Философия как феномен культуры

Понятие «культура» родилось в Древнем Риме. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное» и применялось, прежде всего, для различения растений, выращиваемых людьми. Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, даже можно сказать «противоестественный» характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл «образование», «воспитание».

Человечество стало обозначать понятие «культура» еще задолго до того, как у римлян появилось для этого данное слово. Если же мы заглянем еще глубже в историческое прошлое, то найдем едва ли не самые ранние следы зарождения понимания того, что отличает рукотворное от первозданного, человеческое от природного. Это можно наблюдать в отпечатках руки на стене пещеры, в клубках извивающихся линий, нарисованных или выгравированных на скале, либо разного рода знаках, наносимых на предметы, орудия. Основной смысл всех этих рисунков и гравюр — обозначить человеческое присутствие, вторжение человека в природный мир, стать печатью человеческого, а не божественного творения, в конечном счете, выделить культурное из натурального.

Неудивительно, что в образной форме, свойственной мифу, это сознание запечатлевалось, так или иначе, во всех мифологических системах. Сотворение мира богами описывалось в них по аналогии с человеческим предметным творчеством как лепка из глины, ваяние, сочинение слова, а соответствующие действия человека осмыслялись как дар богов, позволивших людям в несовершенной, можно сказать, миниатюрной форме повторять акты творения бытия.

2. Взаимосвязь культуры и философии

Философские размышления о сути культуры появились сравнительно поздно, лишь в XVII-XVIII веках, в учениях И.Г ердера, И.Канта, С.Пуфендорфа, Дж.Вико, К.Гельвеция, Б.Франклина. Человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания, как «животное, делающее орудия», а история человечества — как его саморазвитие благодаря предметной деятельности в самом широком спектре ее многоразличных форм — от ремесла и речи до поэзии и игры. Дальнейшая судьба теории культуры в философии была обусловлена тем, что бытие, мир, действительность осознавались как двусоставное, включающее в себя природу и культуру. Общий аналитический дух, господствовавший в XIX в. в науке, приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях. От этого философия культуры распадалась на частные дисциплины — на философию религии, этику, эстетику, на философию языка, гносеологию, аксиологию, антропологию. Под влиянием позитивизма культурологическое знание становилось все более узким, уходя из сферы философского умозрения в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с искусствознанием, с науковедением, с историей техники и технологии.

7 стр., 3180 слов

Культура как явление социологический анализ

... образ действий. В социологическом понимании культура, в первую очередь ... внешней природе: изготовление орудий труда, спортивные ... смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом культура». Изучение соотношения культуры ... реферате я хочу рассмотреть самые главные аспекты социологии. 1. Культура как явление: социологический анализ Когда речь заходит о культуре, ...

После Г.Гегеля попытки охватить культуру единым взором, постичь ее строение, функционирование и законы ее развития оказываются все более и более редкими. При всей значимости такого конкретно-исторического подхода, позволявшего увидеть богатство культурных форм, выработанных человечеством, и некоторые закономерности их исторической смены, сама сущность культуры, ее инвариантные черты становились все более эфемерными, неуловимыми, растворяясь в многообразии ее феноменальных форм.

В конце XIX в. П.Ю.Милюков во введении к «Очеркам по истории русской культуры» отмечал существенные расхождения в понимании самой сущности культуры: одни ученые сводят ее к «умственной, нравственной, религиозной жизни человечества» и соответственно противопоставляют ее историческое развитие истории «материальной» деятельности, другие же используют понятие «культура» в его изначальном, широком значении, в котором оно охватывает «все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую». Неудивительно, что попытка суммировать все сделанное культурологической мыслью, предпринятая А.Кребером и К.Клакхоном в 1952 г. в фундаментальном обобщающем исследовании «Культура», вылилась в простую группировку собранных ими около 180 различных дефиниций (не считая определений русских мыслителей XIX-XX вв.).

Названия выделенных рубрик — определения: «описательные», «исторические», «нормативные», «психологические», «структурные», «генетические» и «неполные» достаточно выразительно показывают, сколь многосторонне исследуемое явление и сколь хаотична общая картина его научного изучения.

Двадцать лет спустя два других американских ученых — А.Каплан и Д.Мэннерс — продолжили эту работу в книге «Теория культуры», сгруппировав материал по иному принципу: в главе «Теоретические ориентации» были выделены описания «Эволюционизма XIXв.», «Современного эволюционизма», «Функционализма», «Культурной экологии», а в главе «Типы теорий культуры» – параграфы «Техноэкономика», «Социальные структуры», «Личность: социальные и психологические измерения», затем следовали глава «Формальный анализ» и заключение «Некоторые старые темы и новые направления», в котором признается кризис культурологической мысли, а возможность выхода из него видится в ее «конвергенции» с другими общественными науками.

6 стр., 2570 слов

Культура как объект социологического изучения

... схемы, проекты. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю ... исследовании культуры Функционализм. Представители - Б. Малиновский, А. Ратк-лифф-Браун. Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры ... При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с ... в культуре своего времени мыслей и чувств ...

3. Представление о взаимосвязи философии и культуры

В 1983 г. в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, специально посвященный проблеме «Философия и культура». На ней был представлен широкий спектр подходов к культуре современных философов — от теологического до марксистского, от технологического до символического, от креативистского до деструкт ивистского. Работа конгресса показала, что и в наше время в мировой культурологической мысли нет не только единого понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения, способные преодолеть этот методологический разнобой исследовательской мысли, господствующее в современной культурологии. Многозначность понятия «культура» вынуждены отмечать и авторы вышедших в последние годы монографий, посвященных проблемам общей теории культуры — например, М. де Серто во Франции, К.Дженкс в Англии, П.Гуревич, Б.Ерасов, Л.Коган, Ю.Яковец в России.

В конце 60-х годов в нашей философии возродился былой интерес к проблемам теории культуры, заглохший в годы господства сталинизма. Некультурному руководству страны, уничтожавшему интеллигенцию как враждебную тоталитарному строю общественную силу, не нужны были ни практика культуры, ни ее теория. Когда же началось активное обсуждение этого круга проблем, оказалось, что разброс взглядов на сущность культуры столь же широк, каким был он в дореволюционной России и каков он в наши дни в культурологической мысли Запада.

Обращение к итогам изучения культуры приводит к выводу, что здесь происходит нечто, подобное теоретическому исследованию человека и искусства: потому что, если искусство моделирует, создавая иллюзию целостности человеческого бытия, то культура реализует это бытие именно как человеческое во всей полноте исторически выработанных им качеств и способностей. Иначе говоря, все, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры, и она оказывается столь же разносторонне богатой и противоречиво — дополнительностной, как сам человек — творец культуры и ее главное творение. Вместе с тем культура отличается и от человека, и от искусства — она многоэлементная и разнородная по своему составу, тогда, как и человек и искусство представляют собой единые образования, сохраняющие это единство во всех своих модификациях (например, мужчина и женщина, живопись и музыка и т.д.).

Поэтому научному изучению подлежат не только разные стороны, аспекты, грани, способности, свойства культуры, но и разные формы ее существования (наука, искусство, техника, религия, мораль и т. д.), разные ее институты (политические, правовые, медицинские, система образования, массовые коммуникации), разные культурные процессы (формы управления, обслуживания, общения людей).

6 стр., 2667 слов

Россия в диалоге культур реферат по философии

... и культуры, границы их применимости в различных подходах к объяснению истории культуры. 1. Россия в диалоге культур Культура не дается нам от природы. Она - благоприобретенный способ деятельности, позволяющий ... мира. Культура России - это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виду культуры древнерусской народности (примерно в VIII-XIII вв.), а с XIV в. и по ...

Здесь и выясняется, что существует не только возможность, но и известная необходимость в редуцировании культуры разными науками к той или иной конкретной форме ее бытия, изучение которой является смыслом существования данной отрасли знания. Каждая культура должна раскрываться определенной своей стороной и к ней, в сущности, сводиться. К примеру, для археолога культура — это совокупность материальных предметов, которые извлекаются из земли, характеризующая образ жизни и деятельности определенного народа в определенную эпоху (например, трипольская культура), а перед этнографом, который может наблюдать образ жизни определенного народа, его культура вырисовывается не столько в предметном, сколько в процессуальном плане, как живые формы деятельности людей. Предметом изучения и археологов, и этнографов является не что иное как формы бытия культуры, ее, так сказать, феноменологическое разнообразие, поэтому подобные типы редукции культуры для них вполне закономерны.

Такая привязанность культурологической мысли к данным наукам делает неудивительным перенос в философско-теоретическую культурологию этнографических взглядов на культуру и соответствующих ее интерпретаций. После того как в нашей философии в 60-е годы стала разрабатываться теория ценности, открылась возможность соответствующего взгляда на культуру, которая и была реализована в деятельности Н.Чавчавадзе и других грузинских философов. С другой стороны, для семиотика, интересующегося знаковыми способами хранения и передачи информации, органично представление о культуре как совокупности языков данного народа – словесного, музыкального, хореографического и т. д., а для историка нравов, религии, пенитенциарной системы столь же естествен взгляд на культуру как на саму информацию, которая содержится в этих языках. Мировосприятие данного народа, характер и уровень его знаний, его верований, нравственные и этические представления. Закономерно, что высокий научный авторитет этих новых дисциплин повел философский анализ культуры к ее семиотической и информационной трактовке. Всеохватывающий характер культуры в пространстве человеческого бытия делает необходимым формирование в ее недрах «механизмов» и «энергий», которые односторонни сами по себе, и потому нуждается в дополнении для успешного функционирования культуры в данной плоскости. Культура должна охватывать информационные процессы и семиотические способы их организации, должна соотносить отражение существующих и созидание еще не существующих объектов, традиционное и инновационное, самореализацию человека и его коммуникацию, способы обособления личности и ее приобщение к другим и других к себе, теоретическими и художественными способами освоения мира.

4. Философия как феномен культуры

Осмыслить культуру возможно в конкретной форме ее существования, в ее строении, функционировании и развитии. Такую задачу способна решить только философия. Задача философии состоит в преодолении узости, однобокости, частичности интерпретации культуры, свойственных частным наукам, проявлять инициативу и предлагать теоретическую модель культуры, решая свои конкретные задачи. Каким же способом философия как феномен культуры может достичь этой цели? Здесь нужен особый способ мышления, который проявляется в наши дни и в научном познании, и в техническом творчестве, и в проектной деятельности, и в медицинской, и в управленческой, все шире и глубже проникая в общественное сознание. Неудивительно, что он захватывает и сферу философского умозрения.

4 стр., 1534 слов

Историческая динамика социально-философской мысли кыргызского ...

... .их прогрессивная роль в развитии духовной культуры кыргызского народа. В исследование некоторых моментов историко-философского ... -философской мысли кыргызского парода вызвана не только внутренними потребностями развития самой философии, но и ... бытия человека вынуждают обратиться к их обстоятельному анализу. Во-вторых, изучение философского, этического и эстетического наследия кыргызского народа ...

В нашей отечественной философии разработку общей теории систем и методологии системных исследований начали еще в 60-е годы И.Блауберг, В.Садовский, Э. Юдин, А.Уемов, В.Сагатовский и ряд других ученых. В русле этого движения познавательной деятельности и было установлено, что все более настоятельная потребность науки и практики оперировать целостными и сложными системными образованиями требует выработки нового понимания самой методологии исследования подобных объектов и оперирования ими. Стало очевидным, что какое бы количество сторон, элементов, качеств человека, или культуры, или искусства мы ни перечислили, охарактеризовав каждую с предельной конкретностью, мы не получим представления о том, что есть человек, что есть культура, что есть искусство. Системный объект образуется не только составляющими его компонентами, но и тем, как они друг с другом связаны. Вместе с тем сама структура обладает разными степенями сложности. Ведь человек представляет собой гораздо более сложную систему, нежели животное, а животное — более сложную, чем растение, культура является более сложной системой, чем та или иная ее подсистема — материальная или духовная, религиозная или эстетическая, ибо по отношению к ним она является как бы системой систем.

Непременным остается действие общего закона бытия — преобладание информации над энтропией, структурности над аморфностью, космоса над хаосом, гармонии над какофонией, что и обеспечивает жизнеспособность, устойчивость, прочность каждой системы. Оснований нет полагать, что культура не попадает под действие этого закона. Как бы ни были тонки связи между разными сферами, уровнями, элементами культуры, они — эти связи существуют, и мы их явственно ощущаем даже тогда, когда не в силах объяснить их, выявить их происхождение и функционирование. В их наличии убеждает нас не общая теория систем — она лишь теоретически эксплицирует то, что интуитивно ясно каждому, кто попадает в чужую страну и непосредственно ощущает целостность ее культуры, то есть более или менее высокую степень ее самоорганизованности.

Изучение разного типа систем вело к выявлению различий между ними и в ряде других отношений. Так было выявлено различие между «закрытыми» и «открытыми» системами (а иногда и «замкнутыми» системами), то есть такими, функционирование которых не зависит от окружающей среды, и такими, которые живут именно взаимодействием со средой, обмениваясь с ней либо веществом и энергией, либо только энергией, либо информацией. Можно сказать, что существенно различны многие свойства и закономерности бытия разных типов системы.

Заключение

Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустройства, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека. Все чаще можно придти к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже целого региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику.

4 стр., 1545 слов

Генотип. Свойства нервной системы и способности человека

... деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею. Влияние свойств нервной системы на способности человека Способности человека и составляющие их структуру элементы кроме ...

Судьбы мира сплетаются с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа. Но вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен воспринимается конкретным человеком как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным и субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества. Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и разрушением экологической среды. Истончение озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение океана и рек — эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики.