Философия и гуманизм: история и современность

Целью данной контрольной работы является анализ гуманизма с периода её возникновения до современности. Цель гуманизма – не окончательный результат, не финиш, а постоянное достижение, путь и процесс, метод, с помощью которого человек может проживать свою жизнь наиболее плодотворно и счастливо.

Задачи:

  • определить понятие «гуманизм»;
  • рассмотреть место гуманизма в истории;
  • проанализировать особенности гуманистических воззрений на человека.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.

В этом определении фиксируется содержание понятия «гуманизм»:

  • ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободу и ответственность;

в нем очерчена область распространения и применения этого мировоззрения:

  • жизнь мира и общества;

в нем говорится о том, каким образом оно должно проявляться и реализовываться:

  • свободное и ответственное участие.

Хотя это определение и не является исчерпывающим, в нем даны ключевые слова, помогающие понять, о чем, в принципе, идет речь. А речь в данном случае идет о человеке, его правах и обязанностях, его мировоззрении, а также об области и принципах применения этого мировоззрения. Вместе с тем, гуманизм представляет собой не только личное мировоззрение отдельного человека. Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это обстоятельство делает гуманизм общественным явлением.

ПОНЯТИЕ «ГУМАНИЗМ»

В нашей стране идея гуманизма заявлена в качестве основы обучения и воспитания, как важнейшая нравственно-юридическая составляющая и системы образования, и общественной атмосферы в целом. В нашем учебном заведении, благодаря Владимиру Дмитриевичу, введён новый философско-этический и философско-правовой предмет «Основы современного гуманизма». Учебное пособие, автором которого он является, рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения университетов России по классическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Оно с самого начала ориентировано не только на студенчество, но и широкие преподавательские круги, поскольку речь идёт о координации и перестройке всей системы гуманитарной подготовки и переподготовки кадров.

11 стр., 5437 слов

Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека ...

... способности, которые развиты у ребенка в меньшей степени, послужат формированию чувства неполноценности. В попытках преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, ... эта энергия реализуется, формируются те, или иные личностные качества. Немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают родители, удовлетворяющие потребности ребенка в раннем ...

Первые ростки гуманизма ярче всего обнаружились в греко-римской культуре, особенно в Афинах (V в. до н. э.).

В последующем гуманизм различным образом заявлял о себе в эпохи Возрождения и Просвещения, а также в XIX и ХХ веках. Социальный характер гуманизма позволяет дать ему еще одно определение.

Гуманизм – это коллективное мировоззрение и культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как ее общечеловеческая основа.

Таким образом, гуманизм – это больше чем мировоззрение отдельного человека. Его идеи принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение. Другая, важнейшая особенность гуманизма как социального явления состоит в том, что он образует общечеловеческую основу культуры. Что это означает, и что дает ему на это право?

Общечеловеческий характер гуманизма определяется его вниманием к тем чертам и способностям человека, которые присущи каждому из нас. Он не разделяет людей по признакам расы, национальности, религии, пола, социального положения и т.д. Можно сказать, что гуманизм обращен к человеку как таковому, он идет сразу к глубине человеческого существа, к таким данным нам от рождения свойствам, которые имеются у всех людей и которые их объединяют в единое мировое сообщество. Это и позволяет ему быть общечеловеческим фактором цивилизации, основой духовного единства, взаимопонимания и сотрудничества всех людей планеты.

Естественность гуманизма объясняется естественностью тех человеческих качеств, которые его порождают и на которые он опирается. Главное среди них – человечность, гуманность.

Гуманность означает сочувствие, заботу и внимание к другому человеку, стремление к сохранению и улучшению среды обитания людей, как и уважение, доброе отношение ко всему живому.

Но и это не все. Гуманизм включает в себя не только идеи, но и правила жизни, является мировоззрением, которое предлагает личности определенные нормы поведения. В этом нормативная сторона определения гуманизма. Здесь дело в том, кого считать гуманистом, как им быть, какие требования гуманизм предъявляет человеку.

Кого считать гуманистом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к понятию человечности, гуманности, поскольку сам термин «гуманизм» является производным от него.

Каждый человек в большей или меньшей степени человечен. Можно даже утверждать, что в среднем в людях больше человечности, доброты, чем бесчеловечности, жестокости. Если бы было иначе, то, раз возникнув, род Homo Sapiens постепенно дичал, неизбежно деградировал и со временем прекратил бы свое существование. То есть люди либо перебили друг друга, либо вернулись в животное состояние, в котором самосохранение рода обеспечивалось бы на уровне инстинктов. В действительности мы видим, что, несмотря на войны, составляющие позор человечества, на катастрофы, на все трудности экономического, социального и другого характера, продолжительность жизни растет, ее качество и комфорт повышаются, люди учатся преодолевать голод и бедность, болезни и социальную несправедливость; во все большем числе стран признаются и защищаются права человека и его свободы.

7 стр., 3104 слов

Гуманизм в современном мире

... и равнодостойного всем ценностям мира. "Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей - это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. ... Джон МакКиннон Робертсон (John Mackinnon Robertson, 1856-1933) в книге "Современные гуманисты" ("Modern humanists") использовал слово "гуманист" для характеристики мыслителей, ...

Если мы признаем, что каждый человек в той или иной мере человечен, то это значит, что он может быть гуманистом. Для этого необходимо совершить внутреннюю самооценку, нужно разглядеть свое хорошее, оценить его по достоинству и, наконец, сделать это хорошее основой своего отношения к себе и окружающим, нужно сделать свою гуманность программой своей жизни, своего творчества и самосовершенствования. Другими словами, нужно поднять естественно присущую тебе гуманность с уровня чувства на уровень сознания и самосознания, с уровня простой склонности – на уровень осмысленного действия. Те из нас, кто совершает этот труд или хотя бы готов к нему, могут рассматривать себя в качестве гуманистов. Понятно, что это не должно пониматься как какая-то привилегия, скорее напротив.

Гуманист – это, прежде всего, доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный и справедливый.

Совершаемый личностью акт выбора своей человечности как основы своего мировоззрения означает не просто оценку хорошего в себе, но и принятие определенных обязательств перед самим собой. Среди требований, которые гуманизм предъявляет личности, различают:

1) личностные или смысложизненные;

2) нравственные;

3) гражданские или правовые;

4) эстетические;

5) интеллектуальные;

6) экологические.

К первым относятся требования жить здоровой и осмысленной жизнью, ко вторым – соблюдать общепринятые нормы морали, к третьим – следовать правовым нормам общежития, прежде всего, зафиксированным в конституции, к четвертым – воспитывать эстетический вкус, умение отличать прекрасное от безобразного, к пятым – культивировать ценности разума, познания, критического мышления, к шестым – соблюдать экологическую этику, направленную на сбережение и оздоровление окружающей среды.

Каждый человек стремится к добру и хочет быть хорошим человеком. Но это очень непросто. «Трудно быть добрым», говорили еще задолго до нашей эры. Умение делать добро себе и другим – одно из самых трудных искусств. Чтобы овладеть им, нужно как минимум знать, как наилучшим образом творить добро, знать, что накопила человеческая мудрость на пути к добру и человечности. Вот почему гуманизм придает большое значение идее просвещения и самообразования.

Это подводит нас к определению гуманизма как системы знания.

ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА

Современный гуманизм – это система научных знаний, основными блоками которой являются антропологические, философские, психологические, юридические, экологические и педагогические знания.

Природное равенство людей, равенство их индивидуальных сознаний являются решающим фактором их равенства друг по отношению к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравнивающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.

11 стр., 5082 слов

Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...

... и деспотий. Цель контрольной работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, ...

Первым прорывом гуманизма в мир общественных отношений стала афинская демократия. Античный гуманизм включал в себя ряд основополагающих принципов, которые и сегодня составляют его суть. Во-первых, свободный человек получил право иметь собственность, на которую не мог посягнуть никто другой, ни государство, ни общество. Во-вторых, все свободные граждане оказались равными в своих правах и обязанностях перед лицом закона, выше которого никто не мог встать. В афинской демократии, основания которой положили реформы Солона (между 640 и 635 – ок. 559 до н. э.), впервые в истории гуманизм получил свое экономическое, политическое и правовое выражение. Вместе с тем, античная этика воспевала многие из тех добродетелей, которые в целом разделяет современный гуманизм: героизм, мужество, дружбу, воздержание, мудрость и др.

Таким образом, смыслом гуманизма стала выработка таких социальных, т.е. общих принципов экономического, политического и правового общежития, которые бы уравнивали права индивида и общества, давали людям максимум возможностей для их деятельности не просто без ущерба друг для друга, но в итоге на пользу всем, в том числе обществу и государству.

Такое понимание гуманизма стало своего рода первым кодексом гуманистического мировоззрения.

К экономическим принципам гуманизма относится, прежде всего, свобода частного собственника, производителя товарной продукции: право иметь собственность, возможность трудиться, производить и реализовывать продукты своего труда, т.е. продавать, покупать и т.д.

Политический принцип гуманизма составляет демократия, т.е. такое политическое устройство, когда источником власти является сам народ. В процессе свободных выборов граждане формируют органы власти, которые представляют и защищают их интересы и которые им подотчетны. Со своей стороны и граждане подчиняются законным требованиям власти и государства.

К юридическим основам гуманизма относятся законы, которые признают за личностью ряд прав и свобод, гарантируют их и защищают человека в тех случаях, когда эти права и свободы нарушаются кем-то другим или государством; необходимостью гарантий прав граждан определялись в основном и их обязанности. Вводился принцип верховенства закона: перед законом равны все свободные граждане – молодые и старые, богатые и бедные, знатные и простолюдины; равны перед ним индивид, власть и государство. (Архаика античного гуманизма состояла в том, что факт рождения в данном государстве и самого звания человек еще не предполагал гражданства – рабы выводились за рамки прав и свобод, принадлежащих свободным гражданам.)

Этическую основу античного гуманизма составляют базовые принципы этики добродетелей, а также такие ценности, как свобода, дружба, личные достоинства, мужество и героизм, счастье и многое другое, вошедшее в золотой фонд гуманистической морали.

Но если социальным смыслом гуманизма была выработка наилучших, гармоничных и взаимовыгодных отношений между индивидом и обществом, то личностным смыслом гуманизма было нахождение и принятие человеком таких принципов и норм жизни, которые бы обеспечивали ему максимально благоприятные условия для проявления своих потребностей, возможностей и дарований, чтобы его свобода получала наиболее полное творческое и плодотворное выражение, чтобы жизнь была осмысленной, полнокровной и счастливой.

11 стр., 5400 слов

Проблема свободы воли. Свобода и ответственность личности

... было развитой философии. В европейском понимании. Но развитое мировоззрение, включающее в себя и глубоко, но в своем роде разработанную этическую концепцию, включающую и проблему свободы воли, конечно существовало. ... сорвать, чтобы звезды не потревожить». В такой ситуации по-европейски поставленный вопрос о свободе воли человека теряет всякий смысл. Нет, понятие свободы и ответственности остается и ...

Отсюда и идеал гуманизма. Один – общественный: свободное, демократическое, разумно и справедливо устроенное общество. Второй – личный: свободная, здоровая и творческая личность, обладающая максимумом возможностей, предоставляемых ей ее собственным телом, разумом, волей, способностями, собственностью, так же как и теми природными и социальными обстоятельствами, в которых она находится.