Разработка классификаторов технико-экономической и социальной информации

Проблема создания единого информационного пространства приобрела особое значение в нашей стране уже в начале 70-х годов в связи с разработкой Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для целей планирования и управления народным хозяйством (ОГАС).

Создание этой системы потребовало решения целого ряда важных вопросов. Среди них не последнее значение имел вопрос о разработке единых методических принципов построения информационного обеспечения ОГАС. Необходимо было установить единые требования к носителям информации, разработать единый язык формализованного описания данных, закрепить общие методические принципы организации технологического процесса обработки данных.

Одним из направлений решения этой важной задачи стала разработка Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ).

Координация всех работ по созданию ЕСКК ТЭСИ и разработка основополагающих нормативно-технических и организационно-методических документов была возложена на Госстандарт СССР, приемником которого является Госстандарт РФ, ныне Росстандарт, и Всесоюзный научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ).

Особенно активно работа по созданию ЕСКК ТЭСИ стала проводиться после принятия в 1971 году специального постановления Совета Министров СССР, в котором были определены учреждения и организации, ответственные за разработку классификаторов.

Основной целью, которая ставилась перед ЕСКК ТЭСИ, являлась стандартизация информационного обеспечения процессов управления хозяйством страны на основе применения средств вычислительной техники и новых информационных технологий путем создания единого языка формализованного описания данных.

1. Понятие классификатора

Главный результат работ по единой системе классификации и кодирования — создание классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Классификатор технико-экономической и социальной информации — нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. Общероссийский классификатор — классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией. Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой в социально-экономической области, в том числе при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, при межведомственном обмене информацией, прогнозировании, статистическом учете, банковской деятельности, налогообложении. Разработка общероссийских классификаторов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.

14 стр., 6829 слов

Статья: Экономическая и антропологическая интерпретации социального обмена

... существование капиталистических обществ, зародившихся, когда любые отношения социального обмена оказались редуцированными к экономическому обмену и стали восприниматься как его проявления, а сам обмен начинает концентрировать относительность относительного, превращаясь в глазах ...

Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 «Основы положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации», ПР 50-734-93 «Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации». Эти нормативные документы учитывают необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификаторами и стандартами, чему способствует прямое применение международных стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации.

2. Виды классификаторов

В настоящее время уже разработан целый комплекс общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, используемых для кодирования документной информации. Принятые Госстандартом России общероссийские классификаторы (всего 31, приложение А) охватывают основные виды технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене, такие как виды экономической деятельности, продукция, основные фонды, единицы измерения, валюты и другие [5].

То есть общероссийские классификаторы охватывают межотраслевую информацию. Но пока лишь 10 из них гармонизированы с международными и региональными классификациями и стандартами. Остальные классификаторы не имеют международных и региональных аналогов и поэтому соответствуют российскому законодательству и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации. Нужно отметить, что указанное выше число классификаторов неокончательное, их количество будет увеличиваться в дальнейшем.

Автоматизированное ведение общероссийских классификаторов и доведение их и изменений к ним до пользователей на машинных носителях и по каналам связи осуществляется с использованием информационно-вычислительной сети Госкомстата России, а их официальное типографическое издание осуществляется Росстандартом. Организационная структура ведения общероссийских классификаторов построена так, что ведение общероссийской классификации осуществляется ответственными учреждениями или головными организациями.

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 года № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» была закреплена общая классификация, в соответствии с которой они были распределены на восемь групп в зависимости от вида информации, на которую они разработаны:

1 — социальная информация; 2 — информация по описанию организации экономики; 3 — информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах; 4 — информация о природных и трудовых ресурсах; 5 — информация о финансово-кредитной сфере; 6 — информация об управленческой документации, показателях и единицах измерения; 7 — информация о стандартах и технологических процессах; 8 — прочие виды технико-экономической и социальной информации.

2 стр., 906 слов

Общероссийские классификаторы

... технико-экономической и социальной информации и уни-фицированных систем документации Российской Федерации", ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификато-ров технико-экономической и социальной информации". Эти нормативные документы учитывают необходимость гармониза-ции общероссийских классификаторов с международными классификациями и ...

Общероссийские классификаторы разрабатываются в тех случаях, когда они:

  • обеспечивают сопоставимость данных в различных областях и уровнях хозяйственной деятельности;
  • осуществляют гармонизацию с международными классификаторами;
  • информационно связаны с действующими общероссийскими классификаторами;
  • используются в общероссийских унифицированных формах документов.

Кроме общероссийских классификаторов в информационном обеспечении управления используются международные, межгосударственные, отраслевые (ведомственные) классификаторы ТЭСИ и классификаторы ТЭСИ предприятий, включающие в большинстве случаев объекты классификации, отсутствующие общероссийских классификаторах [4].

Международные классификаторы разрабатываются международной организацией и применяются при разработке аналогичных национальных классификаторов ТЭСИ.

Межгосударственные классификаторы принимаются Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Отраслевые классификаторы принимаются министерствами, ведомствами РФ и обязательны для применения всеми предприятиями данного министерства, ведомства, государственными корпорациями и объединениями, на которых возложены функции осуществления научно-технической политики в отрасли.

Классификатор ТЭСИ предприятия — классификатор, принятый предприятием или объединением предприятий и применяемый только этими хозяйствующими субъектами.

3. Цели и задачи классификаторов

Основными целями ведения общероссийских классификаторов являются [1]:

  • научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов;
  • поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии;
  • информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений

Общероссийские классификаторы предназначены для решения следующих основных задач:

  • обеспечения совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;
  • обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • обеспечения однозначной идентификации объектов правоотношений в правовых актах в социально-экономической области;
  • создания условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
  • обеспечения сопоставимости технических и экономико-статистических данных;
  • систематизации информации по единым классификационным правилам и их использования при прогнозировании социально-экономического развития страны, организации статистического учета и отчетности, в банковской деятельности, стандартизации, сертификации;
  • систематизации документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также сертификатов соответствия выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
  • информационного обеспечения основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;
  • содействия специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;
  • создания условий для унификации документации при осуществлении межведомственного документооборота;
  • обеспечения гармонизации с международными (региональными) классификациями, межгосударственными классификаторами или международными (региональными) стандартами по классификации

4. Ведение общероссийских классификаторов

В процессе ведения общероссийских классификаторов осуществляется предоставление изменений, внесенных в общероссийские классификаторы:

  • в информационно-вычислительную сеть Росстата;
  • в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;
  • для официального опубликования;
  • для включения в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов

Для включения в информационно-вычислительную сеть Росстата изменения, внесенного в общероссийский классификатор, ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на договорной основе передает с сопроводительным письмом:

  • копию организационно-распорядительного документа Ростехрегулирования о принятии и введении в действие изменения;
  • копию принятого изменения на бумажном носителе;
  • принятое изменение на машинном носителе (или по электронной почте в сети Интернет), подготовленную средствами Microsoft Word for Windows версии не ниже 2000.

При этом в Росстат не предоставляются на машинных носителях (или по электронной почте в сети Интернет) изменения, внесенные в общероссийские классификаторы, закрепленные за Росстатом, а также копии организационно-распорядительных документов Ростехрегулирования и изменения к тем общероссийским классификаторам, ведение которых не осуществляется с помощью информационно-вычислительной сети Росстата.

Росстат обеспечивает ввод изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, в автоматизированный банк данных общероссийских классификаторов и последующее доведение этой информации до территориальных органов Росстата с использованием информационно-вычислительной сети Росстата для предоставления пользователям информации, касающейся изменений, внесенных в общероссийские классификаторы [3].

Ведение ОКПО, включая принятие изменений к ОКПО и к разделу «Сельские населенные пункты» ОКАТО, осуществляется в установленном порядке. Для включения изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» комплектует данный фонд официальными публикациями этих изменений.

Официальное опубликование изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, осуществляется на государственном языке Российской Федерации ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты» и в соответствующей им электронно-цифровой форме. Внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов (или в файлы на машинных носителях) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов, включением принятых изменений а автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов (или в файлы на машинных носителях) по закрепленным за ними в соответствии с приложением А общероссийским классификаторам.

Итак, классификатор ТЭСИ представляет собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. Общероссийский классификатор (ОК) — классификатор, принятый Росстандартом. ОК распределены на восемь групп в зависимости от вида информации, на которую они разработаны. Разработка общероссийских классификаторов осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Заключение

Современная технология обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными системами базируется на комплексе государственных стандартов. Важнейшим комплексом, обеспечивающим информационную совместимость систем управления и баз данных, решение задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными, применение общих методологических подходов при формировании единого информационного пространства Российской Федерации, является система стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), которые должны удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификациями и стандартами ООН и Европейского Союза (ЕС).

Создание системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными классификациями и стандартами, необходимых для обеспечения учета социально-экономических изменений в стране, адекватного описания реформируемой экономики и достижения сопоставимости статистической, финансовой, банковской и других видов экономической информации, а также проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровнях, является одним из главных направлений развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) и унифицированных систем документации в Российской Федерации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/edinaya-sistema-klassifikatsii-i-kodirovaniya-tehniko-ekonomicheskoy/

1. ПР 50.1.024-2005 Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов, утверждены и введены в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 г. № 311-ст.

2. Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учебник — М.: 2006

3. Костомаров М.Н. Международные и общероссийские классификаторы информации как стандартный язык описания данных: учебное пособие. М.: РГГУ, 2000.

4. Костомаров М.Н. Классификация и кодирование документов и документной информации // Секретарское дело, 2003, № 11.

5. Саков А.А. Развитие работ по общероссийским классификаторам // Делопроизводство, 2003, № 4.

Приложение А

Перечень общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов, а также согласование изменений к ним

Наименование общероссийского классификатора и его аббревиатура

Обозначение

Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие разработку, ведение и применение общероссийского классификатора

Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие согласование изменений к общероссийскому классификатору

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

ОК (МК (ИСО / ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000

Росстандарт

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

ОК 002-93

Росстандарт

Минэкономразвития России, Росстат

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

ОК 003-99

Росстандарт совместно с Минздравсоцразвития России

Росстат

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

ОК 004-93

Минздравсоцразвития России

Росстат

Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

ОК 005-93

Росстандарт совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за техническую политику по продукции, находящейся в их ведении

Росстат

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)

ОК 006-93

Росстат

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

ОК 007-93

Росстат

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

ОК 009-2003

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

ОК 010-93

Минздравсоцразвития России

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

ОК 011-93

Росстандарт совместно с Росархивом, Росстатом, Банком России, Минфином России, Минздравсоцразвития России, Пенсионным фондом Российской Федерации, Минэкономразвития по соответствующим классам ОКУД