Термин экология образован от двух греческих слов (oikos — дом, жилище, родина, и логос — наука), означающих дословно «наука о местообитании». В более общем смысле экология — это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).
Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким зоологом и философом Э. Геккелем, который, разрабатывая систему классификации биологических наук, обнаружил, что нет никакого специального названия для области биологии, изучающей взаимоотношения организмов со средой. Геккель определял также экологию как «физиологию взаимоотношений», хотя «физиология» понималась при этом очень широко — как изучение самых разных процессов, протекающих в живой природе.
В качестве самостоятельной науки экология оформилась лишь в ХХ в., хотя факты, составляющие ее содержание, с давних времен привлекали внимание человека. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучает эти проблемы.
Очевидно, что экология тесно связана с другими биологическими дисциплинами, например с зоологией и ботаникой. Это действительно так. На заре развития этих наук внимание исследователей было сосредоточено на систематике и строении организмов. Но уже в первых сочинениях по флоре описание каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест его произрастания. В изучении фауны также пришли к тому, что образ жизни животного взаимосвязан с условиями его обитания. Большинство этих сведений относятся, по существу, к экологии.
Теперь перейдем к следующему подразделению экологии, и будем рассматривать особь не изолированно, а в составе группы таких же особей, занимающих определенную территорию и относящихся к одному виду. Такие группы называют популяциями (от латинского слова популус — народ, или население).
Наша особь начинает испытывать влияние соседей, а главное — начинает размножаться. И здесь возникают новые проблемы, относящиеся к изучению влияния внешних факторов уже не на отдельную особь, а на их группу, на изменение ее численности и состава.
Влияние факторов окружающей среды на организм человека статья по физкультуре
... природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие ... болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаковых болезней. Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаковыми болезнями, попадая на территорию природного очага. ...
Жизнь и функционирование популяций достаточно сложный процесс. Дело в том, что популяция — не просто сумма отдельных особей. Взаимодействия организмов в популяции приводят к тому, что у нее появляются собственные свойства, отличные от свойств отдельных особей. Природная популяция всегда представляет собой некое единство. Под влиянием различных факторов численность (число особей) популяции, ее возрастной состав и область распространения могут значительно изменяться во времени. Часто эти изменения способны приводить к неблагоприятным последствиям. Например, вспышки численности насекомых-вредителей могут наносить большой урон сельскому хозяйству. И наоборот, ущерб может возникать вследствие снижения численности организмов, используемых человеком для своих нужд (промысловых рыб, охотничьих и других видов животных и растений).
Изучение жизни отдельных популяций, определение причин их изменений представляют собой большой материал, определяющий популяционную экологию. В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, называемое сообществом, или биоценозом (от греческих слов биос — жизнь и ценоз — общее).
Сообщество — довольно устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других факторов. Устойчивость сообщества определяется не только устойчивостью входящих в него популяций, но и особенностями взаимодействия между ними. Изучение сообществ позволяет более точно определять причины изменений численности отдельных групп организмов, правильно организовывать ведение сельского, охотничьего или лесного хозяйства, разрабатывать способы борьбы с инфекциями, планировать размещение населенных пунктов и т.д. Здесь мы сталкиваемся со следующим, еще более сложным разделом экологии — экологией сообществ.
Совокупность всех экосистем Земли, в пределах трех геосфер (литосферы, гидросферы, атмосферы), с которыми взаимодействуют живые организмы, образует самую крупную экологическую систему Земли, называемую биосферой (от греческих слов биос — жизнь и сфера — шар).
В биосфере протекают очень сложные процессы. Все живые организмы тесно взаимосвязаны между собой и со своим окружением, состоящим из элементов неживой природы. Это вода, воздух, почва, свет, температура. Организмы не только зависят от внешних условий, но и сами оказывают огромное влияние на окружающий их мир. Иными словами, живые организмы и неживая природа тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Изучение биосферы — наивысший по сложности раздел экологии, именуемый глобальной экологией.
В экологии имеются и другие подразделения. Одни из них ставит в центр внимания изучение человека. Эту отрасль экологии, использующую экологический подход применительно к человеческому обществу, называют сейчас наукой об окружающей среде, или экологией человека.
Итак, экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (включая человека) между собой и с окружающей средой. При этом объекты ее изучения — не только отдельные организмы, но, главным образом, их популяции, сообщества в определенных средах обитания, то есть природные экологические системы, развивающиеся и действующие по своим законам.
Природа человека в психоанализе Фрейда
... Это означает, что Фрейд рассматривал людей преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. Если бы ... человека. С позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под контролем ход событий своей жизни — не больше, чем миф. Холизм—элементализм. Фрейд опирался на холистическое представление о человеке. ...
Экология — жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию и в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин «экология» получил такое широкое распространение.
На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности, каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и, тем самым, изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. Все имеющиеся сегодня научные данные в области истории, археологии, географии, этнографии и других дисциплин подтверждают, что антропогенное воздействие на природу, несомненно, нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества, и отражало, в конечном счете, основные этапы человеческого развития.
Каждому из этих этапов были присущи свои специфические формы отношений человека с окружающей средой, сопровождающиеся и различным отражением природы в его мировоззрении.
1. Экологические мировоззрения
1.1 Архаическая эпоха
Начальной точкой развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха. На этом этапе люди еще, не отделяли ли себя от природы, они мыслили себя частью единой Природы. Это было обусловлено тем, что первобытный человек максимально зависел от природы. Образ его жизни не позволял ни встать над природой, ни игнорировать ее. Это и определило характерную черту экологического мировоззрения в архаическую эпоху — высокую степень психологической включенности человека в мир природы. В результате первобытный человек наделял природное окружение своими собственными свойствами. В сущности, для него окружающие объекты и явления есть не что иное, как люди в другом облике. Но со временем психологическая связь с миром природы сохранилась только с тотемными животными и растениями, которые при определенных условиях оказывали им сверхъестественную помощь. Существенную роль в отчужденности от природы сыграл переход к оседлому образу жизни. Теперь человек перевел взгляд с природы на самого себя.
1.2 Эпоха античности
На этом этапе складывается система представлений о богах как о творцах природы, которые обладают человеческими свойствами и обликом. Поскольку и человек, и природа были созданы богами, возникает своеобразное равенство и отчуждение: человек и природа равны перед богом, но отчуждены друг от друга. Складывается некая противопоставленность человека и природы.
Для античного человека природа бала не только материальной, но и духовной ценностью. Она выступала как образец, идеал гармонии, которому человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Но в целом, античность явилась шагом на пути отчуждения человека от природы. Началось научное осмысление природы, которая стала объектом изучения.
Зависит ли счастье человека от его мировоззрения
... подобное. Разве может идти речь о постоянном состоянии счастья? Не думаю. А теперь к вопросу о мировоззрении. Все-таки, зависит ли счастье человека от его мировоззрения? Я считаю, и да, и нет. Любого ... человека может внезапно посетить это чувство, как мы уже замечали, ...
1.3 Средние века
Появление монотеистических религий, в частности, христианства еще в большей степени отчуждало человека от природы. Поставив человека на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально поменяло характер восприятия природных объектов. Главное отличие человека от всего природного — наличие у него нематериальной божественной души. Таким образом, если античность, сделав природу объектом научного изучения, оставляла природным объектам «право» на душу, то христианство их этого полностью лишило. Человек освободился от обязанности боготворить природу, получил неограниченную свободу в обращении с природой. Все природные объекты лишились своей самоценности: они представляли интерес только в той мере, в которой могут служить человеку и быть полезными ему.
Итак, христианство, сформировав представление о иерархической картине мира, поставленной под знак Бога, в которой человеку отведено высшее положение, завершило отчуждение от природы.
1.4 Новое время
В Новое время сформировалось представление о человеке, как о субъекте, и о мире — объекте, которым человек манипулирует. Утвердилась абсолютная ценность человеческого разума, а поскольку внечеловеческая природа им не обладает, то, соответственно, ее ценность несоизмеримо ниже. В открытии и изобретении технических средств человек чувствовал свое господство над силами природы. Природа не должна существовать и развиваться «просто так», она должна служить человеку. Природа становится лишенной всякой самостоятельной ценности, признанной объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса. Этот последний шаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису. В Новое время сформировалось экологическое мировоззрение, которое характеризуется полной психологической противопоставленностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней.
2. История становления экологических мировоззрений
Выделяют восемь этапов в становлении и развитии экологии:
Первый этап, Второй этап, Третий этап, Четвертый этап
Пятый этап
Шестой этап, Седьмой этап, Восьмой этап
3. Новое экологическое мировоззрение
Только в последнее время люди стали осознавать, что природа не в состоянии справляться с сильными антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности. В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой, человек, как и прежде, обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению все происходящее.
американского инвайронментализма
Русский космизм.
В целом, русский космизм обосновал необходимость единства человека и природы, начал формировать представление и о ее определенной непрагматической ценности. Но, тем не менее, в них сохраняется объектное восприятие природы.
Экология претерпела поразительную метаморфозу. Из частной биологической дисциплины она всего лишь за последние полвека превратилась в колоссальную по своему охвату междисциплинарную область науки — меганауку, занимающуюся изучением воздействия на живое не только естественных факторов среды, всегда существовавших в природе, но и многочисленных процессов, порожденных человеческой деятельностью. Экология открыла миру глаза на процессы, имеющие глобальное значение, и в то же время именно с этими процессами связаны самые неприятные ожидания, а возможно и беды человечества. Человечество научилось искать новые ресурсы, то есть брать от природы все больше и больше. Ничего подобного раньше в истории биосферы не было. Оставаясь одним из видов живых существ, человечество вышло из-под контроля природных факторов. Природные механизмы уже недостаточны для сохранения биосферы, необходимы новые механизмы регулирования, основанные на понимании природных процессов, и, в какой-то мере — управление ими. Антропогенное регулирование — это предвидение катаклизмов, это своевременное снижение скорости процесса, это выбор между сиюминутной выгодой и долгосрочной устойчивостью. Современные идеологии должны базироваться на выборе между краткосрочной и долгосрочной выгодой в природопользовании. Новое мировоззрение человечества должно быть сформулировано с учетом того обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение «правил безопасности на планете», за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. Эта концепция получила название «экологического императива». Современное экологическое мировоззрение представляет собой следующий шаг развития гуманистической этики. Теперь уже речь идет не только о взаимном уважении между современниками, но и заботе о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы — «общего дома», в котором мы живем все вместе с множеством других населяющих ее видов живых существ. Это мировоззрение призвано обеспечить устойчивое развитие человечества, т.е. сохранение в течение неограниченно долгого времени стабильной и благоприятной для жизни людей окружающей среды. Оно базируется на нескольких фундаментальных принципах. Главным принципом устойчивого развития должна быть перманентная экономия, то есть целенаправленное и беспрестанное сокращение удельного потребления всевозможных руд, пресной воды, энергии и пр. Вторым принципом становится переработка всех отходов с тем, чтобы они не накапливались в опасных для людей и для естественных экосистем формах. Выгоднее всего для предпринимателей, да и для правительства об этом «на время» забыть. Но тогда очень скоро уже нашему поколению придется расплачиваться и национальным благосостоянием, и своим здоровьем за безответственный «кредит времени». Сознательное самоограничение потребительских инстинктов более эффективно, чем запреты, налоги и таможенные пошлины. Убеждение вместо принуждения. Если тоталитарные режимы имеют возможность просто заставить выполнить свои решения, то «зеленые» используют опыт и возможности демократического устройства общества, когда каждый вправе иметь свои собственные убеждения, хотя вынужден подчиняться мнению большинства. В то же время «зеленые» идут еще дальше, терпимо относясь к тем, кто с ними не согласен. Они обращают внимание, прежде всего, на самих себя и своим сознательным поведением способствуют посильному ослаблению экологического кризиса. «Зеленое мировоззрение» основано на свободе и значимости личности, но приобретает большую корректирующую силу благодаря кооперации и солидарности. Естественно, что при таком механизме принятия общественного решения необычайно повышается роль образования и просвещения, которые помогают личности самостоятельно определиться и в какой-то мере предохраняют каждого гражданина от воздействия недобросовестной пропаганды.
Мировоззрение человека
... обогащать мировоззрение. Поворот к человеку, человечеству, человечности, ... природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение ... этапов развития человечества, так же как и анализ духовного мира наших современников, показывает, что одним из важней – ших элементов является мировоззрение. ...
Биосоциальная природа человека
... практики, обеспечивает накопление и передачу знания. Уникальность человека как биосоциального существа предполагает его изучение естественными и ... мутационные процессы в популяциях человека, идет их адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды, в т.ч. к ... пересмотреть и отказаться от концепции технократического господства человека над природой, хотя, разумеется речь не идет об огульном ...
Заключение
Следует помнить, что экология — фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надо научиться правильно, пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства. Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами. В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных синтетических наук, решающую актуальную проблему современности — изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано, прежде всего, с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение среды различными токсикантами, обеднение и деградация природных экосистем.
Разработка современного экологического мировоззрения и законодательства, создание эффективных механизмов его реализации является непременным элементом построения общества, находящегося в гармонии с природой. На смену лозунгам типа «Человек — царь природы» или «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у неё наша задача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы только и существуем — к Природе, нашему общему и единственному дому — планете Земля. Осознание общих целей и трудностей, стоящих на пути, неизбежно будут рождать ощущение общепланетарного единства людей. Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Осознание единств человечества — одна из основ экологической нравственности и гуманизма.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/ekologicheskoe-mirovozzrenie/
1. Атфилд Р. «Этика экологической ответственности» // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности; М. 1990 г.
2. Радкевич В.А. Экология. Минск: Вышэйшая школа, 1998. 159 с.
3. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.
4. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.
5. Лаптев И.Д. «Экологические проблемы» М. 1992 г.