Поведенческая экономика. И. В. Манахова поведенческая экономика

8

ской теории они принимались в качестве неизменных и заданных извне. Это означает, что они подвержены изменениями, что еще важ- нее, они могут формироваться, изменяться «внутри» деятельности людей под действием различных факторов, также воспринимаемых поведенческой моделью как эндогенные. Стало очевидно, что задан- ные извне объективные обстоятельства (определяемые классической парадигмой как объективные законы) не способны адекватно объяс- нить поведение субъектов экономики и их следствия, а значит, не мо- гут адекватно выполнять прогнозные функции. Соотношение объек- тивного и субъективного как философская составляющая метода эко- номической теории требует нового осмысления.

Отличительные характеристики поведенческой экономической теории как отдельного научного направления заключаются в отказе от

«трех китов» – предпосылки рациональности, преследования соб- ственных интересов и равновесия. Поведенческая экономика форми- руется как новое направление, в рамках которого осуществлено сме- щение акцентов с разработки формализованных моделей рациональ- ного поведения индивида в различных ситуациях выбора на процесс их экспериментальной и эмпирической проверки, выяснения степени согласованности (расхождения) традиционной экономической теории и выведенных из нее закономерностей, тенденций с реальными фак- тами хозяйственной деятельности. Поведенческий подход, в реально- сти присущий деятельности различных субъектов: от индивида и фирмы до рынков и регионов, – систематически воспроизводится, усложняется и позволяет выявить глубинные мотивы деятельности агентов, не всегда следующих канонам традиционной экономики.

поведенческой экономики

Джона Кейнса

(1883–1946) – автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Опреде- ляющей чертой концепции является «экономический эгоизм», то есть стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Идея

«экономического человека» длительное время доминировала в эконо- мической науке, принимая всѐ новые формы. Идею о том, что иррацио- нальное начало – периодически возникающие волны оптимизма и пессимизма – обусловливает волны делового цикла, выдвинул впер- вые Дж. Кейнс. Однако более глубокие исследования «стадного чув-

4 стр., 1801 слов

Поведенческая теория фирмы

... примера успешно развивающейся российской фирмы приведена история компании «Евросеть». 1. Теории фирмы в различных экономических школах 1.1 Классическая теория фирмы Классическая теория фирмы ставила своей задачей объяснить, ... хозяйственной деятельности и поиски равновесной цены представляются Смитом и как следствие конкуренции и как цель производства (фирмы). Традицию классической теории фирмы ...

9

ства» были возможны только на междисциплинарном уровне. В силу этого кейнсианская теория способствовала формализации моделями, предполагавшими слишком нереалистично высокие когнитивные воз- можности индивида. В результате новые кейнсианцы в споре с новы- ми классиками выдвигали только положения о жесткости цен и номи- нальных заработных плат как противопоставление их гибкости и воз- можности быстрого автоматического перехода к новому равновесию.

Другой же опорный пункт – полная рациональность индивидов (и их ожиданий) – как объект конструктивной критики в расчет не брался.

Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

Институционалисты

экономическая психология

берга , а получившая преимущественное развитие в западной психоло- гии маркетинговая ветвь была заложена Г. Тардом . Она охватывает психологические проблемы обмена, распределения и потребления.

Дж. Катона

Поведенческая теория игр

10

Данное направление исследований концентрирует внимание на трех направлениях:

математические теории, объясняющие социальное взаимодей- ствие людей при торгах и установление доверия между ними;

ограничения стратегического поведения и когнитивные возмож- ности учета шагов соперников;

модификация стратегий в процессе обучения людей на практике.

Дж. фон Нейман

рер , Э. Фер , Дж. Хенрич .

Использование математического аппарата теории игр в области экономической науки во второй половине прошлого столетия оказа- лось чрезвычайно плодотворным. В наибольшей степени это прояви- лось в тех разделах теории, объектом рассмотрения которых является стратегическое взаимодействие экономических агентов между собой в различных условиях и стремление наиболее оптимальным образом разрешить возникшую конфликтную ситуацию.

Принципы теории игр:

рациональности

общего знания

исключения доминируемых стратегий.

Теория игр доказывает, что если игроки не будут изменять свою стратегию, то рано или поздно они придут к какому-то равновесному состоянию, в котором выигрыш уже нельзя увеличить, продолжая следовать выбранной линии поведения.

Игра с ультиматумом., Равновесие по Нэшу., Равновесие по Парето.

11

Когда речь идет об общественных благах, компромисс индивиду- альных и групповых интересов становится достижимым. Тезис о том, что некоторые люди ставят достижение справедливости выше своих личных целей, был подтвержден и в ходе другого эксперимента, по- ставленного Дж. Хенричем.

При этом Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн, основатели теории игр , полагают, что поведение отдельного потребителя зависит и от поведения остальных участников отношений. Отсюда следует, что в процессе взаимодействия субъектов по поводу потребления и рас- пределения располагаемого дохода могут разрушаться даже устойчи- вые системы убеждений, и тогда выбираются чужие варианты пове- дения. Действительно, в реальной жизни можно наблюдать подобные явления.

48 стр., 23713 слов

Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика ...

... негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков. Объект исследования : девиантное поведение подростков Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков. Гипотеза : Если выявить склонности к девиантному поведению и ...

Результаты исследований ученых-экономистов предоставили ант- ропологам дополнительный аргумент в пользу того, что человеческой природе изначально присуща не только тяга к материальным интере- сам, но и стремление к справедливости и сотрудничеству с другими людьми.

1.2. Основатели поведенческой экономики

В качестве самостоятельного направления поведенческая экономи- ка в западной научной литературе появилась в 1960–70-х годах и активно разрабатывалась выдающимися учеными-психологами

Д. Канеманом, А. Тверски, П. Словик и экономистами Дж. Акерло- фом, Р. Шиллером, В. Смитом, Д. Ариели.

Даниэль Канеман (Daniel Kahneman)

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности – при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности».

Вернон Смит (Vernon Smith)

(1980-е годы).Обосновал роль экспериментального метода в поведен- ческой экономике.

12

Дэн Ариэли (Dan Ariely), Ричард Талер (Richard Thaler)

Д. Канеманом. Автор «теории подталкивания», или «управляемого выбора». Исследователь влияния эмоций на решения потребителей на рынке, выбор способа сбережений, ипотеки, выбор пенсионного фон- да. В 2015 году вышла его фундаментальная книга «Новая поведенче- ская экономика».

В. Соколинскому, А. Китову, Дж. А. Акерлофа, С. Дж. Дабнера

«Дарвиновская экономика».

С позиций поведенческих экономистов функционирование эконо- мики и эффективного управления важно объяснить с учетом психоло- гических особенностей человеческого поведения: перемены в чувствах, впечатлениях и настроениях. Экономическая теория без учета субъек- тивных факторов и иррационального начала вводит в заблуждение.

1.3. Развитие исследований

в области поведенческой экономики

Основатели поведенческой экономики отмечают, что в настоящее время ученые научились моделировать поведение только на основе экономических мотивов и рациональных реакций экономических агентов. Однако поведение экономики следует объяснять из следую- щей логической модели (табл. 1).

13

Таблица 1, Неисследованные области экономической теории

Экономические мотивы

Рациональные реакции

Неэкономические мотивы

Рациональные реакции ?

Экономические мотивы

Иррациональное реакции ?

Неэкономические мотивы

Иррациональное реакции ?

Поведенческая экономика объясняет любые экономические явле- ния в любом масштабе через призму психологии, рационально- сти/иррациональности и поведенческих механизмов.

Spiritas Animalis

Поведение агентов на рынке определяют иррациональные начала че- ловека, создающие волны оптимизма и пессимизма. Поведенческая эко- номика исходит из аксиомы частичного, но существенного непонимания индивидами законов функционирования рынка, что особенно проявля- ется в периоды кризисных явлений. Индивиды воспринимают только небольшую часть от общего объема информации в силу сложности мира экономики. Поэтому, несмотря на желание, они не могут осуществлять оптимальный выбор, предписанный теорией. Однако агенты готовы корректировать свои правила поведения методом «проб и ошибок».

12 стр., 5780 слов

Взаимосвязь социальных и экономических потребностей в процессе развития общества

... взаимосвязей и противоречий между экономическими и социальными факторами в общественном прогрессе. Задачами данной курсовой работы являются: 1. Изучение взаимосвязей социальных и экономических потребностей в процессе развития общества; 2. Изучение понятий экономической эффективности и социальной справедливости, условий компромисса и ...

Проверка , интерпретация экономических механизмов для любого экономического цикла, повсеместность применения для разных стран – добавляют новое измерение существующим моделям, которые не способны объяснить эйфорию, сменяющуюся пессимизмом. Эко- номическая действительность включает множество психологических переменных, отразить которые с помощью традиционных моделей не- возможно. Доверие, честность, оптимизм, иррациональность, мотивы поведения, оппортунизм, риск, вирусы и т. д. – предмет поведенче- ской экономики , которая обеспечивает эффективное управление эко- номическими системами.

15

МЕТОДОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2.1. Предмет исследования поведенческой экономики

Экономика – это живой организм, потому что ею управляют люди, а точнее, человек экономический. Рациональная и нерациональная со- ставляющие нашего выбора переносятся в экономику.

Поведенческая экономика

Одной из важнейших тенденций в современной науке является изменение форм рациональности как базового постулата неокласси- ческой теории. Кардинально меняется осмысление соотношения «ра- циональность – иррациональность», понимания, каким образом они влияют на формы экономической активности. Ученые, опираясь на результаты психологических исследований в области принятия ре- шений, доказывают, что люди не всегда ведут себя рационально, в своих собственных интересах из-за таких поведенческих черт, как проблемы самоконтроля, неумение делать различия между выгодами и убытками, трудности в выборе между большими наборами пара- метров, сложными продуктами, асимметрия в восприятии выигры- шей и потерь и т. д. В связи с этим многие результаты поведенческой экономики стали весьма актуальными для разработки экономической политики.