Эффективность управления в социальной работе

Многих специалистов социальных служб и их руководителей заботят вопросы: «Насколько мы успешны? Как измерить наши достижения и доказать, что они есть? Как увидеть проблемы, недостатки в работе и вовремя принять меры по их исправлению?».

Стержнем любой организации, в том числе и службы социальной работы, является система управления, от ее характеристик — логики процесса функционирования, динамики, профиля компетентности, надежности — зависят результаты работы организации Мишин, В.М. Исследование систем управления / В.М. Мишин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 16..

Изучение эффективности систем управления позволяет диагностировать состояние существующей системы управления, выявлять аномалии в функционировании системы управления, корневые проблемы менеджмента и разрабатывать проекты по ее улучшению. Таким образом, актуальность темы контрольной работы неоспорима.

Целью контрольной работы является изучение процесса планирования повышения эффективности управления в службах социальной работы. Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

  • ? дать определение эффективности управления;
  • ? обосновать необходимость определения эффективности управления;
  • ? описать факторы, влияющие на эффективность управления;
  • ? проанализировать процесс изучения эффективности управления;

— ? рассмотреть методику составления плана по повышению эффективности управления в службах социальной работы.

При написании работы использовались описательный и системный методы исследования.

Теоретической и методической основой послужили разработки В.М. Мишина, П.В. Палехова, П.Е. Горина, П.В. Романова и др.

Структура работы обосновывается логической последовательностью изложения и состоит из введения, пяти параграфов, общих выводов по работе и списка литературы, использованной при выполнении контрольной работы.

1. Понятие эффективности управления

Эффективность можно рассматривать как совокупную «пользу», измеренную относительным способом. Если польза есть, значит, есть и эффект (иначе говоря, быть в «плюсе»), если пользы никакой, то и эффект «нулевой», а если вместо пользы мы имеем «чистый» вред (в каждом плохом явлении почти всегда есть примесь полезного, равно как и в хорошем — примесь плохого, подобно тому, как нет только белого или только черного; значит нужно вычислять разность между хорошим и плохим), то эффект будет отрицательным. Эффективность отличается от эффекта только тем, что в ней вычисляется не разность между результатами и затратами, а отношение достигнутых результатов к затратам.

15 стр., 7346 слов

Управление как вид социальной деятельности

... организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей. [6; с.1] Основные понятия науки управления Понятия В широком ...

Эффективность управления организацией, прежде всего, касается внутренних характеристик организации и их взаимоотношений с рынком и институциональными издержками, среди них: координация, система передачи и механизм принятия управленческих решений Игнатьева, А.В. Исследование систем управления / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 42..

Для эффективной хозяйственной деятельности организации важны не только технологии, оборудование и материалы. Большое значение имеет процесс их применения, а также философия управления деятельностью людей.

В экономической литературе различаются многие аспекты эффективности управления организацией: внутренняя, внешняя, рыночная, общая, тактическая, глобальная и др.

Кроме перечисленных видов эффективности организации можно выделить локальные виды эффективности инвестиционных проектов организации, которые характеризуются системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.

2. Необходимость определения эффективности управления

Определение эффективности и выявление результатов управления социально-экономическими системами остается одной из наименее исследованных областей науки управления. Еще больше сложностей этот вопрос вызывает в практической деятельности органов власти и управления Черемушкин, С.В. Эффективность государственного управления / С.В. Черемушкин. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: [http://pubadm.narod.ru/ Publications/gos_effect.htm].

До недавнего времени на практике чаще всего этот вопрос возникал в связи с кризисным положением компаний. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования (т.н. «управленческий аудит»).

Другой распространенный случай — принятие решений о прямых инвестициях. Большинство профессиональных инвесторов (и в первую очередь венчурные инвестиционные фонды) прежде чем профинансировать какой-либо проект, проводят так называемую проверку «должной добросовестности» (due diligence) компании-реципиента, а, поместив средства в предприятие, тщательно следят за эффективностью их использования.

Кроме того, в последнее время все чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из компаний и взять за основу наиболее эффективную, «подгоняя» под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния/поглощения. Принимая решение о слиянии или поглощении, необходимо помнить, что возможные различия в системах управления объединяемых компаний, могут существенно повлиять на стоимость сделки за счет издержек, связанных с проведением организационной перестройки Горинов, П.Е. Оценка эффективности управления: предмет, методы, инструменты / П.Е. Горинов. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: [http://www.aup.ru/books/m74/ 4.htm].

3 стр., 1486 слов

Психология управления персоналом

... большое значение для повышения эффективности его работы. Психология управления изучает особенности информации, существующей ... проблемы в определенной области жизнедеятельности осознанно или нет, старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Качества личности руководителя Психология управления ... знания в области управления необходимы для понимания структуры, методов, механизмов ...

И, наконец, оценка эффективности системы управления компании просто необходима при проведении мероприятий по реинженирингу или внедрению корпоративной информационной системы.

Таким образом, совершенно очевидно, что оценка эффективности представляет чрезвычайную практическую ценность, поскольку позволяет подсчитать, насколько правильно выбраны направления деятельности и какой результат она приносит. Сама управленческая практика настоятельно ставит проблемы исследования качественной специфики как социальных систем, так и процессов управления ими, т.е. изучения их внутренних механизмов самоорганизации и саморегулирования.

3. Факторы, влияющие на эффективность управления

Факторы, влияющие на эффективность процесса управления целесообразно исследовать при помощи их разбиения на группы:

1. Факторы, связанные с объектом управления: природа объекта управления, стадия жизненного цикла, состав и количество элементов, его структура, степень открытости, степень инерционности, степень и особенности переработки информационных, вещественных и энергетических потоков. Природа объекта управления подразумевает под собой отнесение его к биологическому, социальному, экономическому и другим типам объектов. Стадия жизненного цикла подразумевает под собой определение состояния объекта управления в данный момент времени по отношению ко всей предыдущей истории функционирования. Структура включает в себя рассмотрение внутренних связей, отношений и иерархии в объекте управления.

2. Факторы, связанные с субъектом управления: структура, квалификация и опыт субъекта управления, принадлежность субъекта управления к определенной управленческой культуре, личностно-психологические особенности, общекультурные детерминанты, цели управления и критерии эффективности, мотивация. Структура субъекта управления подразумевает разделение на индивидуального и коллективного. Личностно-психологические особенности проявляют себя за счет многообразия возможностей в процессе выбора управленческого решения это благодатной почвы для самовыражения субъекта данной деятельности. Мотивация подразумевает наличие у субъекта управления внутреннего побуждения, заинтересованности в управлении и др.

3. Факторы, связанные с решаемой проблемой: уникальность решаемой проблемы, структура проблемы, взаимосвязь с другими проблемами, стадия развития, степень приоритетности решения. Уникальность решаемой проблемы существенно влияет на процесс управления вследствие недостаточности опыта решения подобных проблем субъектом управления. Структура проблемы подразумевает разделение проблем на многосвязные, простые, сложные, слабоструктурированные и др. Взаимосвязь с другими проблемами рассматривает общий фон проблематики управления. Стадия развития учитывает характеристики ее текущего состояния и т.д. Степень приоритетности решения подразумевает временные детерминанты решаемой проблемы.

10 стр., 4792 слов

Управление социальными системами: понятие, механизмы, инструменты

... Г. Система социального управления \Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2007 г. № 2 С. 4. 1.2 Основные понятия науки управления. Социальная система и его составляющие. Подходы к изучению социального управления. Объект и субъект социального управления ...

4. Факторы, связанные со средствами и методами управления: реализуемый тип управления, методы принятия решений, средства реализации управленческих решений, содержание и особенности механизма обратной связи, характеристики каналов коммуникации. Реализуемый тип управления подразумевает отнесение к реактивному, про активному, оптимизационному, ситуационному и др. Особенности и содержание обратной связи подразумевают выделение положительного и отрицательного видов. Характеристики каналов коммуникации рассматривают пропускную способность каналов, длительность транспортировки информации, наличие искажений, шумов и т.д.

5. Факторы, связанные с внешней средой: динамичность изменения основных параметров внешней среды, степень определенности внешнего окружения, сила воздействия активных параметров внешней среды, ограничительные параметры внутренней среды и их воздействие. Динамичность изменения основных параметров внешней среды подразумевает оценку темпов и масштабов изменений. Ограничительные параметры внутренней среды требуют рассмотрения объекта управления как сложной системы, с присущими ей внутренними противоречиями и ограничениями, что оказывает существенное влияние на качество управления объектом.

Итак, на эффективность управления влияют различные факторы, которые можно разделить на пять групп по определенным признакам.

4. Изучение эффективности управления

Изучение эффективности управления в организации связано с выделением критериев, по которым впоследствии оценивается фактическое положение дел в анализируемой организации.

Одним из способов решения проблемы критериев эффективности является упорядочение их с помощью фундаментальных характеристик организации. Такой подход связывает критерии с составными частями организации и, следовательно, вводит рациональную группировку, т.е. комбинацию критериев, касающихся исследованных ранее тем. Затем он помогает объяснить принцип иерархизации критериев, так как иерархизация в точности соответствует внутренней структуре организации.

Параметры функционирования системы также могут рассматриваться как параметры эффективности. Они позволяют оценить качество решения проблемы и достижение поставленных перед системой целей.

Для экономической организации параметрами эффективности могут быть: стоимость и время создания, доход и прибыль за фиксированный период и т. д. Не случайно при выборе состава параметров эффективности учитывается то, для чего создается система, а также цель исследования.

Оценивая экономическую эффективность, рассчитывают и оптимизируют доход, прибыль, убытки, производительность труда и др. Сложности векторной оптимизации привели к большому распространению приемов линеаризации критериев, которые предусматривают переход от векторной формы критерия к одномерной линейной. Наиболее известными являются аддитивные и мультипликативные критерии.

Главный минус такого типа критериев состоит в том, что недостаток одних качеств компенсируется за счет избытка других. Это неверно, прежде всего, в теоретическом плане, поскольку различные качества системы несравнимы между собой. Более того, для определения коэффициентов веса применяется экспертный метод, что снижает полную объективность оценки.

4 стр., 1717 слов

Роль и место организационных конфликтов в управлении организацией

... работы – рассмотреть роль и место организационного поведения в организации. Задачи: 1. Дать определение конфликтов в организации. 2. Рассмотреть виды конфликтов. 3. Рассмотреть основные стадии конфликтов. Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и ...

Другим подходом к формированию критериев эффективности является отнесение одной части параметров эффекта, которые нужно улучшить, к числителю, а другой части параметров, которые нужно уменьшить, — к знаменателю. Основным его недостатком является то, что при уменьшении знаменателя, а также при незначительной величине числителя можно обеспечить большое значение критерия. Поэтому для использования такого рода критерия необходимо применять ограничения или числителя, или знаменателя. Здесь наиболее известным является критерий «эффективность/затраты».

Еще один подход к формированию критериев эффективности заключается в максимизации или минимизации одного из параметров эффективности, а также в наложении ограничений на остальные.

Многофункциональные системы применяются на определенном фиксированном множестве условий. Для оптимизации всей системы оценивается эффективность вариантов в каждом из условий.

Признание характеристики успешности достижения целей как одной из мер результативности организации нередко считается экономистами нарушением основной аксиомы в традиционной теории эффективности производства, согласно которой эффективность должна измеряться лишь отношением результата (выхода) системы к примененным или затраченным ресурсам (входу).

Описание функционирования системы в виде зависимости ее «выходов» от «входов», вне связи с внутренним устройством — это модель ее поведения по схеме «стимул — реакция». Такая модель поведения объектов самой различной природы в силу ее крайней абстрактности позволяет выявить единый для любой системы параметр эффективности (отношение «выхода» к «входу»).

Обратной стороной такого обобщенного описания поведения систем является оставление в тени содержательных особенностей эффективности функционирования (и развития) целеустремленных систем.

Такие особенности становятся наиболее очевидными при переходе от схемы поведения целеустремленных систем к схеме их деятельности. Схема деятельности в качестве компонентов обязательно должна включать мотив, побуждающий к действию, цель, которая дает представление о будущем результате деятельности, и средство достижения цели. Для перехода от общей схемы деятельности к модели ее эффективности в последнюю необходимо включить фактический результат. Результативность функционирования и развития организации зависит от следующих факторов: