Философия поздней античности

Две старые авторитетные философские школы, Платона и Аристотеля — академическая и перипатетическая — постепенно теряли свое лицо и авторитет. Правда, эти школы, особенно перипатетическая дали ряд видных специалистов-ученых. Последователи учения Платона сначала пытались его систематизировать и придать ему более популярный вид. Но вскоре, в процессе идейной борьбы с самой распространенной в период эллинизма философской школой стоиков, они перешли на позиции скептицизма.

Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Если философы прошлого прежде всего стремились понять и объяснить сущность и закономерности мира, общества и государства, то философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в огромном и беспокойном эллинистическом мире.

«Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов, как и обоснование новых моделей космоса» Чернокозов А.И. История мировой культуры. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 56. . Основные течения данной эпохи — эпикуреизм, стоицизм.

Эпикурейство не оказало прямого влияния на хр

Зенон учил всех желающих его слушать на афинской агоре (Центральной площади) под расписным портиком (стоей) в самом многолюдном месте Афин. Отсюда произошло название этой философской системы. Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою философию. Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля, учение киников и вавилонские религиозно-философские представления.

Диоген Лаэртский сообщает, что Зенон, видимо, первый провозгласил в трактате «О человеческой природе», что основная цель — «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью» Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 295.. Этим самым он дал стоической философии основную ориентацию на этику и ее разработку. Выдвинутый идеал он сам реализовал в своей жизни. От Зенона исходит также усилие соединить три части философии (логику, физику и этику) в одну цельную систему. Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику — мышцами, а физику — душой.

7 стр., 3078 слов

Древнегреческая философия: досократический период

... и формах - неотъемлемая, характерная черта древнегреческой философии. древнегреческий философия космоцентризм пифагорейский 2. Досократический период Первая известная древнегреческая философская школа возникла на западном побережье ... развития мира. В период эллинизма происходит постепенный распад полиса - основной формы социально-экономической структуры древнегреческого общества. Возникают морально ...

Учеником и последователем Зенона был Клеанф из Асса (331—232 до н.э.) Там же. С. 319-323., который последовательно придерживался философских принципов учителя.

Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп из Сол (280—207 до н.э.) Там же. С. 323-331.. Он превращает стоическую философию в обширную систему.

Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии.

Физика стоиков возникла из сочетания физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи, с некоторыми чертами учения Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стоиков, напротив, мир есть единое тело — живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»).

Это учение носит эклектический характер.

«Единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все в мире происходит, сочетается с учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все части, тела и существа зависят от целого, определяются целым и его совершенством» Богомолов В.С. Античная философия. — М., 1989. — С. 122..

Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и оплошной заполненности мирового шара телами и «пневмой»; эпикурейскому учению о множестве миров они противопоставили тезис о существовании одного единственного мира; отрицанию целесообразности в мире — убеждение в том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев — учение о божественности мира и пневмы, пронизывающей мир, и разума, якобы обнаруживающегося в мире. От Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о логосе, или законе.

В онтологии (которую они помещали в «философию природы») стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип — логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Это определенно дуализм, который встречается и в философии Аристотеля. Однако если Аристотель видел «первую сущность» b единичном, которое является единством материи и формы, и возвышал форму как активное начало материи, то стоики, наоборот, сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) — активным принципом).

8 стр., 3545 слов

Философия и материя

... проанализировать проблему материи в истории философии; дать характеристику современным научным представлениям о строении материи. 1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории Выделяя главные сферы бытия: природу, общество, сознание ...

Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют преимуществу античную форму сенсуализма. Основой познания, согласно их взглядам, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами. Общее существует лишь средством единичного. Здесь заметно влияние учения Аристотеля о взаимоотношении общего и единичного, которое проецируется и на их понимание категорий. Стоики, однако, значительно упрощают аристотелевскую систему категорий. Они ограничили ее лишь четырьмя основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.

Большое внимание стоики уделяют проблеме истины. Свою по сути сенсуалистическую позицию в вопросах теорий познания они дополняют моментами, которые в значительной мере имеют спекулятивный характер. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является, по их мнению, учение о так называемом схватывающем (каталептическом) представлении (фантазия каталептика), которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия Каталептическое представление непосредственно ясно «захватывает» воспринимаемый предмет. Только это ясное и очевидное восприятие необходимо вызывает согласие разума (синкатотезис) и с необходимостью становится пониманием (каталепсис).

Как таковое понимание является основой понятийного мышления.

Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня).

Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником).

Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.

Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. Они интенсивно занимались исследованием законов мышления и внесли значительный вклад в развитие логики (почти половина произведений Хрисиппа посвящена вопросам логики).

Стоическая логика тесно связана с основным принципом стоической философии — логосом.

Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям, — единственное благо. В понимании стоиков, «добродетель может быть простой завершенностью чего бы то ни было (например, «добрая статуя»); может быть неумственной, как здоровье, или умственной, как разумение» Цит. по: История философии в кратком изложении / Пер. с чешского И.И. Богута. — С. 174.. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. К четырем основным добродетелям прибавляются четыре противоположности разумности противостоит неразумность, умеренности — распущенность, справедливости — несправедливость и доблести — трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие, переходных состояний между ними нет.

7 стр., 3493 слов

Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм

... Эпикур обосновал возможность независимости человека от общественных связей, его лозунгом было жить незаметно, не по законам общества, а по природе. 2.2 Скептицизм. Скептицизм – направление греческой философии, ... греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия ... философия. Способность творить существует постольку, поскольку существует греческий полис. Античный ...

Все остальное стоики относят к категории безразличных вещей (адиафора).

На вещи человек не может повлиять, однако он может над ними «возвыситься». В этой позиции проявляется момент «смирения с судьбой», который развит, в частности, в так называемом среднем и новом стоицизме. Человек должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находится в его власти. Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия) или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея).

Стоический мудрец (идеал человека) является воплощенным разумом. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья». В этом стоическом идеале отражается скепсис низших и средних слоев тогдашнего общества, вызванный его прогрессирующим разложением, тот факт, что человек не может изменить объективный ход событий, что с ними он может лишь «внутренне справиться».

Стоическая мораль была полной противоположностью эпикурейской морали. Понятие добродетели представляет противоположность эпикурейского понятия наслаждения. Подчеркивание необходимости и подчинение ей противостоят и эпикурейскому пониманию свободы.

Так же диаметрально отличается от эпикурейского и стоическое понимание общества. Общество, по представлениям стоиков, возникает естественным образом (а не путем конвенции, как у эпикурейцев).

Стоики считали, что все люди могут быть духовно равны между собой, в том числе и рабы, все люди могут быть счастливы, если достигнут добродетели. Общественным идеалом стоиков было единое всемирное государство с единым гражданством. Их философия оправдывала происходивший кризис городов-государств и образование больших эллинистических монархий. Стоики учили, что каждому человеку надо жить в соответствии с природой и выполнять предназначенный ему природой долг, т.е. довольствоваться своим местом в жизни. Выполняя свой долг, человек постепенно достигал добродетели и становился счастливым. Добродетель же — есть апатия, т.е. невозмутимое отношение ко всему в жизни. Раб, изнывающий на тяжелых работах, выполняя предначертанное, тоже мог достичь добродетели, т.е. апатии, и, пребывая в ней, быть счастливым, «равным царям», как говорили стоики. Такая мораль вполне устраивала эксплуататоров. В практической жизни некоторые стоики были советниками царей.

Однако стоицизм был противоречив. Борясь за добродетель против не желающих следовать по ее пути, отдельные стоики даже были активными участниками радикальных реформ, как, например, Сфер из Борисфена, советник спартанского царя и реформатора Клеомена, и Блоссий, участник восстания бедняков и рабов в Пергаме, возглавленного Аристоником. Такого рода выступления были исключением, а не правилом для последователей стоицизма.

«Стоицизм есть результат разочарования не только в общем, но и в индивидуальном существовании. Основной мотив стоической морали заключается в том, что изменение жизни к лучшему невозможно. И единственное, что может сделать человек, это достойно переносить удары судьбы — несчастья, болезни, смерть» Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1976. — С. 121.. Стоицизм получает особое распространение и влияние в Риме в I веке, когда начинает распространяться христианство. Последнее также было связано с утратой смысла не только общего, но и индивидуального существования здесь, на земле.

9 стр., 4046 слов

Роль философии в жизни человека

... Н.Н. и других. Цель работы - на основе изучения научных трудов, определить какое место философия занимает в жизни человека. Задачи работы: Рассмотреть место философии в системе общественной и духовной ... человек припоминает, и чем больше человек приближается к этим идеям, тем более духовным он становится. Идеи с точки зрения Платона являются основой, целью и первоначалом всего. Так, великий философ ...

Заключение

эпикурейство стоицизм

Итак, сделаем выводы.

Эпикурейство и стоицизм обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души. Как жизненный идеал личности отсюда отказ от разработки фундаментальной философии (воспроизводятся физические идеи Гераклита — стоиками, Демокрита — эпикурейцами и т. д.).

Явно выражен крен в сторону этики, причем весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения «атараксии» — невозмутимости. Пути предлагались разные: следование судьбе и долгу (стоики), предание удовольствию (эпикурейцы).

Стоическая философия, видимо, лучше всего отражает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает «свое время». Это этика «сознательного отказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/filosofiya-pozdney-antichnosti/

1.

2. Богомолов В.С. Античная философия. — М., 1989.

3. Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.А. Горелов. — М., 2009.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

5. История философии в кратком изложении / Пер. с чешского И.И. Богута. — М., 1991.

6. Лапкин В.В., Пантин В.И. Поздняя Античность и современность: опыт сравнительного политического анализа // Полис (Политические исследования).

— 2003. — № 4. — С. 82-93.

7. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20.

9. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. — М.; Л., 1950.

10. Сенкевич А.В. Проблема страдания в истории философии: основные парадигмы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2009. — № 3. — С. 12-15.

11. Сергеев В.С. История Древней Греции. — СПб., 2002.

12. Степанова А.С. Стоицизм: философские новации и образование (от парадигмы к проекту) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2004. — № 7. — С. 16-24.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

14. Чернокозов А.И. История мировой культуры. — Ростов-на-Дону, 1997.