2. Н.А. Бердяев о роли техники
Небольшая статья Николая Александровича Бердяева »Человек и машина», опубликованная в 1930 г. во Франции, посвящена проблеме социологии и метафизики техники. Появление этой статьи было в основном связано с почти полным отсутствием философских разработок по данной теме, тем что до сих пор не была создана философия техники. Для создания такой философии необходимо было прежде всего осознать что это проблема духовная »изнутри она есть тема философии человеческого существования». (Л.2.стр.24)
В этой статье Н.А. Бердяев рассматривает, как под влиянием научных открытий, изобретений, появлением новых технических устройств, образ человека, его духовная жизнь, коренным образом изменилась. Под влиянием научно – технического прогресса изменилась не только техника зкономическая, военная, промышленная, но и техника мышления, стихосложения, живописи.
В нашу техническую эпоху, техника для учённого, делающего научные открытия, для инженера, изобретателя, — может стать главным содержанием и целью жизни. В этом случае техника, как познание, средство познания, — получает духовный смысл, становится одухотворенным существом. Иначе обстоит дело, когда средства жизни, созданные с помощью техники, подменяют цели жизни, »они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека»…..»подмена целей жизни техническими средствами может означать умаление и угасание духа». (Л.3.стр. 15),
Развитие техники, есть продукт развития физических и точных наук, продукт изобретательности и творческой деятельности самого человека. Это развитие техники, и как результат – господство техники, по Н. Бердяеву, является, прежде всего, переходом от органической жизни к организованной жизни. С точки зрения органической жизни, развитие техники означает » разрыв в органических телах, истории, разрыв плоти и духа ». (Л.3. стр.20)
Господство технических устройств открывает новую ступень действительности. Новая действительность не тождественна механическому и физико-химическому взгляду на окружающую человека реальность. Благодаря техническим открытиям, радио, телевидение, интернет овладевает пространствами, ранее невозможными для людей. Радикально меняется отношение человека к пространству и времени. Новая действительность »есть создание духа, разума человека, воли, вносящей свою целеустремленность Это действительность сверхфизическая, не духовная и не психическая, а именно сверхфизическая». (Л3.стр.23) Н. Бердяев делает вывод о том, что наряду с органическими и неорганическими телами существуют еще и тела организованные, — царство машин, особое царство.
Философия человека Н. Бердяева
... и возможен прорыв к самому бытию. Целью работы является рассмотреть философию человека в творчестве Н. А. Бердяева. Реферат состоит из введения, 6 глав и парафрафов, заключения и списка ... творчества (культуры) к жизни (бытию) человека имела основополагающее значение для Н.А. Бердяева. Свобода и творчество (в самом широком смысле слова) были для него непременным условием развития личности - этой ...
Таким образом, проблема техники и человека это есть »проблема отношения человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному.,…..Изнутри она есть тема философии человеческого существования.»(Л.3.стр.24)
Рассматривая проблему человек и машина, Н. Бердяев переносит центр своего внимания на человека, процесс изменения его сознания. Он отмечает, что изменение сознания произошло тогда, когда взгляды Коперника стали преобладающими, когда раскрылась бесконечность миров. Тогда человек нашел компенсацию и точку опоры, перенеся центр тяжести внутрь человека, в я, в субъект. Согласно Н. Бердяеву, идеалистическая философия и есть та компенсация за потерю космоса, в котором он чувствовал себя окруженным высшими силами.
Массовое тиражирование техники, массовая техническая организация жизни уничтожает всякое своеобразие и оригинальность, индивидуальность человека. Но идеализируя старую, ветхозаветную жизнь, человек забывает, что эта жизнь была связана со страшной эксплуатацией людей и животных, с рабством, закрепощением. Невозможно мыслить возврат к старому натуральному хозяйству, патриархальному строю. Эта возможность не дана человеку. В то же время, Н Бердяев считает, что техническая эпоха тоже не вечна, » Эпоха неслыханной власти над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинение её духу.» (Л.3.стр.30)
Н. Бердяев поднимает в этой работе очень важную философскую тему, — проблему дегуманизации современного человека. Техника, обладающая страшной силой реализации, даёт острое ощущение разрушения древнего космоса с Землёй в центре. Это плата за тот бездумный мир, который человек сотворил себе сам.
Н. Бердяев, как религиозный философ, верит что человек есть творение Божие и несёт в себе Его образ и подобие, что человек искуплен Сыном Божиим
Конец, страшный суд и гибель человечества не предопределены божественной или природной необходимостью, совсем не фатальны. »Не машины, а человек виновен в страшной силе машинизма, не машина обездушила человека, а сам человек обездушился. Проблема должна быть перенесена извне внутрь» ( Л.3.стр.41) Таким образом, Н. Бердяев приводит к мысли о том, что » Дегуманизация есть состояние человеческого духа, она есть отношение духа к человеку и миру. Всё приводит нас к религиозной и философской проблеме человека.»(Л.3.стр. 41)
Н. А. Бердяев –философ оптимист.
Он верит в успехи, силу науки. Её вершины достижимы лишь при независимости человека от природы. Он верит в величайшие возможности человека. Он верит, что сознание поставит человека выше природы и общества, поставит душу человеческую выше всех природных и общественных сил.
Философия, круг ее проблем в обществе
... культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении ... проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и ...
Похожие работы
21903
0
0
-.. , например: — Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология) — Систематизация данных научного познания. — Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).
Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем. 2. Проблема бытия в философии …
21154
0
0
-.. государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился. 2. Зарождение русской философии (XI – XVII вв.) Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. Становление русской философии относится к периоду расцвета киевской …
26085
0
0
-.. того, как социология в лице ее «отцов основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала и продолжает играть заметную роль в социологических исследованиях. Существуют различные подходы к объяснению объекта и предметных областей философии истории. Рассмотрим же некоторые широко …
20906
0
0
-.. ,1997. – № 3), посвященная философии Иммануила Канта. Часть 1. Социально-политические воззрения эпохи. Исследуя социально-политические воззрения Нового времени, на мой взгляд, необходимо остановится на правовых представлениях двух величайших философов того времени: Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Бэкон (1561-1626) известен как родоначальник индуктивного метода в философии, он полагал, что истину можно …