КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПО САРТРУ
§1 Регрессивно-продуктивный метод исследования личности.
Сам Сартр при исследовании творческой личности
руководствовался самостоятельно разработанным методом. Это
метод включал в себя три основных принципа: воспроизвести
детство творческой личности, раскрыть механизм
интериоризации объективно существующей социальной
реальности и экстериоризацию внутреннего мира, постигнуть,
каким образом творческая личность
реконструирует общество. Этот метод Сартр называет
регрессивно — прогрессивным. С помощью этого метода философ
изучал такие творческие личности, как Ш.Бодлер, Г.Флобер и
другие. Применим ли этот метод к самому его создателю?
По словам Сартра,» Мы живем в нашем детстве, как в нашем
будущем. Оно определяет жесты и роли в перспективе
будущего». Известное произведение Сартра «Слова» на первый
взгляд определяется как автобиографическая повесть, где
писатель довольно подробно рассказывает о своем детстве.
Как Сартр определял, исследуя детство творческой личности,
речь следует вести не о механическом воспроизводстве фактов
из жизни, а о том, чтобы вскрыть механизмы, которые на
прямую или косвенно повлияли на формирование личности этого
человека. Наверное, это и было одной из главнейших задач
Сартра при написании «Слов».
Эволюцию своей жизни философ рассматривает как движение
от репродуктивности к творчеству. Подразделение «Слов» на
две главы «Читать» и «Писать» отображает именно такую
схему.
§2 Система эстетических воззрений Сартра.
С детства маленький Сартр был погружен в мир книг.
«Книги — были для меня птицами и гнездами, домашними
животными, конюшней и полями. Книги — это был мир,
- 4 —
отраженный в зеркале», — писал Сартр. Может быть, эта
зазеркальность, в которой пребывал мальчик, впоследствии
повлияла на проблему воображения. По этому поводу вышли
следующие его труды: «Воображение» (Париж,1936), «Очерк
теорий эмоций» (Париж,1939), «Воображаемое» (Париж,1940).
«Воображаемое» предмет бытия, который составляет предмет
особого интереса Сартра. Проблемы воображения, в рамках
Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала
... стрессоустойчивости у подростков. Цель: исследовать и сравнить наличие стрессового состояния подростка с уровнем развития творческого ... ему внимание, доверять и помогать, как взрослеющей личности, принимать решения и выстраивать свою жизнь. И ... четкого плана действий. Проволочки — нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий. Поиски приключений ...
антропоцентрической теории Сартра, являются связующим
звеном между философией, литературой, искусством и
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/esse/po-filosofii-sartr/
человеком. И именно все это воплотил в своем творчестве
французский ученый. Выстраивая систему эстетических
воззрений, Сартр определился с существованием двух миров:
реального (во времени и пространстве) и ирреального (не
существующего ни во времени, ни в пространстве).
Произведение искусства, по Сартру, ирреально. Сознание
воспринимает эстетический объект(например, портрет Карла 8)
только в том случае, если осуществляет радикальную
неантизацию (феноменологическое «уничтожение» мира
отвращающимся от него сознанием, которое более не
воспринимает его), констатирует себя как воображаемое.
Реально же существует холст, краски, рамка и т.п. Карл 8 —
это эстетический объект, который ирреален, причем, как
считает Сартр, воображаемое никогда не может быть
реализовано. Нет перехода от воображаемого к реальному.
Реальное не нуждается в утверждении своей реальности. Это
результат ударов кисти, грунтовки холста. Но это и не
является объектом эстетических оценок. Освещая картину
лучом, мы тем самым не освещаем само существо, которое
изображено на данной картине. Сартр вводит понятие аналога.
Художник, создавая картину, создает аналог своего
психического образа. Зрителю следует говорить не о
реализации, а об объективизации воображаемого. Картина,
таким образом, должна пониматься как материальная вещь,
время от времени посещаемая ирреальным, которое как раз и
- 5 —
есть нарисованный.
Точно такая же трактовка может быть положена и в основу
исследования и литературного, и музыкального произведений.
Поэтому Сартр приводит пример, ставший классическим. Он
показывает ирреальность произведения искусства в музыке.
Оркестр исполняет седьмую симфонию Бетховена. Мы можем
отдавать предпочтение тому или иному оркестру, дирижеру,
связывая это с наивным желанием услышать симфонию в
«совершенстве». Ошибки плохого оркестра представляются как
насилие над произведением великого Мастера. Что же такое
«лично» седьмая симфония Бетховена? Очевидно, как определят
Сартр,это вещь,то есть нечто, что находится перед
слушателями, оказывает сопротивление, длится и
продолжается. Реальна или ирреальна эта вещь? Согласно
концепции Сартра, ученый склонен ко второму определению.
Седьмая симфония не существует во времени, это не событие
такого-то числа, такого-то года. Через неделю можно
услышать эту же симфонию в исполнении другого оркестра.
Разница лишь в том, что сыграна она будет лучше или хуже.
Люди по-разному слушают музыкальные произведения. Некоторые
Проблема свободы и ответственности личности в философий экзистенциализма ...
... Сартра становится не свобода, а ответственность и вина. Он формулирует «парадокс свободы»: свобода имеется только в ситуации, а ситуация существует только через свободу. ... и активно, то вещи, являющиеся объектами сознания («феноменами»), должны быть инертны и неподвижны; если сознание внутренне противоречиво, то вещи должны быть чистой позитивностью, абсолютным тождеством с собою. О мире вещей ...
стараются пристально вглядываться в оркестр. Но они не
видят того, что смотрят. На самом деле симфония не
находится в зале, ее нет между стенами, нет и на конце
смычков. Нет ее и в прошлом. Симфония полностью в
нереальности. Никто не может изменить ни одной ноты этого
произведения. Однако ее появление зависит от вполне
реального. Симфония проявляет себя только через элементы
своего аналога (им является исполнение).
Мы слушаем ее не
реально, а в воображаемом. В связи с этим следует говорить
не о переходе мира театра или музыки к миру повседневности,
а имеет место переход от воображающей к реализующей
позиции. Эстетическое созерцание, как определяет Сартр, это
спровоцированный сон, переход же к реальности есть
подлинное побуждение. Согласно той же концепции о
- 6 —
существовании двух миров, Сартр выводит определение
красоты. Какой-либо цвет картины, например, красный,
рассмотрим вне этой картины, сам по себе, хотя и вызывает
чувственное наслаждение, но не имеет ничего
эстетического. Красный цвет на картине воспринимается как
часть ансамбля, и именно в этом ансамбле он прекрасен. Еще
Блаженный Августин писал: «Как картина с черным цветом, на
надлежащем месте, так и совокупность вещей , если кто может
окинуть его взором, представляется прекрасным даже с
грешниками». Возвращаясь к Сартру, следует отметить, что
эстетическое наслаждение реально. Оно является способом
восприятия ирреального объекта. Эстетический объект
конституируется и воспринимается воображающим сознанием,
которое полагает его как ирреальное. Следовательно,
реальное никогда не бывает прекрасным. Красота, по
Сартру:- «это ценность, которая применима только к
воображаемому и содержит в своей сущностной натуре
неантизацию мира». Для человека труднее всего признать то,
что не существует, что ирреально. Сартр пытался познать
это. Русский философ начала 20 столетия Л.Шестов в работе
«Апофезес беспочвенности» писал о том, что существуют два
разных понятия :»понять» и «познать». По его словам, они
имеют не только неодинаковый, но и разный смысл,
противоположный по своему значению. «Так как все наши
умственные стремления сводятся к тому, чтобы понять мир, то
мы отказываемся познавать многое, что не укладывается на
плоскости современного мировоззрения. А казалось бы,
наоборот; казалось бы, что в интересах знания нужно бы
жертвовать — и и очень охотно понимаем, ибо понимание
все-таки второстепенная вещь»,- писал Л.Шестов. Он является
одним из русских философов, в учениях которого берут начало
первоначальные формы философии экзистенциализма.
- 7 —
глава 2
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР САРТРА
§1 Философия свободы.
Возвращаясь к творчеству Жан-Поль Сартра, особое внимание
следует обратить на его исследования литературной
Рассмотрение философии экзистенциализма Жана-Поля Сартра
... данного мира "в себе". Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самостоятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и ... смысл. А также осветить жизнь Сартра и его общественную деятельность. Материалом для написания реферата послужил рассказ «Стена», который я постараюсь проанализировать. Сартр был, кроме прочего, общественным ...
деятельности. Еще с детских лет Сартр пробовал себя на
литературном поприще. Это приносило ему громадное
удовольствие. «Я принимался писать и тут же откладывал
перо, счастье переполняло меня». Вскоре простое
удовольствие переросло в нечто более серьезное:»Все
прояснилось: писать — значит украсить еще одной жемчужиной
ожерелье муз, оставить потомству память о поучительной
жизни, защитить народ от него самого и от его врагов…» —
писал Сартр. Один из вечных вопросов: что побуждает
писателя творить? Сартр отвечает вполне определенно: Одним
из основных мотивов художественного творчества, несомненно,
является наша потребность почувствовать значимым по
отношению к миру». Это тогда, в детстве, пишет Сартр:» мне
и в голову не пришло, что можно писать, чтоб тебя читали».
Позже он пишет: «Искусство существует только ради других и
благодаря другим». Сартр подчеркивал роль сотворчества
писателя и читателя. Писатель, обращаясь к читателю,
взывает к его свободе. Из отношения между двумя данными
субъектами философ выводит закон свободы. Никто не может
обязать автора верить, что его читатель будет использовать
свою свободу. Именно и тот и другой принимают свободное
решение». О такой же свободе говорит и Л.Шестов:»Каждый
философ сам выдумывает свои истины. Это значит: он хочет,
чтобы его ученики обманывались по выдуманному им способу,
право же обманываться на свой манер он оставляет за самим
собой. Почему? Почему не представить каждому человеку право
обманываться, как ему вздумается?»
Говоря о свободе, Сартр определяет, что человек свободен,
- 8 —
человек — это свобода. Человек осужден быть свободным.
Осужден, потому что не сам себя создал. «Свобода — это
человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры…»-
такова сартровская формула свободы. Функция литературы
должна заключаться в том, чтобы сделать человека абсолютно
свободным, помочь осознать себя им, ведь свобода — это
судьба человека. «Я взглянул в лицо своей судьбе и узнал
ее; то была лишь моя свобода». Говоря об особой роли
литературы, искусства в целом, Сартр имеет в виду лишь
настоящее, истинное искусство.» Культура ничего и никого не
спасает, да и не оправдывает. Но она — создание человека:
- он себя проецирует в нее, узнает в ней себя; только в этом
критическом зеркале видит он свой облик». Вообще, слово
«проекция»-одно из наиболее любимых у Сартра, невольно оно
становится таковым и у тех, кто сталкивается с точкой
зрения Ж.-П.Сартра. Согласно теории о том, что
существование предшествует сущности, человек, по Сартру,
Закономерности становления и развития общетеоретических взглядов ...
... исследования, Цель и задача курсовой работы, Объектом исследования, Методы исследования. . При написании курсовой работы автор использовал опубликованные труды Ж.-П. Сартра и его исследователей, которые ... свободе и подлинности существования человека. О высокой и чистой любви, не омраченной бытовыми склоками. О великом предназначении, пронесенном, как факел, через всю жизнь. Жан-Поль-Шарль-Эймар Сартр ...
становится человеком после того, как сделает себя сам.
Человек — это проект. Человек проецирует себя в будущее.
§2 Писатель Великой войны и Великого террора.
Философское проза Сартра вошла в золотой фонд современной
культуры. Сартр — блистательный литератор 20 столетия.
Сартр — писатель и мыслитель, которому тесно в рамках
академической философии и изящной словесности. Подобно
Л.Толстого и В.Соловьеву он обладает чувством
ответственности писателя — интеллигента перед обществом:
делая духовный, ценностный выбор, человек принимает на себя
ответственность за судьбу всего мира.
Художественный мир Сартра характеризуется собственной
символикой, где отвлеченные идеи философа существенно
корректируются, порой опровергаются, имеют особое
содержание, особые формы образного мышления.
Герои Сартра — часто затворники, они тяготятся в
соприкосновении с ближними, болезненно нуждаясь в них.
- 9 —
Затворничество для них — это компромисс, позволяющий
как-то сохранить свою личность в неприкосновенности, как-то
ослабить гнетущее воздействие мира.
Природа у Сартра — не творящая, а поглощающая, она
агрессивна, омерзительна. Тело человека предательски
открыто, проницаемо для природных обменных процессов:
персонажей то и дело тошнит, от ужаса, от качки и т.д.
Проза Сартра изобилует отталкивающими мотивами: вместо
чистого лика Мадонны женщина в его романах — «толстая
розовая масса». В его произведениях проявляется культ отца.
Фигура отца символизирует власть: семейную, общественную,
государственную, божественную. Сартр не идеализирует своих
героев, но считает, что их поступки совершаются
бессознательно, они в них не раскаиваются, но терпят
поражение в своем бунте.
Если философия Сартра трансисторична, законы
человеческого бытия он считал действительными для всех
времен, то его литературное творчество окрашено цветами
одной специфической эпохи. Хронологически она размещается в
период 1937-1951 годы, после чего активность Сартра —
художника спадает. Это период тоталитарных режимов в разных
странах Европы. Хотя сама Франция на страдала тоталитарной
эпидемией (кроме 4-х летней фашистской оккупации) он чутко
улавливал общеевропейские веяния.
Он был защитником свободы личности, противником
тоталитарного режима. Сартр навсегда остался писателем
Великой войны и великого террора.
- 10 —
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги, можно сказать, что метод исследования
творческой личности, разработанный и применяемый Сартром,
может быть применим и к исследованию его творчества.
Несомненно, детство Сартра в очень большой мере повлияло на
всю дальнейшую его жизнь. Отзвуки детства слышны во многом.
Занимаясь проблемой реконструирования фактов из жизни,
реконструируя детские годы героев своих исследований, Сартр
подробно и самым наисерьезнейшим образом составляет
Реферат по философии смысл жизни человека
... Древняя Русь не знала вопроса о смысле жизни. Человек - это краткий миг на пороге вечности. Античная философия говорила о высшем блате, которое ... тем она будет меньше по объёму и богаче по содержанию. В конце концов, путём персонификации индивида, отдельного человека, ... человек выполняет. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чём сущность человека как личности, каково её место в мире ...
«Слова». Механизм интериоризации объективно существующей
социальной действительности продемонстрирован в таких
работах Сартра, как эссе «Размышление о еврейском вопросе»
и статье «Экзистенциализм — это гуманизм», в которых автор
вскрывает многие проблемы человеческого общества и чисто
философски, без каких-либо амбиций пытается найти пути
верного их решения. А где, как не в автобиографии
раскрывает нам писатель тайны внутреннего мира. В » Словах»
механизм экстериоризации представлен полно и искренне.С
помощью экзистенциалисткой теории Сартр видит возможность
конструирования общества путем реконструкции
индивидуальности каждого».
Проблемы, затронутые и прекрасно раскрытые Сартром в его
многочисленных произведениях, несомненно, актуальны для
нашего времени. Мы возвращаемся к признанию приоритета
общечеловеческих ценностей, признанию того, что человек в
этой системе должен занимать главенствующее место.
В свое время прилагательное «экзистенциалистический» было
в моде и ассоциировалось с черными узкими брюками и
длинными гладкими волосами. Оно становилось для некоторых
синонимом бесхарактерности. Сартр объяснил, что нет,
экзистенциализм , это напротив, отказ от покорной жизни.
Это борьба за осознание. Осознание человеческой ценности, а
следовательно и возможности,
В одном из современных молодежных журналов Франции
- 11 —
находим статью, посвященную творчеству Ж.-П.Сартра и
С.Де-Бовуар. Автор говорит о необходимости рассмотрения
этих двух фигур вместе, о невозможности их разъединения. «В
их жизни было много общего. Их труд, как и они сами,
остается и индивидуальным и единым, цельным… Иногда,
блуждающие по собственному благородству, эти два философа
свободы одновременно оказывали влияние и отражали
противоречия тридцатилетней интеллектуальной жизни. Можно
их критиковать. Но нельзя их недооценивать».
- 12 —
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/esse/po-filosofii-sartr/
1.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/Под
ред. И.Т.Фролова.-М.:Политиздат,1989.-с.314-332.
2.Долгов К.М. Эстетика Ж.-П. Сартра //Знание —
Эстетика.-М.:Знание,1990.-N3,64c.
3.Сартр Ж.-П. Слова/М.:Прогресс,1966.176с.
4.Сартр Ж.-П. Стена, Избранные произведения/М.:
Издательство политической литературы,1992.-479с.
5.Философский словарь/под ред. Розенталя М.М., Юдина
П.Ф.,М.:Политиздат, 1963.-С.513.
ВОПРОСЫ
1 В чем суть регрессивно-продуктивного метода Сартра?
2 На чем основана система эстетических воззрений Сартра?
3 Каким образом эта система может быть использована при
исследовании произведений музыки и живописи?
4 Каково отношение Сартра к свободе?
5 Почему Сартр утверждал, что экзистенциализм — это
гуманизм?
6 В чем актуальность концепции Сартра?
Жан-Поль Сартр: «Экзистенциализм – это гуманизм»
... чем неоправданно обвиняют экзистенциализм по мнению Сартра? Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, ... бытия. Крайности субъективизма столь же чреваты непреодолимыми трудностями, как и крайности субстанционализма. Очевидно, что проблематика «природы человека» переплетается и отчасти совпадает с проблематикой «смысла жизни». Как Сартр ... выбираем, – всегда благо. Но ничто не может быть благом для ...
7 Как Сартр понимал творческую личность?
8 В чем специфичность философской прозы Сартра?
9 Каковы наиболее известны философские труды и
литературные произведения Сартра?
10 Каким образом философское понимание культуры по Сартру
помогает осмысливать и развивать новую культуру?