируются антропологические представления.
Человек как предмет воспитания, «правильное развитие человеческого организма во всей его сложности» — таков, согласно К. Д. Ушинскому, предмет научной педагогики. Поэтому педагогику необходимо обосновать достижениями естественных наук и в первую очередь анатомии, физиологии, психологии. К.Д. Ушинский писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими требованиями».
К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.
Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.
К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России
... к ней. В середине 1860-х годов Ушинский с семьей вернулся в Россию. В 1867 году он написал свое главное произведение - «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)». Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в ...
Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
Ушинский — теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.
Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.
После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал «Журнал министерства просвещения».
Ушинский — просветитель-демократ, его лозунг — пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.
Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать, прежде всего, гуманистический подход.
В первую очередь, в школе надо иметь в виду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.
Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения — развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель — приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что «рассудок развивается только в реальных знаниях… и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание». Материальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.
Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ». По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.
Психолого-педагогические особенности внешкольного образования ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 1.1. Особенности внешкольного образования. Главными специфическими особенностями дополнительного образования являются: добровольность получения дополнительного образования детьми; индивидуализированность и вариативность (в том числе за рамками школьных программ); осуществление ...
Можно утверждать, что педагогическая антропология в России является одним из самых значительных педагогических течений, имеющих свою историю и классификацию направлений.
Особую роль в формировании педагогической антропологии играют философские представления о человеке. Философское знание традиционно несет в себе систему представлений о человеке, антропология — неотъемлемая часть любой философской концепции. Традиционно философскими являются проблемы сущности человека, смысла его бытия, цели существования. Философия пытается дать обобщенные представления о человеке, показать, какое место занимает он в структуре реальности.
Заключение
Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Философия всегда оказывала большое влияние на формирование педагогических представлений и теорий. Именно антропологические аспекты философского знания являлись областью взаимодействия философии и педагогики: обобщенные представления о человеке, его природе, смысле и цели его бытия, месте в мироздании лежали в основе педагогических воззрений на сущность, цели, задачи педагогики. В явной или неявной форме философская антропология присутствует в основании всех педагогических теорий и систем. Исследование влияния философских идей на формирование педагогических представлений позволяет глубже понять суть последних, выявляет взаимосвязи педагогики внутри культуры, делает более явным процесс обмена идеями внутри культурного пространства. Анализ антропологических представлений, лежащих в основе педагогических теорий, созданных в прошлом, может помочь в этом сложном поиске фундамента современной педагогики. Прошлое нашей философии, педагогики, культуры в целом богато плодотворными идеями. К.Д.Ушинскому удалось реализовать свою идею гуманистического подхода, он дал мощный импульс для развития современной мысли.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/gumanizm-ushinskogo/
1. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М., 1994.
2. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 10 т. М; Л., 1950. Т. 3.
4. Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990.