Система образования в Египте

Введение

Не смотря на то, что Египетская Цивилизация давным-давно прекратила свое существование, ее культурное наследие оказало огромное влияние на формирование будущих цивилизаций. Любые аспекты истории, культуры и религии Древнего Египта имеют огромное значение до сих пор, ведь мы имеем дело с цивилизацией прошедший весь путь: от самого зарождения до заката, то есть мы можем рассмотреть все эти аспекты от их предпосылок и зарождения до упадка и исчезновения вместе с цивилизацией. Так же можно и рассмотреть воспитание и образование в Древнем Египте. От его первобытных форм передачи семейного опыта и формировании начал нацеленного обучения (с появлением городов-государств и письменности) до системы образования, созданной государством, для обеспечения своего материального и духовного существования.

Египет является ведущей страной Арабского Востока и в этом качестве выступает как некий культурный маяк, крупный центр просвещения, к опыту развития которого внимательно присматриваются в арабском мире.

Действительно, Египет и сам себя позиционирует как продвинутую страну региона, где сосредоточены значительные культурные ценности, где раньше, чем в других частях арабского ареала были заложены основы для культурного, философского и научного возрождения арабского мира.

Особенности образования и науки в Древнеегипетском гос-ве

Период существования цивилизации Древнего Египта, как единой нации со своей культурой и религией охватывает приблезительно три — четыре тысячелетия. Это период примерно с рубежа IV — III тысячелетия до н. э., вплоть до III века н. э., египетская культура и религия растворилась вначале в христианстве, затем мусульманстве [1, 567-571]. За этот огромный период существоания Египетская Цивилизация прощла огрмный путь от зарождения единой национальной культуры, появления письменности, это время образования первых городов-государств (номов) и их последующего объединения в единое государство (Древнее Царство), влияния на него оказал неднократднакратный зават иноземными народами (переходные периоды), последующий расцвет империи в Новом Царстве – «Золотой Век» (XVI – XI вв. до н. э.), вплоть до упадка, Реставрации и заката.

1)Древнеегипетский язык и письменность

Древнеегипетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи. Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э. Письменность — на основе иероглифики.

6 стр., 2991 слов

Музыкальное образование советского периода

... период сопровождалось некоторым снижением его качества на начальной и средней ступенях. 1. Реформирование системы музыкального образования Музыкальные учебные заведения России, которые принадлежали к лучшим (прежде всего, ряд училищ и ... перестало существовать. Прекратили существование Придворная певческая капелла и Синодальное училище. Закрылось огромное количество частных музыкальных школ. Прекратил ...

Сами египтяне называли свою письменность «Буквы Слова Бога». По их представлениям, письмо находилось под особым покровительством бога Тота,существовалаи богиня письма Сешат.

На рубеже Раннего и Древнего царств (III тысячелетие до н. э.) окончательно оформилось иероглифическое письмо, которое впоследствии стало священным и использовалось вплоть до прихода христианства в Египет (II век н. э.).

Иероглифы могли записываться и читаться справа на лево, и слева на право и сверху вниз. Иероглифы могли одновременно обозначать сам предмет, букву, образ или идею чего-то. Это обеспечивало взаимозаменяемость иероглифов и разнообразие стилей и характеров текстов, но создавало трудности в виде огромного количества иероглифов (около 700 – 1000) и еще большего количества комбинаций для построения конкретных фраз (многие тысячи).

Примерно в начале Среднего Царства появляется новый тип письма иератический, образовавшийся в процессе упрощения иероглифов, теперь символы в основном обозначали конкретные буквы, которым присваивались соответствующие звуки из современной речи. Он служил для скорописи и повседневных документов, в отличие от уже «устаревших» иероглифов он шел в ногу со временем и изменялся вслед за устным языком (XXII — VIII вв. до н. э.).

Иероглифы теперь использовались только для ритуальных (священных) текстов и официальных государственных документов.

В более поздние периоды иератическое письмо сменяет демотическое (VIII в. до н. э. — V в. н. э.).

Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке)

2) Система счисления и математика

Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Математика была развита лучше, чем можно представить, исходя из дошедших до нас документов — известно, что греческие математики учились у египтян.

Основные сохранившиеся источники: папирус Ахмеса или папирус Ринда (84 математические задачи) и московский математический папирус (25 задач), оба из Среднего Царства (XXI – XVII вв. до н. э.).

Авторы текста неизвестны. В них полностью отсутствуют какие бы то ни было объяснения или доказательства. Искомый результат либо даётся прямо, либо приводится краткий алгоритм его вычисления.

Такой способ изложения, типичный для науки стран древнего Востока, наводит на мысль о том, что математика там развивалась путём индуктивных обобщений и гениальных догадок, не образующих никакой общей теории. Тем не менее, в папирусах есть целый ряд свидетельств того, что математика в Древнем Египте тех лет имела или, по крайней мере, начинала приобретать теоретический характер. Так, египетские математики знали дроби, умели извлекать корни и возводить в степень, решать уравнения, были знакомы с арифметической и геометрической прогрессией и даже владели зачатками алгебры: при решении уравнений специальный иероглиф «куча» обозначал неизвестное.

Древнеегипетская система счисления была непозиционной. Цифрами являлись иероглифические символы; они обозначали числа 1, 10, 100 и т. д. до миллиона.

4 стр., 1918 слов

Дети и компьютерные игры

... псевдо солидарная». 3. Влияние компьютерных игр на физическое здоровье ребёнка компьютерный игра культурный воспитание Кроме фактов негативно влияющих на эмоциональное состояния ребенка врачи обращают внимание на ослабление физического здоровья детей увлечённых компьютерными играми. Продолжительное и сосредоточенное ...

Числа, не кратные 10, записывались путем повторения этих цифр. Каждая цифра могла повторяться от одного до 9 раз.

Фиксированного направления записи чисел не существовало: они могли записываться справа налево или слева направо и даже вертикально .

Умножение египтяне производили с помощью сочетания удвоений и сложений. Деление заключалось в подборе делителя, то есть как действие, обратное умножению.

Египтяне использовали систему разложения наименьшего множителя на кратные числа, сумма которых составляла бы исходное число.

В области геометрии египтяне знали точные формулы для площади прямоугольника, треугольника, трапеции и сферы, могли высчитывать объемы параллелепипеда, цилиндра и пирамид.

Воспитание и образование в Древнем Египте

1) Взгляды на детей и их воспитание в Древнем Египте

Детей в египетских семьях всегда было много. До старшего возраста выживали не все дети, была весьма высока детская смертность. В крестьянских семьях считалось нормой иметь от десяти до пятнадцати детей, в более зажиточных и знатных было по пять – семь детей. Как и в большинстве древних культур, более желанными считалась мальчики, ибо только они могли продолжить семейное дело и род, но и девочки тоже были желанны, так как дочь красавицу можно выгодно выдать замуж. Плохой женой считалась та мать, которая рожала своему мужу только девочек. Золотой серединой считалось, чтобы мальчиков в семье была одна треть, а остальными были девочки.

До пяти – семи лет дети воспитывались дома. Мать заботилась о ребенке в годы его младенчества, она три года кормила его грудью и носила его на шее – такова была древняя традиция. В богатых домах и в семье фараона эту функцию выполняли кормилицы. С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок.

Годы детства – первые 5 – 7 лет, когда каждый был «мудрым малышом», то есть послушным ребенком, и следует отметить, что послушание это выражалось в полнейшей свободе. Дети были вольны делать все, что им заблагорассудиться. Дети из самых бедных семей играли тем, что смогут найти, это могли быть палки, камешки, битая посуда и так далее. Но были и настоящие игрушки: деревянные фигурки животных, деревянное оружие, деревянные куклы для девочек. Многие игрушки были

механическими, например, могли животные могли разевать свои пасти, а куклы двигать руками и ногами. Во всех домах держали домашних животных: кошек, собак, обезьян. Дети, так же как и взрослые, очень любили играть с ними. Еще у всех детей в почете были подвижные игры. Дети постарше играли в мяч: он был похож на современный бейсбольный: сшит из кожи и внутри набит чем-то мягким. Гонки и борьба были популярны среди мальчиков, танцы и домашние игры – среди девочек. Некоторые игры изображены на стенах гробниц; в одной из них играют четверо детей, двое из которых залезают на спину других двоих и перекидывают друг другу мяч. Смысл этой игры не трудно разгадать; это хорошее развлечение для молодых и проворных. В другой игре один мальчик стоит в центре, и четверо или пятеро других образуют круг, держа его за руки. Игра называется «обходя круг четыре раза». Но, к сожалению, до нас не дошли правила этой игры, и мы не можем знать, в чем она состояла. Еще все дети любили плавание. В садах богатых и знатных людей были пруды, а жители деревень могли воспользоваться Нилом или искусственными каналами.

10 стр., 4922 слов

Нарушения в поведении у детей

... принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, ...

Не следует думать, что египтяне и их дети проводили все свободное время в увеселениях и не занимались умственным трудом. Это не так. С древнейших времен египтяне играли в игру под названием сенет. Эта игра была крайне популярна во всех слоях населения. Это старейшая известная игра шашечного типа (около 3500 лет до н. э.).

Она упоминается в «Книге мертвых» и в мифах. Считается, что изобрел игру древнеегипетский бог знаний Тот. Правила игры весьма просты: два игрока, две стороны, игральная кость (определяет число шагов за ход), шашки (фигуры), доска 3х10, с игровыми полями, обозначаемая иероглифами, и имеющие неравнозначную оценку. Побеждает тот, кто доведет свои шашки до конца (как в нардах).

2) Система образования в Древнем Египте в эпоху Нового Царства

Эпоха Нового Царства (XVI – XI вв. до н. э.) – это период наивысшего расцвета культуры и государства. Египет становится величайшей империей, и от этого периода сохранилось великое множество культурных памятников и документов. Из них мы можем восстановить систему государственного устройства и соответственно рассмотреть систему образования сложившуюся обеспечивающую государственный и жреческий аппарат кадрами. На этой эпохе мы остановимся, ибо она ярче всего раскрывает систему образования в Древнем Египте. Система образования имела несколько условных ступеней и разветвлений. Образование могли получать все без исключения свободные египтяне, формально образование было бесплатным, если оно было при храмах, то оплачивалось из пожертвований и храмовой казны, если же школа находилась при государственных учреждениях, то финансировалась государством.

Первой ступенью образования были общеобразовательные школы при храмах и государственных учреждениях. Там обучали чтению, двум видам письма, счету, изучали литературу, основы геометрии, истории, риторики и этики. Ученики изучали два письменных языка, причем начинали с более сложного иероглифического письма, а только потом переходили к иератическому. В школах писали на черепках, обломках посуды или камней, папирус был достаточно дорог чтобы переводить его на учеников, писали с помощью тонких тростинок, расплющенных или разжеванных с одного конца в виде кисточки. Их обмокали в краску, коей было два цвета: основной – черный и красный, который использовался, так же как и в Древней Руси для красной строки. Краска была твердой, и ее нужно было измельчать и разводить в воде. После того как ученики запоминали основный иероглифы и знаки, они начинали писать тексты, вначале просто копируя их с других текстов, потом под диктовку учителя. Набор текстов был весьма разнообразен, это были рассказы и сказки, старинные заветы мудрецов прошлого, просто длинные списки слов не связанные никаким смыслом, стихотворения, деловые письма и т. д. Очень были популярны различные моральные поучения и наставления, например, очень интересно рассуждение о важности умения писать и читать, о положении человека умеющего это делать – писца:

  • «Человек мертв, тело его – пыль, все современники его обратились в пыль;
  • но надписи заставляют вспомнить о нем того кто произносит [молитвы за усопших]. Больше в письме пользы, чем в доме строителя или гробницы на Западе. Оно лучше, чем прочный замок или стела храма».

Превыше всего в учениках ценилось послушание и повиновение. За малейшую провинность наказывали. Наказания были преимущественно телесными, это были побои плетьми, розгами и даже палками. Ибо сказано: «Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности».

2 стр., 883 слов

Элементы обучения рисованию детей дошкольного возраста

... различные предметы, детям предлагается предметно – тематические задания, фиксируя, таким образом, внимание на рисовании отдельного предмета. Элементы обучения рисованию детей старшей группы (6-7 лет) ... рисования с другими предметами Образования. 4. содержание, методика проведения и организация занятий по изобразительной деятельности, должно быть, направлена на развитие детского творчества 5. ...

Обучение заканчивалось сдачей экзаменов по всем предметам, обыкновенно это происходило в двенадцать лет.

Дальше перед юношей стоял выбор: продолжить обучение или нет. То есть он должен был выбрать свою будущую профессию. Хотя порой выбора и не было, древняя традиция была такова, что в основном старшие дети перенимали профессию отца. Это могли быть профессии писца, жреца, врача, чиновника (управители, судьи, гос. деятели), архитектора, скульптора, художника и прочих ремесленных профессий. Еще была иная альтернатива — профессия военного. В эпоху Нового Царства в Египте сложилась профессиональная регулярная армия. И юноша закончивший школу мог пойти служить в армию фараона, там он продолжал свое обучение, он изучал историю, военное дело, владение оружием и прочие. Срок обучения до 16 – 18 лет, срок службы в армии около двадцати лет. Интересно то, что у любого рядового война был шанс дослужиться до высочайших чинов и званий, стать выдающимся и богатым человеком. Это прельщало многих, не смотря на постоянные военные походы и жесточайшую дисциплину.

Мальчики, решившие стать жрецами, оставались при храмах, там они изучали религиозные тексты и обряды. Потом сдача еще одного «экзамена», посвящения в сан жреца. Это было первым и главным таинством в жизни молодого жреца. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо все тело, умащали тело благовоньями и одевали в белое жреческое одеяние. Обучение жрецов продолжалось всю жизнь, они были самыми мудрыми и образованными людьми в Древнем Египте. В дальнейшем жрец (и только он) мог обучится медицине и стать врачом или магом (эти профессии были абсолютно равнозначны, и многие ученые их считают даже тождественными друг другу).

Для этого изучалась химия, зельеварение, магия, анатомия и прочие науки. Обучение врачей проходило в храмах Птаха и Исиды. Сохранилось множество медицинских и анатомических трактатов, описаний заболеваний и способов их лечения.

Многие мальчики оставались при государственных учреждениях и готовились стать писцами и чиновниками. При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов. На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наук. Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном далее, большое внимание при подготовке чиновника уделялось изучению иностранных языков. Чиновник должен был знать все, что ему может пригодиться в работе.

Например, он должен знать: сколько материала необходимо для строительства тех или иных сооружений, сколько нужно людей выделить для перевозки этого материала, сколько провианта необходимо отправляющемуся в поход войску, как поставить на пьедестал большую статую и т.д.

Эти сведения чиновнику были необходимы, чтобы сделать карьеру при дворе, и, в случае необходимости, выполнять ту или иную работу в зависимости от нужд государства.

5 стр., 2055 слов

Особенности обучения одарённых детей в странах Европы

... и осуществляют контроль за обучением одаренных (National Gifted and Advisory Group). Как отмечалось ранее, система образования одаренных ... обучения по отдельным предметам в старших классах и в университетах. Итак, рассмотрим подробнее состояние дел по проблеме одаренных детей ... образовании для одаренных детей и специальной подготовки для учителей. Конкретные требования ни к ее содержанию, формам, ...

Еще была особая профессия судей. Формально они тоже были чиновниками, но на деле они не подчинялись никому кроме вышестоящих судей, визирей и самого фараона. Судья должен быть честен, справедлив, должен знать божественные и государственные законы. Судей готовили при храмах богини правосудия и справедливости Маат.

Ремесленно-художественные профессии осваивались прямо во время производства. У мастера по тому или иному виду работ (художник, архитектор, скульптор, ремесленник и т. д.) было несколько учеников, они помогали ему и в процессе работы перенимали у него ремесло.

Конечно же, обрисованная нами система образования не была столь четкой, это ступени весьма условны, и в какие-то периоды и при различных условиях моги не соблюдаться или вообще отсутствовать. Например, многие дети ремесленных профессий не посещали школу, а сразу перенимали профессию отца, работая вместе с ним. Или же многие дети жрецов, по традиции старший сын, должны были занять место отца при храме после его смерти, и его с самого рождения готовили к этому.

А что же девочки? Женщина в Древнем Египте была полноправным членом общества. Но, не смотря на это, в школах их не обучали. Считалось, что женщина — это хозяйка дома и должна вести хозяйство. Девушки обычно рано выходили замуж (в крестьянских семьях в 12 – 13 лет, в прочих в 14 – 15 лет) и покидали дом родителей и навсегда оставались в доме мужа. Он был обязан содержать свою жену и детей. Была ли у женщин альтернатива? Да была. Служение при храме мужских и женских богинь. В храмах мужских богов они выполняли второстепенную роль, это были танцовщицы, музыканты, певицы. А вот в храмах женских богинь они были жрицами, это раскрывало им огромные возможности, по уровню образования они были равны жрецам мужчинам. Они не могли лишь становиться верховными жрецами богини (этот пост исключительно мужской).

Особо следует отметить воспитание в семье фараона и его двора. Дети фараона от старшей царицы (престолонаследники) и младших цариц и дети высокопоставленных сановников обучались вместе, по тем же методам что и все дети Египта. Но их круг обучения был намного шире, в числе прочего им преподавали историю, географию, этикет, религиоведение, политику, военное дело, очень была важна физическая подготовка и прочие. Царевны обучались отдельно от мальчиков, им преподавали: письмо, счет, историю, этикет, религиоведение. Что касательно обучения детей фараона от наложниц то оно было обыкновенным, как и у всех детей Египта (они не считались детьми фараона).

Система образования в Египте в наши дни

1) Уровни образовательных программ

Система образования Египта отличается высокой степенью централизации, она подразделяется на три этапа:

1)Базовое образование для детей 4-14 лет

а)Начальная ступень

детский сад в течение двух лет

б)Подготовительная ступень

начальная школа в течении 6 лет

2)Среднее образование

длительность от 3 до 6 лет.

3)Высшее образование

Длительность от 2 до 7 лет.

В соответствии с Законом о бесплатном обязательном образовании от 1981 года, все египтяне в возрасте от 6 до 14 лет должны иметь базовое образование, включающее начальную и подготовительную ступени. Дальнейшее образование зависит от возможности учеников.

3 стр., 1405 слов

Муниципальное образование как социально-экономическая система

... фонда, морфологические особенности местности и пр. Характеристика муниципального образования как системы Основными свойствами муниципального образования как социально-экономической системы являются следующие: - целостность - тесная взаимозависимость между подсистемами и элементами муниципального образования, требующая четкой координации действий и функций ...

Национальная система образования Арабской Республики Египет находится в ведении министерства образования. Система образования Египта включает в себя три основные ступени:

●Начальное образование

●Среднее образование

В школу принимаются дети в возрасте 6 лет. Обучение в школе обязательно до 12 лет. Общая продолжительность полного общего среднего образования составляет 12 лет.

Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины выпускников начальной школы продолжают обучение в средней школе. Еще меньшее число молодежи поступает в университеты

●Высшее образование

Высшая школа Египта включает более 150 учебных заведений, различающихся по уровню и профилю подготовки специалистов. Она объединяет университеты и специализированные институты, а также более 100 педагогических колледжей, технических школ и институтов, осуществляющих подготовку специалистов на уровне

среднего специального образования.

Как самостоятельное звено подготовки специалистов среднее специальное образование в Египте отсутствует.

Учебные заведения, осуществляющие подготовку на уровне специального образования по окончании двух-трёх лет обучения, выдают диплом с указанием специальности и присваивают соответствующую квалификацию.

Приём в университеты и институты осуществляется с учётом профиля школьной подготовки.

В институты принимаются лица со свидетельствами о полном среднем профессионально-техническом образовании при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Наряду с окончившими средние общеобразовательные и профессионально-технические учебные заведения в высшие учебные заведения принимаются выпускники педагогических училищ.

Ключевую роль в подготовке специалистов с высшим образованием играют университеты, в которых обучается более 80% всех студентов. Образование, даваемое в египетских университетах, пользуется признанием в других арабских странах и, поэтому университеты Египта ежегодно принимают на обучение студентов из соседних стран.

В университеты Египта принимаются лица, имеющие свидетельство о полном среднем общем образовании при оценках по профилирующим предметам не менее 75-90% от максимального балла. В отдельных случаях сдаются вступительные экзамены.

В 14 государственных университетах обучаются более 700 тыс. студентов. Кроме того, действуют Американский университет в Каире, основанный пресвитерианскими миссионерами, и Академия естественных наук и технологий.

Крупнейшие университеты — Каирский, Айн-Шама, Александрийский и мусульманский аль-Азхар. Последний основан в 10 в. и является одним из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. В 1996 открыли двери четыре частных университета.

9 стр., 4137 слов

Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

... возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика ... воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека – это процесс становления его ...

Обучение в университетах состоит из трёх последовательных этапов.

Первый этап – основной, на котором осуществляется общенаучная и общепрофессиональная подготовка, завершается присуждением степени бакалавра и выдачей соответствующего диплома с указанием профиля обучения.